Не следует путать с Иосифиты.
Иосифля́не (осифля́не) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.
Иосиф Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение нестяжателей (в некоторых отношениях примыкающее к так называемой «жидовствующей ереси»), требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. На соборе 1503 иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя Ивана III Васильевича, отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III перешёл на позиции Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504, на котором нестяжатели и «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме, после чего последовали расправы над видными представителями нестяжательского движения.
Иосифляне доминировали и на Стоглавом соборе 1551, на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к Ивану IV Грозному протопопом Сильвестром. В дальнейшем иосифляне инициировали осуждение Матвея Башкина и Феодосия Косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
Иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. Доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности Русского государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453. На этом основании иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589).
К иосифлянам принадлежал псковский монах Филофей, популяризатор концепции московского митрополита Зосимы «Москва — Третий Рим», на которой строилась официальная идеология русских царей.
Источник: ru./wiki/Иосифляне
Другие работы по теме:
Экология монастырей
Одним из наиболее успешных продолжателей дела святого Сергия в этом направлении “монастырско-народного” созидания был преподобный Кирилл, основатель знаменитого Белозерского монастыря.
История русской философии
Совокупность философских идей, образов, концепций в отечественной культуре. Основы и традиции русской философии: православие, самодержавие и народность. Проблема человека и общества у славянофилов. Религиозная философия конца XIX - начала XX века.
Философская мысль Руси XI-XVII вв.
Древнерусская философская мысль носила религиозно-мистический характер. Мистицизм уходит корнями в глубокую древность, в язычество. Языческое сознание древних славянских племен сформировалось к Х в.
Русская философия
Становление, особенности и этапы развития русской философии и философия русского Просвещения XVIII в. и второй половины XIX - начала XX вв. Славянофилы и западники, философия русского космизма. Дискуссии материализма и идеализма, философия права.
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий- церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян.В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого ещё Иларионом направления "аллегорического рационализма".
Вассиан Патрикеев
Вассиан Патрикеев (ок.1470 — 1532), по прозванию Косой (в миру — Василий Иванович Патрикеев) — князь, монах, публицист, один из лидеров "нестяжателей" в 1-й трети XVI в. Происходил из знатного литовского рода Гедиминовичей.
Культура Руси и древнего мира 2
Культура Руси и древнего мира ГРЕЦИЯ Крито-микенский период Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса - лабиринт+минотавр) . Дворцы оч. Пышные. Внутри - настенная живопись (“игры с быками” - культ бога-быка) . Теократия. Дворец - религиозный, административный и хозяйственный центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной керамики.
Православие и исторический процесс в России
Соотнесение православия с западным христианством. Предпосылки раннебуржуазного общества в Европе. Основные черты русской этнокультурной общности в ХIII–ХIV веках. Приспосабливание православия к требованиям европейского цивилизационного процесса.
Секуляризация история
Введение 1 Секуляризация в истории 2 Передача церковных земель государству в России 2.1 Причины 2.2 Внутрицерковная полемика 2.3 Секуляризация в XVI—XVII веках
Нестяжатели
— духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.
по Отечественной истории 3
Федеральное агентство связи Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Образование Московского государства 3
Тема 3: Образование Московского государства 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и ликвидация их зависимости от монголов в XIV-XV вв. 2. Русские земли в составе Литвы в XV-XVI вв.
Великое княжество Московское
План Введение 1 Выделение княжества 2 Внешняя политика 2.1 Расширение границ 2.1.1 Присоединение Новгородской республики 2.2 Отношения с Великим княжеством Литовским
Православие во времена Ивана Грозного
Исследование общерусской церковной реформы Ивана Грозного и формирования централизованной монархической власти, освещенной церковными полномочиями. Особенности избрания главы православной церкви. Анализ цели и необходимости взаимосвязи царя и патриарха.
Внутригосударственное положение России в конце XV–XVI вв.
Объединение русских земель. Международное положение России в конце XV-первой трети XVI вв. Обнародование Судебника 1497 г. Укрепление великокняжеской власти. Ереси в условиях господства религиозного мировоззрения как выражение общественных интересов.
Завершение политической централизации Руси
Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы. Отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости. Правовое оформление централизации. Общественные отношения, связанные с рассмотрением завершения политической централизации.
Культура Руси и древнего мира
ГРЕЦИЯ Крито-микенский период Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса - лабиринт+минотавр). Дворцы оч. Пышные. Внутри - настенная живопись (“игры с быками” - культ бога-быка). Теократия. Дворец - религиозный, административный и хозяйственный центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной керамики.
Русский народ и государство
Ни в одной стране Западной Европы мы не встречаемся с явлением, которое до последнего времени можно было наблюдать в России: именно, с резким разрывом между духовной жизнью высших классов и духовной жизнью широких народных масс.
Москва – собирательница русских земель
Анализ исторических особенностей и предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы. Возвышение Москвы и ход борьбы за объединение и независимость русских земель. Феодальная война на Руси во второй четверти XV века. Итоги и завершение объединения.
Начало самодержавия в России. Иван IV Грозный
Цели, формы и содержание государственных реформ царя Ивана Грозного: создание Судебника 1550 г., борьба со взяточничеством, ограничения местничества, реформа церкви. Опричнина как центральное событие истории XVI века, ее сущность, причины и последствия.
Иван Грозный и его время
Царствование Ивана Грозного, история жизни царя и его семьи. Московское восстание 1542 г. Избранная Рада, ее реформы: военная, государственного управления, церковная. Опричнина и ее негативное влияние на экономическое и политическое положение России.
Внутренняя и внешняя политика России в конце XV - начале XVI в
Развитие политического строя русского государства. Формирование приказной системы в XVII веке. Внутренняя политика России при Иване Грозном. Внешняя политика России в середине-второй половине XVI в. Падение Казанского ханства. Последствия Ливонской войны.
Отечественная история 6
Хронология основных событий Даты События Первое летописное упоминание Новгорода. Осада Константинополя русскими дружинами. Первое упоминание летописное Киева.