— крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов, создавшие утопическую общину в Бахрейне, в 899 перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию. В 887 г. Ахмед, сын ибн-Меймуна Каддаха (см. Исмаилиты), послал в Иран даыя Хосейна эль-Эхвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хемдана по прозвищу «Кар мат», то есть «уродливый». По происхождению Хемдан принадлежал к презираемому племени севадских набатейцев, состоявшему из крестьян и рабов. Вернувшись к своим землякам, он ловко и деятельно стал проводить среди них учение о грядущем избавителе, установил коммунизм (касавшийся и жён), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников мусульман. Карматы очень скоро разрослись в целое хищническое государство. Сам Хемдан К. верил, что он действует в пользу алидов, а не каддахов; убедившись в противном, он отрекся от доктрины и исчез куда-то бесследно. Но дело, начатое им, не остановилось. К секте присоединялись во множестве пролетарии и вообще люди, недовольные социальными порядками. В 890 г. карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре; оттуда в 899—901 гг. они благодаря даыю Абу-Саиду распространились в Бахрейне, где население также состояло из пролетариев и людей презираемых. Халифы чувствовали себя бессильными перед карматами, в течение 3/4 века являющимися бичом Аравии, Сирии, Ирака и Персии; они грабят, уводят жителей в неволю, налагают окупы и внушают панический страх.
В 930 сын Абу-Саида, Абу-Твгир, давно уже не дававший проезда пилигримам в Мекку и действовавший по приказаниям фатимида Убейдаллаха, решил окончательно уничтожить хадж; внезапно напав на Мекку, он произвёл страшную резню и похитил «Чёрный камень» (см. Кааба). Только в 951 г. святыня за огромный выкуп возвращена была мусульманам. В 969 г. карматы порвали связь с Фатимидской династией, и с того времени их неслыханное могущество стало падать; вместо них выдвигаются ассасины. Карматы бахрейнские стояли к исламу ближе, чем севадские: принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище «батынии», то есть аллегористы).
Литература предмета указана в статье Исмаилиты; сверх того, важное значение имеют статьи М. Дефремери о батыниях, разбросанные в «Journal Asiatique» (40-е и 50-е года).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: ru./wiki/Карматы
Другие работы по теме:
Экзамен по философии за 11 класс
Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы. Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.
Основы философии
Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. Основные идеи истории мировой философии. Бытие как центральная категория в философии. Человек как главная философская проблема. Проблемы сознания, учение о познании. Духовная и социальная жизнь человека.
Религия как форма мировоззрения
Религия Наряду с мифом и философией религия — одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым.
Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева.
В 1938 -1939 годах автор (Лев Николаевич Гумилев - русский историк, географ и этнолог, сын знаменитейших поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой), будучи репрессированным и имея в тюрьме незанятое время, стал продумывать исторические процессы разных государств и больших культурных целостностей.
Религия как социальный институт
Причины возникновения религии как общественного явления, ее главные функции, структура и элементы. Современные мировые религии, их разновидности и направления, степень распространения. Современная религиозная ситуация в России, тенденции и перспективы.
Мировые религии
Изучение возникновения и распространения Ислама, его утверждения в качестве государственной религии. Анализ основных религий Востока: конфуцианства, даосизма, джайнизма, синтоизма, буддизма. Описания синкретических сект и культов, корейского шаманизма.
Секты в Шиизме. Исмаилизм и его ответвления
Формирование сектантства в шиизме по принципу признания махди-имама. Отношение к суннизму зейдитов. Культовые особенности и философско-теологическая догматика исмаилитской секты. Радикализм карматского движения. Методы борьбы деятелей секты ассасинов.
Ислам
Становление ислама и его основные заповеди. Мухаммед – основатель ислама. Священные тексты ислама: Коран — священная книга всех мусульман и Сунна — мусульманское священное предание. Сборник хадисов-рассказов "Аль-Джами ас-Сахих" о пророке Мухаммеде.
Ислам
Возникновение Ислама. История распространения и развития ислама. Мусульманское право - шариат. Основные направления в Исламе. Коран как основная книга масульман. Ислам и современный цивилизованный мир. Ислам и культура. Жизнь и традиции мусульман.
Демографическая ситуация в республике Дагестан
Государственный Университет Управления Кафедра государственного и муниципального управления РЕФЕРАТ по основам демографии и расселения на тему: «Демографическая ситуация в республике Дагестан»
Е. А. Тоpчинов
Мистерия смерти и воскресеhия: страдающие боги древhего востока и аhтичhого мира
Египет в составе Арабского халифата
Введение 1 Хронология и основные события 2 Тулуниды 3 Ихшиды 4 Общая характеристика исторической динамики средневекового Египта 5 Источники Список литературы
Исторические предпосылки возникновения Халифата
Исторические предпосылки возникновения Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — (умма). В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.
Ихшиды
Ихшидиды (Икшиды, Акшиды) — одна из династий, царствовавших в Египте и Сирии в период распадения халифата. Родоначальник ее — ферганский тюрок Джефф (ум. 861), служивший в наемном войске халифа Му`тасима.
Государство и подданные в Арабском халифате
Образование Арабского государства (халифата) и история его развития. Арабская культура к началу VII века, религия, социально-экономический кризис. Возникновение ислама, основы его идеологии. Развитие феодальных отношений в Халифате, народные движения.
Легенды драгоценных камней
С древнейших времен благородные камни служили украшениями, многоцветие и блеск которых вызывали у людей восхищение. В каждую эпоху отдавалось предпочтение определенным драгоценным камням.