Архитектура периода Российской Империи

Рефераты по архитектуре » Архитектура периода Российской Империи

 Архитектура
периода Российской империи         Большие успехи зодчества периода Российской империи (18-первая половина 19 вв.) как и всей русской экономики и культуры в целом связаны с деятельностью Петра 1 . В его царствование в частности было значительно расширено производство кирпича и других строительных материалов и изделий стандартизировалось их изготовление; были введены различные законоположения инструкции и кодексы по строительству; началась систематическая подготовка архитектурных кадров издание литературы по строительству и архитектуре а так же изучение опыта зарубежного строительства; в     Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.

      Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями общественными зданиями городскими и загородными дворцами улицами парками.

       Строительство его осуществлялось по заранее разработанному генеральному плану основанному на принципах регулярной планировки. Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием выхода их фасадов на улицу а не в усадьбу как это делалось раньше. Строго регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре Петербурга было то что застройка его производилась не только по генеральному плану но и по «образцовым» (типовым) проектам в которых различались дома для именитых зажиточных и др.

        Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.) с огромной колокольней увенчанной 34-метровым золоченым шпилем символизировавшим величие новой русской столицы. Характерным в этом соборе было то что по архитектуре он больше походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш.

        Сердцем же Петербурга символом морского могущества России стало Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем увенчанным кораблем (1704 г. заново возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и перестроено затем А.Д.Захаровым). От здания как лучи расходятся три крупных проспекта города.

         Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов России является то что зодчество в нем носило утилитарный характер. Строительство культовых зданий было ограничено – их возводили лишь в случаях крайней необходимости.

          Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и торжественной. Образцы архитектуры русского барокко представлены

дворцовыми зданиями дворцово-парковыми ансамблями триумфальными арками которые носили характер показной парадности роскоши и должны были демонстрировать богатство и могущество дворянства.

         Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был зодчий В.В.Растрелли создавший такие памятники русской архитектуры как Екатеринский дворец в Царском Селе (1752-1762 гг.) Зимний дворец  (1754-1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.) Андреевский собор в Киеве (1747-1762 гг.) и другие. Особенностями внешней архитектуры зданий В.В.Растрелли как впрочем и всего русского зодчества являются протяженность зданий ясность и простота их плана членение на выступающие и западающие объемы применение ордеров с раскрепованными антаблементами украшение фасада  скульптурами позолоченными белым лепным декором на цветном чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных залов просторных вестибюлей а так же богатство отделки.

        Типичным сооружением дворцового зодчества этого периода является грандиозный по протяженности (около 500 м.) Екатеринский дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех флигелей связанных между собой в единый корпус промежуточными вставками. Дворец примыкает к большому регулярному парку застроенному различными увеселительными павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже дворца парадные помещения – огромные залы – имеют большую ширину и двухстороннее освещение а некоторые устраивались и двусветными то есть имеют два яруса оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой картушами* вензелями и др.

        Великолепен по национальному колориту динамичный парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки бело-голубой Андреевский собор в Киеве. Это произведение В.В.Растрелли помимо своих изумительных художественных качеств имеет большое градостроительноеное значение благодаря исключительно удачной постановке на местности. Откуда ни посмотришь на храм – с близкого ли расстояния находясь у подножья горы вдалеке от нее - отовсюду он поражает удивительной стойкостью силуэта великолепно вписанного в окружающий ландшафт и неразрывно с ним связанного.

        Архитектура собора отличается четкостью плана (он имеет форму четырех сторон креста) исключительной пластикой объема легкостью архитектурных элементов и деталей. Украшенный нарядными люкарнами** легкий центральный купол кусты стройных колонн несущих изящные декоративные боковые главы замечательных пропорций ордер с раскрепованным антаблементом опоясывающий здание в сочетании с хорошо прорисованными лепными золочеными и белыми деталями на голубой поверхности стен придают храму необычайную живописность и выразительность.

        Андреевский собор – самое совершенное и зрелое произведение В.В.Растрелли. Он по праву относится к наиболее прославленным шедеврам архитектурного наследия.

        Архитектурная школа В.В.Растрелли нашла в России многочисленных последователей. Вторым архитектурным направлением барокко была московская школа Д.В.Ухтомского воспитавшего таких выдающихся мастеров архитектуры как М.Ф.Казаков А.Ф.Кокоринов и другие.

        Известные работы Д.В.Ухтомского – триумфальная арка Красные ворота в Москве (1753-1757 гг.) колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске (1741-1770 гг.) и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих проектах Д.В.Ухтомский развивал традиции отечественной архитектуры. Его произведения отличаются национальным своеобразием и художественной целостностью.

        Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии художеств им была создана особая школа – «Команда Ухтомского» -  в которой обучались русские зодчие.

        Во второй половине 18 в. барокко и рококо были вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма под влиянием которого созданы замечательные творения русского искусства – величественные городские и загородные ансамбли монументальные высокохудожественные светские здания и др. При этом русский классицизм как и русское барокко был глубоко отличен по своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах. Обладая рядом прогрессивных особенностей русский классицизм способствовал созданию сугубо национальных самобытных архитектурных произведений поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире.

        Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В.И.Баженов М.Ф.Казаков И.Е.Старов А.Ф.Кокоринов воздвигнувшие замечательные памятники в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры мировой классики и русского архитектурного наследия. Зданиям этих архитекторов присуще основанные на классических ордерах  простота и строгость объемно-планировачных схем четкость и ясность форм сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. 

        Большие успехи в этот период достигнуты в области реконструкции и планировки городов. По размаху градостройства Россия далеко опередила другие европейские государства: реконструкции подвернулись многие города и населенные места. Применяя регулярную систему русские мастера избегали свойственному Западу схематизма   чисто геометрической планировки широко использовали национальные традиции умело сочетали планировку с особенностями рельефа местности и окружающей природы. При планировке они мастерски вписывали в общий план исторически сложившиеся системы застройки памятники архитектуры и другие. Площадям обычно придавали простую форму и застраивали их главным образом административными и общественными зданиями а так же капитальными каменными домами дворян и купечества. Улицы делали прямыми и широкими. Прямоугольная сетка улиц в большинстве городов удачно сочеталась  с радикальной. При планировке улиц в том числе в провинциальных городах и сельских местностях широко использовались «образцовые проекты».

        Лучшими творениями зодчества раннего классицизма является здание Петербургской академии художеств построенное по проекту А.Ф.Кокоринова при участии Валлена Деламота в 1764-1788 гг.; произведения В.И.Баженова -- выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и неосуществленный проект грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в Царицыне; Московский сенат в Кремле (1776-1787 гг.) Голицинская больница в Москве (1796-1801 гг.) выстроенные М.Ф.Казаковым; Таврический дворец в Петербурге (1783-1789 гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в Царском Селе ( 1783-1786 гг.) Чарльза Камерона; Смольный институт в Петербурге (1806-1808 гг.) Джакомо Кваренги и другие.

        Среди немногочисленных сохранившихся произведений В.И.Баженова особенно выделяется дом Пешкова – одно из красивейших зданий Москвы. Он отличается исключительной композицией и изумительными пропорциями. Фасад дома имеет типичное для многих русских усадебных дворцов того времени объемное построение – членение здания на три объема. Центральный трехэтажный объем и связанные с ним посредством одноэтажных галерей двухэтажные боковые объемы оформленные разными ордерами. При этом чем выше по фасаду здания расположен орден тем он стройнее и изящнее. Этим подчеркивается нарастающая к центру динамичность силуэта здания. Боковые объемы здания приземистые оформлены портиками*** ионического ордера грузных пропорций. Портик центрального главенствующего объема более тонких пропорций и поднят на рустованном цокольном этаже. Центральный объем кроме того увенчан ротондой**** с колоннами тонких пропорций.

        Здание это сильно пострадало во время пожара 1812 г. и восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно остается одним из примечательных в Москве. Поставленный на холме дом особенно его центральная часть хорошо воспринимается с различных сторон выглядит величаво и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве автора его таланте как градостроителя. При проектировании зодчий здесь подошел к отдельному зданию как к составной части ансамбля.       

        Наиболее заметный след в истории архитектуры конца 18 в.  оставил замечательный зодчий сочетавший в себе талант художника и инженера М.Ф.Казаков. В отличие от зданий В.И.Баженова произведения М.Ф.Казакова дошли до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности. Архитектура его творений отличается строгостью общей композиции логичным выявлением в наружных формах внутренней структуры здания сдержанностью архитектурных форм.

        Сооружением в котором более ярко проявился широкий диапазон мастерства зодчества считается здание Сената в Московском Кремле. Помимо блестящего архитектурного решения в нем применена технически смелая конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. (наибольшего в те годы в Европе) толщиной всего в один кирпич которым увенчан цилиндрический объем зала заседаний.

       Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова выделяется ансамбль Голицынской больницы в Москве – усадьба с открытым парадным двором – курдонером***** и парком расположенным за центральной частью корпуса на склоне Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его центральный объем с портиком за которым размещен торжественный купольный зал-ротонда являющийся лучшим образцом интерьера классицизма. Купол органически связан как с внутренним пространством зала так и с наружной архитектурой всего здания – пример единства наружных форм и внутренней структуры здания единства художественного и технического замысла.

        Однако такое ансамблевое строительство проводилось только в центральных районах; окраины по-прежнему бессистемно застраивались убогими деревянными и глинобетонными домами бедноты в чем сказалась классовая ограниченность градостроительства. 

        Картуш* – орнамент с завитками по сторонам и полем по середине с вензелями эмблемой надписями.

        Люкарн** - окно для освещения чердака в данном случае подкупольного пространства.

       Портик*** - открытая колоннада установленная у наружной части стены.

        Ротонда**** - круглое в плане строение обычно перекрытое куполом.

        Курдонер***** - парадный двор образуемый выступающими боковыми объемами здания П-образной формы.

Николай Антонович Черкасов                                                      Архитектура (издание 2-е переработанное)

Издательство “Будiвельник” Киев – 1968 год

       Реферат по истории

        тема: Архитектура

периода Российской империи

Ученицы 7 Б класса   Кравчик Ани                         2001год