В 20-х и 30-х годах XX века в Европе возникло политическое движение нового типа. Какое-то время казалось, что фашизм, с его всемогущими вождями и воинствующим национализмом, непобедим.
На первый взгляд, итогом I мировой воины (1914-18) стал триумф демократии. Империи старой Европы рухнули на смену им пришли парламентские республики. Но тяжелые последствия войны, а затем и всеобщий кризис, в 1929 году на не сколько лет парализовавший мировую экономику вывели на арену совершенно иные силы. Одной из них был коммунизм, первой победой которого стала Октябрьская революция 1917 года в России, а конечной целью - установление всемирной "диктатуры пролетариата" (рабочего класса); другой был фашизм.
При всем своем яростном антикоммунизме фашизм был направлен и против демократии. Консервативная и состоятельная часть населения нередко видела в нем защиту от коммунизма, однако новая идеология была гораздо больше, чем еще одним консервативным политическим течением. Все фашистские государства являлись диктатурами, управляемыми одной не терпящей никакой оппозиции партией, во главе которой стоял один, всемогущий и неустанно прославляемый лидер.
Сила фашизма
Фашисты брали власть и удерживали ее, мобилизуя поддержку масс путем умелого использования всех современных средств организации и пропаганды. Людям внушали что государство (нация) - превыше всего, что главные ценности - это послушание и самопожертвование, а война - высшее испытание величия народа. Характерно, что в насквозь военизированном фашистском государстве форму носили все - не только военные и полиция, но и рядовые члены партии и подчиненных ей молодежных организации
Чернорубашечники
Слово "фашизм" используется как общий термин для схожих политических движений, имевших в разных странах разные названия. Само слово было придумано итальянским экссоциалистом Бенито Муссолини, который в 1919 году организовал из бывших фронтовиков полувоенные дружины, позднее назвавшие себя фашистской партией (от "fascio" - связка, объединение).
В своем продвижении к власти фашизм использовал неудовлетворенность итальянцев исходом войны: хотя Италия воевала на стороне победителей, она получила немногое из того, на что рассчитывала. Напуганному послевоенным хаосом обывателю фашисты в их черной форме, беспрепятственно марширующие по центральным улицам, казались силой, способной вернуть порядок; в действительности провоцируемые ими уличные бои и незаконные захваты левых муниципалитетов еще больше подрывали власть государства - тактика, которую затем применили и другие фашистские партии
Игра на страхе
Это было важным моментом политики фашистов, которым никогда не удавалось получить большинство на свободных выборах; однако они весьма преуспели в пропаганде своей несокрушимости и игре на страхе перед коммунизмом. Муссолини первым показал, как это делается во время своего знаменитого "похода на Рим" в мае 1921 года - массовой демонстрации силы, а по сути блефа тем не менее давшего правым повод назначить его премьер-министром коалиционного правительства
Постепенно подавив всякую оппозицию, Муссолини в 1928 году провозгласил себя II Duce (вождем) с неограниченными полномочиями в однопартийном государстве. Многих европейцев в то время впечатляло то, как "дуче" восстановил порядок и внушил итальянцам чувство гордости и целеустремленности, хотя отчасти это было иллюзией, возникшей в результате запрета на свободу слова.
Такой же иллюзией был образ Италии как великой державы, созданный эффектными пропагандистскими шоу и бесспорно неординарной личностью самого Муссолини. На деле Италия была довольно бедной страной, по которой к тому же больно ударила в 1929 году Великая депрессия. Чтобы отвлечь внимание народа от внутренних неурядиц, Муссолини в середине 30-х вторгается в Абиссинию (Эфиопию) и оккупирует ее, подавив ожесточенное сопротивление местного населения, затем аннексирует Албанию и, наконец, делает свой самый пагубный шаг - становится союзником нацистской Германии во II мировой войне.
Нацистская (национал-социалистская) партия была создана по образцу партии Муссолини и пришла к власти в Германии (1933) аналогичным путем. От итальянских единомышленников, однако, нацистов отличал фанатичный расизм. Под предводительством своего лидера (фюрера) Адольфа Гитлера Германия в конце 30-х годов становится на путь безудержной экспансии, приведшей ко II мировой войне и, в конце концов, к разгрому фашизма.
Маршем - до конца
Но до победы было еще очень далеко в 30-е годы, когда казалось вполне реальным, что XX век будет, как предсказывал Муссолини, "эрой фашизма" Германия и Италия, а в Азии имперская Япония, которую союзнические отношения прочно связали с фашистским лагерем, уверенно шли к намеченной цели. По всей Европе возникали партии фашистского толка, включая Британский союз фашистов во главе с Освальдом Мосли и "Аксьон франсез" во Франции. Явно расистские режимы пришли к власти в Португалии, Австрии, Греции и Румынии, а идеология фашизма стала приобретать популярность даже в Бразилии и Аргентине.
В 1936 году испанское высшее офицерство, возглавляемое генералом Франсиско Франко, подняло мятеж против законно избранного правительства, поддержанный "Испанской фалангой" (фашистской партией) и более традиционными правыми силами, среди которых была и церковь. Добровольцы из многих стран мира устремились на помощь молодой испанской республике, однако националисты Франко пользовались мощной военной и материальной поддержкой со стороны Германии и Италии. После трех лет кровавой гражданской войны победил Франко. Достаточно трезво мысливший для того, чтобы ввязаться в мировую войну, он оставался диктатором Испании, на практике скорее патриархальным, чем фашистским, до самой своей смерти в 1975 году.
В то время исход Гражданской войны в Испании казался сокрушительным поражением демократии в борьбе с фашизмом. Но к ее концу в марте 1939 года уже был готов разразиться новый, решающий конфликт, охвативший пламенем весь земной шар.
Ключевые даты
1919 Создана партия фашистов в Италии.
1921 Муссолини - премьер-министр Италии. Гитлер становится во главе национал-социалистской партии.
1928 Захват фашистами власти в Италии.
1931 Япония оккупирует Маньчжурию.
1932 Режим Салазара в Португалии. Основан Британский союз фашистов
1933 Адольф Гитлер - рейхсканцлер Германии. В течение 6 лет государство становится полностью нацистским; Германия вводит войска в Рейнскую область, а затем в Австрию и Чехословакию
1935 Италия захватывает Абиссинию.
1936-39 Гражданская война в Испании.
1936-39 Фашистский режим в Греции.
1937 Япония вторгается в Китай.
1939 Вторжение Германии в Польшу и начало II мировой войны.
1940 Фашистская "Железная гвардия" захватывает власть в Румынии.
1940-45 Фашистские марионеточные режимы в Норвегии, Хорватии и других оккупированных странах.
Другие работы по теме:
Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса
Расчет буксировочного сопротивления и буксировочной мощности судов методом Холтропа. Подбор главной энергетической установки – дизеля. Уточнение характеристик гребного винта при работе с выбранным двигателем и определение достижимой скорости хода.
Анатомия привлекательности
Личность, внутренний мир человека, в том числе обаяние, проявляют себя в процессе общения, раскрываются со временем. Но предшествует этому первое впечатление от внешнего облика, где общее, скульптурное, анатомическое целое имеет часто основное значение.
Сергий Радонежский
При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
Блок а. а. - Поэтический образ россии в лирике а. а. блока
А. А. Блок всегда говорил что теме. Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях от самых ранних юношеских до последних. Отечество для. Блока маяк который освещает весь его творческ.
Москва индустриальная
Ковчегин Игорь 9 Поступь индустриальная 20 мая 1929 года. В этот день в Москве собрался V съезд Советов СССР, на котором рассматривался один вопрос – о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства Советского Союза. Это был план, какого еще не знала советская экономика. До сих пор развитие народного хозяйства в Советской стране определялось годовыми ориентировочными планами.
Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать
А.А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать». Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в дневнике сделал запись: «Сегодня – я гений». «Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.
Я научилась просто, мудро жить
Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.
Тема любви в лирике Есенина
Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.
Образ любимой женщины в творчестве Есенина
Лирика Есенина неразрывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращенного ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.
Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.
Автор: Блок А.А. Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока претерпевал эволюцию вместе с духовной развитием самого поэта, метаморфозами в его личной жизни. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» через любовь к женщине открывается любовь ко всему миру, а облик лирической героини связан с «непостижимой тайной» и «красотой неизреченной», то в циклах «Снежная маска» и «Фаина», отразивших чувство Блока в актрисе Наталье Волоховой, в образах лирического героя и героини воплощена идея любви – страсти, наполнившей их души, которая «никому и ничему не верна».
Поэма без героя Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении.
Автор: Ахматова А.А. В «Поэме без героя», писавшейся в 40-е и последующие годы (всего около 20 лет), Анна Ахматова обратилась ко временам своей молодости — эпохе поэтического «серебряного века»; Здесь причудливо переплетается прошлое и настоящее, дорогие сердцу поэтессы бытовые детали и фантастические образы, легенда и действительность.
Икар Монгольфье Райт
Автор: Брэдбери Р. Икар Монгольфье Райт Он лежал в постели, а ветер задувал в окно, касался ушей и полуоткрытых губ и что-то нашептывал ему во сне. Казалось, это ветер времени повеял из Дельфийских пещер, чтобы сказать ему все, что должно быть сказано про вчера, сегодня и завтра. Где-то в глубине его существа порой звучали голоса – один, два или десять, а быть может, это говорил весь род людской, но слова, что срывались с его губ, были одни и те же:
Тема Родины в творчестве С.А.Есенина
Министерство образования РФ Управление образования Советского района г. Красноярска Средняя школа № 91 Махотина Екатерина, 11А РЕФЕРАТ «ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»
Главные особенности художественно-философского мира Есенина
Произведения Сергея Александровича Есенина — это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания.
Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I"
Роман Алексея Николаевича Толстого "Петр I" повествует о далекой эпохе конца XVII — начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 год.
Особенности поэтического мира Анны Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова получила наконец признание как великий русский поэт. Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни.
Мне видеть не дано, быть может...
Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза — это все несомненно бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова.
Ахматова А.А.
Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия - Горенко) Анна Андреевна (1889 - 1966) русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета.
Соловьиный сад 2
Соловьиный сад Автор: Блок А.А. Я ломаю слоистые скалы В час отлива на илистом дне, И таскает осел мой усталый Их куски на мохнатой спине. Донесем до железной дороги,
Зеленое утро
Автор: Брэдбери Р. Когда солнце зашло, он присел возле тропы и приготовил нехитрый ужин; потом, отправляя в рот кусок за куском и задумчиво жуя, слушал, как потрескивает огонь. Миновал еще день, похожий на тридцать других: с утра пораньше вырыть много аккуратных ямок, потом посадить в них семена, натаскать воды из прозрачных каналов.
Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Рельефная икона Дмитрия Солунского, поступившая в Оружейную палату из собрания А. В. Морозова, выполнена из зеленоватого стеатита и представляет собой византийскую работу XII века.
Фрески Кносского дворца
Кносс - древний город на острове Крит, памятник высокого расцвета минойской цивилизации; дворец "Лабиринт", его легенды, настенные и ритуальные фрески: их живописность, декоративность, тотемистическая символика, олицетворение животворящей силы природы.
Образ женщины в искусстве Возрождения
Частная школа Комашинского. Реферат по предмету Мировая Художественная Культура. Тема: «Образ женщины в искусстве Возрождения». Выполнила: Учащаяся 11 класса
Гипербола в искусстве
Гипербола широко используется и в живописи. Рассмотрим "Портрет Ф. И. Шаляпина" работы Кустодиева. Для Кустодиева Шаляпин — воплощение русского богатырства, духовного и физического.
Джеймс Фенимор Купер. Зверобой, или Первая тропа войны
Одолев едва проходимую лесную чащу, двое молодых людей вышли к берегу ослепительно сияющего горного озера. Первый из путников — рослый силач и хвастун Гарри Марч, —сказал, что в сравнении с Великими озерами Канады это, мол, так, озерцо.
Каратыгина, Александра Михайловна
Алекса́ндра Миха́йловна Караты́гина , до замужества более известная как Колосова (4(16).2.1802 — 7(19).3.1880) — дочь танцовщицы Е. И. Колосовой, жена трагика Василия Каратыгина - драматическая актриса.
Владимир Ильич Ленин биография и деятельность
Владимир Ильич Ленин На протяжении десятилетий имя Владимира Ильича Ленина олицетворяет самые глубокие перемены в развитии человечества. С этим именем, бесконечно дорогим для советских людей, для миллионов трудящихся всего мира, связаны главные социальные достижения современности, революционная суть XX века.
Камера хранения литературный проект
Камера хранения — литературный проект группы русских поэтов, в разных формах существующий с 1983 г. 1) Литературная группа «Камера хранения» сформировалась в Ленинграде в 1983—1984 гг., её ядро составили Олег Юрьев, Ольга Мартынова, Дмитрий Закс и Валерий Шубинский — представители младшего поколения (всем четырём авторам было чуть более 20 лет) ленинградской неподцензурной поэзии, ориентированные на так называемый «второй» или «новый модерн», что многими первоначально воспринималось как развитие акмеистической традиции в её мандельштамовском варианте:
Екатерина II Алексеевна (1762 – 1796)
Екатерина Алексеевна (1762 – 1796) Приехав в Россию, Екатерина всячески старалась завоевать симпатии и уважение окружающих. Сразу же ей дали учителей, и она по ночам, когда все спали, учила русский язык, уважительно относилась к русским обычаям, строго соблюдала обряды православной церкви. Ведя затворническую жизнь при дворе Елизаветы Петровны, она усердно занималась самообразованием, познакомилась с трудами французских философов, а с некоторыми даже начала переписываться.
Федор Иванович (1557-98)
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.