Реферат: по Истории 19 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

по Истории 19

Рефераты по истории » по Истории 19

План:

Введение

Оттепель в литературе, живопись и скульптура, архитектура, кинематограф, изобразительное и музыкальное искусство

Новое идеологическое наступление на интелегенцию

Массовая культура

Народное искусство и художественные промыслы

Заключение

Список литературы


Введение.

С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый отход от принципов социалистического реализма. После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.


Оттепель в литературе.

В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.


В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал«Новый мир». С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. "Новомирская проза" выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.
   В 1952 в "Новом мире" был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе — "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии "деревенщиков", Федор Абрамов, начинал печататься в "Новом мире" как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он призывал писать "только правду — прямую и нелицеприятную".

 1955-1956 появилось множество новых журналов — "Юность", "Москва", "Молодая гвардия", "Дружба народов", "Урал", "Волга" и др.
Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда», вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые»(1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова «Пядь земли» (1959) и «Мертвые сраму не имут» (1961), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Константина Воробьева «Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.

Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны.

Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева Не хлебом единым, повести В. Гроссмана Все течет. Другим значительным произведением на эту тему стал Один день Ивана Денисовича А. Солженицына.

Проблемы нравственных деформаций в обществе поднимались в рассказах Д. Гранина, А. Яшина, Ю. Германа и др.

Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

Наибольшую популярность снискали поэты яркого публицистического темперамента — Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Не менее популярный Андрей Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности — аэропортов, неона, новых марок машин. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников. "Тихие лирики" Владимир Соколов и Николай Рубцовобращались к природе в поисках подлинности бытия и гармонии с миром.
   В кружке при Ленинградском технологическом институте (Е.Рейн, Д.Бобышев, А.Найман), общим увлечением которого был акмеизм, появился молодой поэт Иосиф Бродский.

Самиздат.В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу.

Первый самиздатовский машинописный журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960 г. А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря. В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века.

Здесь же появлялись и произведения политической публицистики. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов: Ю.Г. Галанскова, В.К. Буковского, Э. Кузнецова и др.


Живописьи скульптура.

Происходило раскрепощение художественной жизни.Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).

В этот период продолжали активно работать М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за памятник В.В. Маяковскому в Москве.

Изобразительное и музыкальное искусство.

На рубеже 50–60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги прошедшего и определены пути дальнейшего развития советского искусства. В этом же году состоялась Всесоюзная художественная выставка, экспозиция которой была построена по республикам. В ней приняли участие художники как старшего поколения, так и молодые. Тогда впервые зрители познакомились с работами Г. Коржева, Т. Салахова, братьев А. и С. Ткачевых, Г. Иокубониса, И. Голицына и многих других. Появились новые журналы по искусству – «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Художник» и новое издательство – «Художник РСФСР». Начинается обмен выставками с другими социалистическими странами. В декабре 1958 г. в Москве была устроена большая выставка работ художников социалистических стран. Советское искусство стало широко пропагандироваться в Западной Европе, США, в Индии, Сирии, Египте и др. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе многие советские художники получили высокие награды. Несомненна активизация художественной жизни в эти годы, но сам художественный процесс был далеко не однозначным. Не забудем, что время так называемой «оттепели» было недолгим и в самом себе имело печальные рецидивы предшествующей эпохи: в культуре и искусстве продолжалась «борьба с буржуазной идеологией», примером чего является хотя бы факт исключения из Союза писателей Бориса Пастернака в 1958 г. Однако так или иначе с выставок стали постепенно исчезать ложнопатетические, повествовательно-натуралистические произведения. Высокогражданственного звучания в картинах и скульптурах художники стремились достичь без декламации и наигранного пафоса.

60-е годы – это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. В своей широкой экспрессивной манере Е. Моисеенко создает овеянные «революционной романтикой» полотна о Гражданской и Великой Отечественной войнах (цикл «Годы боевые», 1961; «Красные пришли», 1963–1964, и др.). Б.С. Угаров пишет картину о блокадном городе на Неве – «Ленинградка. В сорок первом» (1961).

Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного. Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40–50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим», а также без иллюстративности, «литературщины», ставших почти нормой, – т. е. без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности, пагубно влияя на образное содержание и художественное мастерство. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Композиция, как правило, лапидарна, рисунок жесток и лаконичен, цвет условен, не отвечает натурным соотношениям.

Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении (Н. Андронов «Плотогоны», 1959–1961; П. Никонов «Наши будни», 1960; В. Попков «Строители Братской ГЭС», 1961; бр. Смолины «Полярники», 1961; позже «Стачка», 1964; Т. Салахов «Ремонтники», 1963). Вокруг некоторых из этих работ, представленных на выставке 30-летия МОСХа («Наши будни» Никонова, «Плотогоны» Андронова), развернулась жесткая полемика, и искусство этих художников несправедливо получило резко отрицательную официальную оценку не только руководителя государства Хрущева, но и в специальном постановлении пленума ЦК КПСС от 1963 года.

Архитектура.

В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949-1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. Руднев).

Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (архитекторы А.Власов, Н.Уллас и др.). В 1961 г. по проекту М. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, 1965-1967 гг. - здание СЭВ в Москве. В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупно-панельных блоков.

В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.


Кинематограф.

В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли).

По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах Летят журавли (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.

Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

Новое идеологическое наступление на интеллигенцию

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

Массовая культура.

Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).


Народное искусство и художественные промыслы.

Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.

Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.


Заключение

Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.

С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.

С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.


Список литературы:

Аронов А.А. «Оттепель » в истории отечественной культуры-«Эконом-информ»,2008-304стр

Кудашева Н.А. «Материальная и духовная культура России. Юнита 2 :Русская культура 18-20 ввеков», СГУ,2000-68стр.

Энциклопедия «Аванта+» «Литература второй половины XX века»

гл.редактор М.Аксенова., Москва 2000 год.

Энциклопедия «Аванта+» «Искусство: музыка,театр,кино» гл.редактор В.Володин, Москва 2001 год.

Энциклопедия «Аванта+» «История России XX век». Гл.редактор Измайлова С., Москва 1995год

Энциклопедия «Аванта+» «Искусство:архитектура,изобразительное

искусство XVII-XX век» гл.редактор Аксенова М., Москва 1999 год.