Вольноду́мство, вольноду́мие, свободомы́слие, фармазо́нство (уст., перен.) — скептическое отношение к религиозным верованиям или к господствующим идеям; течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. Термин "С." (англ. freethinking) вошёл в употребление в 18 в. с появлением трактата английского деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" (1713).
В России термины «вольнодумство» и «фармазонство» (в значении «вольнодумство») появились во второй половине XVIII века; чаще всего имели в употреблении негативную коннотацию: означали критическое отношение к существующему социально-политическому строю.
Вольнодумцы в ранг добродетели возвели пикантность и фривольство. Обычно связывается с именем и учением Вольтера, так что слова вольтерианство и вольнодумство употреблялись как равнозначащие, а также Дени Дидро и др.
Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 в. Шота Руставели, казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев, русский вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С. нашло своё проявление в армянском народном эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внёсший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18—19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С. пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы С. в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене "Союз монистов", который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С.
С 1880 существует «Всемирный союз свободомыслящих» (действует по сегодняшний день); с 1952 — «Международный гуманистический и этический союз».
Интересные факты
Нередко свободомыслие представляют как некую универсальную религию или религиозность. С точки зрения идеализма свободомыслящими были - Иисус, Магомед, Будда и т.д.
Ссылки
Дискуссионный клуб "Вольнодумие"
Источник: ru./wiki/Вольнодумство
Другие работы по теме:
Западноевропейское Просвещение XVII–XVIII вв
Исследование особенностей просветительского движения Англии, Франции и Германии XVII-XVIII вв. Поиск способов решения социальных проблем. Возникновение Западноевропейского Просвещения на почве неудовлетворенности, охватившей широкие социальные круги.
Рационализм и империзм ХVII-XVIII веков
Спиноза был не просто еретик, по-другому толковавший талмуд, он подошел к религии как историк, как исследователь. Изучая священное писание, Спиноза обнаружил, что пятикнижее Моисея не является результатом работы одного человека.
Философия эпохи Просвещения
Философия эпохи Просвещения как один из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке. Безграничная вера в науку и в разум, счастье людей и общественное благополучие.
Спиноза
Голландия в то время была наиболее передовой страной. Еще в XVI веке, благодаря сильному развитию в ней торговли и промышленности и чрезвычайному влиянию, которое вследствие этого приобрела буржуазия, она добилась независимости от Испании.
Томас Мор
Мор был не только «первым социалистом в современном значении этого слова» (Каутский), но в Англии он, несмотря на свою внутренниюю религиозность, представлял собою наиболее резко очерченный тип свободомыслящего.
Вольнодумство в начале XVII века
В начале XVII века свобомыслие разливается широкой волной. Под именем libertins — вольнодумцев, людей освободившихся от подчинения правилам католической веры, объединяются свободомыслящие всех сортов.
Тиндаль, Морган, Чобб, Болингброк
Одной из самых оригинальных фигур на фоне деистического движения был Мэтью Тиндаль (1656—1733). Ему было уже 74 года, когда, он выпустил в свет нашумевшую книгу «Христианство так же старо, как и мир, или евангелие — повторение религии природы».
Федор Никитич Романов - патриарх Филарет
Махалов Сергей Фн-2-2 Доклад по истории 16 марта, 1998. Федор Никитич Романов (Патриарх Филарет) Федор Никитич Романов (1553-1633), в иночестве Филарет, русский политический деятель, патриарх (1619), отец первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича.
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
(Diesterweg) (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ. В 1812—20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47). Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза».
Идейно-политические течения России
Введение В политической жизни общества чрезвычайно важное место принадлежит разным идейно-политическим течениям не только как определенному способу толкования политической реальности, а и как способа политических действий, которые направлены на сохранения или, наоборот, на смену существующей политической реальности.
Либеральный режим
Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан.
Этап политической мысли Давней Руси
Введение Основными этапами русской политической мысли считаются : 1) политическая мысль Давней Руси(где преобладали идеи независимости, централизации государства, сильной княжеской власти. ; 2) политическая мысль Московского государства( где сила власти и государства определялись не только их божественным характером, но и согласием между правящими и подданными); 3) политическая мысль периода империи( где важную роль сыграло обоснование абсолютизма) ; 4) политическая мысль российского зарубежья с его значительным влиянием европейского социализма.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Сцена бала и ее идейно-художественная роль в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя
В литературных произведениях XIX в. сцена бала играет важную роль. Чаще всего писателей интересовала жизнь дворянства, их целью было как можно более подробное изображение высшего сословия. Но трудно описать дворянство в целом, останавливаясь лишь на его конкретных представителях. Для того, чтобы завершить, подытожить свой рассказ, автору необходимо собрать всех интересующих его персонажей в одном месте.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Второй Чадаев, мой Евгений… Евгений Онегин
Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году.
Литературные кружки с названием "Зеленая лампа"
Роль литературных кружков, обществ, салонов в общественной и культурной жизни России. Первое общество "Зеленой Лампы" и его влияния на творчество и склад мировоззрения Пушкина. Путь развития "Зеленой лампы" от литературного кружка к клубу по интересам.
Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова
"Мальчика везут учиться". "Достопочтенный пансион". "Панорама Москвы". Стихи "Смерть поэта" пошли ходить по Руси. Тема «Москва в жизни и творчестве русских писателей» проходит красной нитью через весь курс русской литературы.
Комедия А. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике
Появление отрицательных и положительных отзывов о "Горе от ума" В. Белинского. Первое печатное высказывание Н. Полевого в рецензии на альманах "Русская Талия". Высказывание Гончарова - важнейший этап в освоении наследия Грибоедова русской критикой.
Основные течения русской литературы XIX века
XIX век - "Золотой век" русской поэзии, век русской литературы в мировом масштабе. Расцвет сентиментализма – доминанты человеческой природы. Становления романтизма. Поэзия Лермонтова, Пушкина, Тютчева. Критический реализм как литературное направление.
Камо большевик
Введение 1 Биография 2 История псевдонима 3 Память 4 Роль в революционной борьбе Введение Симо́н Арша́кович Тер-Петрося́н, известный под партийной кличкой Камо́ (15(27) мая 1882, Гори — 14 июля 1922, Тифлис) — профессиональный революционер, один из боевиков большевистской партии.
Кольридж, Сэмюэл Тейлор
Введение 1 Биография 2 «Озёрная школа» 3 Творчество 4 Переводы Введение Сэмюэл Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир — 25 июля 1834, Хайгейт) — английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». Отец английской поэтессы Сары Кольридж (1802-1852).
Александр I (1777-1825) - российский император с 1801 г.
Правление Александра I – время медленного увядания России. Манифесты царя, свидетельствовавшие об изменении политического курса. Реорганизация высших и центральных органов государственной власти. Введение военных поселений по инициативе А.А. Аракчеева.
Просвещение на Руси в XVIII веке
Ключевая роль Екатерины Великой в поддержке искусств, наук и образования. Организация в России учебных заведений и школ западного образца. Недостаточность правительственных мер по развитию научных исследований. Русская наука и роль Михаила Ломоносова.
Движение Декабристов
Цели движения декабристов. Крепостное право и самодержавие. Необходимость замены старого общественного строя новым.
Политико-правовое учение Платона
Основные функции государства, по Платону, сводились к следующему: • Социальная (удовлетворение потребностей) – достижение равного уровня удовлетворения потребностей и, как следствие, искоренения бедности и богатства. • Воспитательная – воспитание моральных качеств в человеке. • Защитная (Платон отрицал захватнические войны). • Обеспечение условий для развития философии.
Парацельс (Paracelsus)
Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии.
Жан-Батист Поклен
Жан-Батист Поклен, вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже.
Аристофан
Аристофан [ок. 450 — ок. 385 до христ. эры] — виднейший древнегреческий драматург, самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти неизвестны.