Юрий Москаленко
1 августа 1834 года, 175 лет назад, в имении уральских промышленников Демидовых собралось достаточно много народа. Всем не терпелось посмотреть, как пройдет испытание первого «сухопутного парохода». Несколько предыдущих проб закончились неудачей: в начале того же 1834 года механики Черепановы, отец и сын, едва не погибли, когда у «парохода» взорвался паровой котел. На этот раз вроде бы все недостатки были устранены, так что все должно было пройти без сучка и задоринки.
Специально для паровоза была выстроена чугунная дорога. Ее протяженность составляла 854 метра. Паровичок должен был везти состав весом чуть более трех тонн со скоростью порядка 15 километров в час. По тем временам это было просто очень здорово, потому что для того, чтобы перенести эти искомые 3,3 тонны груза, понадобилось бы никак не менее 50-60 рабочих. И шли бы нагруженные едва ли не полчаса. А так появлялась возможность управиться в течение четырех минут…
Плод всей жизни?
Для отца, Ефима Алексеевича Черепанова, строительство паровоза было одним из самых значительных событий в его жизни. Это был юбилейный для него, 60-й год, к тому же «хозяин» Демидов наконец поддался на уговоры «общественности» и предоставил талантливому механику «вольную», освободив от крепостного права. Оглядываясь назад на прожитые годы, Ефим с грустью думал о том, что время пролетело быстро, в тяжком и зачастую неблагодарном труде. Даже передовые по российским масштабам предприятия Демидовых оказались не в состоянии конкурировать с европейцами. У нас использовался чаще всего дармовой человеческий труд, в то время как в той же Англии на самых тяжелых участках были задействованы машины.
Могли ли русские механики «переплюнуть» европейцев? Ведь по своему таланту, творческим и техническим возможностям наши самоучки вряд ли уступали своим коллегам. Но тяжкое бремя крепостного права, страшная серость и забитость играли свою неблагодарную роль. В сущности, Черепановы могли построить паровоз еще раньше, но все время возникали какие-то препоны. И если бы не «скупость» хозяина, отказавшегося покупать паровые машины в Санкт-Петербурге, где за них драли три шкуры, вряд ли им, Черепановым, дали бы работать над этим проектом.
Догоним и перегоним Англию?
Иные думы одолевали Мирона. Он находился в самом расцвете творческой мысли, гордился тем, что за недолгие десять лет они с отцом построили как минимум десять паровых машин, облегчающих подневольный труд на рудниках. Мирон, как и отец, побывал в Англии, где мечтал хотя бы одним глазком заглянуть в чертежи прославленного Стефенсона, но англичане – не дураки, свои секреты хранили зорко. Смотреть – смотри, а вот как все устроено внутри – догадайся сам…
Именно Мирон после возвращения из Англии стал донимать отца: «А давай сами, тятя, эту штуковину построим, я кажется, догадался как!» Ефим Алексеевич отбивался от сына, ведь в последние десять лет он катастрофически терял зрение, так что времени на то, чтобы разобраться в чертежах, уходило все больше. Но он не мог отговорить сына, который, между прочим, в то время еще в крепостных ходил. А ну как построим этот сухопутный корабль, а хозяин и выпишет вольную для Мирона?
Паровоз начали строить в октябре 1833 года. Спустя пять месяцев он был готов. Но на «доводку» ушло еще определенное время. Как я уже говорил, однажды взорвался котел.
Но к 1 августа испытания были объявлены.
Надо сказать, что отец и сын Черепановы сделали выводы из первой неудачи. Их паровоз проехал от начала до конца чугунки ни разу не остановившись. Демидов был доволен. И хотя вольную не выписал, но приказал сделать еще один паровоз, мощнее первого раза в полтора. Этот заказ был выполнен – вскоре паровичок мощностью в 30 лошадиных сил заменил его старший брат, вмещавший 43 «лошадки». И только после этого, в 1836 году, Мирон дождался освобождения.
На всякий случай...
Конечно, он не особо задумывался над тем, почему это произошло. А разгадка была вот в чем. Один из столичных чиновников под большим секретом сообщил Демидову, что к нему в следующем году собирается наследник российского престола – Александр Николаевич. И он всегда очень любит задавать «неудобные» вопросы. Может, неровен час, спросить: «А почему ты таких мастеров до сих пор в кабале держишь?». Поэтому хозяину пришлось от греха подальше выписать «вольную».
Наследник престола, действительно, прибыл на Урал, на заводы Демидовых, весной 1837 года. Где и увидел «сухопутный пароход». Так его назвали за мощность и паровые двигатели. Поинтересовался Александр и тем, кто автор машины? Ему сообщили: Черепановы. В том же, 1837 году начали строить железную дорогу в Царское село. Она была пущена в октябре.
Два слова о дальнейшей судьбе Черепановых. Их творческим задумкам так и не суждено было сбыться. В 1842 году, возвратясь из очередной командировки, неожиданно скончался Ефим Александрович. Мирон Ефимович продолжил дело отца, но его ему так не хватало. Он пережил «тятю» только на семь лет и скончался 5 октября 1849 года, на 47 году жизни…
Другие работы по теме:
Эйнштейн и единый метод обоснования
Заменяя механику Ньютона своей теорией относительности, Эйнштейн применял единый метод обоснования. Он этого не осознавал, но тем не менее сделал это. В принципе, это происходит каждый раз при создании новой фундаментальной теории.
Что изучает механика
Text Graphics Механика изучает механическое движение тел Graphics Система координат, связанная с телом отсчета, и часы для отсчета времени образуют
Определение реакций опор твердого тела
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Иркутский государственный технический университет Кафедра теоретической механики
Определение реакций опор твердого тела
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Иркутский государственный технический университет Кафедра теоретической механики
Изобретение паровоза и автомобиля
История и основные этапы изобретения и совершенствования автомобилей, эволюция их внешнего вида и технологичности. Периоды развития паровозостроения, его первые представители и этапы совершенствования, временные границы выпуска и причины его прекращения.
Платонов а. п. - Своеобразие внутреннего мира героев прозы а. платонова
В эпоху тоталитаризма самобытная жизнь человека уходит под спуд, в глубину. С этой глубинной жизнью связаны надежды А. Платонова. Обращаясь в своих произведениях к нравственным, социальным и философским вопросам, писатель отстаивает дорогую ему идею сокровенного человека, которому без истины стыдно жить.
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Основы теории относительности
Важнейшими постулатами классической механики, основы которой были заложены Галилеем и Ньютоном, являются принцип изотропности и однородности пространства и времени, три закона Ньютона, а также закон сложения скоростей Галилея.
Бюро долгот
25 июня 1795 года (7 мессидора третьего года по республиканскому календарю) Конвентом (французской национальной ассамблеей) основан Институт Бюро долгот. Главной целью было решение астрономических задач: определение местного времени и долготы.
Постоянная Планка
Постоянная Планка определяет границу между макромиром, где действуют законы механики Ньютона, и микромиром, где действуют законы квантовой механики.
Элементы специальной теории относительности
В своей работе «К электродинамике движущихся тел», опубликованной в 1905г., Эйнштейн сформулировал более точную теорию механики быстродвижущихся тел - специальную теорию относительности.
Я последний поэт деревни судьба крестьянства в поэзии С.А. Есенина
Автор: Есенин С.А. Крестьянская тема занимает одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 г., «по-своему, с крестьянским уклоном». Есенин ощущал обреченность деревни под натиском города, но сердце поэта оставалось на милых нивах.
Анализ стихотворения В.Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» написано в 1926 году. Оно является примером гражданской лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны. Конкретный случай – встреча с пароходом, носящим имя героически погибшего чекиста, которого лично знал Маяковский, - побуждает поэта к размышлениям о подвиге и героизме, об ответственности человека за судьбы революции.
Механистическая картина мира 2
Механистическая картина мира. Механистическая картина мира возникла одной их первых, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи- механического передвижения тел.
Русские изобретатели Черепановы
Наибольшую известность Ефиму Алексеевичу (1774–1842) и Мирону Ефимовичу (1803–1849) Черепановым принесли работы в области паровой техники и создания первых в России паровозов.
Изобретение паровоза
Мысль о применении пара для нужд транспорта возникла еще в XVII в. Вначале пытались приспособить паровые двигатели к обыкновенным повозкам или телегам. Паровые повозки были рассчитаны на движение по прямой дороге без рельсов.
Паровозы
Бурный рост промышленности и торговли в конце XIX века повлек за собой столь же стремительное развитие всех отраслей железнодорожного транспорта. Возникла проблема увеличения провозной способности железных дорог.
Deutsche Reichsbahn
Введение 1 История 2 Тяговый подвижной состав Введение Deutsche Reichsbahn (Германская имперская железная дорога) — название государственной железной дороги Веймарской республики и Третьего рейха, которая существовала до 1949 года. В ФРГ была создана Deutsche Bundesbahn, в ГДР заменяющая её компания сохранила название Deutsche Reichsbahn (ГДР).
Латвийский полк бронепоездов
Состав полка Латвийский полк бронепоездов (латыш. Bruņoto Vilcienu Pulks) — группировка бронепоездов Латвийской армии, штаб которой находился в Риге
Неокладные доходы
Неокла́дные дохо́ды – одна из разновидностей дохода в Московском государстве. Неокладными доходами называли те, которые нельзя было включить в определённый размер, заранее известный казне. Это были различные пошлины с судебных и приказных дел и частью таможенные сборы; большинство таможенных сборов отдавалось на откуп за определённую сумму, и тогда эти откупные доходы считались окладными.
Серый кардинал
Введение 1 Происхождение понятия 2 Примеры в истории Введение Се́рый кардина́л — так называют влиятельных людей (особенно в политике), действующих негласно и обычно не занимающих формальных должностей с такими полномочиями.
Крутой маршрут фильм, 1956
Введение 1 Сюжет 2 Факты 2.1 Отличия от оригинальных событий Введение «Крутой маршрут» (англ. The Great Locomotive Chase) — приключенческий кинофильм студии Walt Disney Pictures, основанный на реальном событии Американской Гражданской войны.
Сенат Свинхувуда
Сенат Свинхувуда — первое правительство Финляндской Республики под руководством Пера Эвинда Свинхувуда (фин. Svinhufvudin Senaatti), которое также называли Первым правительством Свинхувуда (фин. Svinhufvudin hallitus I), официальное название которого «Сенат Финляндии». Сенат Свинхувуда функционировал с 27 марта 1917 по 27 мая 1918 года.
Скарятин, Николай Дмитриевич
Николай Дмитриевич Скарятин — военный моряк, участник обороны Севастополя. Биография В 1843 году выпущен гардемарином из Морского кадетского корпуса, плавал в Балтийском море и произведён в мичманы в Черноморский флот.
Иван Ворёнок
(5 января 1611, Калуга — 16 июля 1614, Москва) — малолетний сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II. Сторонники называли его Иван Дмитриевич и считали претендентом на русский престол, а противники называли
Урбен Жан Жозеф Леверье
Работы Леверье посвящены решению проблем небесной механики. В 1839 г. он предоставил в Парижскую Академию наук доклад "О вековых возмущениях планетных орбит", изучив вопросы о устойчивости Солнечной системы.
Костиков Андрей Григорьевич
Костиков Андрей Григорьевич (30 октября 1899, с.Быстрое Мосальского у. Калужской губ. – 5 декабря 1950, Москва) – математик, специалист в области механики.