Реферат: Обмирщение - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Обмирщение

Рефераты по истории » Обмирщение

Введение
1 Причины христианского обмирщения
2 В чём может выражаться христианское обмирщение
3 Попытки противостояния обмирщению
3.1 Отшельничество
3.2 Протестантизм
3.3 Обновленчество
3.4 Практика Церкви

Список литературы

Введение

Обмирщение — осквернение, отступление от правил, войдя в сношение с иноверцами (у старообрядцев). Также может означать вход чего-либо в широкий общественный обиход.[1]

Применительно к христианству термин обмирще́ние («обмірщеніе» в дореволюционной орфографии) используют для описания процесса переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется высокодуховным и священным задачам спасения жизни вечной [2].

В культуре — освобождение от жестких рамок традиции, предписанной Церковью, усиление светского начала в искусстве.[3]

1. Причины христианского обмирщения

Священномученик Киприан Карфагенский объяснял большое количество отрекшихся от Христа во время гонения императора Декия в 251 году тем, что христиане чрезмерно увлеклись любостяжанием — «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя куплями житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:3-4).

Особенно быстрый и сокрушительный характер обмирщение приняло после легализации христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии.

2. В чём может выражаться христианское обмирщение

Обмирщение священнослужителей может выражаться в:

занятиях коммерцией;

стремлении к привилегиям, материальным благам, должностям; интеграции с государственной властью;

покупкепродажи священного сана (симония);

национальной и классовой (социальной) нетерпимости, монархизме, антисемитизме;

организации Крестовых походов;

суеверной вере в колдовство, астрологию, гадания, народные приметы;

внешнем обрядоверии;

экуменизме.

Неясно, насколько гармонично принятие благ и наград от центральной власти[4] может сочетаться с духовной деятельностью. Стремление к внутрицерковным высоким должностям, например епископа, а также защита и укрепление собственного высокого положения не без помощи государственных властей так же может считаться обмирщением.

В западной части Римской империи обмирщение не менее радикально извратило христианскую идею В то время, как «Христос не имел даже где голову приклонить» (Мф.8:20) здесь римские епископы не только обзавелись всеми атрибутами политической власти (государственными границами, армиями и проч.), но и объявили себя надмировыми повелителями всех католических королей и их вассалов. Римские папы многократно организовывали крестовые походы для насильственного обращения иноверцев в католичество и поощряли сжигание на кострах инквизиции еретиков и, иногда, просто несогласных с папской курией.

3. Попытки противостояния обмирщению

Сплочённые раннехристианские общины проповедовали апостольскую простоту и непосредственность, публичную исповедь, ответственность и торжественность принятия крещения (совершаемого после 40-дневного поста, во время божественной литургии в присутствии собравшейся местной общины). Проповедь христианства в отдалённых государствах велась энтузиастами без преследования интересов церковной или мирской власти, ради спасения душ аборигенов. Не существовало такого количества замысловатых церемоний, ритуалов и запретов.

3.1. Отшельничество

Основание монастырей было связано с убеждённостью некоторых крайних ревнителей чистоты христианства в том, что «в миру» спастись уже невозможно, в связи с чем они уходили в глухие пустыни, горы и леса, где основывали монастыри. Возросший авторитет монашества повлёк за собой привёл к тому, что монастыри стали богатеть, вовлекаться в политическую жизнь, и, наконец, были полностью подчинены правящим епархиальным архиереям, которые, через некоторое время стали избираться/назначаться исключительно из самих же монахов (иногда, не столько по стремлению их к высокой духовной жизни, сколько по их способности к административно-чиновнической церковной деятельности — нахождению компромиссов). Представители духовенства чаще стали стремиться к церковной карьере, церковным наградам, пышным титулам, высоким должностям.

3.2. Протестантизм

В 16-м веке в католической Европе появился протестантизм, одним из лозунгов которого была борьба с обмирщением христианства. Однако, протестантизм, лишённый непрерывного преемства от древних обычаев и богословского осмысления, ещё более утратил свою сакральность (даже по сравнению с католичеством). Именно в протестантских странах появилась и начала развиваться секуляризация — отделение государства от церкви, а также школы (образования), науки, искусства и бытовых отношений от церкви.

3.3. Обновленчество

В 1917 году в России пала царская власть, и церковные деятели поспешили воспользоваться благоприятным случаем, чтобы избрать патриарха и по накопившимся злободневным вопросам провести необходимые церковные реформы. Однако, и в этом случае, притормозить процесс обмирщения Церкви не удалось: с одной стороны появилось малоуправляемое деградирующее обновленчество, с другой стороны, на Православную Церковь обрушились изощрённые гонения атеистов-большевиков.

3.4. Практика Церкви

Православная Церковь обмирщение называет злом. Законными и эффективными средствами противостояния обмирщению признаются: 1) Всемогущая помощь Божия и 2) Личное благочестие каждого христианина.

Список литературы:

Толковый словарь русского языка Ушакова

ЕРЕСЬ ОБМИРЩЕНИЯ — Православный Апологет

Иван Федоров. Обмирщение культуры В XVII В. Быт и нравы допетровской руси.

Указ Президента РФ N 1491 от 11.08.2000 «О награждении государственными наградами РФ за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно — нравственных традиций».

Источник: ru./wiki/Обмирщение