Введение
1 Причины христианского обмирщения
2 В чём может выражаться христианское обмирщение
3 Попытки противостояния обмирщению
3.1 Отшельничество
3.2 Протестантизм
3.3 Обновленчество
3.4 Практика Церкви
Список литературы
Введение
Обмирщение — осквернение, отступление от правил, войдя в сношение с иноверцами (у старообрядцев). Также может означать вход чего-либо в широкий общественный обиход.[1]
Применительно к христианству термин обмирще́ние («обмірщеніе» в дореволюционной орфографии) используют для описания процесса переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется высокодуховным и священным задачам спасения жизни вечной [2].
В культуре — освобождение от жестких рамок традиции, предписанной Церковью, усиление светского начала в искусстве.[3]
1. Причины христианского обмирщения
Священномученик Киприан Карфагенский объяснял большое количество отрекшихся от Христа во время гонения императора Декия в 251 году тем, что христиане чрезмерно увлеклись любостяжанием — «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя куплями житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:3-4).
Особенно быстрый и сокрушительный характер обмирщение приняло после легализации христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии.
2. В чём может выражаться христианское обмирщение
Обмирщение священнослужителей может выражаться в:
занятиях коммерцией;
стремлении к привилегиям, материальным благам, должностям; интеграции с государственной властью;
покупкепродажи священного сана (симония);
национальной и классовой (социальной) нетерпимости, монархизме, антисемитизме;
организации Крестовых походов;
суеверной вере в колдовство, астрологию, гадания, народные приметы;
внешнем обрядоверии;
экуменизме.
Неясно, насколько гармонично принятие благ и наград от центральной власти[4] может сочетаться с духовной деятельностью. Стремление к внутрицерковным высоким должностям, например епископа, а также защита и укрепление собственного высокого положения не без помощи государственных властей так же может считаться обмирщением.
В западной части Римской империи обмирщение не менее радикально извратило христианскую идею В то время, как «Христос не имел даже где голову приклонить» (Мф.8:20) здесь римские епископы не только обзавелись всеми атрибутами политической власти (государственными границами, армиями и проч.), но и объявили себя надмировыми повелителями всех католических королей и их вассалов. Римские папы многократно организовывали крестовые походы для насильственного обращения иноверцев в католичество и поощряли сжигание на кострах инквизиции еретиков и, иногда, просто несогласных с папской курией.
3. Попытки противостояния обмирщению
Сплочённые раннехристианские общины проповедовали апостольскую простоту и непосредственность, публичную исповедь, ответственность и торжественность принятия крещения (совершаемого после 40-дневного поста, во время божественной литургии в присутствии собравшейся местной общины). Проповедь христианства в отдалённых государствах велась энтузиастами без преследования интересов церковной или мирской власти, ради спасения душ аборигенов. Не существовало такого количества замысловатых церемоний, ритуалов и запретов.
3.1. Отшельничество
Основание монастырей было связано с убеждённостью некоторых крайних ревнителей чистоты христианства в том, что «в миру» спастись уже невозможно, в связи с чем они уходили в глухие пустыни, горы и леса, где основывали монастыри. Возросший авторитет монашества повлёк за собой привёл к тому, что монастыри стали богатеть, вовлекаться в политическую жизнь, и, наконец, были полностью подчинены правящим епархиальным архиереям, которые, через некоторое время стали избираться/назначаться исключительно из самих же монахов (иногда, не столько по стремлению их к высокой духовной жизни, сколько по их способности к административно-чиновнической церковной деятельности — нахождению компромиссов). Представители духовенства чаще стали стремиться к церковной карьере, церковным наградам, пышным титулам, высоким должностям.
3.2. Протестантизм
В 16-м веке в католической Европе появился протестантизм, одним из лозунгов которого была борьба с обмирщением христианства. Однако, протестантизм, лишённый непрерывного преемства от древних обычаев и богословского осмысления, ещё более утратил свою сакральность (даже по сравнению с католичеством). Именно в протестантских странах появилась и начала развиваться секуляризация — отделение государства от церкви, а также школы (образования), науки, искусства и бытовых отношений от церкви.
3.3. Обновленчество
В 1917 году в России пала царская власть, и церковные деятели поспешили воспользоваться благоприятным случаем, чтобы избрать патриарха и по накопившимся злободневным вопросам провести необходимые церковные реформы. Однако, и в этом случае, притормозить процесс обмирщения Церкви не удалось: с одной стороны появилось малоуправляемое деградирующее обновленчество, с другой стороны, на Православную Церковь обрушились изощрённые гонения атеистов-большевиков.
3.4. Практика Церкви
Православная Церковь обмирщение называет злом. Законными и эффективными средствами противостояния обмирщению признаются: 1) Всемогущая помощь Божия и 2) Личное благочестие каждого христианина.
Список литературы:
Толковый словарь русского языка Ушакова
ЕРЕСЬ ОБМИРЩЕНИЯ — Православный Апологет
Иван Федоров. Обмирщение культуры В XVII В. Быт и нравы допетровской руси.
Указ Президента РФ N 1491 от 11.08.2000 «О награждении государственными наградами РФ за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно — нравственных традиций».
Источник: ru./wiki/Обмирщение
Другие работы по теме:
Предмет и функции биоэтики
Объективные предпосылки возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины. Предмет изучения, функции и основные проблемы биоэтики. Биоэтика как естественное обоснование человеческой морали. Нравственные принципы отношения биоэтики к жизни.
Проблема бытия в историко-филосовской мысли
Изучение проблемы бытия в историко-философской мысли. Историческое осознание категории бытия. Бытие как всеохватывающая реальность. Антитеза бытия - Ничто. Книга Бытия есть первая книга Священного Писания. Проблема бытия как реальности чего-либо.
Христианские монастыри
Роль монастырей в цивилизационном освоении территорий, значение как центров трудового образования и воспитания. Требование строгого следования отеческой духовной традиции, православному христианству. Формирование личностных образцов инженера и ученого.
Культурология
1.1 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН. При воцарении в Киеве Владимира Красное – Солнышко была проведена языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня гос. Религии.
В эпоху Русского Просвещения
Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества.
Культура и быт России в 17 веке 2
4) 16 век стал для России веком укрепления централизации государственной власти и приобретением новых земель. При Василии III окончательно завершилось объединение русских княжеств в единое государство. Помимо русских княжеств в состав государства Российского вошли Казанское, Астраханское и Сибирское ханство.
Обмирщение культры России в 17 в
В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, то есть освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д.
Культура и быт России XVII века
Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.
Культура России XVIII в.
Формирование русской нации. Развитие внешних экономических и культурных связей России с западными странами. Организация среднего и высшего образования. Книгоиздание. Литература. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Театр. Музыка.
Культура Нового времени
Анализ культурного развития стран Европы в Новое время. Характеристика истоков этого периода в эпохе Возрождения. Изучение культурной динамики Западной цивилизации – не религиозная традиция, а разум рассматривается "последним источником авторитета".
Образование и книгопечатание
Министерство образования и науки РФ филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования- Всероссийского заочного финансово-экономического института
Типология цивилизаций
Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой. Учение Сорокина о культурных суперсистемах.
Актерское искусство
Актерское искусство в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество.
Романский архитектурный стиль и римские артели
Описание и примеры культовых строений романского и базиликального стилей древней архитектуры периода наивысшего расцвета Римской империи. Развитие строительных артелей каменотесов-мирян, сооружавших храмы, монастыри, крепости, замки и жилые строения.
Культура и быт России в 17 веке
XVII век стал временем крупных перемен в культурной жизни России. На протяжении всего столетия росла грамотность населения, чему способствовал перевод книгопечатания с дорогого пергамента на более доступную бумагу. Невиданным для тогдашней Европы тиражом было издано «Соборное Уложение». Печатались буквари, азбуки, грамматики, другая учебная литература.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Русская культура в 17 веке
СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 I. Просвещение………………………………………………………………….4 II. Литература…………………………………………………………………..5
Реформы Петра Великого в области культуры и быта
РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА ЧЕНЦОВ Ю.Д., ШАЛИТКИНА Н.П. Для русской культуры конца XVII - XVIII вв. были характерны, прежде всего, три взаимосвязанных процесса: 1. Происходило дальнейшее обмирщение культуры – освобождение ее от церковного влияния. В результате определяющим в культурной жизни в XVIII веке становится светское направление. 2.
Быт русского народа XVI - XVII веков
Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках. Культура и быт русского народа в XVI веке. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке. Тесные торговые и дипломатические отношения с Европой, достижения в науке, технике, культуре.
Просвещение и наука эпохи Петра 1
Содержание. Введение……………………………………2 Школы……………………………………….2-4 Книги…………………………………………4-5 Ассамблеи…………………………………..5-6 «Юности честное зерцало»..……………..6-7
Русская культура в ХVII в.
В ХVII в. был подготовлен переворот в области культуры, который состоялся в начале ХVIII в. в результате реформаторской деятельности Петра I.
Нарышкинский стиль
Введение 1 Название 2 Предпосылки к возникновению 3 Особенности 4 Постройки 5 Значение для русской архитектуры 6 Список построек 7 Значительные архитекторы
Капитализм в Европе
Условия для появления капитализма в Европе. Появление мануфактур. Фермерские хозяйства. Капитализм и модернизация.
Россия в XVIII в.
Социально-экономическое развитие России в XVIII в.. Внутренняя политика России в XVIII веке. Становление русского общества. Крестьянская война. Внешняя политика России в середине — второй половине XVIII в.
Петр Боборыкин
Боборыкин Петр Дмитриевич (1836–1922) — известный беллетрист. Сын крупного помещика Тамбовской г. Будучи студентом Дерптского университета, Б. увлекается зап.-европейской и русской литературой. Это и предопределяет его как будущего писателя.