Введение
1 Основные принципы системы
2 Совместные органы власти и их компетенция
3 Органы власти энтитетов и их полномочия
4 Политическая дискриминация меньшинств
Список литературы
Введение
Политико-правовая система в Боснии и Герцеговине (БиГ) весьма сложна и противоречива — несмотря на декларируемый принцип равенства граждан, фактически политические права человека в стране прямо зависят от этнической принадлежности; государственные органы основаны на принципе национального представительства т. н. «составляющих народов».
1. Основные принципы системы
В январе 2009 года 3 крупнейшие партии Боснии и Герцеговины, представляющие мусульман, сербов и хорватов, приняли совместное решение изменить существующую систему, разделив БиГ на 4 национальных административных образования.[1]
Основным законом страны является Дейтонская конституция (принята согласно Дейтонским соглашениям ноября 1995). Она основана на принципах равенства и отсутствия дискриминации, на международной системе защиты прав человека. В то же время она сохраняет систему «составляющих народов», унаследованную от бывшей Югославии. Конституция государства делегирует большинство власти двум составным частям федерации (так называемым энтите́там, серб. ентитет, хорв. entitet), которые имеют каждый собственную конституцию. Республика Сербская, где живёт большинство сербов, имеет централизованную государственную администрацию, в то время как Федерация Боснии и Герцеговины, где живёт большинство боснийцев и хорватов, децентрализована и делится на десять кантонов, каждый из которых имеет свою конституцию, законодательное собрание, правительство и бюрократию. С начала существования независимой БиГ значительную политическую, военную и судебную власть в стране имеет международное сообщество.
Дейтонские соглашения успешно положили конец боевым действиям в БиГ. Но им не удалось создать стабильный фундамент для эффективного государственного строительства, поскольку соглашения учредили очень слабое центральное правительство, передав большинство власти в руки двух энтитетов. Политические структуры, разработанные в Дейтонской конституции согласно этническим границам, иногда обвиняют в том, что они усиливают национальное разделение в Боснии.
Многие представители народов, которым предстояло жить на территории БиГ, восприняли Дейтонское соглашение критически [2]. Ряд сербов считает, что по итогам войны они потерпели поражение, так как районы близ Сараево, традиционно населённые сербами, были переданы под юрисдикцию мусульманского руководства. На сербских территориях, между Сараево и Горажде, был проведён «мусульманский коридор». Два городка в Западной Боснии (Мрконич Град и Шипово), вошедшие в Республику Сербскую, сербы достойной компенсацией за Сараево и территориальную разобщённость не сочли. Не были учтены сербские предложения относительно названия нового государства, избирательной процедуры, функционирования органов власти на время переходного периода.
2. Совместные органы власти и их компетенция
Согласно Конституции, юрисдикции Боснии и Герцеговины принадлежат:
внешняя и валютная политика,
торговля,
таможенный контроль,
финансирование федеральных учреждений,
выполнение международных обязательств,
вопросы миграции и беженцев, контроль за выполнением уголовного законодательства, включая контакты с Интерполом,
установление и эксплуатация совместных систем связи и транспорта.
Органы власти согласно Конституции:
Парламентская ассамблея, состоящая из двух палат — Палаты народов и Палаты представителей;
Президиум — состоит из 3 человек;
Совет министров,
Постоянный комитет по военным делам, координирующий действия вооружённых сил;
Конституционный суд.
Две трети мест во всех этих учреждениях, кроме Конституционного суда, отдано представителям хорватов и боснийцев; треть — сербов. Представительство иных народов не предусмотрено.
3. Органы власти энтитетов и их полномочия
Вопрос о независимости и юрисдикции энтитетов не определяется каким-либо специальным документом, несмотря на то, что во время Дейтонских переговоров этого требовали боснийские сербы. Конституция гласит, что все правительственные функции и обязанности, не отнесённые эксплицитно в федеральную юрисдикцию, могут быть приняты на себя энтитетами. Последние должны следить за обеспечением правопорядка, и им разрешено устанавливать «особые параллельные отношения с соседними государствами, не противоречащие суверенитету и территориальной целостности Боснии и Герцеговины» [3]. Кроме того, энтитетам позволено иметь собственные вооружённые формирования. В 2005 принято решение о роспуске этих формирований и наборе 10-тысячной профессиональной федеральной армии.
Согласно Конституции, за защиту прав человека отвечает федеральное правительство (Совет министров), однако большинство правозащитных компетенций принадлежит энтитетам, которые в основном отвечают за правовые и законодательные вопросы.
Федеральное правительство «зажато» между правительствами энтитетов, с одной стороны, и ролью международного сообщества в управлении БиГ, с другой; оно подотчётно тем и другим, но имеет мало власти, если и вовсе не лишено её. Исключением является Конституционный суд, который может чаще высказываться о конституционности законов. Однако обеспечение исполнения решений суда на практике наталкивается на серьёзные трудности [4].
4. Политическая дискриминация меньшинств
Существующая избирательная система, с точки зрения многих международных наблюдателей, нарушает права многих граждан на равное участие в общественной жизни и устанавливает политическую систему в соответствии с этническими границами [5]. Занимать места в Совете Народов или баллотироваться на пост президента могут только представители трёх «составляющих народов» — боснийцы, хорваты и сербы, что дискриминирует цыган, евреев и другие национальные меньшинства. Этнические группы, объединяемые под названием «Другие», обычно игнорируются политиками и участниками международного процесса, поскольку они немногочисленны и не считаются влиятельными. Кроме того, выбор избирателей также ограничен национальностью: от Республики Сербской может быть избран только серб, от Федерации — только босниец или хорват. Ограничения на самоидентификацию дискриминируют граждан, происходящих от смешанного брака, которые отказываются признать превосходство одной из своих национальностей над другой. Это нарушает право человека на выбор, следует ли считать его национальным меньшинством, и принцип, согласно которому этот выбор не должен иметь для него отрицательных последствий.
Такая система не допускает к участию в экономической и политической жизни многих граждан [6]. Кроме того, граждане, не принадлежащие к этнической группе, доминирующей в районе, где они живут или куда собираются вернуться, теряют право на получение социальной помощи, независимо от того, входит или нет их этническая группа в число трёх «составляющих народов». Как правило, меньшинства не имеют доступа к образованию, здравоохранению и жилищному строительству [7]. Ожидалось, что конституционная реформа закрепит права меньшинств и изменит дискриминационную избирательную систему, узаконивающую этническое разделение. Отдельные части нынешней конституции жёстко критиковались Венецианской комиссией, совещательным органом при Европейском совете, в ряде отчётов. Международное сообщество надеялось, что эту проблему поможет решить создание многонациональных партий, однако, начиная с муниципальных выборов, проведённых осенью 1997 года, победу себе обеспечивали национальные партии, действуя в пределах административных границ, определённых в Дейтоне.
Список литературы:
Выпуск новостей Euronews за 27.01.2009
Christopher Solioz, The Constitution at Stake, TRANSITIONS ONLINE, Feb. 2, 2004
Конституция Боснии и Герцеговины, принятая 1 декабря 1995 г., ст. III, параграф 2 (1)
Opinion on the Constitutional Situation in Bosnia and Herzegovina and the Powers of the High representative. European Commission for Democracy Through Law. Venice, Mar. 11-12, 2005
Chrostopher Walker, Minorities in South East Europe: Inclusion and Exclusion, Minority Rights Group International, Advisory & Policy Papers, Nov. 17, 2005
Christopher Walker, op. cit.
Питер Рудик. Внесение поправок в конституцию: Боснийский путь // Сравнительное конституционное обозрение. — 2006. — № 4 (57)
Источник: ru./wiki/Государственный_строй_Боснии_и_Герцеговины
Другие работы по теме:
Серопятнистый тритон
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Образ жизни 4 Синонимы 5 Подвиды 6 Источники Введение Тритон Лауренти(лат. Triturus carnifex) — вид тритонов из рода Triturus отряда хвостатых земноводных. Назван в честь первоописателя. До недавнего времени был известен как "серопятнистый тритон".
Грацское соглашение
Гра́цское соглаше́ние — соглашение о прекращении огня между президентом Республики Сербской Радованом Караджичем и президентом Хорватской республики Герцег-Босна Мате Бобаном, заключённое 6 мая 1992 года в австрийском городе Граце. Целью соглашения являлось прекращение конфликта между сербскими и хорватскими силами, дабы сосредоточиться на взятии территорий, контролируемых боснийцами.[1] На тот момент под контролем сербов находилось около 70 % территории сегодняшней Боснии и Герцеговины.
Хорватский совет обороны
Хорва́тский сове́т оборо́ны (хорв. Hrvatsko vijeće obrane, HVO) — вооружённые формирования хорватов Боснии и Герцеговины во время Боснийской войны. Сформирован после распада Югославии 8 апреля 1992 года членами партии «Хорватское демократическое содружество». Численность личного состава достигала 18 тыс. чел.
Герцеговина
(хорв. Hercegovina; серб. Херцеговина) — историческая область на Балканах, составляющая часть современного государства Босния и Герцеговина. Площадь Герцеговины составляет около 11,4 тысяч кмІ, то есть около 20 % территории Боснии и Герцеговины. Остальные 80 % занимает лежащая к северу Босния. Граница между Боснией и Герцеговиной официально не установлена, но обычно проводится по Иван-Планине.
Осада Сараево
Осада Сараево — осада в течение 3,5 лет столицы Боснии и Герцеговины сначала югославскими, а затем местными сербскими вооруженными силами. Осада началась 5 апреля 1992 года и закончилась снятием осады 29 февраля 1996 года согласно Дейтонским соглашениям.
Хорватская республика Герцег-Босна
Введение 1 История 2 Текущая ситуация Список литературы Хорватская республика Герцег-Босна Введение Хорва́тская респу́блика Ге́рцег-Бо́сна — непризнанное государство в Боснии и Герцеговине, существовавшее в период между 1991 и 1994, образовавшееся в результате распада Югославии и боснийской войны.
Вучинич, Александер
Введение 1 Биографическая справка 2 Премии, награды 3 Публикации 4 Источники Введение Александер Вучинич (англ. Alexander S. Vucinich, Alexander Vucinic, *1914 Вилмингтон (Калифорния) - †25 мая 2002, Беркли) - американский историк, культуролог, социолог; специалист по истории науки и культуры России и СССР; профессор Пенсильванского университета (Филадельфия).
Будапештская конвенция
— секретное соглашение, подписанное 3 (15) января 1877 года в Будапеште от имени России русским послом в Вене Е. П. Новиковым и министром иностранных дел Австро-Венгрии Д. Андраши. Являлась дальнейшим развитием секретного Рейхштадтского соглашения. Конвенция подписана в период проведения зашедшей в тупик Константинопольской конференции.
Коммунистическая партия Боснии и Герцеговины
(сербохорв. Комунистичка партија Босне и Херцеговине) — коммунистическое движение, созданное в 1943 году и подчиненное Коммунистической партии Югославии. В 1952 году после Шестого конгресса КПЮ, Коммунистическая партия Боснии и Герцеговины была переименована в
История Боснии и Герцеговины
Введение 1 Доисторический период 1.1 Палеолит 1.2 Неолит 1.3 Медный и бронзовый век 1.4 Иллирийцы 2 В составе Римской империи 3 Средневековье 4 В составе Османской империи
Сербо-черногорско-турецкая война
Введение 1 Статистика Сербо-черногорско-турецкой войны 2 Повод к войне 3 Боевые действия 4 Конец войны Сербо-черногорско-турецкая война Введение Сербско-турецкая война — военный конфликт, в котором Сербия и Черногория боролись с турецкой армией, оказывая поддержку восставшим в Боснии и Герцеговине крестьянам.
Краина
Кра́ина — населённые преимущественно сербами регионы на территории бывшей Югославии: Хорватская (Книнская) — в Хорватии у границы с западной Боснией
Республика Босния и Герцеговина
План Введение 1 История Список литературы Республика Босния и Герцеговина Введение Респу́блика Бо́сния и Герцегови́на — государство-предшественник современной Боснии и Герцеговины, существовавшее с момента декларации независимости от СФРЮ в 1992 году до полного вступления в силу Дейтонского соглашения в 1997 году.
Босния
Бо́сния (серб. Босна; хорв. Bosna) — исторический регион, составляющий бо́льшую часть современной Боснии и Герцеговины. Расположен на Динарском нагорье и отделён от Среднедунайской низменности реками Сава (на севере) и Драва (на востоке).
Боснийский кризис
План Введение 1 Предпосылки кризиса 2 Политика Австро-Венгрии 3 Кризис 4 Политическое поражение России и Сербии Боснийский кризис Введение Боснийский кризис — международный конфликт, который был вызван аннексией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в октябре 1908 года. Это дипломатическое столкновение раскалило и без того напряженные отношения Великих держав и в течение первых недель 1909 года угрожало вылиться в большую европейскую войну.
Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины
Парламентская Скупщина (босн. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, хорв. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, серб. Парламентарна скупштина Босне и Херцеговине) — двухпалатный представительный и законодательный орган (парламент) Боснии и Герцеговины.
Хорватская бановина
План Введение 1 История 2 География 3 Население Хорватская бановина Введение Хорватская бановина (хорв. Banovina Hrvatska) — провинция (бановина) в Королевстве Югославия, существовавшая с 1939 по 1941 год.
Рейхштадтское соглашение
Рейхштадтское соглашение — секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня (8 июля) 1876 года при встрече императора Александра II и министра иностранных дел князя А. М. Горчакова с австрийским императором Францем Иосифом и министром иностранных дел Д.
Распад Югославии
План Введение 1 Противоборствовавшие стороны 1.1 Основы сербской позиции 1.2 Основы хорватской позиции 1.3 Основы позиции боснийцев Список литературы
Приморская бановина
План Введение 1 География 2 Баны 3 История Введение Приморская банови́на (сербохорв. Primorska banovina, Приморска бановина) — провинция (бановина) в Королевстве Югославия в период с 1929 по 1939 год.
Операция Лукавац 93
План Введение 1 Операция 1.1 Предпосылки 1.2 Бои 1.3 Окончание операции Операция «Лукавац 93» Введение Операция «Лукавац 93» (2 июля 1993 — 19 августа 1993) — военная операция Войск Республики Сербской в районе Трново во время Боснийской войны, завершившаяся победой сербских войск, которая привела к захвату Трново и к полной блокаде Сараево.
Берлинский трактат 1878
Берлинский трактат — международное соглашение, подписанное 1 (13) июля 1878 года как итог Берлинского конгресса. Трактат изменил условия ранее подписанного Сан-Стефанского договора в ущерб России и славянским народам Балканского полуострова.
Соглашение Цветковича Мачека
План Введение 1 Основные пункты соглашения 2 Последствия соглашения Введение Соглашение Цветковича — Мачека от 26 августа 1939 года — соглашение о предоставлении автономии Хорватии, заключенное между премьер-министром Королевства Югославия Драгишей Цветковичем и председателем Хорватской крестьянской партии Владко Мачеком.
Геральдическая лилия
Геральди́ческая ли́лия (фр. fleur de lys, дословно «цветок лилии», или лилия ) — гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Флёр-де-лису соответствует символ U+269C Юникода.
Государство словенцев, хорватов и сербов
План Введение 1 Наименование 2 История Список литературы Введение Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС) — государственное образование, возникшее на Балканском полуострове после распада Австро-Венгрии[1]. Возникло в результате объединения Королевства Хорватия и Славония, Королевства Далмация, Боснии и Герцеговины и Крайны в единое государство 29 октября 1918 года. 1 декабря того же года государство объединилось с Королевством Сербия, создав тем самым Югославию.
Дейтонское соглашение
План Введение 1 Инициатива США 2 Суть соглашения 3 Современный статус 4 Изгнание сербов из Сараева 5 Округ Брчко и нарушение Дейтонского соглашения Список литературы
Андраши, Дьюла
Граф Дьюла Андраши де Чиксенткирайи и Краснагорка Дьюла Андраши-старший , венг. Andrбssy Gyula; 3 марта 1823(18230303), Кошице, Словакия — 18 февраля 1890, Волоска, совр. Опатия, Хорватия) — венгерский государственный и политический деятель, второй из трёх сыновей графа Карла Андраши. Имя Дьюлы Андраши носит главный проспект венгерской столицы.
Томислав II
Князь Аймоне Маргарита Мария Джузеппе ди Торино (итал. Aimone Roberto Margherita Maria Giuseppe di Torino, 9 марта 1900, Турин — 29 января 1948, Буэнос-Айрес), позднее
Босния и Герцеговина
Республика Босния и Герцеговина находится в Южной Европе, на Балканском полуострове. На севере граничит с Хорватией, с востока и юга ее соседом является Югославия. Значительная часть границы проходит по реке Саве.
Босния и Герцеговина
Территория. Население. Государственное устройство. История. Экономика. Денежно-кредитная сфера. Социальная политика. Экономика. Наука. Экономические отношения с Россией.
Мадлен Олбрайт
Олбрайт, Мадлен (Albright, Madeleine) (р. 1937), государственный секретарь США. Родилась 15 мая 1937 в Праге. Окончила Колумбийский университет, получив в 1968 степень магистра, а спустя восемь лет степень доктора наук.