Бава́рская пра́вда (лат. lex Baiuvariorum) — запись обычного права (имущественного, договорного, семейного, уголовного и т. п.), сложившегося в VII—VIII веках у германского племени баваров, одна из так называемых Варварских правд.
В области имущественного права Баварская правда не допускает попыток оспорить дарение церкви наследниками дарителя (2, 2). Попытки вернуть имущество влекли за собой «суд Бога и отлучение от святой церкви», с одной стороны, с другой — штраф и возвращение имущества церкви (1, 2). Подаренная же земля могла быть возвращена только на условиях пожизненного владения с возмещением всего того, что «торжественно обещано» дарителем.
Частным землевладением начинают охватываться не только поля, но и луга, леса. В Баварской правде появилось понятие silva alterus, поделённый, то есть выделенный конкретной семье лес. О переходе в феодальную частную собственность лесов свидетельствует и запрещение порубки деревьев в чужом лесу, которая каралась штрафом (12, II). В отличие от Салической правды луговой участок, как и поле, отныне также свободно отчуждался, при этом лишь требовалось подтвердить законность продажи при помощи «документа или свидетелей» (16, 2).
Целый титул правды (12) посвящён наказаниям за нарушение границ чужого землевладения. Простое нарушение границ, без различия поля или луга, влекло за собой наказание свободного штрафом в 6 сол., раба 50 ударами плетью. Даже «случайное», без умысла установление новых границ на участке «без согласия другой стороны и смотрителя» каралось штрафом, если проступок совершал свободный, и 200 ударами плетью, если его совершал раб (12,6 — 7).
Некоторое развитие по сравнению с Салической правдой получило договорное право. «Договор или соглашение, — говорится в Баварской правде, — мы не разрешаем никоим образом изменять, если они заключены письменно или при посредстве трёх и более поименованных свидетелей, поскольку в них ясно обозначены день и год» (ст. 16,16).
«Если продажа будет совершена при помощи насилия или из боязни смерти или заключения (в тюрьму), то она недействительна» (ст. 16,2).
Здесь же говорится о залоге по решению суда, о договоре хранения, ссуде. Если вещь была сдана на хранение «без выгоды и погибла вследствие несчастного случая», то хранитель не нёс ответственности. Убытки же от кражи вещи, сданной на хранение, делились поровну (15,5). Договор продажи не мог быть расторгнут вследствие низкой цены, это было возможно только в случае обнаружения скрытого порока вещи (16,9). Задаток давался для обеспечения договора купли-продажи и терялся в случае его нарушения.
По вопросам семьи и брака Баварская правда более терпимо относилась к бракам, заключённым между свободной женщиной и рабом. Если женщина «не знала», что она вышла замуж за раба, она просто уходила от него (22, 17). Запрещались браки с рядом родственников и свойственников.
По вопросам наказаний в Баварской правдах выделяется целая группа преступлений, в том числе и убийство, главным квалифицирующим признаком которых является место их совершения в церкви или во дворе церкви. Они относились к вышеназванной категории «оскорбления церкви» и влекли за собой большой штраф (композицию) не в пользу потерпевшего и его родственников, которые отодвигались на второй план, а в пользу самой церкви. Предусматривалось и такое наказание, как «продолжительная композиция», которая уплачивалась сначала в 12 сол., затем по 1 сол. «до седьмого рода преступника ежегодно» за нанесение удара беременной женщине, приведшего к выкидышу плода. Мотивировалась «продолжительная композиция» тем, что душа неродившегося ребёнка «терпит длительное наказание, так как она была передана в ад при помощи выкидыша, без таинства возрождения» (8, 21). В качестве субъекта преступного посягательства начинает выступать не только король, герцог, их посланцы и пр., но и народ, государство. Каралось, например, смертной казнью и конфискацией имущества приглашение чужого народа для грабежа или содействие «захвату государства врагом» (Баварская правда 2,1). Здесь же говорилось о таких преступлениях, как заговор против герцога, мятеж в войске (2, 3), призыв «врагов в провинцию» и др.
Наказание за убийство епископа носило устрашающий символический характер: взять с убийцы столько золота, «сколь весила бы туника свинцовая, сделанная по фигуре убитого епископа». В случае невозможности выполнения этого предписания наказание могло быть заменено конфискацией в пользу церкви" земли, рабов, дома преступника, а также обращением в рабство его самого, его жены и детей" (1,10).
За любую кражу в общей форме устанавливался штраф, равный девятикратной стоимости вещи (9,1), при этом учитывалось и где похищена вещь. Если «внутри двора, на мельнице, в церкви (вероятно, не церковной утвари) или в мастерской», то штраф равнялся трёхкратной стоимости похищенной вещи. Уменьшение штрафа объяснялось тем, что эти «четыре дома… являются общественными помещениями и всегда открыты» (9.2).
Источник: ru./wiki/Баварская_правда
Другие работы по теме:
Психологический эксперимент над людьми
Психологический эксперимент над людьми. Тема: Манипуляция над людьми. Цель эксперимента: Доказать, что многие люди видят то, что хотят увидеть и это правда. Но есть и ещё одна правда. Какую реальность нам дают, такую мы и воспоминаем.
Iii суд и смерть 5 IV. Заключение 5
По этому договору Карл VI выдал свою дочь за английского короля, и именно английский король Генрих V провозглашался наследником и регентом короля Франции. И ещё Изабелла Баварская за солидное вознаграждение заявила, что её сын, дофин Карл, рождён не от короля и поэтому не имеет прав на престол
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Счастье и радость жизни 8230 в правде 8230 Чехов
Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны, это правда вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку — истина или мир иллюзий?
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Честность
Сочинение-размышление Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать работу, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Поэтому они стараются убеждать нас, что надо быть честными: «Честность - лучшая добродетель».
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне
Автор: Горький М. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.
Правда Бог свободного человека спор о правде в пьесе Горького На дне
Что такое — правда? М. Горький …Я боюсь, что однажды опять повторится печальная история: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!». И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…».
Крила
Автор: Костенко Ліна. А й правда, крилатим ґрунту не треба. Землі немає, то буде небо. Немає поля, то буде воля. Немає пари, то будуть хмари. В цьому, напевно, правда пташина...
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне». Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.
Правда Евгения и правда Петра по поэме Пушкина Медный всадник
Последняя поэма Пушкина, одно из его самых совершенных поэтических произведений, - итог размышлений поэта о личности Петра 1, о русской истории и государстве и месте в нем человека. Вот почему в этом произведении так органично сочетается повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения – Евгения, и историко-философские размышления о личности и деятельности Петра, его значении для России.
Три правды в пьесе На Дне
Три правды в пьесе "На Дне" Автор: Горький М. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Альбрехт Дюрер
Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения.
Максимилиан III курфюрст Баварии
Максимилиан III Иосиф (нем. Maximilian III. Joseph (28 марта 1727, Мюнхен — 30 декабря 1777, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Максимилиан был старшим сыном императора Карла VII и Марии Амалии Австрийской, дочери германского императора Иосифа I и Вильгельмины Брауншвейг-Люнебургской.
Бой при Ханау
Введение 1 Предыстория 2 Ход боя 3 Итог сражения 4 Источники и ссылки Бой при Ханау Введение Бой при Ханау (или Ганау, нем. Hanau, 30—31 октября 1813 года) — одно из сражений Наполеоновских войн, в котором австро-баварский корпус пытался преградить на подходе к Рейну путь отступления французской армии, разбитой в Битве народов 19 октября 1813 под Лейпцигом.
Варварские правды
Edictum Theodorici regis. 460 Варварские правды (лат. leges barbarorum) — записи обычного права германских народов, составленные в V—IX вв. Они играли роль судебников, то есть перечней штрафов и других наказаний за те или иные преступления. Латинское название этих памятников Lex («закон») с добавлением названия племени или народа (например, Lex Saxonum).
Договор в Труа
Введение 1 История 2 Условия 2.1 Договор 3 Последствия Список литературы Введение Договор в Труа был заключён между французами и англичанами в период Столетней войны 21 мая 1420 года во французском городе Труа. Он был следствием битвы при Азенкуре, где победили англичане, и гласил, что Генрих V, король Англии, объявляется наследником Карла VI Безумного, короля Франции, в обход законного наследника дофина (будущего Карла VII), что фактически означало присоединение Франции к Англии.
Гизела Баварская
(Gisela, также Gisele, Gizella), также Гизелла Венгерская (ок. 985 — ок. 1033 или в 1065) — блаженная, почитаемая в Римско-католической церкви (дни памяти — 1 февраля и 7 марта).
Толлер, Эрнст
Введение 1 Детство 2 Первая мировая 3 Баварская Советская Республика 4 Тюрьма и расцвет творчества 5 Антифашизм 6 Америка, война в Испании 7 Основные работы
Саксонская династия
План Введение 1 История династии 2 Известные представители 2.1 Короли Восточно-Франкского королевства (Германии) и императоры Священной Римской империи
Список королев Франции
План Введение 1 Династия Каролингов 2 Династия Капетингов 3 Дом Валуа (Главная линия) из династии Капетингов 4 Дом Валуа (Орлеанская ветвь) из династии Капетингов
Восточная марка
Восточная марка (нем. Ostmark; лат. Marchia orientalis) — раннефеодальное государство в IX—XII веках в юго-восточной Германии, предшественник герцогства Австрия. Начиная с конца X века использование для этого государства названий Восточная марка и
Юлих-Берг
Герцогство Юлих-Берг или просто Юлих (нем. Jьlich[1], нидерл. Hertogdom Gulik, фр. Duchй de Juliers) — историческое государство со столицей в Юлихе, занимавшее оба берега реки Рур в долине Рейна и входившее в состав Священной Римской империи. Помимо Юлиха, в состав герцогства включались Дюрен, Альденхофен и Цюльпих.
Мюнхенский центр оцифровки
План Введение 1 Формат выкладываемых произведений (документов) 2 Интерактивность при просмотре книг 3 Основные разделы цифровой коллекции MDZ 4 Новости MDZ
Жанна д'Арк
Р Е Ф Е Р А Т по истории на тему Жанна д’Арк Выполнила: ученица 6 «а» класса Башкова Анастасия Кемерово 2001 Жанна д’Арк Sainte Jeanne d’Arc.
Олжас Омарович Сулейменов
Сулейменов Олжас Омарович (18.05.1936) Казах, поэт, общий деятель, Член КПСС с 1969 года. Окончил геологический факультет КазГУ (1959г.) и Литературный институт имени А. М. Горького (1961г.). В 1962 – 71 литературный сотрудник газеты «Казахская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики «Проетор», 1971-81 секретарь правления СП Казахстана, 1981-83 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.
Мария Анна Баварская 1660-1690
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Мария Анна Кристина Виктория Баварская (нем. Maria Anna Christine Victoria von Wittelsbach, Herzogin zu Bayern und Pfalzgrдfin bei Rhein; 28 ноября 1660, Мюнхен — 20 апреля 1690, Версаль) — супруга Людовика Великого Дофина, сына и наследника короля Франции Людовика XIV.
Шамдивер, Одетта де
Введение 1 Происхождение 2 При дворе 3 После смерти короля 4 В культуре Введение Одетта (или Одинетта) де Шамдивер, (фр. Odette de Champdivers; 1391—1425?), прозванная «маленькой королевой» — фаворитка короля Франции Карла VI Безумного.