Гвидо да Сиена (итал. Guido da Siena) — итальянский художник, работавший в Сиене в период между 1260 и 1290 гг. Сиенская школа.
Гвидо да Сиена традиционно считается если не отцом-основателем всей сиенской школы живописи, то по крайней мере одним из двух отцов (вторым считают Коппо ди Марковальдо). Вокруг его фигуры уже много десятилетий не утихают дискуссии. Единственное произведение, на котором есть его подпись, это «Маэста» (то есть торжественная Мадонна с младенцем на троне) из церкви Сан Доменико (ныне в Палаццо Пубблико, Сиена), однако даже вокруг этой картины много лет идут споры. Дело в том, что кроме подписи «Guido de Senis» на ней стоит дата — 1221 год, однако лики Мадонны и младенца написаны в манере второй половины XIII века, близкой Чимабуэ. В начале XIII века лики писали иначе, примитивнее. Мнения специалистов разделились. Одни считали, что это действительно работа 1221 года, однако лики были переписаны в XIV веке Уголино ди Нерио. Другие считали, что кто-то умышленно записал прежнюю настоящую дату, однако рентгеновское исследование этой точки зрения не подтвердило. Третьи предполагают, что эта икона была переписана с более древнего образца с целью его замены (в усовершенствованном виде), с него, якобы, были перенесены и цифры. Так или иначе, но это гигантское произведение, размером 2,83 х 1,94 метра стало той точкой отсчета, с которой специалисты стали пытаться воссоздать творчество Гвидо да Сиена.
Художественная деятельность Гвидо да Сиена пришлась на тот период в сиенской истории, когда после битвы при Монтаперти, состоявшейся 4 сентября 1260 г. в которой сиенские гибеллины победили флорентийских сторонников папы — гвельфов, в Сиене стал нарастать культ Мадонны. В отместку за поражение папа римский 18 ноября 1260 года отлучил Сиену от церкви. Для религиозных сиенцев было очень важно, чтобы несмотря на это Мадонна по-прежнему стояла на стороне сиенской коммуны. Отчасти для утверждения этого (а отчасти в пику папам) образ Мадонны из чисто религиозного стал трансформироваться в образ политический. Прототипом этой новой манеры изображения Мадонны послужила византийская икона «Богоматерь одигитрия», однако сиенцы воссоздали ее образ по своему. На «Мадонне дель Бордоне» (1261 г. ц. Санта Мария деи Серви), написанной Коппо ди Марковальдо, можно видеть вполне светский наряд, похожий на одяние цариц, хоть и написанный в иконописной традиции, а на мафории Мадонны видны царские орлы (царские орлы присутствуют и на «Маэста» Гвидо, они украшают ткань на спинке трона — мотив, позаимствованный у Коппо). Из образа духовной защитницы Мадонна трансформировалась в образ республиканской владычицы, а ее царственный статус и власть над городом стали подчеркиваться присутствием свиты из четырех святых покровителей (идея тоже явно позаимствованная у византийского иконостаса). Именно так предстает Мадонна в работе Гвидо да Сиена «Мадонна со святыми» (ок.1270 г.,Сиена, Пинакотека). В дальнейшем царская свита Мадонны всё более разрасталась, у Дуччо она составляет уже 40 персон.
«Маэста» Гвидо да Сиена тоже по всей вероятности не была отдельным образом, но представляла собой триптих. Специалисты предполагают, что по сторонам от Мадонны были расположены изображения святых. Поводом для такой версии служит то, что треугольное навершие этой иконы с изображением благословляющего Христа и двух ангелов хранилось в другом месте, в бенедиктинском монастыре Сиены, то есть это по всей вероятности алтарь, который был разобран.
О жизни Гвидо да Сиена почти ничего не известно. Искусствоведы обозначают круг художников, у которых он мог учиться, но этот круг разнообразен — от Бонавентуры Берлингьери до Диетисальви ди Спеме. Кроме двух названных здесь работ, Гвидо приписывают «Мадонну с младенцем» из сиенской Пинакотеки, и несколько небольших произведений с изображениями евангельских сцен из разных музеев, принадлежность которых творчеству Гвидо да Сиена время от времени оспаривается.
Творчество Гвидо да Сиена оказало значительное влияние на развитие сиенской живиписи конца XIII — начала XIV века.
Литература
Искусство итальянского Ренссанса. Под редакцией Рольфа Томана. Konemann. 2000.
Diana Norman. Siena and the Virgin. Art and Politics in a Late Medieval City State. Yale University Press. 1999.
Источник: ru./wiki/Гвидо_да_Сиена
Другие работы по теме:
Текст в тексте
Текст в тексте - своеобразное гиперриторическое построение, характерное для повествовательных текстов ХХ в. и состоящее в том, что основной текст несет задачу описания или написания другого текста, что и является содержанием всего произведения.
Прикладное искусство Возрождения
Изобразительные тенденции, варьирование реальных форм в разнообразнейших комбинациях и сочетаниях пронизывают прикладное искусство почти во всех его видах, освобождая его от типичной для средневековья прямой подчиненности архитектурным мотивам.
Морис Метерлинк. Монна Ванна
События разворачиваются в Пизе в конце XV в. Начальник пизанского гарнизона Гвидо Колонна обсуждает со своими лейтенантами Борсо и Торелло сложившуюся ситуацию: Пиза окружена врагами — войсками флорентийцев.
Аделаида Парижская
Аделаида Фриульская (фр. Adйlaпde de Paris, Adйlaпde de Frioul, ок. 850/853 — 10 ноября 901, Лан, Эна, Франция) — королева Западно-Франкского королевства в 877 — 879 годах, вторая жена Людовика II Заики.
Липпо Мемми
Введение 1 Краткая биография 2 Фрески в Сан Джиминьяно 4 Работы художника Список литературы Введение Липпо Мемми (итал. Lippo Memmi, работал с 1317 по 1350, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа.
Угрюмов, Григорий Иванович
Введение 1 Биография 2 Галерея картин Список литературы Введение Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (30 апреля (11 мая) 1764, Москва — 16 (28) марта 1823, Санкт-Петербург)[1] — исторический живописец и портретист; представитель классицизма.
Диетисальви ди Спеме
. «Ильдебрандино Пальярезе», таволетта, деталь. 1264 г. Сиена, Городской архив. Диетисальви ди Спеме (итал. Dietisalvi di Speme, впервые упоминается в 1250 г. — работал в Сиене до 1291) — итальянский художник, сиенская школа.
Андреа Ванни
, или Андреа ди Ванни д’Андреа (итал. Andrea di Vanni d’Andrea, ок. 1332 — 1414, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа. Андреа Ванни был не столько художником, сколько политическим деятелем и дипломатом, поэтому его фигура интересна скорее с исторической точки зрения, нежели с точки зрения искусства.
Мастер Бадиа а Изола
(итал. maestro di Badia a Isola, работал в конце XIII — нач. XIV в.) — итальянский художник. Это анонимный художник, авторство которого приписывается картине «Маэста», хранившейся ранее в церкви Сан Сальваторе Аббадиа а Изола в Монтериджони. Первоначально это произведение приписывалось руке молодого Дуччо, однако дальнейшие стилистические изыскания привели к выводу, что оно создано неизвестным сиенским художником.
Император Запада
Введение 1 История титула 2 Список императоров Запада Введение Император Запада (фр. Empereur d’Occident) — условное обозначение титула правителя Франкского государства после того, как король Карл Великий был 25 декабря 800 года коронован папой Львом III в Риме императорской короной. Последний император Запада, Беренгар I, умер в 924 году.
Лоренцетти, Амброджо
Введение 1 Творчество 2 Фрески в зале Девяти, Палаццо Пубблико 3 Работы художника Введение Амброджо Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti, ок. 1295, Сиена — 1348, там же) — итальянский живописец сиенской школы, младший брат Пьетро Лоренцетти.
Иврейская династия
Введение 1 История рода 1.1 Маркграфы Ивреи 1.2 Короли Италии 1.3 Графы Бургундии 2 Генеалогия рода 2.1 Маркграфы Ивреи 2.2 Графы Бургундии 2.3 Графы Осона
Булгарини, Бартоломео
Бартоломео Булгарини (итал. Bartolomeo Bulgarini; известен по документам с 1337 г. — 1378, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа. О Бартоломео Булгарини упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев» Джорджо Вазари. Он сообщает, что Бартоломео был учеником Пьетро Лоренцетти, и даже написал портрет своего учителя, который ранее хранился в Сиене.
Урбинская война
Урбинская война (1517) — одна из Итальянских войн. По окончании войны Камбрейской лиги Франческо Мария I делла Ровере решил воспользоваться ситуацией и вернуть себе герцогство Урбино, потерянное им во время предыдущей войны.
Расписной крест
Введение 1 Характеристика 1.1 Типы крестов 2 Основные расписные кресты XIV века Список литературы Введение Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Сиенская школа живописи
Введение 1 Начало 2 XIV век 2.1 Портретный жанр 3 XV век 4 XVI век 5 Художники 5.1 1200—1250 5.2 1251—1300 5.3 1301—1350 5.4 1351—1400 5.5 1401—1450 5.6 1451—1500
Никола ди Улиссе
(итал. Nicola di Ulisse da Siena; известен по документам с 1428 по 1470 гг.) — итальянский художник сиенской школы. Дата и место рождения мастера не известны. Специалисты считают, что Никола родился и вырос в Сиене, поскольку в документах он фигурирует как Никола ди Улиссе да Сиена, т.е «из Сиены». Однако Никола ди Улиссе работал не только в Сиене, но также в Норчии и на территории провинции Марке.
Ринальдо да Сиена
(итал. Rinaldo da Siena, работал в Сиене в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Круг произведений, который сегодня приписывается Ринальдо да Сиена, ранее числился за анонимным мастером, известным как Мастер Клариссинок, имя которого, в свою очередь, происходит от иконы, изображающей «Мадонну и Христа на троне» из сиенской церкви Конвенто ди Клариссе (Конвент Клариссинок).
Иосиф I император Священной Римской империи
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Библиография Введение Иосиф I (26 июля 1678(16780726), Вена — 17 апреля 1711, Вена) — римский король с 23 января 1690 года, император Священной Римской империи с 5 мая 1705 года, король Чехии с 5 мая 1705 года, король Венгрии с 9 декабря 1687 года (13 июня 1707 года был низложен венгерским сеймом, после подавления восстания Ференца Ракоши, вновь занял престол 21 февраля 1711 года), эрцгерцог Австрийский из династии Габсбургов; старший сын императора Леопольда I и Элеоноры Нойбургской.
Иванов, Андрей Иванович
Андрей Иванович Иванов — русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова. Биография О его родителях ничего не известно, свое детство провел в Воспитательном доме в Москве, так что скорее всего был незаконнорожденным подкидышем.
Гвидониды
План Введение 1 История 1.1 Графы Нанта 1.2 Герцоги Сполето 1.3 Короли Италии и императоры 2 Генеалогия Список литературы Введение Гвидониды (фр. Widonides) — раннефеодальный род франкского происхождения, из которого происходили два императора Франкской империи. Название род получил от имени Гвидо (лат.
Герцогство Афинское
План Введение 1 История 2 Правители герцогства 3 Номинальные герцоги и претенденты из домов де Бриенн и д’Энгиенн 4 Источники Герцогство Афинское Введение
Россум, Гвидо ван
План Введение 1 Биография 1.1 Личная жизнь Список литературы Введение Гвидо ван Россум (нидерл. Guido van Rossum) — голландский программист, больше всего известный как автор языка программирования Python. Среди разработчиков Python Гвидо известен как «великодушный пожизненный диктатор» (BDFL) проекта[1], это означает, что он продолжает наблюдать за процессом разработки Python, принимая окончательные решения, когда это необходимо.
Гвидо ди Грациано
Гвидо ди Грациано (итал. Guido di Graziano, работал в Сиене в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Гвидо ди Грациано не был художником-новатором, как Коппо ди Марковальдо или Гвидо да Сиена, он был их современником и мастером, так сказать, «второго ряда», однако достаточно добротным для того, чтобы получать множество заказов в Сиене.
Борьба за афинское ленное главенство. Начало правления Гвидо
Гречанка во главе франкского герцогства Афинского. Правление назначаемых неаполитанским королем наместников. Посвящение герцога Афинского в рыцари. Страх фессалийцев перед эпирскими династами. Положение франкских государств в Греции в начале XIV столетия.
Штаремберг, Гвидо фон
Гвидобальд фон Штаремберг (нем. Guido von Starhemberg; 1657(1657), Грац — 7 марта 1737, Вена) — австрийский фельдмаршал из рода Штарембергов. Выдвинулся уже при защите Вены против турок (1683), которой командовал его двоюродный брат Эрнст Рюдигер. Он был тяжело ранен при обеих осадах Офена (в 1684 и 1686 годах).
Малибран, Мария
Введение 1 Биография 2 Известность и признание Введение Мария Малибран (исп. Marнa Malibrбn, собственное имя исп. Marнa Felicia Garcнa Sitches, взяла фамилию мужа, 24 марта 1808, Париж — 23 сентября 1836, Манчестер) — испанская певица (колоратурное меццо-сопрано), легенда мирового оперного искусства.
Апель, Иоганн Август
Введение 1 Биография 2 Библиография 3 Семья Список литературы Введение Иоганн Август Апель (нем. Johann August Apel; 1771 - 1816) — известный немецкий юрист, стихотворец и теоретик метрики конца XVII - начала XIX века.
Фоленго
Фоленго (Folengo Girolamo) — в монашестве Теофило, писал под псевдонимом Merlin Cocai (1496—1544) — итальянский писатель. Ф. получил образование в Мантуе и Болонье, после чего вступил в бенедиктинский орден.
Рафаэль Санти
Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) - живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти.