Введение
1 Биография
2 Творчество
3 Неоконченная симфония
4 Сочинения
Список литературы
Введение
Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Лихтенталь, Австрия — 19 ноября 1828, Вена) — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии»), а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
1. Биография
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (сейчас Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.
В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.
2. Творчество
В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.
Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной» . Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря») . Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Форель» (часто также называется «Forellenquintett», «Форельный»), большой симфонии до мажор и незавершённой симфонии си минор Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война» . Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).
3. Неоконченная симфония
Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвестна. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу Граца, и Шуберт представил две её части в 1824 году.
Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году[1].
Осталось тайной самого Шуберта, почему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Кажется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а остальные обнаружены в набросках.
С другой точки зрения «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением[2].
В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).
4. Сочинения
Трудности с проигрыванием файлов? См. руководство (англ.).
Оперы — Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
Музыка к пьесам — Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
Для солистов, хора и оркестра — 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);
Для оркестра — симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
Камерно-инструментальные ансамбли — 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
Для фортепиано в 2 руки — 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);
Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в т. ч. циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен» («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).
…
Список литературы:
В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 155
В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 212
Источник: ru./wiki/Шуберт,_Франц
Другие работы по теме:
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Творчество Франца Шуберта
Шуберт Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке. В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Шуберт
УБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В.
Мессершмидт, Франц Ксавер
Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг — 19 августа 1783, Братислава) — австрийский скульптор. Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста Штрауба. Учился у него, затем у другого дяди, тоже скульптора, Филиппа Якоба Штрауба в Граце.
Романтизм
(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Гуаско, Франц
Франц Гуаско (нем. Franz von Guasco; 1712(1712) — 23 марта 1763) — граф, австрийский фельдцейхмейстер, участник Семилетней войны. Родился в Пьемонте в 1712 году; вступил сначала в русскую военную службу, и был во многих походах; в том числе против Турции в 1735—1739 годах и против Швеции в 1741—1743 годах.
Павленишвили княжеский род
Павленишви́ли (Павле́новы, груз. ფავლენიშვილი, англ. Phavlenishvili, Pavlenishvili, франц. Pavlenichvili) — старинный грузинский княжеский род. Потомки ветви Мхаргрдзели/Закаряны, принадлежащей к династии Карин-Пахлевидов, одного из семи Великих домов Персии, считающейся ответвленим императорского дома Арсацидов.
Зигель, Франц
Франц Зигель (нем. Franz Sigel) (18 ноября 1824, Зинсхайм, Баден, теперь земля Баден-Вюртемберг, Германия — 21 августа 1902, Нью-Йорк), немецкий офицер, эмигрировавший в США, был учителем, газетчиком, политиком, в чине генерал-маора служил в армии Союза во время Гражданской войны в Америке 1861—1865.
Мария Луиза Испанская
Введение 1 Имя 2 Биография 3 Герцогиня 4 Императрица 5 Дети Введение Мария Луиза Испанская (исп. Marнa Luisa, нем. Maria Ludovika) была императрицей Священной Римской Империи, королевой Германии, королевой Богемии и Венгрии как супруга Леопольда II, императора Священной Римской империи.
Брянский, Яков Григорьевич
Яков Григорьевич Брянский (1790—1853) — русский актер. Из небогатой семьи чиновника. Учился у А. А. Шаховского в «Молодой труппе», игравшей в Кушелевском театре. Дебютировал на петербургской сцене в 1811 году. Играл преимущественно в трагедиях: Отелло, Яго, Шейлок, Франц Моор; Танкред («Танкред» Вольтера), Филипп («Дон Карлос» Ф.
Корвин-Круковская, Анна Васильевна
Анна Васильевна Жаклар (Корвин-Круковская) (фр. Anna Jaclard, 6 (18) октября 1843, Москва — 2 (14) сентября 1887, Париж) — русская революционерка и писательница, участница Парижской коммуны 1871.
Вильбоа, Никита Петрович
Франц Вильбоа Никита Петрович Вильбоа ) (фр. Franзois Guillemot de Villebois; 1681(1681) — 1760, Дерпт) — русский вице-адмирал французского происхождения.
Угол трёх императоров
на памятной открытке 1902 г. Императоры на фото, слева: Франц-Иосиф I Австрийский, Вильгельм II Прусский, Николай II. Угол трёх императоров (16 ноября 1846 - 1918; нем. Dreikaisereck, польск. Trуjkąt Trzech Cesarzy) некогда знаменитый стык границ трёх государств: Российской империи, Пруссии (позднее Германской империи) и Австрийской империи (позднее Австро-Венгрии).
Леопольд III Фридрих Франц
Памятник в Дессау Леопольд III Фридрих Франц фон Анхальт-Дессау (нем. Leopold III Frederik Frans von Anhalt-Dessau; 10 августа 1740(17400810), Дессау — 9 августа 1817, Дессау) — князь, с 1807 года — герцог Анхальт-Дессау.
Роден, Франц Францевич
Франц Францевич фон Роден (?—1795) — генерал-майор, Архангельский обер-комендант. В военную службу вступил в 1741 году в кавалерию. Принимал участие в Семилетней войне.
Список правителей Австрии
Введение 1 Маркграфы Австрийские 1.1 Династия Бабенбергов 2 Герцоги Австрийские 2.1 Династия Бабенбергов 2.2 Династия Пржемысловичей 2.3 Династия Габсбургов
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Союз трёх императоров
— совокупность соглашений между Россией, Германией и Австро-Венгрией, заключённых в 1873, 1881 и 1884 годах. Первый договор 1873 года 25 мая (6 июня) 1873 года во время визита царя и министра иностранных дел России А. М. Горчакова в Вену Александр II и Франц Иосиф I подписали в Шёнбруннском дворце (под Веной) соглашение.
Мария Аннунциата Бурбон-Сицилийская
Принцесса Мария Аннунциата Изабелла Филомена Sabasia Бурбон-Сицилийская (итал. Maria Annunziata Isabella Filomena Sabasia, Principessa di Borbone delle Due Sicilie; (24 марта 1843, Казерта — 4 мая 1871, Вена) — дочь короля Обеих Сицилий Фердинанда II и австрийской эрцгерцогини Марии Терезы, мать эрцгерцога Франца Фердинанда, убитого в Сараево в 1914 году.
Тренк, Франц фон дер
Франц фон дер Тренк Фрайхерр Франц фон дер Тренк (нем. Franz Freiherr von der Trenck, хорв. Barun Franjo Trenk; 1 января 1711(17110101), Реджо-ди-Калабрия — 14 октября 1749, Брно) — офицер имперской армии и деятель ополчения. Двоюродный брат прусского офицера-авантюриста Фридриха фон дер Тренка.
Первое правительство Меркель
Правительство 34-го канцлера Германии Ангелы Меркель — второе в истории Германии правительство так называемой «Большой коалиции» (коалиции двух политических партий, получивших на парламентских выборах в сентябре 2005 наибольшее количество голосов, но не набравших абсолютного большинства и не имеющих возможности создать однопартийное правительство или коалицию с «младшим партнёром»).
Савич, Франц Андреевич
План Введение 1 Биография 1.1 Демократическое общество 1.2 Ссылка 2 Литературная деятельность Список литературы Введение Франц Андре́евич Са́вич (ок. 1815, д. Веля́тичи Пинского уезда Минской губернии — 1845, Янушполь Житомирского уезда Волынской губернии) — полесский поэт, публицист, революционный демократ.
Бёме, Франц
План Введение 1 Биография Список литературы Бёме, Франц Введение Франц Бёме (нем. Franz Bцhme; 15 апреля 1885(18850415), Цельтвег, — 29 мая 1947, Нюрнберг) — австро-немецкий офицер, генерал горнострелковых войск, военный преступник.
Верденская операция
Верденская операция 1916 года, совокупность боевых действий германских и французских войск за Верденский укрепленный район. Проводилась с 21 февраля по 18 декабрь во время 1-й мировой войны.
Франц Гиацинт герцог Савойский
Франц Гиацинт (Франциск, Франческо Жасинто) Савойский (итал. Francesco Giacinto di Savoia; 14 сентября 1632, Турин — 4 октября 1638, Турин) — маркграф Салуццо, герцог Савойский, князь Пьемонта и граф д 'Аоста, Мориана и Ниццы в 1637—1638 годах.
Баадер, Франц Ксавер фон
Введение 1 Биография 2 Идеи и труды 3 Наследие и признание 5 Публикации на русском языке Введение Франц Ксавер фон Баадер (нем. Franz Xaver von Baader; 27 марта 1765, Мюнхен — 23 мая 1841, там же) — немецкий философ и теолог, представитель философского романтизма.
Шуберт, Фёдор Иванович
Фёдор Иванович (Фридрих Теодор) Шуберт (нем. Friedrich Theodor von Schubert; 1758—1825) — русский математик, астроном, геодезист и популяризатор науки немецкого происхождения.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Франц Ксавьер фон Баадер
Франц Ксавьер фон Баадер (1765—1841) — немецкий католический философ, теософ и богослов. Один из крупнейших деятелей немецкого романтического движения.
Баадер, Франц Ксавер
Баадер, Франц Ксавер (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм.