Николай Корзинов
Первый в истории взлет с воды состоялся в 1910 году, но уже в Первую мировую летающие лодки успешно применялись в боевых действиях
История одной из самых успешных летающих лодок - модели М-5 конструкции Григоровича - началась летом 1913 года. Тогда заведующий опытной авиационной станцией Балтийского моря Дмитрий Александров пришел на авиационный завод фабриканта Щетинина с просьбой отремонтировать летающую лодку. В разговоре с пред-1нимателем Александров сознался, что допустил оплошность - доверил малоопытному пилоту необычный французский аппарат. Летчик лодку разбил, и теперь Александрова ждали серьезные неприятности. Спасти его мог только срочный и недорогой ремонт лодки. Щетинин пошел навстречу: в знакомстве с оригинальной французской конструкцией он усмотрел новые возможности. К тому же Дмитрий Григорович, управляющий его завода, изъявил желание ознакомиться с летающей лодкой.
Киевлянин, переехавший в Санкт-Петербург, Григорович уже давно был увлечен авиацией. Прежде чем стать техническим директором авиационного завода, он проектировал самолеты собственной конструкции и издавал журнал "Вестник воздухоплавания". Разбитая лодка Donnet-Leveque сразу его заинтересовала, и вместо того чтобы просто ее отремонтировать, Григорович немного изменил конструкцию. В частности, сделал дно более килеватым для улучшения мореходных качеств. Когда аппарат снова взлетел, предприимчивый Щетинин обратился в Морское ведомство с предложением строить для флота летающие лодки. Вскоре был получен первый заказ.
Летающая лодка М-1 конструкции Григоровича была поднята в небо 1 июня 1914 года. Это был первый успешно летающий отечественный гидросамолет. Схожие проекты предлагались и ранее - в частности, Яков Гаккель в 1911 году представлял свой гидросамолет на выставке, - но ни один из них не получил достойного развития. Кроме того, до Григоровича самолеты ставили на поплавки, он же, напротив, образно говоря, приделал лодке крылья. Правда, сам Григорович был недоволен мореходностью своих первых лодок. Только четвертая модификация М-4, испытанная весной 1915 года в Севастополе, в должной мере удовлетворила инженера. А следующая модификация М-5 принесла ему славу. В отличие от зарубежных аналогов, которые порой поднимались в небо только при полном штиле, М-5 прекрасно держалась на волне. Морские летчики были особенно впечатлены тем, что по скорости лодка превосходила многие “сухопутные” самолеты того времени.
На сдаточных испытаниях виртуоз летного дела лейтенант Фриде (в 1912 году он поразил столицу, пролетев под всеми мостами на Неве) – высоко оценил М-5. Морское ведомство заказывало самолеты Григоровича в сотнях экземпляров. Так что скоро “пятак”, как прозвали лодку, вытеснил из морской авиации зарубежные машины и стал основным типом летающей лодки на вооружении.
Во время войны Григорович создал еще одну знаменитую летающую лодку – М-9 (она практически копировала М-5, но отличалась увеличенными размерами). В боевых действиях аппарат зарекомендовал себя хорошим морским разведчиком и бомбардировщиком. Оснащенная пулеметом для воздушных боев машина, по свидетельству ее пилотов, буквально гоняла все немецкие машины на Балтике. Любопытно, что в военное время часть этих машин была отправлена в США для ознакомления, и вскоре за рубежом было налажено производство машин аналогичного типа.
Хроники водных взлетов
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ГИДРОСАМОЛЕТОВ
Идею взлета с воды вынашивали еще самые первые разработчики самолетов - те, что пытались поднять в небо аппараты с паровыми двигателями. Но реализовать ее удалось лишь через семь лет после полета братьев Райт. 28 марта 1910 года французский инженер Анри Фабр на поплавковом гидросамолете Le Canard ("Утка") в течение дня поднялся в небо четырежды. Самый длинный из перелетов составил 600 м - начало было положено! Первая летающая лодка (скорее корабль, чем самолет) взмыла в небо чуть позже: ее сконструировал американец Гленн Кертис совместно с англичанином Джоном Порте. Британская газета Daily Mail перед Первой мировой войной учредила приз за перелет через Атлантику (то был прообраз приза нью-йоркского бизнесмена Рэймонда Ортейга, который выиграл Чарльз Линдберг). Кертис с партнером решили, что выиграть приз можно с помощью летающей лодки. Если что-то пойдет не так, будет шанс спастись. Однако осуществить попытку перелета так и не удалось - помешала война. Именно модель Кертиса вдохновила французов сконструировать свою лодку Donnet-Leveque - прототип первой модификации лодки Григоровича.
Самый быстрый гидросамолет
Если лодка Дмитрия Григоровича впечатляла своей мореходностью, то его преемник в области морской авиации Георгий Бериев смог разработать аппарат Бе-10, развивавший невиданную скорость.
Именно Бе-10 принадлежит мировой рекорд скорости среди гидросамолетов – 912 км/ч! Достижение такой скорости на летающей лодке стало возможным за счет двух турбореактивных двигателей. Самолет предназначался для ведения разведки в открытом море, высотного торпедо- и бомбометания по кораблям, постановки мин, бомбометания по военно-морским базам и береговым сооружениям и был единственной в мире серийно выпускавшейся летающей реактивной лодкой. Помимо абсолютного рекорда скорости Бе-10 принадлежит еще 11 мировых рекордов: среди них рекорд высоты (14 962 м) и дальности полетов (4800 км).
Серийно самолет строился на Таганрогском авиазаводе с 1958 по 1961 год. За это время было выпущено 27 серийных машин. К сожалению, ни одна из лодок не сохранилась. Долгое время два самолета лежали в дальнем углу заводского аэродрома в Таганроге. Один из них предполагалось поставить на постамент, но, к сожалению, обе машины пали жертвами плана по сдаче металлолома.
Список литературы
Популярная механика № 3 (77)март 2009
Другие работы по теме:
Космоцентризм ранней древнегреческой философии
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.
Тихо Браге
Свою научную деятельность Тихо Браге посвятил наблюдениям неба. На небольшом острове Гвен он построил уникальную обсерваторию "Ураниборг" ("Небесный замок"), а позже "Звездный замок".
Небесный барабанщик
Автор: Есенин С.А. Л.Н.Старку Гей вы, рабы, рабы! Брюхом к земле прилипли вы. Нынче луну с воды Лошади выпили. Листьями звезды льются В реки на наших полях.
Вьетнамский календарь
60-летний вьетнамский циклический календарь Небесный" цикл Земной" цикл Дерево Огонь Земля
Сражение в бухте Киберон
Введение 1 Предыстория 2 Ход боя 3 Силы сторон Введение Сражение в бухте Киберон (англ. Battle of Quiberon Bay, фр. Bataille des Cardinaux) — морское сражение Семилетней войны между флотами Великобритании и Франции, состоявшееся в бухте Киберон, на побережье Франции в Бискайском заливе 20 ноября 1759 года.
Белорусский архив древних грамот
Введение 1 История издания 2 План Введение Введение «Белорусский архив древних грамот» ― сборник документов по истории восточных белорусских земель в XVI—XVIII в.
Ржевский, Иван Матвеевич
Иван Матвеевич Ржевский (после 1734—1793) — генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Родился после 1734 года, в военную службу вступил в 1758 году и принял участие в Семилетней войне.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Паддон, Джордж
Джордж Паддон (англ. George Paddon; 1670(1670) — 1718) — русский шаутбенахт английского происхождения. Коммодор английского флота принят 14 марта 1717 года Петром I на службу в русский флот в звании шаутбенахта (контр-адмирала). В 1717—1718 годах командовал 60-пушечным линейный кораблём «Шлиссельбург».
Битва при Ла-Рошели
— морское сражение, состоявшееся 22 июня 1372 года между франко-кастильским и английским флотом. Кастильский флот состоял из 22 галер, в то время как англичане располагали 50 судами. Франко-кастильские войска одержали в этом сражении уверенную победу, наголову разгромив английский флот. Французы впервые со времени гибели французского флота при Слейсе в 1340 году смогли ликвидировать превосходство англичан на море.
Коковцев, Савва Григорьевич
Савва Григорьевич Коковцев — капитан 1-го ранга, участник Чесменского морского сражения. Происходил из дворянского рода Коковцовых. В 1761 году поступил кадетом в Морской шляхетный корпус, из которого выпущен 16 июня 1768 года мичманом в Балтийский флот.
Гибс, Самуил Самуилович
Самуил Самуилович Гибс (? — 2 сентября 1795) — вице-адмирал, герой Архипелагской экспедиции 1769—1774 годов. Дата рождения не выяснена. Образование получил в Морском шляхетном кадетском корпусе, из которого в 1760 году был выпущен в Балтийский флот.
Клокачёв, Федот Алексеевич
Федот Алексеевич Клокачёв (1739—1783) — вице-адмирал, командующий Черноморским флотом России, первый кавалер ордена св. Георгия среди русских моряков.
Чака Бей
(тур. Зaka Bey; греч.: Τζαχᾶς) был сельджукским эмиром XI-го столетия, который управлял фактически независимым государством, с центром в Смирне.
Да здравствует король гимн
«Trăiască Regele» («Да здравствует король») — гимн Румынии в 1866—1947 годах. Музыку к гимну сочинил в 1862 году капитан Эдуард Хюбш (Eduard Hьbsch), который позже стал главой музыкального департамента Министерства Обороны. В 1862 году эта мелодия выиграла конкурс композиций для государственного гимна Румынии.
Альянс восьми держав
Введение 1 Ход событий 2 Оценка альянса Список литературы Введение Альянс восьми держав (кит. 八國聯軍) — военный альянс, в который вошли Российская империя, США, Германская империя, Великобритания, Франция, Японская империя, Австро-Венгрия и Итальянское королевство, чьи войска вторглись в Цинский Китай в ответ на осаду нескольких дипломатических миссий в Посольском квартале в Пекине.
Роден, Франц Францевич
Франц Францевич фон Роден (?—1795) — генерал-майор, Архангельский обер-комендант. В военную службу вступил в 1741 году в кавалерию. Принимал участие в Семилетней войне.
Коняев, Михаил Тимофеевич
Михаил Тимофеевич Коняев (1727—1789) — капитан генерал-майорского ранга, герой Патрасского сражения. Родился в 1727 году. Окончил Морскую академию в 1747 г. В чине лейтенанта, командуя пакетботами «Меркурий», «Лебедь» и «Сокол» и пинком «Новая Двинка», совершал неоднократные переходы в Данциг, Пиллау и другие германские порты Балтийского моря.
Абалдуев, Платон Никитич
Платон Никитич Абалдуев (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил 21 апреля 1748 года, служил по армейской кавалерии.
Одинцов, Евстафий Степанович
Одинцов, Евстафий Степанович Евстафий Степанович Одинцов (1740—1795) ― κонтр-адмирал, герой русско-шведской войны 1788—1790. Родился в 1740 г. Записанный недорослем во флот, он не явился на службу ни в первый, ни во второй назначенный ему срок, за что 25 мая 1757 году был записан в матросы «вечно».
Жохов, Александр Андреевич
Жохов, Александр Андреевич Александр Андреевич Жохов (1748 — 1823, Астрахань) — флота генерал-лейтенант; командир Астраханского порта. Родился в 1748 году. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. В 1765 г. произведён в гардемарины.
Сражение при Гренгаме
План Введение 1 Предыстория сражения 2 Бой 3 Итоги сражения Сражение при Гренгаме Введение Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.
Дугдаль, Роберт Карлович
Дугдаль, Роберт Карлович Роберт Карлович Дугдаль (Дунгал) — контр-адмирал, герой Чесменского морского сражения. Выходец из Англии, служил в британском военном флоте. На русскую службу вступил в 1769 году лейтенантом на корабль «Евстафий Плакида» в эскадру Г. А. Спиридова и из Гулля отправился в плавание в Средиземное море.
Ланг, Моисей Петрович
Ланг, Моисей Петрович Моисей Петрович Ланг (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил в 1764 году в армейскую кавалерию, служил в Каргопольском карабинерном полку. В 1768—1776 годах принимал участие в военных действиях против польских конфедератов и 7 апреля 1771 года, будучи в чине подполковника, был награждён орденом св.
Византийско-генуэзская война 1348 1349
План Введение 1 Предыстория 2 Конфликт 3 Последствия Византийско-генуэзская война (1348—1349) Введение Византийско-генуэзская война — вооружённый конфликт 1348 — 1349 годов между Византийской империей и Генуэзской республикой, вызванный вопросом взымания пошлин за проход через Босфор.
Второй флот ВМС США
План Введение 1 Действующий состав флота 1.1 Норфолк 1.1.1 Крейсера УРО 1.1.2 Авианосцы атомные 1.1.3 Эсминцы УРО 1.1.4 Фрегаты УРО 1.1.5 Десантно-вертолётонесущие суда
Континентальный флот
План Введение 1 Зарождение 2 Боевые действия 3 Роспуск Список литературы Континентальный флот Введение Континентальный флот (англ. Continental Navy) — регулярный флот, санкционированный Континентальным Конгрессом в ходе Американской революции и подчинявшийся ему. Официальный предшественник современного Военно-морского флота США (англ.
Англо-испанская война 1585 1604
Англо-испанская война (1585—1604) ПротивникиАнглияКомандующиеМедин СидоньяСилы сторонИспания — 75 военных, 57 транспортных судов, 8 000 матросов, 2 000 гребцов, 19 000 солдат, 1 000 офицеров, 300 священников, 85 врачейВоенные потериИспания — почти половина кораблей
Скарятин, Николай Дмитриевич
Николай Дмитриевич Скарятин — военный моряк, участник обороны Севастополя. Биография В 1843 году выпущен гардемарином из Морского кадетского корпуса, плавал в Балтийском море и произведён в мичманы в Черноморский флот.
Русско-турецкая война 1568 1570
Русско-турецкая война (1568—1570) Русско-турецкая война 1568—1570 — война между Русским царством и Османской империей, первая из русско-турецких войн. Её причиной стало стремление османского султана вернуть Астраханское ханство в сферу своего влияния.
Португало-персидская война
План Введение 1 Захват Ормуза португальцами 2 Захват Бахрейна 3 Захват Ормуза персами Список литературы Португало-персидская война Введение Португало-персидская война — ряд вооружённых конфликтов с 1507 по 1622 между колониальной Португалией и вассальным Ормузом, с одной стороны, и Сефевидской Персией, поддерживаемой англичанами, с другой.
Морское сражение под Керчью 1774
Морское сражение под Керчью произошло 9 июня и 20 июня 1774 г., во время Русско—турецкой войны 1768—1774 гг. Двойное сражение между русским и турецким флотами состоялось южнее Керчи.
Салих-реис
Салих-реис (прибл. 1488(1488) — 1568) — турецкий корсар и адмирал османского флота. Салих-реис зарекомендовал себя как способного и умелого командира как на море так и на суше.
Дивов, Адриан Иванович
Адриан (Андриан, Андрей) Иванович Дивов (1749 — 1814) — тайный советник, сенатор, герой Чесменского сражения. Биография Старший сын московского генерал-полицмейстера Ивана Ивановича Дивова, службу начал в 1756 году рейтором в конной гвардии, в 1767 году был произведён в поручики.