— духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.
Нестяжательство получило единодушную оценку у светских неангажированных историков. У отечественных авторов, как у либеральных (дореволюционных), так и у советских они вызывали откровенную симпатию, их идеи представлялись как единственно истинные и христиански нормальные, тогда как иосифляне представали у них не в лучшем свете, их учение считалось корыстным и христиански ошибочным. Эту традицию нарушали лишь несколько моментов: А. В. Карташев, в своей книге указывал на необъективность этих суждений, а также в советской историографии некоторое время господствовала отрицательная характеристика нестяжательству, когда под влиянием указаний И. В. Сталина процесс централизации на Руси рассматривался в тесном единстве с развитием самодержавия и оценивался в положительном смысле. Нестяжатели же выставлялись проводниками старых, феодально-боярских порядков.
В современной литературе, как у отечественных авторов, так и зарубежных стало распространенным отрицательное отношение к иосифлянам, и, наоборот, положительно-сочувствующее к нестяжателям, они в целом повторяют риторику своих предшественников, считая иосифлян ортодоксами, а нестяжателей подобием западноевропейских реформаторов.
В исследованиях некоторых историков, встречается мнение о связи нестяжателей с развитием еретических учений конца XV — середины XVI веков, так И. Я. Фроянов справедливо указывает на то, что все знаменитые еретики указанного периода были связаны с нестяжателями, как общностью идей, так и местом пребывания: Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой — жили и трудились в монастырях нестяжателей, а те из еретиков, кто не был казнен, были заключены в монастыри иосифлян, что косвенно подтверждает их связь с противниками последователей Иосифа Волоцкого — нестяжателями.
Во главе нестяжателей изначально стал старец Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма.
Сторонники официальной церкви называли себя иосифлянами по имени своего лидера Иосифа Волоцкого.
Нестяжатели вначале были поддержаны Иваном III, который видел в них силу, помогающую ему отнять у церкви часть её земель.
Впоследствии Иван III охладел к течению нестяжателей. При Василии III главой движения был Вассиан Патрикеев, к которому примкнул вскоре Максим Грек. Нестяжатели выступили резко против незаконного и недопустимого по православным нормам развода Василия III с Соломонией Сабуровой, что привело к репрессиям официальной церкви в отношении этого течения. Они были осуждены на церковном соборе 1531 года, а многие их сторонники казнены или отправлены в ссылку. Старец Вассиан был заточен в Волоколамский монастырь.
Источник: ru./wiki/Нестяжатели
Другие работы по теме:
Философская мысль Руси XI-XVII вв.
Древнерусская философская мысль носила религиозно-мистический характер. Мистицизм уходит корнями в глубокую древность, в язычество. Языческое сознание древних славянских племен сформировалось к Х в.
Русская философия
Становление, особенности и этапы развития русской философии и философия русского Просвещения XVIII в. и второй половины XIX - начала XX вв. Славянофилы и западники, философия русского космизма. Дискуссии материализма и идеализма, философия права.
Русская философия
ЛЕКЦИЯ №3 Тема: Русская философия Особенности становления и развития русской философии Русская ренессансная философия (XVII – XIX вв.) Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в.
Специфика русской философской мысли
Каковы же черты национального своеобразия русской философской мысли? Интерес к обществу и человеку в нем органически присущ русской философии, более того, самой сущности народного мироощущения.
Права человека история и современность
Содержание 1. План 1.1. Генезис представлений о правах человека 1.1.1. Развитие права в России до XIX века 1.2. Современное понимание прав человека, их типология
Мирополит Даниил
Будущий митрополит всея Руси Даниил (ум. 1547 г.) был родом из Рязани. Известно, что он был иноком, а после смерти Иосифа Волоцкого, игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (с 1515 г.).
Преподобный Нил Сорский
Преподобный Нил Сорский (в миру Николай Майков) (ок. 1433–1508) — монах-скитник, основатель скита на реке Сори, религиозно-философский мыслитель, писатель, проповедник "нестяжательства".
С. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII начала XX в.)
Агиографическая литература
Агиография - дисциплина, изучающая житие святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Формирование культуры на основе агиографической литературы. Русская агиографическая литература. Особенности западной и восточной агиографической традиций.
Культура Руси и древнего мира 2
Культура Руси и древнего мира ГРЕЦИЯ Крито-микенский период Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса - лабиринт+минотавр) . Дворцы оч. Пышные. Внутри - настенная живопись (“игры с быками” - культ бога-быка) . Теократия. Дворец - религиозный, административный и хозяйственный центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной керамики.
Культура Руси
Фольклор. Общественно – политическая мысль и литература.
Культура Средневековой Руси
Развитие отечественной культуры и искусства. Становление искусства единой Руси на основе национальных традиций, постепенное преодоление местных особенностей. Переоценка эстетических ценностей, борьба старых и новых тенденций. Обмирщение искусства.
Секуляризация история
Введение 1 Секуляризация в истории 2 Передача церковных земель государству в России 2.1 Причины 2.2 Внутрицерковная полемика 2.3 Секуляризация в XVI—XVII веках
Иосифляне
Не следует путать с Иосифиты. Иосифля́не осифля́не ) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви.
Образование Московского государства 3
Тема 3: Образование Московского государства 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и ликвидация их зависимости от монголов в XIV-XV вв. 2. Русские земли в составе Литвы в XV-XVI вв.
Реформы в России в ХVI веке
История средневековой России. Земский собор как высший совещательный сословно-представительный орган. Судебник 1550 г. и реформы управления. Реорганизация центральных и местных органов управления. Создание центральных органов государственного управления.
Внутригосударственное положение России в конце XV–XVI вв.
Объединение русских земель. Международное положение России в конце XV-первой трети XVI вв. Обнародование Судебника 1497 г. Укрепление великокняжеской власти. Ереси в условиях господства религиозного мировоззрения как выражение общественных интересов.
Россия в шестнадцатом веке
РОССИЯ В XVI ВЕКЕ В 1530г. у русского государя ВасилияIII(1505-1533) родился сын от второго брака с Еленой Глинской - Иван. Через три года Василий умер. Регентшей при трёхлетнем князе стала мать. Развернулась борьба за власть боярских группировок: Бельских, Шуйских, Глинских. Молодое государство было единым (борьба группировок не означала борьбу за раздел сфер влияния), но не централизованным.
Культура Руси и древнего мира
ГРЕЦИЯ Крито-микенский период Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса - лабиринт+минотавр). Дворцы оч. Пышные. Внутри - настенная живопись (“игры с быками” - культ бога-быка). Теократия. Дворец - религиозный, административный и хозяйственный центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной керамики.
17 век в России, основные факты
Зачет по истории № 3. Вызов востока, особенности монгольского ига и его последствия. Вызов Запада. Чем обусловлен выбор Александра Невского? Охарактеризовать предпосылки образования единого государства на Руси.
Идейно-политические процессы в древнекиевской Руси
Древнекиевский период, период нашей «собственной античности», характеризуется, прежде всего, переходом восточных славян от племенной размытости к государственной системе, приобщением их к общехристианской цивилизации.
Москва – собирательница русских земель
Анализ исторических особенностей и предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы. Возвышение Москвы и ход борьбы за объединение и независимость русских земель. Феодальная война на Руси во второй четверти XV века. Итоги и завершение объединения.
Иван Грозный и его время
Царствование Ивана Грозного, история жизни царя и его семьи. Московское восстание 1542 г. Избранная Рада, ее реформы: военная, государственного управления, церковная. Опричнина и ее негативное влияние на экономическое и политическое положение России.
Правовое положение церкви в XV-XVI веках
Взаимоотношения государства и Церкви в XVI–XVII веках. Сфера церковного права, система органов церковного управления – епископаты, епархии, приходы. Брачно-семейное право и уголовно-правовая юрисдикция церкви, основные положения свода законов "Стоглав".