— керамическая икона, один из сохранившихся образцов Преславской керамики. На ней изображён святой, лик которого напоминает элементы византийской иконографии святого Феодора Стратилата.
Общие сведения
Она была найдена в начале XXI века в процессе раскопок в пещерном ските горы Патлейна, в двух километрах от города Преслава. На иконе отсутствуют отметки о том, какой святой изображён на иконе. Наряду с этой иконой были найдены иконы Богородицы и ветхозаветных святых.
Икона Святого Феодора Стратилата набрана из квадратных фрагментов, длина стороны плитки примерно 12 см. Все найденные плитки покрыты глазурью. На сегодняшний день это единственный сохранившийся образец Преславской керамики. Существует гипотеза о том, что у этой керамики был прототип в Византийской империи, но сам этот прототип не сохранился. Вполне вероятно, что его прототип был такого изображения византийской эпохи создания, но это только гипотеза. Это предположение связано с характерными цветами картины, а также техникой исполнения иконы, подобной технике старых картин древних византийских рукописей. По мнению искусствоведов керамическая икона является произведением искусства, в котором неизвестный художник выразил духовный внутренний мир святого. Произведение выполнено на высоком художественном уровне, ему соответствует высокое качество самого носителя - керамической плитки. Эта икона является образцом работы болгарских живописцев средневековья.
Преславская керамика
Преславская расписная керамика возникла как направление искусства после строительства новой болгарской столицы — города Преслав. В регионе было месторождение глины каолинитической природы, это стало основой для возникновения и процветания этого художественного ремесла. Керамика стала новым направлением развития болгарского искусства конце IX — начале XX веков. Произведения этого направления считаются замечательными достижениями прикладного искусства периода Золотого века болгарской культуры (времена Первого Болгарского царства).
Вопрос о происхождении искусства Преславской керамики является предметом научных споров.
По одной версии, Преславская керамика имеет восточное происхождение - мастера востока обучили учеников из Преслава, таким образом было создано местная керамическая школа.
Существует альтернативное мнение о том, что восточное происхождение керамики стало уже дополнением стержневой идеи, почёрпнутой в Византии, в керамических мастерских Константинополя.
Керамика Преслава в основном предназначалось для украшения светских и церковных зданий. Она использовалась в основном для полов, облицовки стен и каменных колонн. Кроме того, керамика активно использовалась во внутренней и внешней отделке культовых зданий, реже применялся для гражданских зданий. Чаще всего на керамической плитке были изображены стилизованные растительные мотивы и различные геометрические фигуры. Такие изображения, расположенные бок о бок являлись характерной особенностью Преславской керамики. Существовали и мозаики из плиток, когда на отдельные плитки были написаны части человека или животного. Из них составлялись иконы подобные этой.
Керамические плитки создавались в специальных мастерских, которые были расположены при некоторых монастырях. В этих мастерских происходило создание плитки как сплав искусства художников и мастерства специалистов по керамике. В непосредственной близости от города Преслав было несколько таких мастерских, которые были расположены в монастырях. Специалисты отмечают высокую художественную ценность Преславской керамики, особенно отмечаются плитки с христианскими сюжетами.
Наиболее ценными считаются образцы плитки с изображением святых - керамические иконы. Стилистика икон на керамической плитке сильно напоминает изображения искусства религиозных направлений Византии в эпоху Македонской династии. Такой византийский художественный стиль был распространён в Малой Азии и Сирии. Особенности этих произведений искусства делают Преславскую керамику важной частью искусства, процветавшего на Балканах в X веке
Монастырь на горе Патлейна, по мнению археологов был наиболее крупным производителем знаменитой Преславской керамики того времени. Образ иконы, найденной в монастыре и других икон состоит из отдельных плиток. Эти плитки могли быть созданы разными монахами в окружающих монастырях, которые занимались живописью по плитке и создавали искусство болгарской керамики.
Само производство плитки было сконцентрировано вокруг горы Патлейна, где находились карьеры белой глины. Вокруг карьеров были построены отдельные производственные здания, при раскопках которых были найдены материалы, инструменты и другие компоненты керамического производства. Вероятно в окрестностях монастыря находились мелкие мастерские, в которых также производилась художественная керамика.
Литература
Totev, Totyu The ceramic icon in medieval Bulgaria. — Sofia: St. Kliment Ochridski univ. press etc., 1999. — 155 с. — ISBN 9546420735
Источник: ru./wiki/Икона_Феодора_Стратилата_из_монастыря_святого_Пантелеимона
Другие работы по теме:
Меншикова башня
Введение 1 История 2 Антиохийское подворье 2.1 Святыни храма Список литературы Меншикова башня Введение Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).
Синесий Иванов
Схиархимандрит Синесий Иванов (1689, Прилуки—10 (21) мая 1787) — схиархимандрит иркутского Вознесенского монастыря, преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 10 мая и 10 июня (Собор Сибирских святых).
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
Монастыри святой горы Афон
Патриаршая и исполнительная власть Афонской монашеской "республики". Перечень монастырей и их расположение.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
По Китай-городу
Китай-город издавна является деловым центром Москвы. Улица Ильинка в Китай-городе – одна из красивейших в Москве. На ней один к другому примыкают великолепной архитектуры дома, и это делает ее гармоничной и завершенной.
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Грушецкий, Антон Антонович
План Введение 1 Биография 2 Работы Список литературы Введение Грушецкий Антон Антонович (польск. Antoni Gruszecki) (1734, Почаев - 1798, Супрасль) - польский художник, базилианский монах из Почаева, профессор живописи Краковской академии (1760-1770).[1] Художник короля Станислава Понятовского.[2] Расписывал Новый замок и Фарный костёл в Гродно, костёл в Розаныстоке (Польша) и др..
Киево-Печерская лавра 3
Киево-Печерская лавра Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Расцвет новгородского зодчества
То самобытное творчество, которое в Благовещенье на Мячине, Фоме Апостоле, Спас-Нередице и Николе на Липне только намечалось, получило свое окончательное развитие в целом ряде церквей, появившихся в Новгороде во второй половине XIV века.
Монастырь Богоматери Махерас
Монастырь Богоматери Махерас - один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия.
Новгородская школа иконописи
Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Зинон Постник
Зинон Постник (Зинон Трудолюбивый; XIV век) — инок Киево-Печерского монастыря, схимник. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 30 января и 28 августа (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер).
Ганина Яма
Га́нина Я́ма — заброшенный рудник, расположенный в урочище «Четыре Брата» в 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки возле г. Екатеринбурга Свердловской области России.
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Меч святого Петра
Введение 1 История и значение 2 Аутентичность 3 Описание 4 В художественной литературе 5 В искусстве Список литературы Введение Меч свято́го Петра́ — реликвия, отождествляемая с мечом, которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, движимый горячей любовью и преданностью[1], во время взятия Христа под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника — Малху.
Ирментруда Орлеанская
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Ирментруда Орлеанская (Irmentrud) (фр. Ermentrude d'Orlйans, 27 сентября 825 — 6 октября 869, аббатство Хаснон, Валансьен, Франция) — королева Западно-Франкского королевства в (842 — 869) годах, первая жена Карла II Лысого. Дочь Эда, графа Орлеана, и Ингельтруды де Фезенсак, дочери Лето I, графа Парижского.
Царская резиденция в Александровской слободе
План Введение 1 История 2 Фотографии Список литературы Введение Царская резиденция в Александровской слободе (также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины Московского государства в 1564—1581 годах. Располагалась на территории нынешнего города Александрова (Владимирская область).
Земли короны Святого Иштвана
Землями короны Святого Иштвана длительное время назывались государства, объединённые с Венгерским королевством личной унией. Варианты названия Венгерское: Szent Istvбn Koronбjбnak Orszбgai —
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Гида
Гида (православное имя неизвестно), супруга князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
Герман Новгородский
Герман, епископ Новгородский (1078—1095). Постриженник киевского Печерского монастыря. Поставлен на новгородскую кафедру в 1078 г., вероятно, митрополитом Иоанном II.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).