(казённая продажа питей) — исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков.
Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет.
В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».
Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Витте) в 1896 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.
Монополия распространялась только на водку; все прочие спиртные напитки производились и продавались свободно, но были обложены акцизом (а импортные - еще и ввозной таможенной пошлиной). Монопольные цены на водку были хорошо согласованы со ставками акцизов и пошлин; массовый беднейший потребитель удовлетворялся казенной водкой, а состоятельный потребитель предпочитал все прочие напитки в свободной продаже.
С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками была запрещена.
Пятая монополия на алкоголь была введена в январе 1924 года. В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.
7 июня 1992 года президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства. Однако 11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции[1]. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.
Список литературы:
Указ Президента РФ от 11.06.1993 N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции"
Источник: ru./wiki/Винная_монополия
Другие работы по теме:
Причины инфляции 3
Выделяют внутренние и внешние причины инфляции. Внутренние причины. К внутренним причинам относятся: а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления, от отраслей, производящих средства производства (тяжелой промышленности, особенно военного машиностроения);
Модель рынка чистой монополии
В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина – широкое и узкое.
Монополия и монополизм в экономике
Введение. В результате такого явления, как несовершенная конкуренция, появляется такая отрицательная черта экономики, как монополия. Монополия с греческого (mono) – один и (poleo) – продаю. Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика» относил монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние» Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство.
Монополия рынка
Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Типы рыночных структур совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олиг
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Конкуренция и монополия
Понятие и история возникновения конкуренции, ее положительные и негативные последствия. Концентрация и централизация капитала как основные причины появления монополий. Виды объединений предприятий - картели, синдикаты, тресты, концерны и конгломераты.
Неоклассическая теория рынка
Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования. Формы несовершенной конкуренции.Теория монополистической конкуренции.
Конкуренция и монополия
Конкуренция как борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара и ее виды. Понятие монополии, ее разновидности, отрицательные стороны. Признаки и модели рынка несовершенной конкуренции. Антимонополистическая деятельность государства.
Законы монополистического рынка
Сущность монополистической конкуренции, ее характерные черты и отличительные признаки. Экономическое обоснование монополии, законы ее появления и развития на рынке, методы противодействия. Формирование цены на монопольном рынке, эластичность спроса.
Билеты по политэкономии с ответами
Неоклассическая теория рынка Альфреда Маршала (1842-1924). Совершенная конкуренция. Формы несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции.
Экономика организации
Утверждено на заседании Ученого Совета ЭФ Протокол № От 28.01.2003 г. Фонды контрольных заданий по курсу «Экономика организации» Вариант 2 Укажите правильный ответ:
История возникновения и развития акцизов
Источники формирования государственной казны, основные причины широкого распространения акцизов, их ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость получения. Косвенные налоги и формирование бюджета, применение казенных монополий на подакцизные товары.
Меры объема
Перевод старорусских мер исчисления веса и объёма на современные 1 пуд = 40 фунтов =16,38 кг 1 фунт = 32 лота = 0,409 кг 1 лот = 3 золотника = 12,8 г 1 золотник = 96 долей = 4,27 г
Упаковка как атрибут брэнда
Главная задача винной упаковки это удобства при транспортировке и способ передачи информации потребителю о стране - и предприятии-производителе. То есть упаковка несет в себе также коммуникативную функцию.
Вино: экономика, политика и религия
Стоит сказать о том, что уже к первому столетию нашей эры, вино стало импортироваться из Италии в Испанию, Германию, Англию и Галлию (современная Франция).
Пряности
Пряности – разнообразные части растений, обладающие специфическим устойчивым ароматом и разной степенью жгучести, – были, по-видимому, одними из первых веществ, которые человек начал добавлять к своей пище.
Крыжовник отклоненный (крыжовник обыкновенный)
Крыжовник в культуре возделывают с давних пор. В Западной Сибири он был известен в раннем средневековье, а в XVI в., когда о смородине только лишь упоминалось, крыжовник занимал почетное место в садах Англии, Польши и других стран.
Абрикос обыкновенный
В медицине используют плоды в свежем и сушеном видах. Высокое содержание калия и железа делает сухие абрикосы необходимыми в пищевом рационе беременных и больных анемией.
Финансово-податная реформа
2.3. Осуществление крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований эпохи Петра Великого, формирование многотысячной регулярной армии и строительство мощного военно-морского флота, проводившиеся одновременно с осуществлением активного внешнеполитического курса, изнурительной Северной войной, требовали колоссальных финансовых расходов.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Северная Гренландская компания
План Введение 1 История 2 Организация 3 Деятельность Введение Северная Гренландская компания (также Северная Компания, Шпицбергенская компания, нидерл. Noordsche-Groenlandse Compagnie, нидерл. Noordse Compagnie, нидерл. Compagnie van Spitsbergen) — нидерландская компания, созданная в XVII веке для китобойного промысла.
О монополии на водку в России
Когда в 1386 году генуэзские купцы впервые привозят виноградный спирт (аквавиту) в Москву, он становится известным при великокняжеском дворе, но не производит особого впечатления.
Россия в начале 20 века
Российская империя была самой большой в территориальном отношении страной в мире. Среди промышленных регионов особо выделялись Московская, Петербургская, Рижская, Лодзинская, Южнороссийский, Уральский и др. Начинается интенсивное освоение Сибири, Дальнего Востока ( Красноярский район, Новониколаевский (Новосибирский) и Владивостокский районы.
Местное самоуправление в России 2
два уровня публичной власти ‑ государственной власть и муниципальная власть (местное самоуправление). Основными признаками государственной власти являются публичность, суверенитет, монополия на нормотворчество, монополия на легальное использование принуждения, моноцентричность, территориальная ограниченность.
Тест по Стратегическому управлению
Министерство образования и науки Украины Бердянский университет менеджмента и бизнеса Тесты по дисциплине: «Стратегическое управление» Выполнила:
Ортосифон - почечный чай
Это растение семейства губоцветных в народе называют почечный чай. Оно обладает весьма ценными целебными свойствами. В природе растет в тропических странах как травянистый многолетний вечнозеленый полукустарник.