Народ, населявший территорию Согдианы, располагающейся в долине реки Зерафшан - от современной Бухары (Узбекистан) до Худжанда (Таджикистан). По меткому выражению советского востоковеда Бартольда В.В., согдийцев по своему торгово-культурному вкладу в регион можно сравнить с "финикянами Центральной Азии".
Согдийцы говорили на согдийском языке иранской ветви языков, родственном бактрийскому. Письменность была основана на арамейском алфавите (вязь с направлением письма справа налево, причём большинство гласных на письме не обозначалось). Долгое время, согдийский язык был международным языком от Каспия до Тибета. Его письменность стала основой для уйгурского, монгольского и манчьжурского письма.
Позднее, согдийский язык был вытеснен с территории Согдианы арабским, классичесским персидским (и его таджикским диалектом) и тюркскими языками. Однако, согдийский (новосогдийский) язык до сих пор находится в употреблении у малочисленной народности ягноби (по разным оценкам от 2 до 12 тысяч говорящих) в Согдийской области Таджикистана и в окрестностях Душанбе.
Согдийцы выполняли торгово-посредническую функцию между двумя великими империями -- Ираном и Китаем. Китайский путешественник Чжан Цянь, посетив Согдиану, писал:
Канцзюй (Согдиана) находится на расстоянии в 2000 ли (ок. 1000 км) к северо-западу от Давани (Фергана). Люди ведут кочевой образ жизни и обычаями своими напоминают юэчжи. У них 80 или 90 тыс. лучников на вооружении. Эта маленькая страна граничит с Даванью и признает независимость юэчжи.
— «Ши цзи», гл. 123, «Повествование о Давани»
Согдийцы активно участвовали в торговле через Великий шёлковый путь, с его же помощью распространялся буддизм. Есть сведения, что производившееся в Согде оружие (в частности, кольчуги) экспортировалось в Китай и другие страны[1].
Согдийцев отличала терпимость к различным религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство, зороастризм). Основными источниками информации о согдийцах и их языке являются религиозные тексты, дошедшие до нашего времени.
В IV—VIII веках согдийцы доминировали в торговле между востоком и западом, их торговые колонии были найдены далеко за пределами Согда — в частности, на территории современного восточного Китая. Согдийский язык использовался в качестве лингва франка на большом протяжении Шёлкового пути и оставил следы в виде заимствованной лексики в персидском и ряде тюркских языков.
В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā 'l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в 722 году это сопротивление было окончательно сломлено воинами хорасанского эмира Саида аль-Хараши. Они взяли штурмом крепость на горе Муг, где укрывался последний из согдийских правителей — Деваштич[2]. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах).
Список литературы:
О вооружении Согда VII—VIII в. — «Сообщения Республиканского историко-краеведческого музея Таджикской ССР», вып. 1, Сталинабад, 1952. С. 61-67
Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.
Источник: ru./wiki/Согдийцы
Другие работы по теме:
О теории этногенеза Л. Н. Гумилева
В ходе разработки теории этногенеза Гумилев приходит к необходимости введения ряда терминов и понятий, оперируя которыми освещает закономерности развития этнических систем на протяжении всей истории человечества.
Древнеиранская мифология
Введение Свидетельства появления индоиранского языка встречаются уже в 1800 г. до н.э. в касситском слове шуриаш (древнеиндийское сурйас-«солнце»), обозначавшем бога солнца, а также в нескольких именах собственных из Малой Азии, относящихся примерно к тому же времени. Четырьмя столетиями позднее, около 1400 г. до н. э., в договоре, заключенном хеттским царем и правителем хурритского царства Митанни в Северной Месопотамии, упоминаются имена четырех божеств - Митры, Варуны, Индры и близнецов Насатья, которые встречаются и в «Ригведе».
на тему
Бактрия и Согд возникли в бассейнах рек Амударьи, Зеравшана и Кашкадарьи в первой половине I тысячелетия до н э. В vi– IV вв до н э они входили в созданное персами Ахеменидское государство, а затем, с 330 г до н э., – в империю завоевавшего владения Ахеменидов Александра Македонского
Математика в средние века
Из всех ойкумен Земли Индия оказалась наименее затронута переселением народов. Не удивительно, что именно здесь в 6 веке н.э. расцвела самобытная математическая школа.
Искусство Средней Азии
Более ясная картина развития искусства может быть намечена лишь со времени формирования на территории Средней Азии классового общества. Этот процесс начался в Средней Азии во второй четверти 1 тысячелетия до н.э.
Тюркский каганат
Первый Тюркский каганат. Второй Тюркский каганат. Великий Тюркский каганат. Эпоха каганатов (VII-Xвв.).
Суяб
Ордукент — раннесредневековый город Чуйской долины, находившийся на Великом шёлковом пути. Руины — у села Ак-Бешим, в 6 км к юго-востоку от Токмака (Киргизстан).
Тюркский каганат 3
Введение 1 История 1.1 Ранняя история 1.2 Тюркский Каганат 1.3 Распад Каганата 2 Государственное устройство 3 Войско 4 Экономика и хозяйство 5 Этнический состав
Пассионарная теория этногенеза
Введение 1 Этнические системы 1.1 Этнические системы 1.2 Этнические формы 2 Пассионарность 2.1 Уровни пассионарности 2.1.1 Базовая классификация 2.1.2 Подробная классификация
Ксеркс I
Введение 1 Начало правления. Покорение восставших народов 1.1 Восстание в Египте 1.2 Восстания вавилонян 2 Поход в Грецию 2.1 Подготовка к походу 2.2 Греки готовятся дать отпор
Казахстан в древности 2
Казахстан в древности. По археологической периодизации история делится на 4 эпохи: 1. Камня a. Палеолит b. Мезолит c. Неолит 2. Бронзы 3. Железа 4. Средневековья
Культура средневекового Казахстана 2
Культура средневекового Казахстана. Религии: Тенгри Самая древняя религия на территории средневекового Казахстана – Тенгри Покровительница домашнего очага и детей – Умай
Западно-тюрский каганат
История западно-тюрского каганата, экономической и политической жизни. Правовая система в западно-тюрском каганате. Наследование престола по удельно-лестничной системе. Распад тюркского каганата. Отсутствие единой власти, столкновения между кочевниками.
Жизнь и биография Александра Македонcкого
Противоречивость личности Александра Македонского, историческое значение его деятельности. Восшествие Александра на престол, отношения с Грецией, первые годы правления, персидский и индийский походы, завоевание Месопотамии, Ирана и Средней Азии.
Древнетюркские государства
Значение Тюркского каганата для развития истории Кыргызстана. Политика Тюркского каганата, его раздел на Восточный и Западный. Особенности Западно-тюркского каганата. Борьба народов Средней Азии с арабскими завоевателями. Укрепление Восточного Туркестана.
Государства раннего средневековья Казахстана
История образования тюркского каганата. Население, быт и культура тюрков. Западно-тюркский каганат: политическое и социальное положение, культура и быт. Огузское государство: племенной состав и общественный строй огузов, хозяйство, помыслы и ремесла.
Духовная культура тюрков
Казахский Государственный Национальный Университет имени Аль-Фараби Кафедра Археологии и Истории Казахстана Самостоятельная работа студента На тему:
Великий шелковый путь на территории Казахстана
Глава 2. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде-
Китай
Степь и Китай. Река. Вода. Прошлое. Историографический экскурс. Крушение Древнего Китая.
Кидани и Сибирь
Период X–XII вв. занимает особое место в истории Евразии. Практически все регионы этого полицентричного мира вышли на новый виток своего развития. Киданьская империя Ляо (907–1124 гг.) представляет собой закономерное звено в цепочке государств-империй.
Иранско-тюркский культурный симбиоз в Центральной Азии
Этническое и культурное разнообразие человечества является одним из основных условий его существования, взаимодействия и устойчивого развития в природной среде обитания. Оно служит аналогом разнообразию видов живых организмов в природе.
Валикий шелковый путь на территории Казахстана
Исторические факты о возникновении и начале функционирования Шелкового пути, его развитие и роль для международной торговли. Характеристика юга Казахстана, разветвление торговой трассы по территории страны. Закупки товаров и связь между городами.
Казахстан в средние века VI-XIII века
Семинарская работа №2 по Истории Казахстана Казахстан в средние века (VI - XIII века) Проверила: Боданова З. К Выполнил: Ковалёв К.В. Группа 2 Алматы 2007
Тюркский Каганат и Средняя Азия
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК На тему: Тюркский Каганат и Средняя Азия. Выполнил: Ефремов Владимир МТО, группа 102-07 Проверил: Маликов И.Е С о д е р ж а н и е :
Океания. Азия. Кавказ
1 Океания 1.1Меланезия 1.2 Полинезия 1.3 Микронезия 2 Азия 2.1 Индонезия 2.2 Индокитай 2.3 Китай 2.4 Монголия 2.5 Корея 2.6 Япония 2.7 Средняя Азия 2.8 Южная Азия
Узбеки
Узбеки (самоназвание - узбек), нация в России, основное население Республики Узбекистан.
Таджики
Таджики (самоназвание - тоджик), нация, основное население Таджикистана. В России общая численность таджиков - 2136 тыс. чел. (1970, перепись); из них в Таджикистане - 1630 тыс. чел., Узбекистане - 449 тыс. чел., Кыргизстане - 22 тыс. чел.