Рябушкин, Андрей Петрович. «Красная палата». 1899.
Внутреннее убранство хором.
Хоромы — в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами.
Прототипом хором ещё в X веке была клеть, которая, смотря по назначению, получала различные наименования. Если клеть ставилась на подклети (нижнем ярусе клети), то называлась горницей. Подклети или мшанники представляли собой кладовые, людские и т. п. Иногда несколько клетей связывались сенями и назывались двойнями, тройнями и т. д. В более богатых хоромах горница соединялась сенями с повалушею, которая всегда ставилась особняком от жилых хором и соединялась с ними сенями — крытым переходом. Служила повалуша для приёмов гостей. Кроме горницы и повалуши, в состав старинных хором входили еще светлицы и сенники (холодные покои, где между прочим устраивалась брачная постель).
Основное жилье (клеть) распространялось еще, смотря по надобности, прирубами, пристелами, придельцами, присеньями, задцами и т. п.
В состав хором входили также и дворовые постройки: погреба с погребищами, бани с предбаньями, хлевы, амбары и проч. В Северной Руси, как более богатой лесом, очень рано замечаются хоромы в два яруса. Лицевая сторона многих древних хором состояла из трех самостоятельных частей: посередине находились сени, с одной стороны которых были покоевые горницы, а с другой — горницы приемные.
Над сенями даже в бедных хоромах (приблизительно с конца XIII века) строилась вышка, а у богатых — непременно чердак, иначе называемый теремом (с светлыми окнами на все четыре стороны).
Богатые хоромы ставились большей частью посреди двора; переднее крыльцо выдвигалось на середину же переднего двора, занимая место между входом в хоромы и воротами двора.
При постройке хором не соблюдалось никакого плана, никакой симметрии; по-видимому, в своеобразности частей, в их разновидности и самостоятельности и заключалась, по понятиям старинных русских зодчих, красота хором. Для внешнего украшения хором с особой заботливостью возводили кровли, двускатные в простых клетях и избах, но у богатых обыкновенно в четыре ската, соединявшихся в вершине в острую верхушку пирамиды; последняя, смотря по своему облику, называлась колпаком, палаткою, скирдом и епанчею. Особенно высокие кровли ставились на теремах (назывались шатром и бочкой), на сенях и на крыльцах. Покрывались кровли обыкновенно тесом (по старинному лемехом) и полицею. Предметом украшения хором служили также окна «с резьбой».
Внутри хором стены обшивались большей частью тёсом, тщательно выстроганным; в брусяных хоромах выскабливались стенные и потолочные брусья. Это был «наряд» простой, плотничий; в позднейшее время и у более богатых существовал еще «наряд шатерный», состоявший из уборки комнат сукнами и другими тканями, а с конца XVIII века — и «шпалерами» — заграничными ткаными обоями. В этот же «наряд» входили также столярная резьба (подволоков — потолков, наличников) и стенное и подволочное письмо. Так же точно строились и украшались и великокняжеские царские дворы и дворцы, не только деревянные, но и каменные (с XVII века), и отличавшиеся от остальных хором лишь большей обширностью и приспособленностью.
Литература
И. Е. Забелин, «Черты самобытности в русском зодчестве» («Древняя и Новая Россия», 1878, т. I);
И. Е. Забелин, «Домашний быт русских царей»;
Н. И. Костомаров, "Домашний быт великорусского народа.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: ru./wiki/Хоромы
Другие работы по теме:
Историзмы в романе Толстого Петр Первый
Историзмы в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Лексикой называют словарный состав языка, причём, когда говорят о словарном составе языка, имеют в виду слова в их индивидуальных (лексических – в противоположность грамматическим) значениях. Каждое слово является обозначением кокой-то реалии, - вот эта способность слов обозначать те или иные предметы, признаки, явления действительности и характеризует слова как единицы лексики.
Никола Можайский
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами.
Улица Покровка
У Покровских ворот, на углу бульвара, в доме № 14 помещается, как кажется, на первоначальном месте, одна из старейших русских вольных аптек, открытая в 1703 году «иноземцем цесарской земли» Гаврилой Саульсом.
Усадьба Павловская Слобода
История этого Подмосковного местечка насчитывает много веков. В межевой грамоте (1504 г.) Ивана III, краеведы впервые находят упоминание этого селения, и имя одного из его первых владельцев - Якова Морозова.
Уборы
От бывшей усадьбы в Уборах (в прошлом у соснового бора, отсюда и название), что между селом Успенским и Петрово – Дальним, сохранилась Спасская церковь, и остатки парка с прудами.
Усадьба Архангельское
Эта усадьба - уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.
Улица Мясницкая
Направо от ворот, по правой стороне улицы, на углу Холщова переулка, дом Высших художественно-технических мастерских (№ 21) [132], выстроенный Баженовым (как предполагают) для масона И. И. Юшкова.
Царицыны палаты
История недров Московского Кремля. Терем опальной вдовы. Ансамбль царицыных палат.
А до государева указу городьбы ставити не велеть
1626 год. Пожар в Москве уничтожил большую часть города. Пожелтевшие от времени столбцы Разрядного приказа живым языком рисуют яркую картину государева дела по перепланировке Москвы, к которому частные лица не допускались.
Предание об основании Москвы
"Кто знал, что Москве царством быти, кто ведал, что Москве государством слыти?" - как бы оправдываясь перед читателем за неполноту и неясность своего повествования, задумчиво вопрошает не ведомый нам по имени сочинитель "Повести о зачале Москве".
Ранняя лирика
Автор: Вознесенский А.А. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. М. Цветаева Марина Ивановна Цветаева — самобытная и яркая звезда русской поэзии. Она, как смерч, врывается в поэзию начала XX века. Молодая и необузданная сила кипит, выливается в яркие неповторимые ритмы, звуки, порывы.
Исповедальная лирика Марины Цветаевой
Замечательный русский поэт Марина Цветаева однажды сказала: "Я не верю стихам, которые — льются. Рвутся — да!" И доказывала это на протяжении всей жизни собственными — рвущимися из сердца — строками.
Поэзия Серебряного века на примере лирики М. Цветаевой
Автор: Разное Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. М. Цветаева Марина Ивановна Цветаева — замечательный русский поэт, сохранившая на всем протяжении своего творчества самобытность и оригинальность. Ее стихи невозможно спутать с другими.
Иван Алексеевич Бунин
Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина. Тематика и проблематика, художественное своеобразие его произведений. Разбор произведений ("Господин из Сан-Франциско", "Деревня" и др). Бунин - переводчик.
Этапы жизни и творчества И. А. Бунина
“Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.
Церковь Троицы "в Никитниках"
Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах".
Русские в допетровскую эпоху
XVII столетие - рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории, если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошли русские.
Палаты Романовых
План Введение 1 Музей под открытым небом 2 История 3 После революции 5 Источники информации Палаты Романовых Введение Фамильный герб Романовых Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье — так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю.
Русское национальное жилище
План Введение 1 Клеть 2 Изба 3 Хоромы 3.1 Покоевые хоромы 3.2 Непокоевые хоромы 3.3 Хозяйственные постройки 4 Подклет 5 Горница 6 Светлица 7 Сени 8 Терем 9 Кровля
Изба
План Введение 1 История 2 Белая изба 3 Полы 4 Окна 5 Кровля 6 Фундамент 7 Внутренняя отделка 8 Типы изб 9 Красный угол 10 Изба в национальной культуре Введение
Как жили в Древней Руси
Жилище в России в X–XVII вв. Царский дворец в XVII В. в московском Кремле. Застолье и пища в России в X–XVII вв. Одежда в России в X–XVII вв.
Быт русских царей 16-17вв
Московский педагогический государственный университет РЕФЕРАТ по социальной истории на тему: «Быт русских царей XVI-XVII вв.» Выполнила: Варламова А. Ю.
Русская культура в ХVII в.
В ХVII в. был подготовлен переворот в области культуры, который состоялся в начале ХVIII в. в результате реформаторской деятельности Петра I.
Беклемишев, Никифор Пахомович
Ники́фор Пахо́мович Беклеми́шев (род. 16?? — ум. 17??) — воевода (комендант) Саратова в 1707-1713 годах, брат воеводы Василия Беклемишева.
Гонконг
Гонконг демонстрирует преимущества европейского капитализма перед азиатским, да и всяким другим коммунизмом. К счастью, англичане вернули этот процветающий город Китайской Народной Республике, когда та уже встала на путь экономических реформ.
"Королевские" кошки
Белоснежных кошек породы турецкая ангора часто называют королевскими - за аристократизм и независимость. И не случайно. Среди самых известных владельцев этих ч кошек были кардинал Ришелье, Мария Антуанетта и Екатерина II.
Дуб
У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности и постоянства, символом силы и славы. Особо отличившихся людей награждали венком из дубовых веток. Народ относился к дубу с почтением и любовью.
Волчий Хвост
Воевода Волчий Хвост прославился победой над радимичами, одержанной в 984 году на реке Пищане (приток реки Сож, в нынешней Белоруссии). Он командовал авангардом войска Владимира.
Василий Блаженный
Дошедшие до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что будущий святой родился около 1464 года в сельце Елохове под Москвой.