ДОКЛАД
по москвоведению
на тему:
Памятники Москвы
работа ученика 10 «Б» класса школы № 655
Семёнова Павла.
г. Москва, 1999г.
1
«...За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли ...»
А.С.Пушкин «Клеветникам России»
ПАМЯТЬ В СЕРДЦЕ РОССИИ
Множество людей - гостей столицы и её жителей ежедневно посещают самую центральную точку Москвы и России -
Красную площадь. И здесь, у собора Василия Блаженного взору открывается величественный памятник двум воинам.
Кому же, за что и кем поставлен этот памятник?
... Около четырёхсот лет назад Москва и почти половина России были захвачены польскими интервентами. Весной 1611г. москвичи восстали против иноземцев. Особенно сильное сопротивление захватчикам оказал отряд, которым командовал князь Дмитрий Пожарский. Он укрепился на Сретенке и превратил эту часть города в крепость. Во время сражения Пожарский был тяжело ранен и увезён в Троице-Сергиев монастырь. Восстание было жестоко подавлено.
Осенью 1611г. поднимается новая, более мощная волна национально-освободительного движения. Организатором народных сил оказался новгородский земский староста Кузьма Минин. Для руководства военными делами требовался опытный и преданный своему народу военачальник.
По предложению Минина военачальником был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Под их руководством к концу 1612г. Москва и Россия были освобождены от поляков ...
2
Почти через двести лет благодарные потомки решили увековечить память героям. С 1804г. начинается долголетняя работа скульптора Мартоса над созданием для Москвы памятника Минину и Пожарскому.
Иван Петрович Мартос (1754-1835) - наиболее выдающийся представитель русского классицизма в пластике. Мартос родился на Украине (отец его происходил из казацкой семьи), окончил Российскую Академию художеств, учился в Риме.
Сооружённый на Красной площади памятник Минину и Пожарскому представляет скульптурную группу на гранитном пьедестале простой и строгой прямоугольной формы, в котором
с двух сторон вделаны бронзовые барельефы.
Указуя простёртой рукой на Кремль и как бы призывая к спасению отечества, Кузьма Минин вручает князю Пожарскому меч.
Внемля призыву Минина, Пожарский принимает меч и, придерживая левой рукой щит, поднимается со своего ложа,
на котором он покоился после полученных ранений.
Главенствующим образом в группе является, несомненно, Кузьма Минин; его могучая фигура явно доминирует и привлекает основное внимание широким свободным взмахом руки.
Заложенная в памятнике идея гражданского долга и подвига во имя Родины как нельзя более отвечала делам и чувствам русского народа, победившего в Отечественной войне 1812г.
В 1818г. памятник был установлен против Кремля, несколько ближе к вновь отстроенным после пожара Москвы Торговым рядам. В настоящее время памятник передвинут на новое место и стоит у храма Василия Блаженного.
С тех пор памятнику Минину и Пожарскому суждено было стать не только наиболее значительным произведением Мартоса, но и одним из величайших творений русской монументальной скульптуры.
Источники:
Всемирная история, т.IV, Москва, 1958.
Всеобщая история искусств, т.V, Москва, 1964.
Другие работы по теме:
Экология (Северо-западный округ и Северо-восточный округ Москвы)
В Москве комфортный уровень состояния окружающей среды сохраняется в жилых районах Химки-Ховрино, Строгино, Крылатское, Тушино, Тёплый стан, Ясенево и некоторых других. Дискомфортные экологические условия проживания существуют в центральной, восточной юго-восточной и Северо-восточной частях Москвы.
Рекреационные ресурсы
Text Text Рекреация – восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища – на лоне природы или во время туристской поездки; рекреация – синоним понятия
7 чудес Казахстана
Общественный проект показывает архитектурные сооружения и памятники Казахстана самых различных эпох. Голосуй за чудо Казахстана до 21 марта 2009 года!
Природно-ландшафтное зонирование на примере города Москвы
Особенности исторического развития природного ландшафта г. Москвы. Содержание Генплана города, значение его составляющих - функционального, строительного и ландшафтного зонирования для выбора наиболее оптимального режима градостроительного развития.
«Бородинское поле славы»
Спасо – Бородинского монастыря объясняет суть и значение всего мемориала, сложившегося благодаря усилиям и стараниям нескольких поколений россиян. Имя этому всемирно известному мемориалу – Музей-заповедник «Бородинское поле»
работа. Челябинск, Уралгафк
На тему: Туристско – рекреационные ресурсы Иркутской области ( Иркутск, Братск, Ангарск, Тайшет, Бирюса, Ангара, Байкал, Баргузинский заповедник)
Восстановление Москвы после пожара 1812 года
План: 1. Изменение в облике города. 2. Восстановление промышленности и торговли. 1)Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл из-вестный русский архитектор, участник войны Бове. Вернувшись из народного ополче-ния, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы.
Древние поселения на территории Москвы
Заселение территории будущей Москвы началось в эпоху неолита (новый каменный век). Человек появился здесь в ту пору, когда ледник, покрывавший больше половины Европы, начал медленно отступать на север.
Старый город Кремль (XIX век)
Начало XIX века стало переломным моментом в судьбе кремлевских сокровищ. В 1806 году император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей".
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
Восстановление Москвы
Общая характеристика восстановительных работ. Восстановление Кремля и Китай-города. Облик остальной Москвы.
Мои размышления над страницами комедии Горе от ума. 2
Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине.
Московские памятники
Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей.
Московская культура XIV-XV веков
Развитие письменности, образования и науки. Творчество величайшего иконописца Древней Руси Андрея Рублёва. Литература, живопись, геральдика.
Екатерининская миля
Введение 1 История сооружения 2 Судьба памятников 3 Современное состояние Введение Екатери́нинская ми́ля — памятники истории и архитектуры, дорожные знаки, построенные в 1784—1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.
Сибирское барокко
Введение 1 Истоки 2 История изучения 3 Памятники сибирского барокко Список литературы Введение Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора.
Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург
В 1712 году столица России (до 1918 года)[1] была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Там был основан первый в России город, построенный по европейским канонам. В него была перенесена столица, так как этот город был ближе к Европе и производил лучшее впечатление на иностранцев.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Русь Московская
Обьединение русских княжеств. Правление Ивана Калиты. Усиление Москвы. Хронология княжения.
Москва
Москва столица и самый большой город России, находится в центре Европейской России Русской Равнины. Первое упоминание о Москве появилось в летописи 1147 года. Географическое положение Москвы, в центре русских земель, на берегу судоходной руки, в междуречье Оки и Волги, на перекрестке древних торговых путей было экономически выгодным и явилось одной из основных причин ее роста - в начале как центра торговли, ремесла, первых купеческих мануфактур, а затем текстильных фабрик.
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Засухин, Пётр Алексеевич
Пётр Алексеевич Засухин (9.01.1900—11.01.1918) — красногвардеец Сущевско—Марьинского района Москвы, молотобоец завода Павлова. Биография Родился 9 января 1900 года в городе Медынь, в семье рабочего спичечной фабрики. Отец на фабрике получил увечье, рука попала в станок и вскоре умер. После смерти отца, в 12 лет Пётр пошёл работать на мельницу к помещику.
Нальчик
Нальчик, столица Кабардино-Балкарии, расположен в предгорьях Большого Кавказа (на высоте около 500 м), на р. Нальчик (бассейн Терека), в 1873 км к югу от Москвы.
Красноярск
Красноярск, краевой центр, расположен на берегах Енисея, в 3955 км к востоку от Москвы.
Сыктывкар
Сыктывкар, столица Республики Коми, расположен на высоком левом берегу р. Сысола (пристань) в 1515 км к северу-востоку от Москвы.
Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск, центр Ханты-Мансийского АО, расположен в Западной Сибири, на р. Иртыш (порт), в 15 км от еe впадения в Обь. Расстояние до Москвы - 2759 км, до Тюмени - 777 км.
Памятники собакам
Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке. Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал. Самыми известными считаются следующие.
Андреев Николай Андреевич
Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам.