Голландская гравюра XVII в.
Шествие на осляти — обряд, совершаемый в праздник Входа Господня в Иерусалим.
В письменных источниках упоминается с XVI века. В XVI веке шествие совершалась только в Кремле. С XVII века шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного).
Обряд не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими захватчиками[1].
Во второй половине XVII века церемония шествия проходила следующим образом:
Патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью. В день праздника после утренней обедни царь выходил в Успенский собор в праздничной одежде. Царя сопровождали бояре, окольничьи и прочие придворные чины.
Из Успенского собора начинался крестный ход: две хоругви, за ними по два чернецы и дьяконы, за ними по три священники, протопопы, запрестольный образ, кресты хрустальные, иконы из разных монастырей, протопопы, певчие, икона Богородицы Влахернской. За иконой шли соборные ключари и патриарх. В 1675 году в шествии участвовало 300 священников и 200 дьяконов.
Царское шествие открывалось нижними чинами по три человека в ряд. Дьяки, дворяне, стряпчие, стольники, ближние и думные люди и окольничьи. Потом шествовал царь, за ним бояре, думные и ближние люди и гости. По обе стороны шествия следовали стрелецкие полковники, вдоль дороги стояли расписанные кадушки с вербой.
Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора. С царём входили высшие чины, остальные оставались у Лобного места. В соборе царь молился и возлагал на себя сан (царские одежды): крест, бармы, царскую шапку и т. д. Вместо посоха царю подавали царский жезл.
На Лобном месте устанавливали налой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Путь от Спасской башни до Лобного места ограждали перегородками, обитыми красным сукном. На Красной площади стояли стрельцы и собирались толпы народа.
Недалеко от Лобного места стоял осля — накрытая каптуром (род попоны) лошадь. У осля стояли патриарший боярин и пять дьяков в золочёных кафтанах. Там же располагалась нарядная верба. На крыше одной из лавок Верхнего овощного ряда стоял капитан солдатского строя с ясачным знаменем для подавания сигналов во время церемонии.
До первой половины XVII века вербу наряжали на патриаршем дворе. На вербные сани устанавливали место для вербы. Сани устанавливали на колёса, и украшали красным сукном. На санях устраивали место для певчих. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками. С 1634 года в украшении вербы стали постоянно употребляться яблоки. В 1636 году для украшения вербы были приобретены тысяча яблок разного размера. После праздника патриарх раздавал яблоки духовным и светским чинам, а самые крупные яблоки отправлялись во дворец — царской семье. Верба украшалась заранее и устанавливалась на месте в ночь или в утро праздника. Для украшения вербы на патриаршем дворе был построен специальный сарай.
После 1668 года шествие стало проводиться с особой пышностью. Убранство вербы перевели с патриаршего двора на двор боярина Никиты Ивановича Романова. В 1670-е годы для украшения вербы в Немецкой слободе начали покупать искусственные цветы, фрукты и птиц. В 1672 году на украшение вербы было потрачено более 476 рублей. На Спасском мосту начали устанавливать ещё шесть верб.
Когда царь и патриарх выходили из собора, кресты и иконы возвращались в Успенский собор. Патриарх поднимался на украшенное Лобное место, и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы, черенки которых были обшиты бархатом. Патриарх и митрополиты раздавали окружающим ветви вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие до слов «и посла два от ученик»; с этими словами соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Протопоп и ключарь покрывали осляти ковром и красным и зелёным сукном. Патриарх держал в одной руке Евангелие, а в другой крест, и садился на осля. Шествие вновь начиналось с младших чинов: дьяки, дворяне, стряпчие, стольники — все они были в расшитых золотом кафтанах и поэтому назывались золотчиками. За ними везли нарядную вербу. Под деревом стояли певчие дьяки в белых одеждах. За вербой шли духовенство с иконами, ближние люди, думные дьяки, окольничие и царь в большом царском наряде. Царь вёл осля за конец повода. Перед царём стольники и ближние люди несли: царский жезл, государеву вербу, государеву свечу, царское полотенце. Вместе с царём осля вели: один из первостепенных бояр, царский и патриарший дьяки, патриарший конюший старец. По сторонам от царя с пальмовыми ветвями шли бояре, окольничьи, думные дворяне. За патриархом шли духовные чины и замыкали шествие гости.
По пути следования дети стрельцов от 10 до 15 лет устилали дорогу тканями, в основном красными и зелёными. Полотно имело размер 6 аршин в длину и 4 аршина в ширину. Каждый такой кусок держали шесть мальчиков. Поверх тканей укладывали разноцветные кафтаны и однорядки. Во время царствования Фёдора Алексеевича количество детей, укладывающих ткани и кафтаны, достигало 1000, из них 800 укладывали ткани, а 200 кафтаны. После праздника они получали ткани и кафтаны, или деньги.
Когда шествие вступало в Спасские ворота, на всех церквях Кремля начинался колокольный звон. Звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. Верба оставалась у южных дверей собора. В соборе дочитывали Евангелие, царь и патриарх целовались. Царь уходил в одну из домашних церквей, патриарх завершал литургию в соборе. После литургии патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы, украшения вербы и саней раздавали стрельцам и народу.
Во время двоецарствия с 1684 года по 1693 год в шествии принимали участие оба царя. После 1693 года документов о проведении шествия не сохранилось.
По царскому указу с 1669 года Шествие на осляти проводилось в городах: Астрахань, Рязань, Казань и Тобольск. В шествии участвовали архиерей и воевода. Иван Феодорович Пушкин, будучи воеводой в Тобольске вёл за узцы осля, на котором сидел митрополит сибирский Киприан. Шествия на осляти также проводились в Новогороде, и Ростове.
Соборным уложением 1678 года шествия на осляти в городах были запрещены, и проводились только в Москве.
В настоящее время в некоторых городах России (в частности, Ростове) возобновляется традиция шествия на осляти с участием местного архиерея.[2]
Список литературы:
«Пасха». издательство Олма-Пресс. Москва. 2002 стр. 108. ISBN 5-224-02154-5
Возрождается традиция «шествия на осляти»
Источник: ru./wiki/Шествие_на_осляти
Другие работы по теме:
Физика в Эстонии
Первые шаги в развитии физической науки в Эстонии были связаны с возникновением в 1932 году Тартуского университета, который назывался тогда Академией Густавиана (1632-1656) Это был период, когда преподносились идеи аристотелевской физики, очень далёкой от самой природы.
Таинства Церкви миропомазание
Миропомбзание (греч. Миро - благовонный елей) это Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной.
Взятие Иерихона
Иерихон, город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др.
Иконотопос
Православное понимание пространства иконично, оно вытекает из общих представлений о Боге как внепространственном Существе. Царство Небесное — это Царство Вечности, лишенное не только временных, но и пространственных измерений.
Эдвард Григ
Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Его творческий путь.
Симфоническое творчество Глазунова
Симфоническая музыка занимает центральное место в наследии Глазунова. В ней ярко воплощены типичные черты его -стиля. В симфонических произведениях Глазунова нашли выражение его связи с традициями симфонизма композиторов Могучей кучки.
Красная площадь
Во всей России не найдется, быть может, местности, более овеянной историческими воспоминаниями, чем эта площадь. В лихое время вражеских нашествий на ней кипели ожесточенные битвы - с Батыем, Едигеем, Ольгердом, Мехмет-Гиреем.
Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля
Спасская (Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Парадная проездная башня, она выходит на Красную площадь, воплощая на протяжении многих веков силу и торжество Российского государства.
Христианские праздники в Москве
Содержание ступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рождественские святки Крещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Широкая масленица . . . . . . . . . . . . . . Вербное воскресенье и шествие на осляти
Праздник вербы в Москве
Иностранцам, посещавшим Россию в конце XVI и в XVII столетии, одним из самых впечатляющих и вместе с тем довольно курьезных (с их точки зрения) казался русский весенний праздник Входа Господня в Иерусалим.
Полковник на балу и после бала
Автор: Толстой Л.Н. Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата, и чувство к этой девушке потом угасло.
Стихотворение Летний сад
Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Летний сад”. Суть поэта - его душа. Обязанность поэта - не только вложить свою душу,свое видение мира в стихи, но и донести, уметь донести до читателя главное.
Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.
Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Рельефная икона Дмитрия Солунского, поступившая в Оружейную палату из собрания А. В. Морозова, выполнена из зеленоватого стеатита и представляет собой византийскую работу XII века.
Музыкальная драматургия в рок музыке
Музыкальная драматургия, очевидно, подразумевает сложность и изысканность исполнения, «не простоту» музыкальных фраз, ориентированность на классическую симфо-музыку и школу игры, и театральность постановки выступления..
Марш скинхедов в Вильнюсе
Введение 1 Реакция 2 Расследование 3 Увязка марша с другими событиями 4 Источники Введение Марш скинхедов в Вильнюсе — шествие около двухсот бритоголовых граждан 11 марта 2008 года в День восстановления независимости в Вильнюсе. Идущие несли флаги Литвы, флаги со свастикой и скандировали лозунги «Русские — вон!», «Раз-два-три, хороша Литва без русского!», «Juden raus!», «Убейте этого еврея!».
Манса Муса
(араб. مانسا موسى ) — самый прославленный манса (верховный правитель) средневекового государства Мали, находившийся у власти в 1307/12-1332/37 гг. Происходил из династии Кейта, был племянником великого основателя государства Мали Сундиаты Кейта.
Демонстрация бессилия
Введение 1 Предыстория 2 Решение идти к Зимнему дворцу 3 Шествие 4 Результаты демонстрации 5 Отзывы прессы 6 Последствия Список литературы Введение «Демонстрация бессилия» — ночное шествие членов петроградской Городской Думы 25 октября 1917 года к Зимнему дворцу после начала его штурма большевиками, с целью оказать поддержку идущим на гибель министрам Временного правительства и их защитникам[1].
Афрасиаб городище
Афрасиа́б (иногда пишется как Афросиа́б ) — древнее городище площадью более 200 га в виде скопления желто-серых лёссовых холмов, расположенное на северной окраине современного Самарканда. Считается, что Афрасиаб был древней согдийской столицей — знаменитой Маракандой[2] Древний город получил своё название — Афрасиаб в честь мифического царя Турана и одного из легендарных героев поэмы великого персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме» (см. страна Туран).
A-la Belle Poule причёска
A-la Belle Poule (а-ля белль пуль) — дамская высокая причёска из собственных и накладных волос, созданная в эпоху Марии-Антуанетты. Названа так в честь известного фрегата Белль Пуль, который сразился с английским фрегатом HMS Аретуса в 1778 году.
Чернобыльский шлях
План Введение 1 История Список литературы Введение Черно́быльский шлях (Чернобыльский путь) (белор. Чарно́быльскі шлях) — ежегодное шествие белорусской оппозиции 26 апреля, приуроченное к годовщине аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) в 1986 году. Впервые прошел в 1989 году.
Рижский бунт
Рижский бунт — произошёл в 1899 году, стал реакцией на «неповышение» заработной платы рабочим ряда предприятий при неучёте реального положения дел, когда цены вырастали, а зарплаты не могли оставаться на прежнем уровне.
Берлинский парад Победы 1945
Парад Победы союзных войск во Второй Мировой Войне — состоялся 7 сентября 1945г. в Берлине у Бранденбургских ворот. Принимал парад — маршал СССР Г.К. Жуков.
Битва при Чериньоле
Битва при Чериньоле состоялась 21 апреля 1503 года между испанской и французской армиями неподалёку от Чериньолы (Апулия). Эта битва отмечена историками как первое сражение в мире, выигранное с помощью порохового стрелкового оружия.
Большой наряд
План Введение 1 Наряды 2 Состав Большого наряда 3 Ношение нарядов Введение Большой наряд (Царский чин) — царские регалии. Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.
Антикапитализм
План Введение 1 Участники 2 2001 3 2002 Список литературы Введение «Антикапитализм» (или на сленге «Антикап») — ежегодная молодёжная акция левых сил России. За основу взяты «Походы на Москву» движения «Трудовая Россия». Включает в себя шествие, митинг и рок-концерт. Проводится по инициативе Авангарда Красной Молодежи с 2001 года.
Weathermen
Weather Underground Organization — североамериканская леворадикальная партизанская организация, действовавшая с 1969 по 1977 г. Была сформирована из радикального крыла движения Студентов за демократическое общество, выступавшего против войны во Вьетнаме.
Эстония под властью Швеции
Столетие под властью шведской короны превратило Эстонию в культурном отношении в составную часть Северной Европы, заложило победное шествие лютеранства, до этого вследствие Ливонской войны церковь была в плачевном состоянии.
Канн: дожить до весны
Новейшая история Канна началась в декабре 1834-го — именно тогда случайность решила судьбу крошечной рыбацкой деревушки. Той зимой лорд-канцлер Великобритании Генри Броухем вместе с дочерью Элеонорой Луизой отправился на отдых в Италию.