Йенские романтики

Рефераты по истории » Йенские романтики Скачать

Введение
1 Теоретические идеи йенских романтиков
2 Романтическая ирония

Введение

Йенские романтики (Йенская школа) — это группа деятелей романтического движения собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели Людвиг Тик Новалис. Они начинают выпускать журнал «Атеней» где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность йенской школы знаменовала собой первый этап в развитии немецкого романтизма.

1. Теоретические идеи йенских романтиков

Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства современную фазу которого они видят в романтизме. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия» — пишет Фр. Шлегель. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства. Принцип свободы провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.

2. Романтическая ирония

Одним из важных положений эстетики Фр. Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьезности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз». "Она вызывает в нас чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания" — писал Фр. Шлегель. Вырастая из критического отношения к действительности романтическая ирония на практике часто приводила к крайнему субъективизму но утверждаемый ею принцип относительности существующих ценностей и понятий нёс в себе рациональное начало.

В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом а центром этого мироздания личность художника силой своего воображения создающего мир.

Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году йенская группа распадается.

Литература

История всемирной литературы: В 9 т. М. 1989

Источник: ru./wiki/Йенские_романтики