ИБН СИНА
(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру; осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. вылечил тяжело заболевшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Первый труд И.С. ‘Сводная книга’ был опубликован им в возрасте 21 год. Жил в Иране. После падения государства Сасанидов переехал в Ургенч — столицу Хорезма, где работал и учился при дворе хорезмшаха. В 1012 переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визирем у здешних правителей. Много путешествовал. Умер и похоронен в Хамадане. И.С., обладая энциклопедическими знаниями и мышлением, был систематизатором и пропагандистом научного знания своего времени. Количество работ И.С. различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще ПО в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. оставил после себя более 450 трудов на арабском языке и 23 — на таджикском в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии — всего около 40, 30 — было посвящено естествознанию, более 60 трудов — по логике и психологии, около 10 — по астрономии и алхимии). Наиболее значимыми и заметными работами И.С. явились ‘Книга исцеления’, ‘Книга спасения’, ‘Книга знания’, учебник в стихах ‘Поэма о медицине’ и его основной труд ‘Канон врачебной науки’, переведенный на латынь и ставший широко известным в Европе с 12 в. Последний явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Развивая метафизику, И.С. в качестве первоисточников использовал труды Платона, Архимеда, Аристотеля, Галена. Значительное влияние на его творчество оказали также тексты индийской философии и литературы, а также древнеиранские домусульманские тексты философии, теологии и литературы, опирающиеся на зороастрийскую традицию. В работах И.С. постоянно присутствуют две темы: философия (‘теоретическая и практическая’) и медицина. И.С. создал собственную классификацию наук, имеющую в специальной литературе несколько различных трактовок. В одном варианте у И.С. логика предваряет все науки, а уже все иные делятся на теоретические, задача которых состоит в постижении истины, и практические, цель которых — достижение блага. По другой трактовке, И.С. просто разделил все науки на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. относил науку об управлении городами, о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей, имущества (которую он называл наукой об управлении хозяйством), ко вторым — науку о самом человеке. Существует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. относил ‘высшую’ науку — учение об абсолютном бытии, ‘среднюю’ науку, к которой он относил математику, астрономию, музыку и ‘физику’, в которую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из теоретических наук И.С. подразделял на ‘чистые’, или ‘первичные’, к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он относил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. выдвигал положение о независимом друг от друга существовании науки и религии, религии и философии, о независимости философии, основанной на достижениях человеческого разума. Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в силу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. абстрактен и безличен, мир материален и вечен, — как и сам Бог. В краткой философской энциклопедии ‘Книга знаний’ И.С. писал: ‘Бытие не имеет границ’, оно ‘изначально разделяется на субстанцию и акциденцию’. Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, ‘телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи’. Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить ‘толчком’. И.С. писал: ‘... движение — это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не только одним толчком’. Согласно И.С., природные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вмешательством. ‘Разумную душу’ считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной — причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. состоит из четырех разделов: учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал ‘логическое учение как орудие достижение истины, как средство предотвращения заблуждения, искажения, ошибки’. По И.С., ‘это инструмент, который сравнивает истину и ложь’. ‘... Логические категории и принципы должны соответствовать вещам’. И.С. сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления. Разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи: время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходимо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущностью и существованием. Занимался вопросами соотношения чувственного и рационального. Согласно И.С., ‘познание состоит в отображении определенным способом образа познания познающим субъектом’; ‘смысл выражения я почувствовал нечто внешнее состоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувстве’; ‘я почувствовал в душе означает, что сам образ вещи отобразился в моей душе’. Познание рассматривал как ‘отражение’. И.С. большое внимание в своих работах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профессиональных знаний согласно внутренним индивидуальным склонностям, отдавая предпочтение коллективным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу управления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспитания видел в достижении главных добродетелей: воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего счастья — душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания. Как писал И.С., ‘мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали.
Другие работы по теме:
Сущность и предмет индийской философии
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Инфекции и беременность
Возможность передачи инфекционного заболевания плоду во время беременности известна с глубокой древности, и сведения об этом можно обнаружить в известных трудах Аристотеля, Гиппократа, Ибн-Сины.
Век нынешний и Век минувший
"Век нынешний" и "Век минувший" Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она создавалась во время смены одного мировоззрения другим. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Основной проблемой произведения является противостояние двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего", выступающего за решительные перемены.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Гаргантюа и Пантагрюэль
Роман “” является интересным образчиком так называемой “народной культуры”. В этом романе много нового и необычного для восприятия. Множество людей считают “Гаргантюа и Пантагрюэль” несколько пошлым, но они ошибаются. Все дело в том, что взгляды на мораль Рабле могут не совпадать с другими и в этом нет никакого несовершенства.
Верования, знания и мифы
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Философские взгляды Сократа 3
Философские взгляды Сократа Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
Эдельман, Мюррей
Введение 1 Биография 2 Научные интересы 3 Труды 4 Звания и награды Введение Мюррей Эдельман (англ. Murray Jacob Edelman, 1919, Пенсильвания — 26 января 2001, Мэдисон) — американский политолог.
Мечников, Лев Ильич
Содержание 1 Происхождение 2 Биография 2.1 Детство и юность 2.2 В эмиграции 3 Взгляды 4 Основные научные труды Список литературы Лев Ильи́ч Ме́чников
Рэдуэй, Дженис
Введение 1 Биография 2 Научные интересы 3 Избранные труды 4 Издания на русском языке Введение Дженис Рэдуэй (англ. Janice A. Radway, 29 января 1949, Инглвуд) – американский историк книги, социолог литературы, исследователь американской культуры.
Теория стакана воды
Введение 1 Концепция новой женщины 2 Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины 3 Популярность теории в 20-е годы 4 Образ советской женщины
Воронский, Александр Константинович
Введение 1 Биография 2 Взгляды на искусство 3 Сочинения Введение Алекса́ндр Константи́нович Воро́нский (8 сентября 1884, с. Хорошавка Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 13 августа 1937) — революционер, большевик, литературный критик и теоретик искусства.
Канторович, Эрнст
Введение 1 Биография 2 Научные интересы и главная книга 3 Публикации Введение Эрнст Канторович (нем. Ernst Hartwig Kantorowicz, 3 мая 1895, Познань — 9 сентября 1963, Принстон) — немецкий и американский историк-медиевист, представитель интеллектуальной истории.
Данкан, Хью Дейел
Введение 1 Биография 2 Научные интересы и ориентиры 3 Труды Введение Хью Дейел Данкан (англ. Hugh Dalziel Duncan, 1909-1970) – американский социолог, теоретик массовых коммуникаций, исследователь символической природы литературы и искусства.
Вроньский, Юзеф
Введение 1 Биография 2 Философские воззрения 3 Научные достижения 4 Сочинения Введение Ю́зеф Вро́ньский (фр. Wroński, настоящая фамилия — Хёне, польск. Hoene; известен также как Гёне — Вронский) (24 августа 1776, Вольштын, Польша — 9 августа 1853, Париж, Франция), польский математик и философ-мистик.
Мид, Маргарет
План Введение 1 Биография 2 Научные интересы 3 Издания на русском языке Введение Ма́ргарет Мид (англ. Margaret Mead; 16 декабря 1901, Филадельфия — 15 ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог.
Тютчева, Анна Фёдоровна
План Введение 1 Биография 3 Галерея Список литературы Введение А́нна Фёдоровна Тю́тчева (21[2] апреля 1829, Мюнхен — 11 августа 1889) — дочь поэта Ф. И. Тютчева, фрейлина Высочайшего двора, жена И. С. Аксакова, мемуаристка; разделяла взгляды славянофилов.
Бьюкенен, Патрик Джозеф
План Введение 1 Биография 2 Политические взгляды 3 Политические и этические взгляды Введение Патрик Джозеф «Пат» Бьюкенен (англ. Joseph Patrick "Pat" Buchanan) (2 ноября 1938, Вашингтон) — американский политик и публицист, в 1969—2000 гг. — идеолог крайне правой фракции Республиканской партии.
Библиотека РусАрх
Библиотека «РусАрх» — крупнейшая в Рунете некоммерческая специализированная электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
Всесоюзные конференции АН СССР по ядерной физике
Всесоюзные конференции АН СССР по ядерной физике — научные мероприятия союзного уровня, посвящённые вопросам атомной физики, целью их проведения была координация работ между научными центрами. В работе также принимали участие исследователи, из других смежных дисциплинах, таких как геохимия, физическая химия, неорганическая химия и др.
Гардуэн, Жан
План Введение 1 Биография 1.1 Сочинения 1.2 Критические взгляды Введение Жан Гардуэ́н (фр. Jean Hardouin ), (1646 — 3 сентября 1729) — учёный иезуит,французский филолог, богослов и историк, работавший учителем и библиотекарем в Париже.
Юсуф Баласагуни
Образование получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой, поэзией и политикой, игрой в шахматы.
Наука при Саманидах в IX - X вв
Передовые философские мысли Ибн Сина и его взгляды по естественнонаучным вопросам. Развитие истории, географии, математики и астрономии.
Экономические взгляды Сенеки
Экономическая мысль в Древнем Риме отразила очередную ступень эволюции, новые формы организации рабовладельческих хозяйств. Она характеризовалась более жесткой эксплуатацией рабов. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов крупный рабовладельческих хозяйств.
Корш, Карл
Карл Корш (нем. Karl Korsch, 15 октября 1886, Тоштедт, Королевство Пруссия — 21 октября 1961, Бельмонт, Массачусетс, США) — немецкий философ-марксист и политический деятель. В 1920-е годы — теоретик Коммунистической партии Германии, занимал в ней оппозиционную официальной линии позицию.
Авиценна
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али Ибн Сина — таково полное имя одного из величайших ученых средневековья — Ибн Сины (Авиценны).
Авиценна
ИБН СИНА (латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.
Абу Али Ибн Сина
Ибн Сина, Абу Али (лат. Авиценна) (980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ.