Реферат: Новоросийская операция - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Новоросийская операция

Рефераты по истории » Новоросийская операция

НОВОРОССИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ

(сентябрь 1943 г.)


(Реферат по истории военно-морского искусства)


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Введение 3

2. Обстановка на театре и замысел операции______________________________________4

2.1. Состояние военно-морской базы Новороссийск___________________4

2.2. Состав выделенных сил, их задачи _____________________________ 7

2.3. Организация командования___________________________________8

3. Подготовка к операции ___________________________________________9

3.1.Организация видов обеспечения_______________________________10

3.2. Посадка десанта на корабли__________________________________11

3.3. Переход морем и высадка десанта_____________________________12

4. Ведение операции_______________________________________________13

4.1. Действия высаженных войск на берегу_________________________14

5. Выводы 16

6. Список использованной литературы 20



1. Введение

19 ноября 1942 г советские войска перешли в стратегическое контрнаступление под Сталинградом, завершившееся окружением и уничтожением главной группировки немецко-фашистских войск. Победа под Сталинградом в корне изменила обстановку на всем советско-германском фронте и положила начало коренному перелому в ходе всей Великой Отечественной войны. Советские Вооруженные Силы, опираясь на все более крепнущий тыл, окончательно вырвали у врага стратегическую инициативу, развернули решительное наступление на огромном пространстве и к концу 1943 г освободили две трети оккупированной советской территории.

Успешное наступление под Сталинградом протекало в тесной связи с ходом боевых действий на Северном Кавказе. Победы на Сталинградском направлении создали благоприятные условия для разгрома группировки противника, действовавшей в районе Северного Кавказа.

Наступательные операции на Северном Кавказе с целью разгрома группы немецких армий «А» начались 27 ноября 1942 г и проводились до 9 октября 1943 г войсками Закавказского ( с 24 января 1943 г. - Северо-Кавказского) фронта во взаимодействии с Черноморским флотом. Наиболее крупными операциями Черноморского флота были высадка оперативного десанта в районе Южная Озерейка - Станичка ( февраль 1943 г.) и проведение Новороссийской десантной операции ( сентябрь 1943 г.).

Начав наступление в западном направлении, войска Северо-Кавказского фронта к лету 1943 г. Отбросили немецкие войска на Таманский полуостров и вышли на линию заранее подготовленных укреплений противника, так называемую «Голубую линию». Она представляла собой мощный оборонительный район глубиной 20 – 25 км, состоявший из укрепленных рубежей, оборудованных ДОТ, ДЗОТ и траншеями.

Наступательная операция по окончательному освобождению Кавказа от противника, получившая название Новороссийско-Таманской операции, явилась составной частью мощного летнего наступления Советских Вооруженных Сил в 1943 г. В ходе этой операции Черноморским флотом была проведена Новороссийская десантная операция, имевшая целью содействовать войскам Северо-Кавказского фронта в разгроме новороссийской группировки противника и освобождения города и порта Новороссийск. Новороссийская десантная операция представляет большой интерес для изучения опыта Великой Отечественной войны. Она является примером хорошей подготовки и умелого осуществления высадки флотом десанта непосредственно в сильно укрепленный и обороняемый противником порт, примером тесного взаимодействия десантных войск, кораблей флота, авиации и сухопутных войск Северо-Кавказского фронта.


Успешное наступление наших войск летом 1943 г на Украине и в Донбассе создало благоприятную обстановку для освобождения Новороссийска и изгнания гитлеровцев с Таманского полуострова. Однако противник подготовил там мощную линию обороны, получившую название «Голубая линия» , включавшую три рубежа с несколькими отсеченными позициями. Общая глубина обороны достигала 60 км, а ее фланги упирались в Черное и Азовское моря.

Ключом к обороне немцев на «Голубой линии» являлся Новороссийск. Гитлеровцы приложили большие усилия для превращения самого города и окрестных высот в неприступную крепость. Особенно сильно в противодесантном отношении был укреплен порт, подходы к которому с моря прикрывались минными заграждениями и огнем артиллерии, вход в гавань – боно-сетевыми заграждениями. На молах, причалах и в портовых сооружениях были оборудованы артиллерийские и пулеметные огневые точки. В городе дислоцировалось пять немецких дивизий.

2.Обстановка на театре и замысел операции


Линия сухопутного фронта к сентябрю 1943 г проходила восточнее Новороссийска и населенных пунктов Неберджаевской, Молдаванского, Киевского, р. Курка и далее к побережью Азовского моря. Отводя свои тылы и средства усиления в глубь Таманского полуострова и далее в Крым, противник продолжал основными силами упорно оборонять таманский плацдарм, имевший для него большое оперативное значение.

Таманский полуостров прикрывал подступы к Крыму, и потеря его противником давала возможность советским войскам нанести удар по крымской группировке. Кроме того, немецкое командование, удерживая за собой порты Крыма и Таманского полуострова, сужало систему базирования сил нашего Черноморского флота и создавало благоприятные условия для обеспечения своих морских сообщений.

Наличие сильно укрепленных позиций на Таманском полуострове позволяло противнику сравнительно небольшими силами удерживать этот плацдарм, приковывая к нему значительные силы советских войск. Попытки наших войск прорвать оборону противника на новороссийском направлении ( на участках Киевское – Неберджаевская, Киевское – Молдаванское ) успеха не имели и лишь подтвердили прочность созданной здесь противником «Голубой линии» обороны. Командованию Северо-Кавказского фронта было ясно, что лобовые атаки сухопутных войск на новороссийском направлении не приведут к серьезному успеху и что для прорыва вражеской обороны необходимо нанести удар с моря, в обход приморского фланга – основного оборонительного рубежа противника - путем высадки морского десанта.

Группировка противника, оборонявшаяся на новороссийском направлении, к сентябрю 1943 г. насчитывала три горно-стрелковые, одну пехотную и одну кавалерийскую дивизии, ряд специальных команд и артиллерийские части усиления. На побережье, в районе Южная Озерейка – Анапа, оборонялась еще одна пехотная дивизия, которая могла быть привлечена противником к обороне Новороссийска.


2.1 Состояние военно-морской базы Новороссийск


Оценивая оборону противника на его «Голубой линии», следует сказать, что наиболее сильно был укреплен ее правый фланг, замыкавшийся городом Новороссийск. Основу обороны противника составляли опорные пункты, сведенные в батальонные узлы сопротивления, насыщенные различными огневыми средствами, специально созданными убежищами и ходами сообщений. Вокруг Новороссийска было создано до пяти линий траншей полного профиля, прикрытых семью линиями проволочных заграждений и сплошными минными полями. На каждый километр фронта противник имел в среднем от 600 до 1300 солдат и офицеров, 40 – 60 пулеметов, 10 – 25 орудий. Численность гарнизонов опорных пунктов составляла от взвода до роты. В целом, созданная в районе Новороссийска оборона противника носила характер современного сильно укрепленного района.

Сам город также был превращен в мощный узел обороны с широко развитой системой ДОТ, ДЗОТ, проволочных заграждений, противотанковых и противопехотных препятствий. Отдельные дома и целые кварталы представляли собой опорные пункты. Наличие большого количества каменных и железобетонных зданий, а также цемента, захваченного на заводах города, облегчало противнику создание оборонительных сооружений. Улицы города, пристани и причалы порта были минированы. Достаточно сказать, что после освобождения Новороссийска наши саперы обезвредили и подорвали в городе и в порту около 32000 противопехотных и противотанковых мин, фугасов и различных «сюрпризов».

Подходы к Новороссийску со стороны моря прикрывались системой пулеметных и артиллерийских ДОТ и ДЗОТ, расположенных на берегу и на пристанях Цемесской бухты. Единственные входные ворота в Новороссийский порт ( между западным и восточным молами ) были минированы, закрывались боно-тросовым заграждением и прикрывались огнем нескольких десятков артиллерийских и минометных батарей.

Благодаря гористому характеру местности и расположению Новороссийска амфитеатром над районом Цемесской бухты противник мог установить на вершинах гор многочисленные посты наблюдения, артиллерийские и минометные батареи, которые прикрывали подступы к городу с моря и с суши.

Противник, учитывая возможность высадки наших морских десантов, создал сильную противодесантную оборону - большое число опорных пунктов и отдельных огневых точек – как непосредственно в районе Новороссийска, так и на побережье всего Таманского полуострова. В узлах сопротивления расположились постоянные гарнизоны. Подходы к берегу со стороны моря были прикрыты минными заграждениями, а по побережью созданы минные поля, специальные рвы, надолбы, проволочные заграждения и другие препятствия. Все это представляло серьезные трудности для высадки морских десантов на побережье, занятом противником.

На море противник значительно пополнил свои легкие силы главным образом за счет торпедных катеров, катеров-тральщиков и быстроходных десантных барж, которые базировались на порты Крыма и Таманского полуострова. Эти силы, а также авиация и подводные лодки противника активно действовали на подходах к Геленджик – Мысхако, где пытались нарушить наши морские сообщения и прервать снабжение войск, прочно удерживавших плацдарм в районе Мысхако – Станичка, захваченный в феврале 1943 г.

В связи с успешным наступлением наших войск на Украине и в Донбассе противник вынужден был перебрасывать свои военно-воздушные силы с Таманского полуострова на другие участки советско-германского фронта. К осени 1943 г. Авиация противника, действовавшая на Черноморском театре и базировавшаяся в основном на аэродромы Крыма, насчитывала в своем составе около 250 самолетов.Такова была общая обстановка к началу Новороссийско-Таманской операции.

Замысел Ставки Верховного Главнокомандования на совместную наступательную операцию войск Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота предусматривал прорыв обороны противника на широком фронте, расчленение и уничтожение по частям всей таманской группировки противника и выход наших войск к Керченскому проливу.

В этих целях намечалось одновременное наступление войск Северо-Кавказского фронта на направлениях: Варениковская – Темрюк, Гладковская – Гостагаевская, Верхнее-Баканский – Анапа. Одновременные удары наших войск должны были рассечь таманскую группировку противника, а с выходом их на переправы через р.Старая Кубань отрезать пути отступления гитлеровским войскам к Тамани и Крыму. Главный удар наносился на участке Неберджаевская – Новороссийск – Мысхако силами левого фланга Северо-Кавказского фронта ( Восточная и западная группы войск ) во взаимодействии с Черноморским флотом. Одновременный удар сухопутных войск и морского десанта должен был уничтожить новороссийскую группировку противника и привести к освобождению Новороссийска. Успех советских войск на главном направлении создавал угрозу окружения таманской группировки немецко-фашистских войск, оборонявшихся на «Голубой линии».

По замыслу Новороссийской десантной операции, разработанному советским командованием, удар наносился внезапно силами Восточной группы войск из района гора Маркотх – цементный завод «Октябрь» в направлении Адамовича балка – поселок Мефодиевский, силами Западной группы войск с Мысхаковского плацдарма в направлении высоты 307,2 – Восьмая щель и силами морского десанта, высаживаемого в порт на участке мыс Любви – электростанция. Высадка первого эшелона десанта намечалось непосредственно в порт, второй эшелон десанта должен был высаживаться в основном на флангах фронта высадки – на пристанях Каботажной и Импортной, где сосредоточивались главные усилия десантных войск, взаимодействовавших с войсками, наступавшими из района Мысхако и цементного завода «Октябрь».

Весь десант разбивался на три отряда. Первый отряд должен был овладеть западным берегом Новороссийской гавани на участке мыс Любви – Холодильник, затем наступать в направлении высоты 307,2 и во взаимодействии с Западной группой войск освободить от противника западную часть Новороссийска. Перед вторым отрядом стояла задача: занять северный участок Новороссийского порта от пристани Старо-Пассажирская до пристани Лесная, а также железнодорожную станцию и далее наступать в направлении северо-западной окраины поселка Мефодиевский. Третий отряд должен был захватить восточный берег Новороссийской гавани от Импортной пристани до электростанции и во взаимодействии с Восточной группой войск разгромить противника в районе цементный завод «Пролетарий» - Адамовича балка, после чего наступать в направлении северной окраины поселка Мефодиевский.

После того как десантные отряды выполнят поставленную перед ними задачу, все силы Восточной и Западной групп войск Северо-Кавказского фронта и десантных войск развивают наступление в направлении пункта Верхне-Баканский. Общее наступление наших сил назначалось на 10 сентября.

Успех операции по освобождению Новороссийска во многом зависел от исхода десантной операции, поэтому к участию в ней привлекалось значительное количество войск, артиллерии, авиации, боевых и вспомогательных кораблей Черноморского флота.

Соответственно десантным отрядам было сформировано три отряда кораблей с таким расчетом, чтобы обеспечить одновременный подъем и высадку целых подразделений десанта со всем их вооружением и техникой. В состав отрядов кораблей входили сторожевые катера, катера-тральщики, моторные баркасы, десантные боты. Кроме того, были созданы отряд кораблей поддержки и отряд кораблей прикрытия. В отряд кораблей поддержки входили торпедные и сторожевые катера, имевшие задачу уничтожить боно-тросовое заграждение в воротах порта и торпедировать ДОТ, ДЗОТ и другие огневые точки противника на молах и на берегу в местах предстоящей высадки десанта. Отряд кораблей прикрытия имел задачей не допустить прорыва вражеских кораблей в район Новороссийска и тем самым обеспечить операцию от помех противника с моря.

Дальнобойная артиллерия сухопутных войск, действовавших на новороссийском направлении, и вся береговая артиллерия Черноморского флота, действовавшая в районе Новороссийска, объединялась в специальную артиллерийскую группу.

Военно-воздушные силы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, выделенные для участия в операции, сводились в авиационную группу, возглавляемую командующим военно-воздушными силами Черноморского флота.

Высадка десанта проводилась в ночь на 10 сентября. Планировалось предварительно нанести бомбо-штурмовой удар по огневым точкам противника, непрерывными полетами в районе Цемесской бухты и над городом заглушать шум моторов кораблей десантных отрядов и в дальнейшем поддерживать действия десанта на берегу.

Огонь при артиллерийской подготовке планировалось вначале открыть по заранее пристрелянным целям у уреза воды. В момент подхода десантных кораблей к берегу артиллерия и минометы должны были перенести огонь на второй рубеж обороны, отстоявший от первого на 400 – 500 м. Одновременно предполагалось начать высадку десанта, а через некоторое время перенести огонь артиллерии на батареи противника и вести его по требованию командиров десантных отрядов, используя корректировочные посты.

В августе 1943 г Ставка Верховного Главнокомандования поставила Северо-Кавказскому фронту задачу прорвать «Голубую линию», рассечь вражескую группировку на части и, отрезав им путь к отступлению, уничтожить ее.

Командование фронта, в который входили 9-, 56- и 18-я общевойсковые и 4-я воздушная армии, приступило к подготовке Новороссийско-Таманской операции, первым этапом и важнейшей составной частью которой являлась операция по взятию Новороссийска войсками 18-й армии и частями Черноморского флота. По ее замыслу предполагалось одновременно нанести удары по врагу в районе города с трех направлений: силами десанта, высаженного непосредственно в гавань, группами сухопутных войск в восточной части города, в районе цементных заводов, и в его западной части с плацдарма Мысхако.

Для высадки в порт выделялись 255-я отдельная бригада морской пехоты, 1339-й стрелковый полк, 290-й полк войск НКВД и 393-й отдельный батальон морской пехоты общей численностью 6400 человек при 41 орудии, 147 минометах и 53 станковых пулеметах. Для высадки десанта и обеспечения его действий намечалось выделить 148 боевых катеров, мотоботов и других плавсредств, привлечь более 800 орудий и минометов 18-й армии и Черноморского флота, а также 148 самолетов фронтовой авиации и ВВС ЧФ.

Общее руководство Новороссийской операцией осуществлял командующий фронтом генерал-полковник И.Е.Петров, имевший двух заместителей: по сухопутной части- командующего 18-й армией генерал-лейтенанта К.Н.Леселидзе и по морской – командующего Черноморским флотом вице-адмирала Л.А.Владимирского. Командиром высадки был назначен командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал Г.Н.Холостяков.


2.2 Состав выделенных сил, их задачи .


Для участия в операции были выделены следующие силы и средства.

Десантные войска — 255 морская стрелковая бригада, 393 отдельный батальон морской пехоты, 290 полк войск НКВД и стрелковый полк 318 СД. Общая численность десанта определялась цифрой 6481 человек. Для удобства решения задач на берегу десант был разбит на три отряда.


Отряд № I: включал в себя 255 морскую стрелковую бригаду и имел задачей овладеть западным берегом Новороссийской гавани от Холодильника домыса Любви, после чего, оставив часть сил для очистки и удержания занятого плацдарма, главными сила­ми наступать в направлении высоты 307,2.

Место посадки на корабли— Геленджик; место высадки— участок берега от мыса Любви до Холодильника.


Отряд № 2: состоял из 393 отдельного батальона морской пе­хоты и 290 пограничного полка войск НКВД и имел задачей овла­деть северным участком берега порта (от пристани Старопасса­жирская до Лесной) и, удерживая его за собой, основными силами овладеть районом железнодорожной станции, после чего наступать в направлении северо-западной окраины поселка Мефодиевский.Место посадки—Геленджик; место высадки—пристань Лес­ная—пристань Старопассажирская.


Отряд № 3: составлял 1339 стрелковый полк 318 стрелковой дивизии и имел задачей—во взаимодействии с другими частями 318 стрелковой дивизии овладеть районом цементный завод «Про­летарий» — Адамовича балка, после чего наступать в направлении перевала Маркотх.


Корабельный состав: Для участия в операции было выделено 123 катера различных классов и типов и 24 моторных барказа. Весь корабельный состав был разбитна ряд отрядов, а послед­ние в свою очередь на группы.



1 отряд кораблей

2 отряд кораблей

3 отряд кораблей

Катеров типа МО 12 7 5
Тральщиков-катеров 10 - 5
Десантных ботов 17 5 10

Сторожевых катеровтипа КМ

5 - 2
Моторных барказов 14 6 4
Катеров-дымзавесчиков 1 - -

Всего единиц:

59

18

26


Задача 1 отряда кораблей — высадить первый отряд десанта (255МСБр) и егорезерв в районе мыс Любви — Холодильник. Отряд состоял из трех групп.

Задача 2 отряда кораблей — ворваться в Новороссийский порт и высадить второй отряд десанта (393 ОБМП и 290 СП войск НКВД) в районе при­стань Лесная—пристань Старопассажирская.

Задача 3 отряда кораблей — высадить третий отряд десанта (1339 СП) в районе пристань Импортная — Новороссийская электростанция.


Отряд обеспечения высадки: включал 32 торпедных катера, два катера типа КМ, два катера типа лимузин и один бро­некатер. Отряд состоял из четырех групп, имевших следующие за­дачи:

первая (группа прорыва) — уничтожить боно-тросовое заграж­дение в воротах порта; торпедировать места старых наибольших пробоин Восточного и Западного молов и, создав проходы в молах, обеспечить прорыв десантных кораблей в порт и высадку с них де­санта. В группу входило семь торпедных катеров, два катера типа КМ и два лимузина;

вторая (группа атаки берега)—торпедировать место высадки десантного отряда № I с целью уничтожения находившихся там огневых точек противника. В группу входило 13 торпедных катеров;

третья (группа атаки порта) — ворваться в порт и торпедиро­вать места высадки третьего десантного отряда с целью разрушения находившихся там ДОТ, ДЗОТ и других огневых точек противника. В группу входило шесть торпедных катеров;

четвертая (группа прикрытия операции с моря) — не допустить прорыва кораблей противника в Цемесскую бухту и тем самым обес­печить операцию от помех противника с моря. В группу входило шесть торпедных катеров и один бронекатер.


Отряд огневого содействия (фактически участие в операции не принимал): должен был в момент высадки десанта огнем кораблей подавить артиллерию противника в районе Южной Озерейки, Борисовки, Глебовки, Васильевки. Отряд включал три эскадренных миноносца.


Отряд санитарных катеров: включал пять тральщи­ков-катеров 7 ДКАТЩ, приспособленных под перевозку раненых Задача отряда — перевозка и высадка 2 эшелона 255 морской стрелковой бригады из района Кабардинки в Новороссийск и эва­куация раненых.


Авиация: авиация Черноморского флота выделяла 88 са­молетов и авиация 4 воздушной армии Северо-Кавказского фрон­та — 60 самолетов, всего выделено 148 самолетов.

Бомбардировщиков: 54
Штурмовиков: 36
Истребителей: 58
Всего: 148

Перед авиацией были поставлены следующие задачи:

— обеспечение операции данными разведки;

— подавление авиации противника;

—уничтожение огневых средств, живой силы, техники и инже­нерно-оборонительных сооружений на переднем крае и в глубине обороны противника;

—уничтожение штабов и узлов связи противника с целью на­рушения его боевого управления;

—уничтожение подходящих к полю боя резервов (танков, живой силы и артиллерии) противника;

— прикрытие кораблей и пловучих средств ЧФ в базах и на переходе морем;

— прикрытие наших войск и авиации на поле боя от воздей­ствия авиации противника;

— разведка поля боя и ближних тылов противника;

— непрерывное барражирование самолетов над Цемесской бух­той и создание шума с целью обеспечить незаметный для против­ника подход десантных кораблей к месту высадки.

— питание высаженных частей десанта боезапасом и продоволь­ствием (данная задача перед авиацией встала в ходе операции).


Артиллерия. Для обеспечения операции была привлечена артиллерия Ново­российской военно-морской базы и 18 армии. Всего было выделено 208 орудий калибров 76—203 мм. Из этого числа на долю артиллерии 18 армии приходится 161 орудие и артиллерии Новороссийской военно-мор­ской базы — 47 орудий.

Артиллерия имела следующие задачи:

— подавлением огневых точек и прожекторов противника обес­печить подход и прорыв кораблей с десантом в Новороссийский порт;

— уничтожением инженерно-оборонительных сооружений, огне­вых средств и живой силы противника в местах высадки десанта обеспечить беспрепятственную его высадку на берег;

— ведением плановых огней и огня по заявкам десантных ча­стей обеспечить успешное их действие на берегу;

— вести контрбатарейную борьбу с батареями противника.

Кроме того, к участию в операции были привлечены и соедине­ния гвардейских минометных частей в составе 43, 49, 50 и 305 гвардейских минометных полков «М-13» и два дивизиона «М-31»,

Артиллерия была сведена в артиллерийскую группу под общим командованием командующего артиллерией 18 армии генерал-лей­тенанта артиллерии Кариофилли. В соответствии с решением коман­дира высадки артиллерия была разделена на три подгруппы: в подгруппы № 1 и № 2 вошла артиллерия 18 армии; в подгруппу № 3 — артиллерия Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. Остальная артиллерия 18 армии в районе Станички и це­ментного завода должна была действовать по плану своего коман­дования.

Минометные полки составляли отдельную группу и своим огнем поддерживали высадку первого и третьего десантных отрядов


2.3. Организация командования


Руководство операцией по овладению городом Новороссийск и командование всеми сухопутными войсками (в том числе и десантными отрядами с момента их высадки на берег) осуществлял командующий 18 армией, имевший свой командный пункт на горе Маркотх.

Непосредственно на него замыкались командующие восточной и западной группами войск (войска в районе Станичка—Мысхако").

Десантной операцией командовал командующий Черноморским, флотом вице-адмирал Владимирский. Непосредственно командую­щему десантной операцией были подчинены:

командующий авиагруппой;

командир высадки;

командир отряда огневого содействия.

Командующему авиагруппой были подчинены; группа авиации Черноморского флота полностью и оперативно авиация воздушной армииСКФ.

Командир высадки имел в подчинении: командиров 1, 2 и 3 от­рядов десантных кораблей; командира отряда обеспечения; коман­дира базы высадки; начальника артиллерийской группы (последний только на время боя за высадку). Ему же был подчинён и командир второго отряда десантных войск (393 ОБМП и 290 СП НКВД). При этом согласно организационным приказам командующего флотом и командира высадки командир первого десантного отряда кораб­лей на время перехода и высадки десанта, кроме командира вы­садки, подчинялся также и командиру 255 морской стрелковой бригады полковнику Потапову.

Командиры отрядов десантных войск подчинялись:

№ I (255 МСБр) на переходе и при высадке—командиру вы­садки; после высадки на берег бригада поступала в подчинение командира западной группы войск 18 армии (войска в районе Ста­ничка—Мысхако) генерал-майора Шварева;

№ 2 (393ОБМП и 290 СП НКВД) навсе время операции, вплоть до соединения с частями Красной Армии—командиру вы­садки контр-адмиралу Холостякову;

№ 3 (1339 СП) на переходе и при высадке—командиру высад­ки: после высадки — командующему восточной группировкой войск (командиру 318 стрелковой дивизии полковнику Вруцкому).

Командующему артиллерийской группой были подчинены обе подгруппы артиллерии 18 армян, подгруппа артиллерии Новорос­сийской военно-морской базы 'и группа гвардейских минометов.


3. Подготовка к операции


В период подготовки десантной операции большое внимание уделялось подготовке сил и средств, выделенных для операции, всестороннему ее обеспечению. В целях маскировки подготовка десантных войск сначала проводилась в местах их постоянной дислокации, где проходили занятия по боевому применению личного оружия, блокировке ДОТ и ДЗОТ, штурму опорных пунктов, уличному бою, рукопашному бою в траншеях и внутри зданий, преодолению различных препятствий, а затем в пункте посадки десанта отрабатывались вопросы совместных действий: посадка войск и погрузка техники, высадка на берег, буксировка высадочных средств, совместное плавание кораблей, взаимодействие десанта с авиацией и артиллерией. При этом все тренировки войск происходили, как правило, в ночное время.

Специальные мероприятия были проведены по оборудованию плавсредств противопульной и противоосколочной защитой, по установке на них дополнительного вооружения и приспособлений для посадки и высадки войск на берег. Отрабатывалась стрельба торпедами по береговым целям. Артиллерия производила пристрелку целей и реперов; уточнялись расчеты для ведения огня.

С офицерским составом проводились специальные занятия на тему «Десантная операция», изучался опыт по высадке десантов, проведенных флотом ранее.

В ходе подготовки операции исключительное значение придавалось организации разведки. Чтобы сохранить в тайне замысел операции, наши разведывательные группы не высаживались в Цемесской бухте, а вели разведку из района Южная Озерейка, вводя противника в заблуждение относительно направления нашего удара. В связи с этим войска противника, ожидая удара в районе Южная Озерейка, каждую ночь освещали этот участок побережья ракетами и прожекторами и дополнительно укрепляли противодесантную оборону.

Для выяснения специальных вопросов ( например, характера заграждения ворот Новороссийского порта, организации охраны в гавани, системы наблюдения за морем в прибрежном районе ) высылались специально отобранные и подготовленные разведчики, которые в течение ночи, выполнив задачу, возвращались обратно.


3.1.Организация видов обеспечения


Разведка системы обороны противника на побережье Цемесской бухты, в районе порта и в отдельных кварталах города постоянно велась с наших позиций, с наблюдательных пунктов батарей при помощи зрительного наблюдения. Разведка была целеустремлена на сбор сведений, необходимых для организации боя за высадку и на уточнение ранее добытых разведывательных данных.

Формы разведки были следующие:

аэрофотосъемка порта и города;

посылка разведывательных групп в Новороссийскийпорти в район Южной Озерейки;

наблюдение с переднего края обороны в районахСтанички и цементного завода:

наблюдение за противником с постов СНиС, расположенных на побережье Цемесской бухты;

использование агентурных данных и данных партизан;

опрос захваченных пленных.

Все добытые о противнике данные передавались в штаб коман­дира высадки, командующего 18 армией и командующего авиа­цией. Последние в свою очередь эти данные сообщали в ниже­стоящие штабы.

Точно так же поступала и армейская разведка. В результате к началу операции ее участникам были известны основныеданныео противнике и системе его обороны.

Особое внимание было уделено сохранению скрытности опера­ции и дезинформации противника. С этой целью подготовка велась под видом высадки десанта в районе Южной Озерейки.

Правдивости и реальности этого варианта операция в значи­тельной степени способствовала изданная штабом Северо-Кавказ­ского фронта специальная директива, согласно которой целью операции являлось расширение ранее занятого нами плацдарма в районе Мысхако— Станичка, а местом высадки десанта была названа Южная Озерейка.

Вторым мероприятием по дезинформации противника была вы­садка в районе Озерейки наших разведывательных групп.РазведкуНовороссийска и порта эти группы производили уже на обратном пути.

Сосредоточение войск и высадочных средств, в районеГеленджика, как правило, велось в темное время суток.

Сопоставление и анализ сведений, полученных в результате разведки, зрительного наблюдения, аэрофотосъемки, сообщений партизан, а также показаний пленных, позволили командованию выявить характер и систему обороны противника, наличие огневых точек, минных полей и различных заграждений на побережье и в городе, количество и расположение артиллерийских и зенитных батарей. Все эти данные были доведены до сведения командиров подразделений, назначенных в операцию. Для наглядного ознакомления с местами намечаемой высадки и подходами к ним командиры десантных отрядов и отрядов кораблей лично изучали расположение порта и города, вражеских ДОТ, ДЗОТ, батарей, проволочных заграждений, места высадки и подходы к ним, запоминали ориентиры, уточняли на местности имевшиеся у них данные об огневых средствах и оборонительных сооружениях противника.

Успех десантной операции зависел во многом от навигационно-гидрографического обеспечения. В данной операции участвовало большое количество мелких кораблей и плавсредств, слабо оборудованных навигационными приборами. Кораблям предстояло совершить переход в районе, насыщенном минными заграждениями, в темноте пройти через единственные ворота в порт и подойти точно к назначенным пунктам высадки. Поэтому в целях навигационно-гидрографического обеспечения широко применялись системы створных огней, которые использовались как для перестроения кораблей десантных отрядов, так и для входа их в гавань. На корабли, где находились командиры отрядов, назначались опытные штурмана, обеспечивавшие правильное движение отрядов в соответствии с намеченными схемами навигационного обеспечения. Намечалось также произвести траление наиболее опасного в минном отношении участка перехода.

При подготовке к операции особое внимание уделялось скрытности, оперативной маскировке, а также подготовке войск к высадке. Проводились тренировки по посадке, высадке людей, погрузке и выгрузке техники. Тактическая подготовка осуществлялась методом проведения учений и тренировок по темам: «Уличный бой», «Блокирование дотов и укрепленных домов», «Штурм опорных пунктов», «Преследование противника в городских кварталах» и т.п. На соединениях кораблей проводились тактические летучки и групповые упражнения совместно с командирами сухопутных подразделений. Моряки тренировались в подрыве боновых заграждений, в торпедных атаках объектов, расположенных у уреза воды. Большое внимание уделялось дооборудованию десантно-высадочных средств, установке на них броневых щитов, дополнительного вооружения и настилов для техники и грузов.

При подготовке к операции была создана оперативная группа гидрометеорологической службы флота, которая с помощью гидрометеорологических постов, расположенных в районе перехода кораблей, обеспечивала командование и десантные отряды прогнозами погоды и данными, о ее фактическом состоянии на каждый момент.

Проводился ряд мероприятий по навигационно-гидрографическому обеспечению операции. Участие в операции малых кораблей и судов во многом ставило успех десантирования в зависимость от погоды. Поэтому гидрометеослужба ВМБ напряженно работала над месячным ее прогнозом. Первоначально высадка была спланирована на 9 сентября. Однако днем 8 сентября начальник службы доложил, что, по меньшей мере, в течение 12 часов улучшения погоды не будет. Комфлот предложил перенести время высадки на сутки, однако генерал-полковник Петров потребовал выполнять намеченный план. Когда же до начала посадки оставалось немногим менее часа, контр-адмирал Холостяков попросил его прибыть в пункт погрузки. Здесь Петров в присутствии Владимирского заслушал мнения командиров отрядов кораблей и десанта и в конце концов согласился на перенос.

9 сентября в 17 ч начальник гидрометеослужбы в ходе очередного доклада подтвердил благоприятный для десантирования прогноз на ближайшую ночь, хотя продолжал дуть норд-остовый ветер силой 6-7 баллов, сохранялась 4-5 – балльная волна, стояла сплошная облачность и шел дождь. Однако после захода солнца прогноз начал оправдываться: ветер стал слабеть, море успокаивалось, небо очищалось, суля лунную ночь. Командующий фронтом со своими помощниками убыл на КП 18-й армии, располагавшийся на горе Маркхот, откуда представлялась вся панорама Новороссийска. Командующий высадкой занял свое КП на мысе Дооб, что давало ему возможность наблюдать переход сил высадки и их поддержки, а также ход боя в порту.


3.2. Посадка десанта на корабли


С наступлением темноты приступили к посадке десанта на плавсредства, а в 22 ч 45 мин корабли начали выход в море. Появившаяся луна способствовала быстрому построению отрядов и точному удержанию ими своих мест в ордерах. С подходом к точке развертывания, как по заказу, зашла луна, и наступившая темнота скрыла десант от неприятеля. При переходе десанта морем противник не проявлял активности, только методически обстреливал район Кабардинка и освещал передний край нашей обороны на Мысхако и в районе Южная Озерейка.

Наши самолеты, находившиеся в воздухе на небольших высотах над расположением противника, заглушали шум моторов подходивших кораблей и отвлекали на себя внимание противника. Введенный в заблуждение всем ходом подготовки операции, противник, ожидавший высадку нашего десанта в районе Южная Озерейка, всю ночь освещал прожекторами и ракетами подходы к ней со стороны моря, в то время как в Цемесской бухте царила темнота, и не было выпущено ни одной ракеты.

Ночью наша бомбардировочная авиация нанесла бомбовой удар по штабам, узлам связи и огневым точкам противника в районе Новороссийск. Возникшие в результате удара авиации пожары помогали ориентироваться подходившим к порту десантным отрядам, которые продолжали двигаться без какого бы то ни было противодействия со стороны противника.


3.3. Переход морем и высадка десанта


С наступлением темноты 9 сентября десант произвел посадку на катера и в 21 ч. 15 м. начал движение к месту высадки. Всего кораблями было принято 5727 бойцов и офицеров, 14—45-мм орудий, 45 минометов, 137 ПТР и пулеметов и 1121 ящик боезапаса:

Во время посадки личному составу катеров и десантных войск было объявлено время высадки-(«Ч»)—2 ч. 15 м. 10 сентября

В связи с задержкой кораблей на переходе время высадки было изменено с 2 ч. 15 м. на 3 ч. 00 м. Новое «Ч» своевременно было сообщено всем участникам. Переход катеров Цемесской бухтой маскировался шумом моторов нашей авиации и поэтому остался противником не замеченным. К 2 ч. 44 м. 10 сентября корабли с десантом достигли створов на линии фронта и продолжали движение к воротам порта. К этому времени туда же прибыл и отряд обеспечения высадки(25 торпедных катеров и 4 моторных катера).В 2 ч. 44 м. все 208 орудий и минометные части открыли огонь по заранее разведанным и пристрелянным целям у уреза воды.

В 2 ч. 45 м. семь торпедных катеров группы прорыва начали атаку молов. Вследствие того, что порт и молы были закрыты дымом, произвести выпуск 4 торпед в одно и то же место оказалось невозможным. Поэтому проделать в молах проходы для катеров с десантом не удалось. Катера выпустили 9 торпед, из которых взорвались 7, не взорвалась одна и неизвестны результаты об I торпеде. Взрывами торпед на молах было уничтожено 5 ДОТ и расширена старая пробоина в Западном молу.

Как только раздался взрыв торпед у молов, катера КМ и лимузины подошли к воротам порта и при помощи специальных тралов и сеток с подрывными патронами сделали проход в боно-тросовом заграждении. После этого катера дали сигнал «проход свободен» и произвели высадку на молы штурмовых групп. В это же время вторая группа торпедных катеров торпедировала берег.Всего 13 катерами этой группы были выпущены22 торпеды по берегу и четыре торпеды по молам.Из указанного количества взорвалось 18 и не взорвалось шесть торпед. Взрывами торпед разрушен 4 ДОТ, 6 ДЗОТ и повреждено5 ДОТ, 4 ДЗОТ и прожектор.

В 2 ч. 56 м. в порт ворвалась третья группа торпедных катеров (шесть катеров) и произвела выпуск торпед по пристаням и огне­вым точкам противника на берегу внутри порта. Выпуск торпед и подрыв боно-тросового заграждения происходили под сильным артиллерийско-минометным и автоматно-пулеметным огнем против­ника, в результате чего погибли два и получили повреждение 11 торпедныхкатеров.

Как только закончили свои действия торпедные катера, началась высадка десанта. Первыми ворвались в порт и произвели высадку десанта корабли 2 отряда, имевшие на борту 393 ОБМП. Высадку десанта катера должны были произвести на участке при­стань Старопассажирская—пристань Лесная (1200 м}. Вследствие сильного (Противодействия противника фактически 2 десантный отряд был высажен на участке в 6 км и не одной группой, а четырь­мя, что впоследствии сильно затруднило действия этого отряда на берегу. Всего на побережье и причалы порта было высажено 792 человека. Потери при высадке составили пять человек убитыми и 35 ранеными. Гибели плавсредств не было. Повреждения полу­чили пять сторожевых катеров, три десантных бота и три барказа.

Почти одновременно со 2 отрядом в порт ворвались и начали высадку корабли 1 группы 1 отряда. 2 и 3 группы этого отряда произвели высадку в районе мыс Любви — Западный мол.

Вследствие сильного противодействия с берега и большой, осад­ки сейнеров и КАТЩ подход кораблей непосредственно к берегу оказался невозможным и поэтому часть десанта была высажена прямо в воду. Высадка происходила медленно и была закончена только к 4 ч. 55 м. Всего 1 отрядом было высажено около 2000 человек. При высадке погибли два КАТЩ, один ска, один мото­бот, два десантных бота и три барказа, повреждения получили четыре СКА, два мотобота и один десантный бот.

Наиболее удачно была произведена высадка 3 десантного от­ряда. В 3 ч. 20м. катера 3 отряда направились к своим местам высадки (район корня Восточногомола и импортного пирса), где они в течение20—30 минут и провели высадку десанта(1339. СП) и его вооружения. Всего 3 отрядом было высажено 1083 бойца и офицера, три 45-мм орудия,12 минометов и боезапас.Потери при высадке составили 15 человек убитымии 23 ранеными.Погибли:один катерМО, одинКАТЩ и один десантный бот.Произведя высадку десанта, катера, направлялись к Кабардинке и девятому километру Новороссийского шоссе за вторым эшелоном.

Вследствие задержки с высадкой первого эшелона и повреж­дения значительной части быстроходных катеров произвести второй рейс до рассвета катера не смогли. Поэтомуиз состава 2 эшелона в эту ночь было высажено только 370 человек. Высадкабыла осуществлена спяти КАТЩ санитарного отряда. Десант был в основном высажен в районе высадки 3 десантного отряда. Око­ло шести часов утра пытались произвести высадку и торпедные катера, новследствие сильного огня противникас берега, сделать этого не смогли. В течение ночи с 10 на11 сентября15 торпед­нымикатерами, 9 сторожевыми катерами, 12 десантнымиботами и 3 тральщиками-катерами в Новороссийском порту было высажено еще 2602 человека из состава 255 МСБр, 290СП войск НКВД

и 1339СП.

Ввиду сильного противодействия противника с западного по­бережья основная масса войск—1976 человек—былавысажена в районе высадки 3 десантного отряда; значительноменьшаячасть—в районе 2 десантного отряда (386 человек)и еще мень­ше (240 человек) — в районе 255МСБр.


4. Ведение операции


В 2 ч 44мин 10 сентября сотни орудий и минометов открыли огонь по позициям противника. Одновременно мощный удар нанесла авиация. Противник был застигнут врасплох и не мог сразу определить причину такой канонады. Полагая, что артиллерия ведет подготовку атаки наших сухопутных войск с фронта, противник открыл ответный огонь по переднему краю обороны на восточном и западном берегах Цемесской бухты. В это время авиация продолжала наносить удары по огневым точкам противника, которые обнаруживались в ходе боя. С началом артиллерийской подготовки торпедные катера произвели атаку намеченных объектов. Через несколько минут боно-тросовое заграждение было уничтожено, и катера дали сигнал: «Проход в порт открыт».

Катера групп обеспечения на полном ходу ворвались в порт, пушечно-пулеметным огнем уничтожая огневые точки врага, и тоже выпустили торпеды по целям у уреза воды. Всего было израсходовано 52 торпеды. Так впервые наш флот успешно использовал это морское оружие, предназначенное для поражения кораблей, против береговых целей. Противник, обнаружив в бухте наши корабли, перенес свой огонь на ворота порта, пытаясь не допустить в него десант. Однако мощные взрывы торпед, выпущенных по молам, уничтожили расположенные на них основные огневые точки, а высаженные вслед за этим штурмовые группы полностью очистили молы от противника. Торпедные катера атаковали затем объекты противника, расположенные на берегу Цемесской бухты между Западным молом и мысом Любви и между Восточным молом и электростанцией, а также и внутри самого порта. При этом взрывами торпед было уничтожено восемь ДОТ и ДЗОТ, повреждено пять ДОТ и четыре ДЗОТ и несколько огневых точек, что значительно облегчило подход к берегу кораблей и плавсредств десантных отрядов, которые, ворвавшись в порт, сразу же начали высадку своих войск, в то время как артиллерия перенесла свой огонь на второй рубеж.


4.1. Действия высаженных войск на берегу


Несмотря на ожесточенный огонь врага, отряды катеров и судов с десантом ворвались в гавань. Второй отряд в центре порта за 20 минут высадил около 800 морских пехотинцев, которые с ходу заняли несколько пирсов и прилегающую к ним территорию, выбив оттуда неприятеля. Третий отряд за 30 минут высадил 1247 бойцов 1339-го полка в восточной части порта, которые тоже захватили несколько причалов с окрестной территорией. Первый же отряд встретил шквальный огонь немецкой артиллерии и пулеметов, и все же бойцы 255-й бригады высадились на берег и повели наступление. Однако превосходящие силы противника расчленили отряд на отдельные группы, кое-где оттеснив их от берега, что исключало возможность получения ими подкреплений. 10 сентября, ведя бой в исключительно трудных условиях, личный состав 255-й бригады отразил пять контратак противника, поддержанных танками и самоходными пушками. Несколько групп бойцов прорвались к частям 18-й армии в районе Станички, другие – к десантникам второго отряда, а часть морских пехотинцев удерживала западный мол и Каботажную пристань. Но, несмотря на то, что этот отряд свою задачу выполнил не полностью, самоотверженные действия бригады под командованием полковника А.С.Потапова отвлекли на себя значительные силы неприятеля, чем способствовали успеху второго и третьего отрядов.

Тем временем морские пехотинцы под командованием капитан-лейтенанта В.А.Ботылева, несмотря на отчаянное сопротивление врага, овладели зданиями управления порта, клубом, железнодорожным вокзалом, а бойцы третьего отряда полковника С.Н.Каданчика – цементным заводом «Пролетарий».

Высадка десантников второго и третьего отрядов, несмотря на ожесточенный огонь противника из всех видов оружия, прошла в назначенном месте быстро и организованно. Корабли первого отряда высадили свои войска частью в порту, а частью у входа в порт. Противник оказал упорное сопротивление.

В результате героических усилий моряков-черноморцев днем 10 сентября удалось доставить и высадить часть войск второго эшелона. Высадившись на берег, десантные войска повели наступление за расширение плацдарма высадки. Одновременная высадка десанта на широком фронте распыляла силы и средства противодесантной обороны противника, лишала его возможности организовать эффективное противодействие на всех участках высадки. Высаживаемые с моря десантные войска должны были находиться в тесном оперативном, а местами и в тактическом взаимодействии с сухопутными войсками, наступавшими с фронта.

Вместе с высадкой десанта перешли в наступление и войска левого фланга Северо-Кавказского фронта. Однако, несмотря на непрерывные атаки вражеских позиций, продвинуться вперед в этот день им не удалось. Противник подтянул к району Новороссийска резервы и оказывал упорное сопротивление.

Весь день 10 сентября десант вел ожесточенные бои с противником, преодолевая его оборонительные рубежи. В наиболее тяжелом положении оказались подразделения первого десантного отряда, которые в результате разрозненной высадки вынуждены были вести бой отдельными группами. К исходу 10 сентября подразделения первого отряда частично прошли в район Станичка – Мысхако, а частью сил оборонялись у Западного мола и Каботажной пристани, приковывая к себе значительную часть сил противника и облегчая тем самым выполнение задачи вторым и третьим отрядами.

В ночь на 11 сентября успешно высадился второй эшелон десанта, причем основная масса его войск высадилась в районе Импортная пристань – электростанция. Одновременно наша группировка, наступавшая в районе Адамовича балка – цементный завод «Октябрь», была усилена за счет резервов фронта.

Получив подкрепление войсками, третий десантный отряд усилил свой натиск на противника и к утру 11 сентября овладел цементным заводом «Пролетарий» и предместьями Адамовича балка. Войска, наступавшие с фронта, к 6 часам 11 сентября также прорвали оборону противника и соединились с частями третьего десантного отряда, после чего повели совместное наступление в направление в направлении поселок Мефодиевский.

Второй десантный отряд, захватив пристани №№ 1,2, Старопассажирская, а также район вокзала и товарной станции, днем 10 сентября подвергся ожесточенным контратакам многократно превосходивших сил противника, пытавшегося сбросить отряд в бухту. Однако, несмотря на недостаток сил и средств, десантники второго отряда продолжали героически драться с врагом и удерживать свои позиции. Поддержанные огнем артиллерии с восточного берега бухты и авиацией, бойцы морской пехоты успешно отразили все контратаки противника, чем обеспечили успех третьего десантного отряда, прикрыв его левый фланг.

11 сентября противнику удалось после многочисленных атак, поддержанных танками и самоходной артиллерией, вновь овладеть причалами и береговой чертой порта, отрезав второй отряд от связи с тылом. В этих условиях большую помощь десантникам второго отряда оказала авиация, своевременно подбрасывавшая им боеприпасы и продовольствие. Мастерское пилотирование и отличное знание местности позволяло летчикам сбрасывать грузы прямо в те здания, которые занимались десантниками. Штурмовая авиация, действуя на малых высотах, бомбила и расстреливала скопления вражеских войск и техники.

Днем 14 сентября второй отряд перешел в наступление, прорвал оборону противника и соединился с передовыми частями третьего десантного отряда и восточной группой войск. Развернулись бои в районе нефтебаков и поселка Стандарт.

Противник, оценив создавшееся положение, стал спешно перебрасывать ряд частей с центрального участка «Голубой линии» для поддержки своей новороссийской группировки. Эти части противника, обнаруженные нашей авиационной разведкой на подходах к Новороссийску, подверглись мощным ударам бомбардировочной и штурмовой авиации и понесли большие потери.

Обозначившийся успех под Новороссийском был использован командованием фронта для перехода в наступление в центре и на правом фланге фронта. Удары советских войск на этих участках быстро сказались и на ходе боевых действий под Новороссийском, так как немецкое командование уже не могло маневрировать своими силами. Части фронта вели упорные наступательные бои за овладение Новороссийском, внутри города шли ожесточенные бои десантных войск. Поддерживая действия десанта, авиация флота и артиллерия береговой обороны уничтожали живую силу и технику противника.

В ночь с 15 на 16 сентября войска Западной группы прорвали фронт обороны противника в районе Станичка и ворвались в город. С выходом наших войск к перевалу Волчьи ворота для противника создалась угроза окружения, и он начал отход из Новороссийска, прикрываясь сильными арьергардами.

Под натиском наших войск с различных направлений сопротивление противника было сломлено, и к 10 часам 16 сентября Новороссийск был полностью очищен от врага. Наши танки вышли к поселку Гайдук, угрожая путям отхода всей группировки противника, оборонявшейся на «Голубой линии».

В ходе боев за Новороссийск нашими войсками были разгромлены 73-я пехотная, 4-я и 101-я горнострелковые дивизии немцев, 4-я горнострелковая дивизия румын, 16-я и 18-я команды морской пехоты немцев и ряд частей усиления противника.

Одновременно с прорывом мощной обороны противника ( « Голубой линии» ) на новороссийском направлении и овладением ее важнейшим укрепленным районом – городом Новороссийск войска Северо-Кавказского фронта прорвали оборону противника на других направлениях и развернули наступление по всему фронту. В результате успешного наступления войска Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской флотилией в течение трех недель ( к 9 октября 1943 г. ) очистили от противника весь Таманский полуостров. Освобождение от противника Новороссийска и Таманского полуострова расширило систему базирования Черноморского флота и дало ему возможность активизировать свои действия на крымском направлении.

Высаженный десант явился важнейшим условием обеспечения успеха Новороссийской наступательной операции.


5. Выводы


Полный разгром таманской группировки противника был предопределен всеми предшествующими событиями на советско-германском фронте, и особенно битвой Курском, которая закончилась разгромом двух основных наступающих групп немецко-фашистских войск и переходом наших войск в контрнаступление, превратившееся потом в мощное летнее наступление Советской Армии.

Гитлеровцы в Новороссийске понесли большой урон. 16 сентября город и порт были полностью очищены от противника. В этот же день Москва торжественно салютовала воинам Северо-Кавказского фронта и морякам Черноморского флота. В результате удара с морского и сухопутного направлений была разгромлена новороссийская группировка противника, освобожден порт и город Новороссийск - крупный промышленный и приморский центр.

Оборона противника на правом крыле «Голубой линии» была прорвана. Это положило начало краху его группировки на Таманском полуострове, что явилось последним победным эпизодом битвы за Кавказ. Десант в Новороссийск был одним из крупнейших, классических десантов периода Великой Отечественной войны.

Особенность Новороссийской десантной операции состояла в том, что она проводилась в ходе фронтовой наступательной операции по освобождению Таманского полуострова на направлении главного удара войск фронта. Десант был высажен во фланг оперативного построения войск противника, оборонявшихся на приморском направлении. Успешные действия десанта помогли охватить фланг сильно укрепленной полосы обороны противника и захватить ее наиболее важный укрепленный район.

Участие в операции сил флота значительно расширяло маневренные возможности сухопутных войск при прорыве обороны и уничтожении крупной группировки войск противника. Успех Новороссийской десантной операции был обеспечен правильным выбором направления главного удара, тщательной и всесторонней ее подготовкой, внезапностью высадки десанта непосредственно в порт, занятый противником, стремительностью удара десантных частей, их стойкостью и высоким боевым духом. Особое значение в деле обеспечения успеха имело господство на море в районе операции Черноморского флота, надежно прикрывавшего десант от каких-либо помех со стороны военно-морских сил противника.

Господство нашей авиации в воздухе обеспечило оперативную и тактическую маскировку в период подготовки операции и на переходе десанта морем, а также эффективную авиационную поддержку и сопровождение десантных частей при ведении ими боя в городе.

Мощное и успешное проведение артиллерийской подготовки сочеталось с новым, впервые примененным методом – массовым торпедированием огневых точек и опорных пунктов противника на берегу.

В ходе операции хорошо работала связь, которая обеспечила непрерывную информацию командования об обстановке, бесперебойную связь десанта с командованием и взаимодействующими силами.

Тесное оперативное и тактическое взаимодействие десантных отрядов между собою, с войсками Северо-Кавказского фронта, с поддерживающей артиллерией и авиацией обеспечило успех всему наступлению.

Задачу, поставленную командованием Северо-Кавказского фронта, флот выполнил успешно. Главные силы десанта высадились точнопо плану и в основном в установленных для них местах. Успешное проведение десантной операции позволило частям 18 армии прорвать сильно укрепленную полосу обороны противника на западном и восточном берегах Цемесской бухты, захватить порт и город Новороссийск, ликвидировать наиболее важный укреплен­ный район обороны противника на подступах к Таманскому полу­острову и открыть

на лето путь частям Северо-Кавказского фронта.


Успех операции был обеспечен:

а) хорошей предварительной подготовкой участвовавших в опе­рации сил и средств;

б) широким использованием всех сил и средств армейской ифлотской разведки,хорошим взаимодействием их междусобой и своевременным доведением данныхразведки до участников операции;

в) хорошим знанием мест высадки исамого Новороссийска значительной частью личного

состава кораблей, авиации и десантных войск, что обеспечило им уверенные, тактическиграмотные и быстрые действия в период самой операции;

г) комплексом мероприятий по маскировке идезинформации противника;

д) осуществлением мощной артиллерийско-минометной иавиа­ционной подготовки мест высадки, торпедированием огневых средств противника в период боя за высадку и непрерывной под­держкой десанта огнем артиллерии иавиации при бое его на берегу;

е) одновременной высадкой десанта на широком фронте,что привело к распылению сил и средств обороны противника и лиши­лоего возможности быстро организовать эффективное противодей­ствие одновременнона всех участках высадки;

ж) беспримерной храбростью и настойчивостью личного соста­вакораблей и десантных войск -и их стремлением во чтобы то ни стало выполнить поставленную задачу;

з) господством в воздухе нашей авиации, лишившей авиацию противника возможности своевременно обнаружить подготовкуна­ми десантной операции и противодействовать ее осуществлению;

и) вполне удовлетворительно организованным боевым управле­нием, чему в значительной степени способствовало наличие хорошо продуманного и до деталей разработанного плана операции ихо­рошее знание его всеми исполнителями;

к) хорошим навигацнонно-гидрографическим обеспечениемопе­рации;

л) хорошей работой связи, обеспечившей непрерывную инфор­мацию командования об обстановке, бесперебойную связь командования и десанта с артиллерией и авиацией поддержки.


Кроме перечисленных положительных сторон, имелся иряд су­щественных недостатков, основными из которых были следующие:

а) отсутствие ясной и четкой организации командования. Операцией одновременнокомандовали четыре человека:

— командующийСКФ, ставивший задачи 18 армии.Черномор­скому флоту, десантным отрядам, командиру НовороссийскойВМБ,авиации и артиллерии;

— командующий18 армией, командовавший сухопутнымивой­сками, десантными отрядами, артиллерией и авиацией;

— командующий Черноморским флотом, имевший в своемрас­поряжении корабли и авиацию и ставивший задачи командиру Новороссийской ВМБ и авиации;

— командир НовороссийскойВМБ, имевший всвоем подчине­нии корабли, артиллериюбазы и десантный отряд № 2;

Не лучше обстояло дело и с организацией командования корабельными соединениями;

б) торпедирование катерамивторой группы (группа атакибере­га) некоторых своих кораблей(СКА-081) и берега, занятого нашими войсками;

г) невыполнение напервом этапе операции частями18 армиизадачи прорыва фронта-в районе Станичкина западномберегу Цемесской бухты и в районе цементного завода навосточном,вследствие чего намеченного планом операции соединениядесантас частями 18 армии и очищения от противника -порта игородаНовороссийск в первый день операции не произошло.


Кроме того, необходимо сделать следующие выводы.

1. Стрельба торпедами по молам с целью созданияпроломов, допускающих проход через них мелких пловучих средств,ожидае­мых результатов не дала и для широкого примененияв других операциях рекомендована быть не может.

2. Использование торпед для уничтоженияогневых точеки инженерно-оборонительных сооружений противника,расположен­ных на молах и пристанях, дало положительные результатыи мо­жет быть. рекомендовано для применения в другихподобныхслучаях.

3. Использование торпед для стрельбы по берегус целью уничтожения находящихся там огневыхсредств и живой силы противника, хотя и дало свои положительные результаты,однако для широкого применения рекомендовано бытьне может после­дующим соображениям:

а) трудность, а в некоторых случаях и полная невозможность осу­ществить прицельную стрельбу, по отдельным объектамна берегу;

б) эффективное использование торпед по живойсиле противникаи его огневымсредствам на берегу возможно толькопри на­личии пологого берега, что, какправило, бывает оченьредко;

4. Большой процент гибели и повреждениявысадочных средстви невысадка второго эшелона десантаеще раз подтверждаютнеоб­ходимость иметь специальные быстроходные исоответствующим образом защищенные десантные кораблии высадочные средства.

5. Использование торпедных катеров в качествевысадочных средств десанта нецелесообразно вследствие ихбольшой уязвимо­сти даже ружейно-пулеметнымогнем сберега и отсутствия на нихэффективных средств подавления огневых точекна берегу.

6. Установленныена катерах и барказах противопульныещитки сыграливесьма важную ролькак в защите личногосостава, так и механизмовэтих высадочных средств.

7. Применение специальных тралови сетей с зарядамивзрыв­чатого вещества дляподрыва боно-тросового заграждения дало положительные результаты и может быть рекомендовано для при­менения в других подобных случаях.

8. В целях увеличения живучести корректировочных постов весь личный состав их должен быть обучен работе на радиостанции, а высадка постов должна производиться с различными эшелонами десанта.

9. Тактика борьбы противника с высаженным вами десантом, как и в целом ряде других операций, выражалась в стремления отсечь высиженные части от берега, не допустить последующей высадки подкрепления десанту, разъединить высаженные войска на отдельные группы и бить их по частям.

В целом Новороссийская десантная операция дала богатый боевой опыт подготовки и ведения совместных наступательных боевых действий с участием военно-морских сил, сухопутных войск и авиации.


13.05.2003 г. капитан 3 ранга: = Хряпов А.Д.=

Список использованной литературы:

Ачкасов В.И., Павлович Н.Б. Советское Военно-Морское Искусство В ВОВ. М.:

Воениздат, 1973.

Бодаревский Ю.С. Высадка морских десантов в наступательных операциях ВОВ./ Военно-исторический журнал №4, 1986.

Волков Н.А. Новороссийская десантная операция (сентябрь 1943)./ Морской сборник № 3, 1954.

Воробьев В. Новороссийская десантная операция./ Морской сборник №9, 1993.

Гаккель А.М., Замчалов А.Н., Пензин К.В. Исторрия Военно-Морского Искусства. Л: ВМА, 1980.

Державин П.И. Бой за высадку десанта в Новороссийской десантной операции. Л.:

Воениздат, 1948.

Замчалов А.Н. История Военно-Морского Искусства (советское Военно-Морское Искусство в ВОВ). Л.: ВМА,1987.

Новороссийская десантная операция./ Главный морской штаб ВМФ СССР «Сборник материалов по опыту БД ВМФ СССР» №12. М.: Воениздат, 1944.

Салагин Я.Т. Опыт десантных операций в ВОВ 1941-1945 гг./ Альбом схем. М.: Воениздат, 1947.

Шломин В. Материальное обеспечение морских десантов в годы ВОВ./ Военно-исторический журнал №9, 1979.

Яковлев В.Д. Новороссийская десантная операция./ Морской сборник № 12, 1943.