Введение
1 Антитринитарии
2 Иудаизм
3 Христианство
3.1 Критика тринитаризма в христианстве
3.2 Эрнест Ренан
4 Ислам
Список литературы
Введение
Отрицание и критика Догмата о Троице. Христианский догмат Триединого Бога, или Троицы, является одним из главных объектов критики и полемики как со стороны теологов других религий и деноминаций, так и со стороны атеистов и агностиков.
1. Антитринитарии
Антитринитарии — приверженцы религиозных учений, не принимающих догмат о Троице. Во 2 и 3 веках н. э. антитринитаризм существовал в форме монархианства. Перед Никейским собором (325 год), в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, значительная часть христиан приняли антитринитаризм в форме арианства. В средние века в ряде случаев взгляды антитринитариев являлись своеобразным выражением свободомыслия.
В период Реформации антитринитариями являлись социниане, некоторые анабаптисты и другие радикальные течения. Антитринитаристских идей придерживался русский мыслитель-вольнодумец XVI в. Феодосий Косой. Видным идеологом антитринитаризма был испанский учёный Сервет. В XVIII—XIX вв. распространённой формой антитринитаризма являлся унитаризм, который пользовался значительным влиянием в Англии и США. В наше время наиболее известными антитринитариями являются Свидетели Иеговы и Христадельфиане[1].
2. Иудаизм
Иудаизм не признает в Иисусе обещанного пророками Мессию, и отвергает учение о воплощении Божества во Христе Иисусе, считая это богохульством и попыткой человека поставить себя на один уровень с Богом.
«Я и Отец — одно», — сказал Иисус. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его… «…хотим побить Тебя камнями … за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (см. Иоанна 10:30-33).
Ветхозаветнее пророчество о царе Тирском, которого христианские писатели считают прообразом Люцифера, может иудеями применяться к Иисусу:
«…за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей“, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим … ты умрёшь … смертью необрезанных…» (см. Иезекииль 28:2-10).
См. также
Беседы с раввином Штейнзальцем
3. Христианство
В исторической перспективе противниками догмата о Троице были последователи учения Ария. В наши дни целый ряд христианских течений не принимают догмат о Троице. Среди них Свидетели Иеговы, Христадельфиане, и ряд адвентистских церквей. В общей сложности среди современных христиан антитринитарии составляют чуть больше 1%[2].
3.1. Критика тринитаризма в христианстве
Центральным вероубеждением христианской церкви является догмат о Троице, который многие критики считают запутанным, противоречащим здравому смыслу и идее единобожия. Традиционный вопрос критиков: Как же может быть, что Отец — есть Бог, Иисус — Бог, Святой Дух — Бог, и все же существуют не три, а только один Бог? Они делают акцент на утверждении некоторых христианских богословов, что Троица — это тайна, которую невозможно узнать без откровения, и которая даже после откровения не может стать полностью понятной. По мнению критиков, это противоречит библейскому утверждению: «Бог не есть Бог неустройства» (1 Коринфянам.14:33).
Также они используют заявление некоторых христианских богословов об учении о Троице в Библии. Так, католический иезуит Эдмунд Фортман признает в своей книге «Триединый Бог (The Triune God)»: «Ветхий Завет ни прямо, ни косвенно, не говорит о триедином Боге, который есть и Отец, и сын, и Святой Дух». По их мнению, нет никаких доказательств того, что кто-либо из авторов Библии хотя бы подозревал о троичности Божества. Само слово «Троица» ни прямо, ни косвенно не встречается в Ветхом завете. Что же касается Нового Завета, то здесь критики ссылаются на историка Артура Уайголла, который в своей книге «Язычество в нашем христианстве» («The Paganism in Our Christianity») пишет: «Иисус никогда не упоминал о таком явлении, и нигде в Новом Завете не появляется слово „Троица“. Эта идея была принята церковью только через 300 лет после его смерти».
Критики считают, что изначально христианской вере не была присуща идея о Троице[3]. Сам Иисус в Евангелиях называет себя не Богом, а Сыном Божьим и Христом (то есть Мессией), ясно отделяя себя от Бога[4] [5]. В качестве примеров приводятся следующие тексты Писания и объяснения:
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.
— Матфея.16:13
.
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
— Марка.13:32
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог.
— Луки.18:19
Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
— Иоанна.14:28
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»
— Матфея.27:46
(Иисус Христос называет Отца своим Богом)
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог»
— Откровение.1:1
(Иисус Христос получает от Бога сведения, которые раньше ему были неизвестны)
Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию.
— Евреям.5:8,9
(Иисусу Христу, в отличие от Бога, есть чему учиться. В отличие от Отца, он должен проявлять послушание)
Формулировка «Бог в трёх лицах» прочно закрепилась и окончательно вошла в христианскую жизнь и вероисповедание в начале IV века, то есть через 350 лет после пророческой миссии Иисуса. Критики упоминают также о существовании представлений о Троице (но в совершенно других формулировках), отраженных в христианской литературе II—III веков нашей эры (произведения Тертуллиана).
Сторонники Троицы часто ссылаются на текст I послания Иоанна, гласящий: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино». Но этот текст, по мнению текстологов, является позднейшей вставкой: он появляется в рукописях только в IV веке (латинский текст), а по-гречески даже в X веке, и то не во всех манускриптах. Этой точки зрения, например, придерживался Ньютон в своей работе «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания».
3.2. Эрнест Ренан
Тюбингенская школа : Эрнест Ренан против обожествления Иисуса.
«Не подлежит сомнению, что Иисус никогда и не помышлял о том, чтобы выдавать себя за воплощение самого Бога…Он считал себя чем-то более высоким, чем обыкновенный человек, но рядом с этим он говорит, что от Бога его отделяет целая бесконечность. Он — сын Божий, но ведь и все люди дети Его». Источник: Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М. 2004 г. стр.103.
4. Ислам
Исламское вероучение отвергает христианскую концепцию Троицы в каком бы то ни было виде. Поклонение, согласно Корану, возможно только Единому Богу. В Иисусе Христе признаётся Его пророческое и мессианское (для иудеев) достоинство, но отвергается Его божественная природа.
В Коране говорится:
4.169(171). Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!»
Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом.
5.76(72). Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — Мессия, сын Марйам». А Мессия сказал: «О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежищем для него — огонь, и нет для неправедных помощников!
Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — третий из трех», — тогда как нет другого божества, кроме единого Бога…
5.79(75). Мессия, сын Марйам, — только посланник.
Ссылки
отрывки из книги "Бог Единый или Троица"
Список литературы:
dobrie-vesti/literature/Bible_truth.pdf
Подсчёты сделаны на основе цифр, приведённых в статье en:List of Christian denominations by number of members, раздел «Nontrinitarianism — 27.5 million».
Кто такой Бог? Опубликовано в «Сторожевой башне» от 15 мая 2002 года
Иисус Христос. Бог ли он? // Сторожевая башня. — 2009. — № 1 апреля.
Кто такой Иисус Христос? // Пробудитесь!. — 2005. — № 22 апреля.
Источник: ru./wiki/Отрицание_и_критика_догмата_о_Троице
Другие работы по теме:
НЕ и НИ
По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.
Основные виды суждений
Суждения существования. Атрибутивные суждения. Суждения отношения. Регистрирующие и нерегистрирующие суждения.
Патристика
Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Эстетика силы в философии Ницше
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Первый Ватиканский собор
Введение 1 История 2 Споры и реакция 3 Infallibilitas Список литературы Введение Пе́рвый Ватика́нский собо́р — согласно принятому в Римско-католической церкви счёту, XX Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же дня объявил его отложенным на неопределённое время (sine die).
Сергиева Приморская пустынь
План Введение 1 Храмы монастыря 2 История 3 Церковь во имя преподобного Сергия 4 Как добраться 5 Фотографии Введение Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь; Троице-Сергиева пустынь; Сергиева пустынь — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, исторически — посёлок Володарский, ныне в черте города Санкт-Петербурга.
Тринитарные споры в VI веке
Догмат о Пресвятой Троице - основная и высшая цель богословия. Краткая история и состояние учения о Святой Троице в IV веке. Истоки арианского движения, его еретические учения. Борьба Церкви с духоборчеством. Второй Вселенский Собор Православной Церкви.
Католическая мариология
К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Тургенев и. с. - Евгений базаров и павел петрович кирсанов
Важное место в романе Тургенева «Отцы и дети» отведено идейным спорам, которые становятся его важным структурным элементом. Спор идет между двумя идеологиями, двумя жизненными позициями. И наиболее ярко он выражен в полемике между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю
Автор: Тургенев И.С. Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю? Базаров - целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова.
Право на суд... Сочинение - критическая статья
Автор: Разное Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича).
Центральное антикоррупционное бюро
Введение 1 Цели 2 Структура и состав 3 Критика 4 После выборов 2007 г Введение Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ, польск. Centralne Biuro Antykorupcyjne, CBA) — польская служба по борьбе с коррупцией в государственном и частном секторе. Учреждена с июля 2006 г. согласно закону, принятому в июне 2006 г. по инициативе правящей тогда партии «Право и справедливость».
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Армянская трагедия 1915 года книга
Введение 1 План Введение 2 Критика Список литературы Введение Армянская трагедия 1915 года — книга французского адвоката [1] , ревизиониста [2] Жоржа де Малевилля (George de Maleville), поддерживающая отрицание геноцида армян. На русском языке издана в 1990 г., в Баку.
Зосима иеромонах
Зосима — иеродиакон и позже иеромонах, путешественник на Святую Землю (Палестину), автор сочинения: «Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосима о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима», или «Хождение инока Зосима».
Арсений Суханов
Введение 1 Биография Список литературы Введение Иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов; 1600(1600), д. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд — 14 августа 1668, Москва[1]) — русский церковный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря.
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Монастырские крестьяне
Монастырские крестьяне — категория феодально-зависимого населения владений православной церкви в России с XI в. до середины XVIII в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года Монастырские крестьяне, например, должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хозяйственные работы.
Рейганомика
План Введение 1 Результат 2 Критика 3 Основное направление Список литературы Введение Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъемом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада.
Фонд Билла и Мелинды Гейтс
План Введение 1 История 2 Деятельность 3 Критика Список литературы Введение Фонд Билла и Мелинды Гейтс (англ. Bill & Melinda Gates Foundation) — крупнейший в мире благотворительный фонд, основанный Биллом и Мелиндой Гейтс. Одним из членов правления фонда является Уоррен Баффет.[1]
Сюни, Рональд Григор
План Введение 1 Труды 2 Критика в Армении Список литературы Введение Рональд Григор Сюни (англ. Ronald Grigor Suny) — американский историк армянского происхождения, профессор политической и социальной истории Мичиганского университета, заслуженный профессор политологии Чикагского университета.
Адоратский, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Критика Список литературы Введение Владимир Викторович Адоратский (7 (19) августа 1878, Казань — 5 июня 1945, Москва) — участник российского революционного движения, советский историк, философ-марксист. Академик АН СССР (1932).
Монастыри
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750. ДОКЛАД по «Мировой художественной культуре». На тему: «Монастыри».
Сергий Радонежский 2
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (1322, с. Варницы? Ростовского княжества - 1392, Троице-Сергиев монастырь) - церковный и полит. деятель. Род. в семье ростовского боярина. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота и он с детства искал уединения. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Моск. княжества.
Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878).
Авраамий Палицын
Выдающийся русский государственный деятель. В 1588 г. Боярин Аверкий Палицын был насильно пострижен в Соловецком монастыре за то, что принадлежал к партии, пытавшейся ослабить влияние Бориса Годунова на царя Федора Иоанновича.
Андреевич
Андреевич [1866–1905] — псевдоним Евгения Андреевича Соловьева — критика и историка литературы (другие псевдонимы: Скриба, В. Смирнов, Мирский). Написал ряд очерков о Карамзине, Сенковском, Достоевском, Аксакове, Гончарове, Тургеневе, Писареве.