Григорий Никанорович Струков (1771—1846) — полковник, действительный статский советник, участник Кавказских и Среднеазиатских походов.
Родился в 1771 году.
На военную службу вступил в 1780 году сержантом в армейский полк и по 1792 год находился в составе армии, которая действовала на Кавказе, под начальством генералов Текели, Бибикова и впоследствии Гудовича. Он принимал участие во всех бывших в то время стычках с горцами, между прочим в деле при реке Кубани, где русские войска разбили турецкую армию и захватили в плен её предводителя, сераскира Батал-Бея-пашу.
В 1791 году Струков отличился при взятии генералом Гудовичем города Анапы, являвшегося одною из сильнейших твердынь горцев и находившегося под защитою 10 тысяч турок и 15 тысяч татар и черкесов, наконец, в штурме отрядом Гудовича крепости Суджук-Кале. В обоих последних делах Струков имел несколько случаев выказать исключительную храбрость, за что и был награждён чином поручика. Генерал И. И. Герман, бывший его непосредственным начальником в этих боях, в своих записках отмечает «неутомимое усердие» Струкова, которое «весьма облегчило и немало способствовало ко всеобщему благу».
Своими способностями и усердием к службе он вскоре обратил на себя внимание высшего начальства и в 1796 году, состоя в чине капитана, был назначен в свиту Его Императорского Величества, по квартирмейстерской части. Позже, находясь при главнокомандовавшем литовской армией, князе Репнине, Струков много раз исполнял различные военные поручения. Он был участником военных действий против поляков и за отличие при взятии Вильны в 1794 году был награждён чином майора и орденом св. Анны 3-й степени.
В 1799 году Струков был Высочайше назначен в сформированный в Ревеле для отплытия в Голландию корпус Германа. В сражении с французами и голландцами при местечке Гельдер Струков командовал отдельной частью; смелым приступом он взял ретраншемент французско-батавской армии и преследовал неприятеля до Бергена. Защищая при удалении французских войск левый фланг, на который был сделан сильный натиск, Струков оказал отчаянное сопротивление, но был смят, лично изранен и захвачен в плен, после чего более года содержался в Лилле.
Вернувшись через год из французского плена, он должен был хлопотать о вторичном определении на службу, так как его исключили из списков, считая убитым.
В 1802 году Струков был награждён чином полковника и назначен обер-квартирмейстером к командовавшему Оренбургским корпусом и военному губернатору князю Волконскому. По поручению последнего, он производил съёмки в Киргизской степи и, первый из русских, с ничтожным отрядом подошёл близко к границам Бухарского ханства.
В 1810 году Струков был командирован для осмотра Киргизской степи и для устройства новой линии между оренбургской и сибирской границами. 26 ноября 1811 года ему за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах был пожалован орден св. Георгия 4-й степени (№ 2319 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова).
Когда наступил 1812 год, он хотел ехать на место самых серьезных военных действий, но получил Высочайшее повеление провести новую границу и устроить военную линию по реке Илеку, где через несколько лет, благодаря заботам и трудам Струкова, было устроено до 20 казачьих станиц, пришедших впоследствии в цветущее состояние. В том же 1812 году Струков много содействовал предотвращению готового подняться в крае башкирского бунта. Около этого же времени он устроил новый солевозный путь для доставки илецкой каменной соли от места её разработки прямо до Самары.
В 1816 году он был переименован в действительные статские советники и назначен управляющим Илецким соляным промыслом; согласно Высочайшей воле, он устроил управление этого промысла. В 1840 году Струков вышел в отставку после службы, продолжавшейся более 60 лет. Он был лично известен императору Александру I, посетившему в 1824 году Илецкую Защиту и выразившему ему свою благодарность. Наиболее осязательным следом деятельности Струкова является крепость Илецкая Защита: не только сама крепость, но и соляной промысел, и прекрасная каменная церковь в греческом стиле, и общественный парк, в многое другое, все это обязано своим устройством исключительно энергии и деятельности Струкова.
Умер 28 января 1846 года в Илецкой Защите. Его именем назван старейший парк Самары — Струковский сад.
Источники
Герман И. И. Журнал кампании по Кавказской линии … 1790 года от 22 сентября по 30 число. // «Кавказская война: истоки и начало. 1770—1820 годы. Воспоминания участников Кавказской войны XIX века». СПб., 2002
Некрология Γ. Η. Струкова // «Русский инвалид», 1846. г., № 279
Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
Степанов В. С., Григорович П. И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). СПб., 1869
Источник: ru./wiki/Струков,_Григорий_Никанорович
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Шолохов м. а. - смутные годы григория мелехова
Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». Судьба его складывается трагически, потому что в сложной исторической ситуации он пытается найти свой собственный путь, потому что живет с чистым сердцем и чуткой совестью. Именно эти качества героя подвергаются тяжелому испытанию в огне революций, в кровопролитии войн.
Характеристика образа Григория Печорина по роману Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова
Григорий Александрович Печорин - это сложный собирательный образ общества своего времени - тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские развлечения не занимают его. Он не поддаётся губительному влиянию света, но в тоже время мнит себя избранным для какого-то великого дела, не размениваясь на нормальную жизнь, любовь, дружбу.
Типичное и особенное в образе Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» – это поистине грандиозное произведение, в котором автор ярко и достоверно показал жизнь русского народа в тяжёлые годы революции. Главный герой – Григорий Мелехов, являющий представителем народа.
Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. По роману Шолохова Тихий Дон
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» - произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа - это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность - имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России.
Чужой всем образ Григория Мелехова по роману Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться.” Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов отразил судьбу народа, поиски истины в переломные годы революции и гражданской войны в романе-эпопее “Тихий Дон”. Одним из центральных героев романа является Григорий Мелехов.
Жить значит чувствовать, мыслить, страдать Белинский
Роман-эпопея «Тихий Дон» — это произведение о ломке традиционного уклада жизни и быта донских казаков в период революции и Гражданской войны. Основное внимание уделяется семье Мелиховых, где все хорошо знают цену хлеба. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейный уклад Мелиховых.
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
Тема поиска жизненной правды в романе Тихий Дон
Тема поиска жизненной правды в романе "Тихий Дон" Автор: Шолохов М.А. Роман «Тихий Дон» охватывает самое исторически насыщенное десятилетие России. Здесь и Первая Мировая, и революция, и война Гражданская с ее братоубийственной реальностью. Прочитав этот роман-эпопею, я поняла, насколько велика сила художественного изображения такого яркого писателя, как Михаил Александрович Шолохов.
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Пути исканий Григория Мелехова
Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.
Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи:
На посту Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Очень худая профессия у врачей. Главное -- пациет нынче пошел довольно грубоватый. Не стесняется. Чуть что не понял -- драться лезет, или вообще убивает врача каким-нибудь предметом.
Мое мнение о Печорине
Григорий Александрович Печорин – яркий образ, созданный М.Ю. Лермонтовым. Неравнодушный человек, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Печорин – человек противоречивый, неоднозначный.
Аредаков, Григорий Анисимович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Саратовский академический театр драмы 2.1.2 Саратовский театр оперы и балета 2.2 Постановки в театре
Фальковский, Дмитрий Никанорович
Введение 1 Ранние годы 2 Подпольная и партийная деятельность 3 Творчество 4 Репрессии и расстрел 5 Память Введение Дми́трий (Дмитро́) Никано́рович Фалько́вский (урожд. Левчу́к; укр. Дмитро Никанорович Фальківський; белор. Дзмітрый Нічыпаравіч Фалькоўскі; 3 ноября 1898, д.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Теодебальд
(около 535 — 555) — король франков, правил в 547/548 годах, из династии Меровингов. Правил в Восточно-Франкском королевстве (Австразии). Сын короля Теодеберта I и Деотерии. Имя Теодебальд происходит от старо-германского «Самый смелый среди народа».
Островский, Григорий Силович
Григорий Силович Островский (1756—1814) — русский художник-портретист XVIII века. Работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье Черевиных, примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича.
Анненков, Константин Никанорович
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Константин Никанорович Анненков (1843 - 1910) — российский юрист[1] и земский деятель, из дворян Анненковых Льговского уезда Курской губернии.
Войтинский, Григорий Наумович
Григорий Наумович Войтинский (псевдоним, настоящая фамилия — Зархин) (5(17) апреля 1893, Невель — 11 июня 1953, Москва) — советский политический деятель, учёный-китаевед.
Белов, Григорий Акинфович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Григорий Акинфович Белов (6 (18) декабря 1895, Вахонькино, Новгородская губерния — 13 сентября 1965, Ярославль) — советский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1956)[1], лауреат Сталинской премии.
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Чернозубов, Илья Фёдорович
Статья «Чернозубов» перенаправляет сюда. О генерал-майоре, участнике русско-турецкой войны 1877-78 годов смотри Чернозубов, Григорий Фёдорович
Корганов, Григорий Николаевич
Григорий Николаевич Корганов (Корганишвили/Корганян) (30 июля 1886, Тифлис — 20 сентября 1918) — грузинский революционер, большевик, деятель Бакинской коммуны, один из 26 бакинских комиссаров.
Огинский, Григорий Антоний
Григорий Антоний Огинский (польск. Grzegorz Antoni Ogiński; 23 июня 1654 — 17 октября 1709, Люблин) — политический и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, великий гетман литовский, князь из рода Огинских.
Папа Григорий Великий
Св.Григорий ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов, получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.
Святитель Григорий Богослов
Установление официальной догматики христианской Церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим.