Реферат: Стамбульский погром - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Стамбульский погром

Рефераты по истории » Стамбульский погром


План
Введение
1 Предыстория
2 Оценки ущерба
3 Ход событий
4 Последствия
5 Значение
Список литературы

Введение

Стамбульский погром (греч. Σεπτεμβριανά Септемвриана; (Сентябрьские события); тур. 6–7 Eylьl Olayları Алты — Йеди Эйлюль Олайлары (События 6-7 сентября)) — один из самых значительных и самый последний массовый погром 6-7 сентября 1955 года на территории Турции, направленный против греческого меньшинства Стамбула. После погрома 2,5-тысячелетняя история греческого (шире — немусульманского, поскольку в погромах также пострадали армяне и евреи) присутствия на территории современной Турции подходит к концу. В ходе беспорядков погибло от 13 до 16 греков (включая 2 священников) и 1 армянин; разрушены многие церкви, сожжены здания, повреждена инфраструктура города. Экономический ущерб от погрома в долгосрочной перспективе составил около 1,2 млрд рублей (соврем. оценка). Беспорядки затронули и другие города Турции, в первую очередь, Измир. При этом войска НАТО, расквартированные в Измире, равно как и западноевропейская общественность, предпочли не вмешиваться в события.

1. Предыстория

Погромы в Османской империи стали неотъемлемой частью внутренней политики государства на протяжении 19 — 20 веков. Большая часть из них была организована находящимися у власти турками-мусульманами (хиосская резня, геноцид армян и др.), стремившимися подавить национальные христианские движения в провинции, эти погромы носили чрезвычайно кровавый и разрушительный по европейским меркам характер, напоминая скорее геноцид. Христианское население также прибегало к погромам, но они носили скорее спорадический характер и имели меньшее количество жертв вследствие отсутствия доступа к военным ресурсам империи и локального характера (резня на Пелопоннесе; Греческая война за независимость 1820-х годов). Впоследствии межнациональная обстановка не раз накалялась в начале XX века (Балканские войны и особенно Греко-турецкая война Греко-турецкий обмен населением, проведённый с помощью европейских держав в 1922—1924 годах привёл к постепенной гомогенизации населения двух Балканских государств в целом. Однако сохранялись очаги напряжённости, обусловленные пунктами-исключениями самого договора. Так, из обмена населением, из различных историко-культурных соображений были исключены греки-христиане Константинополя — на тот момент около 270 тыс. человек (40 % населения города, в котором до XV века греки абсолютно преобладали), островов (Имброс / Гёкчеада) и (Тенедос / Бозджаада), а также мусульмане (турки, помаки и цыгане) Западной Фракии (около 86 тыс.). Сохранилось мусульманское население Кипра — тогда британского — и Додеканесских островов (в первую очередь Родоса) — тогда под управлением Италии.

Любопытно, что несмотря на миграционный отток в Турцию и Западную Европу, мусульманское меньшинство Греции сохранили свой официальный статус, родной язык и даже свой численный перевес в районах традиционного проживания (например в округе Ксанти — 51,7 % населения по данным переписи 2001 года) благодаря высокому естественному приросту, в то время как христиане Стамбула подверглись массовым гонениям со стороны новой турецкой власти, начиная с конца 20-х годов. Грекам запрещалось заниматься определёнными профессиями, их права были ограничены. На островах было приостановлено образование на греческом, завезены турецкие колонисты с материка. В результате эмиграции в период между 1925 и 1955 годами греческое население Стамбула на протяжении XX века сократилось с 270 тыс. (39,6 %) до 100 тысяч (7,8 %). К 1955 году в городе осталось не более 100 000 греков, более половины которых покинули Турцию сразу в результате погрома, организованного Демократической партией премьер-министра Аднана Мендереса.

2. Оценки ущерба

3. Ход событий

4. Последствия

К 1965 году греческое население Стамбула сократилось до 48 тыс. человек (2,8 %). По данным за 2000 год в городе проживало лишь 2 тыс. греков.[1] Острова Имброс (Гёкчеада) и Тенедос (Бозджаада) были вскоре заселены турками, а употребление греческого языка в школе и администрации запрещено с 1974 года.

При этом в самой Греции (регион Западная Фракия) образование на турецком языке сохраняется и в наши дни (а иногда даже навязывается болгароязычным помакам и цыганам). Параллельно происходил численный рост турецко-мусульманской диаспоры в Греции, которая сейчас оценивается в 120 тыс. человек.

5. Значение

Стамбульский погром стал последним аккордом на пути моноэтнизации Турции путём уничтожения немусульманских народов. Это был целенаправленный процесс, начатый османскими правителями ещё в конце XIX века (см. также геноцид армян, геноцид ассирийцев, геноцид понтийских греков, Греко-турецкий обмен населением).


Ссылки

Фотографии погрома 1955 г.

Республика депортаций и погромов

Список литературы:

According to the Human Rights Watch the Greek population in Turkey is estimated at 2,500 in 2006. "From “Denying Human Rights and Ethnic Identity” series of Human Rights Watch" Human Rights Watch, 2 July 2006.

Источник: ru./wiki/Стамбульский_погром