Введение
1 Версии о происхождении иконы
2 Вид иконы
3 История
Список литературы
Введение
Белыничская икона Божией Матери
Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
1. Версии о происхождении иконы
Существуют два различных предания — православное и католическое, повествующие об истории иконы. Православное предание имеет две версии. Одна из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св. Ильи Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи) Позже икона была похищена монахами-кармелитами[1].
По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 г. Считают, что фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 г. над войсками московского царя.
Обе версии католического предания говорят, что икона явилась в кармелитском Белыничском монастыре чудесным образом. По одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. По другой — икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией Матери. Живописец завершил свою работу к моменту скончания пения. Живописцем был Ангел.
Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634—1635 гг. неизвестным художником.
2. Вид иконы
Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной воте с текстом на латинском язьке — «Павел Иванович Сапега Канцлер Великий. На память чуд. иконы чистейшей Марии Девы Белыничской 8 декабря 1665 г.». На воте перед Богоматерью с младенцем, у которых отсутствовали символы царской власти, был изображен коленопреклоненный Павел Сапега.
Икона относится к одному из наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительннца). На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия — хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу.
3. История
Во время войны Речи Посполитой с Московским государством кармелиты в 1655 г. перевезли икону в укрепленное местечко — Ляховичи, которое долгое время потом находилось в осаде войск царя Алексея Михайловича. Осада Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2 июля 1660 г. Освобождение Ляховнч было приписано командиром крепости Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога хвалим»)[2].
Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее ангелом; 2) осада ляховичской крепости; 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг.
Икона находилась в Ляховичах до 1760 г. В 1760 г. икону торжественно перенесли в Белыничи во вновь построенный костел. Еще во время нахождения чудотворного образа в Ляховичах епископ Виленский Михаил Зенькович получил в 1754 г. разрешение и буллу папы римского Бенедикта XIV на коронацию иконы. Золотые короны с гербами Сапег и Огинских были изготовлены на средства этих магнатских родов.
Торжественная коронация иконы состоялась 20 сентября 1761 г. Для проведения праздника перед домом Огинских построили беседка с триумфальными воротами, куда была помещена икона. Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный доминиканский проповедник — Вавжинец Овлочимский.
После возложения корон икона была перенесена в храм. Праздник продолжался целую неделю. В нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска.
Коронация расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии. В монастырь в праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной Богоматери, св. Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич, Княжич.
После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи вошли в Российскую империю. Восстание 1831 г. послужило поводом к закрытию в 1832 г. только в Могилевской губернии 23 католических монастырей, в том числе и в Белыничах. Костел был передан дисоцезиальному духовенству. После польского восстания 1863—1864 гг. многие оставшиеся действующими костелы были закрыты и переданы православной церкви. В 1876 г. состоялась передача Белыничского костела с чудотворной иконой Русской Православной церкви. Считают, что последний приходской священник ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал и оставил в костеле копию. Оригинал же, — пишет ксендз Тадеуш Крагель (Белосток), — по предположению некоторых находится в Воле-Гутовской.
Глубоко укоренившийся среди населения белорусских земель культ чудотворной Белыничской иконы нашел отражение в созданных многочисленных живописных копиях, эстампах, которые бережно хранятся в христианских храмах. Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся об исцелении от недугов, об утешении в скорби.
Праздник иконы ― 12 апреля.
Список литературы:
[Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905]
[Wolyniak (Gizycki J. M.) Z przeszłosci karmelitуw na Litwie v Rusi. Krakуw, 1918. Cz. 2. S. 79]
Источник: ru./wiki/Белыничская_икона_Божией_Матери
Другие работы по теме:
Храм Божества
В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице.
Тихвинская икона Божией Мате
Древнее предание отождествляет Тихвинскую икону Божией Матери с другим не менее прославленным чудотворным образом Влахернской Богородицы. Эта византийская святыня, как повествует сказание о ней, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой.
Казанская икона Божией Матери
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. В настоящее время она находится в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Сретение Господне
Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Весь человеческий род был испытан, и ни одной не нашлось достойной понести Божество неопально, кроме Приснодевы Марии, которая, принадлежа человеческому, падшему роду, оставалась, по удостоверению Церкви, кроме греха.
Нерукотворный Образ
Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси.
Синергийность иконообраза
В попытках решения проблемы Богообщения и Боговедения встречается несколько различных подходов и решений. 1) Богообщение невозможно, — в этом случае неизбежен деизм в онтологии и агностицизм в гносеологии. 2) Богообщение возможно.
Храмы Живоначальной Троицы в Москве
Почитание Святой Троицы в Русской земле началось со святой равноапостольной княгини Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
Литературное посвящение Чудо русской иконы
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели: познакомить учащихся с русской иконой – образцом духовной живописи;
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Явление образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г., в последние годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в среде русского народа сохранялись крепкие моральные устои.
Порт-Артурская икона Божией Матери
Первый явленный образ ХХ века - Порт-Артурская икона Божией Матери - чудесен по своему происхождению и необычен по композиции: никогда еще в иконографии Царицы Небесной не было изображения, на котором плат с Нерукотворным Ликом Спасите ля держит Она Сама
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Иверская икона Божией Матери
Первоначальную икону Божией Матери, именуемую «Иверской», предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки. С конца десятого века образ пребывает на Афонской горе в Иверском монастыре, давшем имя чудотворному образу.
Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия»
История иконы Смоленской Божией Матери, как и многих других судьбоносных для России чудотворных образов, овеяна легендами. Первообраз святыни, с которым часто отождествляют Смоленскую Одигитрию, был написан самим апостолом Лукой.
Боголюбская икона Божией Матери
К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери.
Симон Ушаков
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Икона Божией Матери «Три радости»
Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней.
Остробрамская икона Божией Матери
Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Русская иконопись 3
Русская иконопись — стала развиваться в конце X века крещением Руси. Греческие иконы Владимирская икона Божией Матери На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).