— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением. Термин ретроспективизм — сугубо российский; искусствоведы используют две трактовки:
Ретроспективизм в узком смысле есть неоклассицизм - направление архитектуры предреволюционных лет (1900–1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков. Отдельные ретроспективисты опирались на образцы итальянского ренессанса (И. В. Жолтовский, отчасти М. М. Перетяткович) и позднего барокко (А. И. Дмитриев, автор Училищного дома в Санкт-Петербурге). Ретроспективисты-неоклассики (И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. А. Фомин и др.) в будущем станут ведущими фигурами сталинской архитектуры. Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876–1914) и т. п.
Ретроспективизм в широком смысле включает в себя и неоклассицизм, и русский стиль 1900-1917 гг. (А. В. Щусев, С. У. Соловьев, И. Е. Бондаренко и тот же М. М. Перетяткович в храме Спаса-на-Водах)
Литература
Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8 т.— СПб.: Лита, 2000. [1]
Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX — начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм,— СПб, «Коло», 2006, ISBN 5-901841-36-0
Брумфилд, У.К. Антимодернизм и возрождение классицизма в русской архитектуре, в издании: Предпринимательство и городская культура в России, М.: Три Квадрата, 2001, ISBN 5-94607-011-8
Источник: ru./wiki/Ретроспективизм
Другие работы по теме:
Жилой дом средней этажности
Определение специфики типологии жилищного строительства. Виды домов: секционные, коридорные, галерейные. Рядовые, поворотные и торцовые секции. Социальные особенности проектирования жилья. Архитектурные и эстетические требования к организации квартиры.
Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Источники вдохновения для русского модерна, его отличительные особенности в архитектуре. Создание мебели в неорусском стиле, претворение новых идей в пространстве интерьера. Сооружение особняков с использованием утилитарных форм, трактуемых художественно.
Архитектура Москвы 1920-х годов
Создание "Архитектурной мастерской (бюро) по планировке центра и окраин Москвы" в 1918 г. Планы архитекторов Сакулина, Щусева и Шестакова. Влияние урбанистов и дезурбанистов на архитектуру города. Утопические проекты и постройки жилых домов и клубов.
Социология культуры
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ Лекции по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»
Русское искусство XIX начала XX века
Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 1900 года. Художественный мир Петербурга и Москвы: судьба антитезы
Акмеизм
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем “поэзией серебряного века”. “Золотой век” русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких “звезд первой величины”, как Пушкин и Лермонтов, несомненно был обусловлен общей тенденцией к развитию русской национальной литературы, русского литературного языка и развитием реализма.
Алексей Курбановский "Мертвая рука". Некрофизика и метафизиология в творчестве Михаила Шемякина.
АЛЕКСЕЙ КУРБАНОВСКИЙ МЕРТВАЯ РУКА Некрофизика и метафизиология в творчестве Михаила Шемякина В конце 1995 года ряд выставок художника М.М.Шемякина состоялся на крупнейших экспозиционных площадках обеих российских столиц: его живописные, графические и скульптурные произведения были представлены в С.-Петербурге — в Центральном выставочном зале (Манеже) и Эрмитаже, а в Москве — в Третьяковской галерее и Большом театре.
Серебряный Век русской культуры
Силуэт Серебряного века Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Культура серебряного века 2
Культура «Серебряного века» Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.
Средства выразительности театрального искусства
Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства. Основные средства выразительности театрального искусства: роль декораций, костюма, грима в раскрытии образа персонажей, визуально-оптическое оформление спектакля.
Творческий путь М.А. Врубеля
Анализ сущности и спецификих творческих особенностей М. Врубеля на примере сказочных и эпических произведений в условиях видоизменяемости искусства на рубеже XIX - XX веков. Характеристика отличительных особенностей исторической картины конца XIX века.
Художественные стилевые направления в искусстве
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впервые получил распространение среди писателей-гуманистов Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней из известных в то время культур.
Русская художественная эмиграция в Европе. ХХ век
Исследование культуры русской эмиграции и ее художественного наследия идет в России уже более десяти лет - с тех пор, как были устранены искусственные преграды на этом пути и появился доступ к архивам в нашей стране и за рубежом.
Основные направления в культуре и искусстве XIX века
Романтизм - оппозиция классицизму и форма художественного мышления XIX в., его распространение в Европе. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму. Импрессионизм: новое направление в искусстве. Развитие культуры в Беларуси.
Основние пути развития европейской культури ХІХ в.
Периодизация культуры и исскуства ХІХ в. Общяя характеристика романтизма, импресионизм как мировозрение. Техницизм и его влияние на художественную литературу, концептуализм. Специфика визуальной культуры. Знак и художественный образ в исскустве.
Культура постмодернизма
Культура информационного общества. Стиль ретро, академизм, отношения архитектуры с ландшафтом, контекстуализм, включающий в себя ад-хокизм. Ж. Гаруст и символ современного искусства "Дежа-вю". Эклектика, ассоциальность и аполитичность в кинематографе.
Мир искусства и мир перформанса
Историография. Футуристические тенденции в искусстве перформанса. Супрематические эксперименты в перформативной практике. Наследие искусства соцреализма в акциях художников московской концептуальной школы
Развитие живописи в России конца XIX - начала XX века
Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.
Неогрек
План Введение 1 Европейские корни 2 Неогрек в Москве 3 Источники Введение Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма.
Жизнь и творчество Михаила Врубеля
Искусство Врубеля, как поэзия Лермонтова, находит отклик у молодых. В духовном развитии подростков бывает "Лермонтовский" период. А те, кто восприимчив к живописи, в это время открывают для себя Врубеля.