Автор: Армен Зарьян
Разнообразные и интереснейшие композиции
армянской архитектуры ставят ее в ряд уникальных явлений средневековой
цивилизации.
Проанализировать строительную технику
средневековья, изучить влияния и взаимовлияния, оценить предпосылки развития
культуры данной страны - значит в определенной мере осветить процесс
формирования национальных архитектурных образов, в котором важнейшую роль
играют связь человека с природой и его миросозерцание.
Согласно утверждению итальянского
исследователя, архитектора П. Кунео, своеобразная армянская архитектура
"...с VIII в. соприкасается с другими цивилизациями в результате нашествий
- арабов с юга (VIII в.), турок-сельджуков (XII в.) и монголов (XIV в.) с востока,
а также постоянного общения с грузинским народом на севере, происходивших в
рамках упорного византийско-персидского соперничества. И все эти народы
испытывали, естественно, влияние армянской архитектурной культуры, во многих
принципах более зрелой и развитой".
Значительный вклад в изучение вопросов
истории и теории мировой архитектуры вносит новое поколение итальянских
ученых-архитекторов. Приятно отметить, что многие представители его, проявляют
чрезвычайный интерес к нашей архитектуре. Так, в многотомной работе профессора
Л. Карбонара "Практическая архитектура", в исторических очерках Л.
Бенволо "Религиозная архитектура" дается трактовка армянского стиля,
основанная на многостороннем анализе архитектурных явлений. Такой же подход
характерен и для Т. Бречиа Фратадоки, П. Кунео, Э. Коста и де Мафеи (Институт
средневековых искусств Римского университета), статьи которых помещены в
недавно изданном объемистом каталоге "Армянская средневековая
архитектура" (Рим, издатель Де Лука). Основная мысль в трактовке упомянутых
авторов заключается в следующем: в армянских архитектурных памятниках с
постоянным упрощением используются выразительные возможности различных
сочетаний каменных пилонов, арок, сводов и куполов.
Органическое единство этих разных
элементов для армянских мастеров заключается главным образом в идеально чистой
геометрической структуре. В сооружении ярко выявляется та геометрическая
"модель", которая лежит в основе формирования целого. С другой
стороны, сооружение есть результат изучения объективного мира и применения
определенной строительной системы, основанной на экспериментальной науке.
"Известен своеобразный талант армян в
области точных наук, особенно математики и астрономии, и это обусловливает их
склонность к опытному подходу" (Т. Бречиа Фратадоки). Следовательно, в
архитектурной композиции функциональные требования определяются идеей создания
идеальной объемной структуры. По этой причине отдельные части армянских
архитектурных памятников не расчленены, а едины. Таковы, например, храм Танаат
в Сюнике (V-VI вв.), базилики Гарни (IV-V вв.) и Дираклара (IV-V вв.), где
наличие ризницы и вспомогательных помещений извне не акцентировано; трехнефные
базилики Касаха (IV-V вв.), Егварда (VI в.) с двускатными цельными кровлями,
трехнефные базилики Цицернаванк (Карабах) и Хогоцванк (Демирян, к югу от
Ванского озера), где главный неф выше боковых и освещается окнами в продольных
стенах (западное решение).
Взаимосвязанные столбы и арки в базиликах
гармонично уравновешены, опоры через подпружные арки связывают свод. Переходы
от одного элемента к другому плавные, едва акцентированные наличием капителей
или орнаментов, внутреннее пространство и внешний объем образуют монолитное
единство отдельных архитектурных элементов, в создании которого решающим
моментом было эстетическое понимание формы.
В армянских сооружениях "стены,
образующие сердцевину кладки, с обеих сторон облицовывались тесаными блоками.
Достигнутая таким путем монолитность давала возможность нейтрализовать
нагрузки, свести к минимуму статические задачи и сконцентрировать главную
заботу на организации архитектурных пространств в простых и ясных
геометрических формах" (Т. Бречиа Фратадоки). Как известно, в европейской
средневековой архитектуре доминировали структурные вопросы и задачи
уравновешивания сил, поэтому динамическое решение внутренних пространств
сооружений диктовало форму, будь это в романской или готической архитектуре.
Для армянского архитектора обязательной
была цельность формы, существенное значение которой он видел в ее чистоте.
Сохранившиеся в музеях Еревана, Звартноца и Эрзрума каменные модели
центрально-купольных церквей являются блестящим доказательством подобного
восприятия формы. Обобщая эту мысль, Т. Бречиа Фратадоки утверждает, что
окружность, шар и другие геометрические формы есть те обобщенные истины,
посредством которых армянский строитель выражал космическую ценность искусства
и религии. Чтобы иметь обобщающее значение, форма должна быть простой и
"читаемой". При таких обстоятельствах использование орнаментов должно
быть ограниченным, едва подчеркнутым, как это присуще архитектурному стилю Ани.
В самых ранних армянских сооружениях отдельный объем, даже если он есть (как,
например, две треугольные ниши в восточной стене однопролетной купольной залы
Птгни или арочные бровки на фасадах Аруча), компактен: внешнее не вытекает из
внутреннего, а включает (содержит) его и гармонирует с окружением. Купольные
сооружения типа Мастара и Артика с многогранными абсидами, образующими крест,
дальнейшего развития не получили. Стали преобладать строения типа храма
Рипсиме, крестообразные внутри, с круглыми помещениями, подкупольным барабаном,
возвышающимся на тромпах1. П. Кунео пишет, что в числе "храмов VI-X вв.
известно около 12 зданий этого типа - Рипсиме и Ахтамар... и др., - происхождение
которых в основе является чисто армянским". "Это подтверждается
изучением не только упомянутых памятников, - продолжает П. Кунео, - но и ранее
неизвестного и недавно обнаруженного нами сооружения. Это так называемый храм
"Кизил килисе" (Красная церковь), который находится в Западной
Армении. Интерес, вызываемый этим храмом, велик, ибо, если деталями некоторых
решений он аналогичен храму Рипсиме, то по совокупности архитектурных признаков
и стилевых данных может служить его прототипом. Этой церкви, расположенной
между озерами Ван и Урмия, суждено, видимо, окончательно доказать истину, что
тип Рипсиме является чисто армянским (а не каким-то неопределенным
"кавказским"), так как Красная церковь - древнейший из известных
представителей этого типа. Исходя из общего замысла организма и близости
расположения, можно твердо сказать, что она послужила также прототипом
сооруженной в X веке на берегу Ванского озера столь известной церкви
Ахтамар".
Ознакомившись с историей и культурой
данного народа, невозможно спутать созданные им формы с формами других народов.
Армянин, как это заметили итальянские исследователи, смог создать сотни
вариаций той же темы, постоянно устанавливать новые связи между архитектурными
композициями, т. е. человеком и природой. Создавая новые формы, армянин,
следовательно, не поклоняется им, а выражает свободу своего существа.
"Посредством созданных им архитектурных произведений он демонстрирует свое
действенное участие в формировании природы, свою деятельность по созиданию,
планированию и результативному исследованию предметного мира" (П. Кунео).
Связь архитектурной композиции с природой
двояка, поэтому органическая целостность армянских сооружений двойственна - это
"внешний объем" и "внутреннее пространство". Внутреннее
пространство подчиняется законам отраженного света, внешний объем - прямым
солнечным лучам. Форма, с этой точки зрения, есть светотеневая реальность. Т.
Бречиа Фратадоки, подчеркивая это, приводит в пример купол армянских церквей,
который только изнутри может "символизировать небо, ведь небесный свод
непостижим, поэтому изобразить его невозможно".
Армянские строители покрывают купол
конической кровлей, которая концентрирует вокруг себя весь организм церкви, как
устремленный ввысь символ веры, господствующий над местностью. Вот почему
колокольни в армянских церквях являются элементом привнесенным, чуждым и
неорганичным. И не случайно, что в Санаине и Ахпате армянские мастера возвели
колокольню отдельным зданием. В армянских сооружениях внутреннее пространство
большей частью лишено изразцов и стенной росписи, оно полностью упорядочено и
завершено, так что можно одним взором охватить целое. Внутреннее пространство
-это "внутренний мир, исполненный глубокого смысла", а извне - перед
нами предстает "лучезарное сооружение". При этом армянские памятники,
расположенные в различных, порой неожиданных местах, как отмечает П. Кунео,
являются развитием определенных начальных тем, свидетелями того, как разнородна
и в то же время едина культура страны.
Таковы в общих чертах идеи итальянских
исследователей об армянской архитектуре.
Другие работы по теме:
Каганкатуйк
Каганкату́йк Каланкатуйк (арм. Կաղանկատույք) — село (поселок) в провинции Ути Арандзнак области Утик Великой Армении.[1] Известно как родина Мовсеса Каганкатваци[1], впервые упоминается последним в повествовании об албанском царе Вачагане в книге «История страны Алуанк»:[2]
К востоку от Византии фильм
Введение 1 Главные герои 2 Сюжет 2.1 Эпизод I 2.2 Эпизод II 2.3 Эпизод III 2.4 Эпизод IV Введение К востоку от Византии (англ. East of Byzantium, арм. Բյուզանդիաից արևելք) — фильм, снимающийся в Голливуде, выйдет в 2011 году, экранизирующий одну из самых великих битв в истории Армении. 100 тысяч армян под предводительством Вардана Мамиконяна встретились на Аварайрском поле с 214-тысячной персидской армией Сасанидов.
Искандер Мунши
Введение 1 Происхождение 2 Творчество Список литературы Введение Искандер Мунши — (Искандер-бек Туркеман «Мунши» азерб. İskəndər bəy Tьrkəmən Məhəmməd Yusif Mьvərrix Mьnşi) — персидский[1][2] историк, крупнейший представитель придворной историографии Сефевидов, при шахах Мухаммаде Худабенде и Аббасе I[3].
Авдалбегян, Тадэос Айрапетович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Тадэос (Тадеос, Тадевос) Айрапетович Авдалбегян (15 октября 1885, Маку, Персия — 1937) — выдающийся армянский учёный-энциклопедист (историк-археолог, марксистский экономист и филолог-лингвист).
Иване Мхаргрдзели
Иване I Мхаргрдзели (Закарян (груз. ივანე მხარგრძელი, арм. Իվանե Զաքարյան[1]) (год рожд. неизв — ум. 1227 год) — грузинский и армянский[2] дворянин в конце XII - начале XIII веков.
Айраратское царство
Введение 1 Возникновение 2 Описание 3 Конец существования 5 Источники Список литературы Введение Араратское царство (арм. Արարատյան թագավորություն) либо Айраратское царство (арм. Այրարատյան թագավորություն) — древнее государство, существовавшее в северо-восточной части Армянского нагорья в IV–III веке до н. э.
Хлебные карточки
Введение 1 Хлебные карточки во время Ленинградской блокады 2 Хлебные карточки оккупационных властей 3 Хлебные карточки во время блокады Армении Список литературы
Марк Витрувий Поллион
Введение 1 Биография 2 «Десять книг об архитектуре» 3 Переводы Список литературы Введение Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Качазнуни, Ованес
Ованес Качазнуни (1868—1938) — деятель армянского национального движения начала XX века, член партии «Дашнакцутюн», премьер-министр Республики Армении (1918—1919).
Башкале
Адамакерт (арм. Ադամակերտ), Башкале (тур. Başkale) — город и район в 78-80 км от озера Ван на берегу реки Мец Зав (левый приток Тигра).[1] Находится на востоке Турции в иле Ван в Западной Армении. Высота над уровнем моря — 2250 м.
Багаран
(арм. Բագարան, дословно «обиталище богов») — исторический город в области Айрарат Великой Армении, одна из 13 столиц Армении. Располагался на правом берегу реки Ахурян у её впадения в Аракс.
Карин наанг Великой Армении
Ка́рин (арм. Կարին, также «Высокая Армения» ( Бардзр Айк , арм. Բարձր Հայք), у греко-римских авторов «Каренитида») — область Великой Армении, район города Эрзерума; также армянское название города Эрзерума.
Ервандашат
(арм. Երվանդաշատ) — вторая столица древней Армении[1] после Армавира, был основан последним представителем династии Ервандуни царем Ервандом IV[1][2][3] около 200 г. до н. э.[2]. Оставался столицей Армении до перенесения царской резиденции в город Арташат[2] во II веке до н. э..
Марш смерти книга
Введение 1 План Введение 2 Мнения 3 Интересные факты Список литературы Введение Марш смерти — книга Ровшана Мустафаева, директора института по правам человека Национальной академия наук Азербайджана. Издана в Иерусалиме, в 2008 году. Посвящена преступлениям армян против еврейского народа.[1] Награждена дипломом Международного фонда «Евразия-Пресс».[2]
Карин-Пахлевиды
(Пехлеви, Пахлеви, англ. Kвren-Pahlav, Pehlevi, Pahlavi) — парфянская владетельная династия, одна из семи великих домов Парфии, сохранившие свое положение и власть и после прихода к власти династии Сасанидов. Наименование «Пахлав» означает «Парфянин».
Живописный стиль
(англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке.
Ерванд
Ерванд (Оронт) — имя персидского происхождения. Это имя носил ряд сатрапов, а затем царей Армении (ахеменидской сатрапии Восточная Армения, затем Араратского царства), из династии Ервандидов. Из них особо известны: Ерванд I (ок. 401—344 до н. э.), родоначальник династии, упоминаемый в «Анабасисе» Ксенофонта (кн.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Ван город, Турция
(тур. Van,арм. Վան, курд. Wan) — город на востоке Турции, близ восточного берега озера Ван. Административный центр (центральный район, меркези) и крупнейший населённый пункт ила Ван. Население составляет 312,5 тыс. жителей (2009).
Закавказская Демократическая Федеративная Республика
Закавказская Демократическая Федеративная Республика Закавка́зская Демократи́ческая Федерати́вная Респу́блика ЗДФР ) — государственное образование в Закавказье, провозглашённое Закавказским сеймом 22 апреля 1918 года. Правительство и министерство иностранных дел ЗФДР возглавил А.
Армавир город, Армения
План Введение 1 Античность и средневековье 2 Города-побратимы Список литературы Введение Армави́р (арм. Արմավիր, до 1932 — Сардарапат, до 1992 — Октемберян) — город в Армении, население — 33 800 человек. Расположен в Араратской долине, у южной подошвы горы Арагац.
Армянский рубль
Армянский рубль (арм. ռուբլի, рубли) — независимая валюта Республики Армении и Армянской Советской Социалистической Республики в период с 1919 год по 1923 годы. Был введён в обращение взамен первого закавказского рубля и был заменён в обращении на второй закавказский рубль после вхождения Армении в ЗСФСР.
Вторая Армения
Не следует путать с Второй армянской республикой (Армянской ССР). Вторая Армения — область в исторической Армении. В разные времена под Второй Арменией понимались различные территории:
Сюни, Рональд Григор
План Введение 1 Труды 2 Критика в Армении Список литературы Введение Рональд Григор Сюни (англ. Ronald Grigor Suny) — американский историк армянского происхождения, профессор политической и социальной истории Мичиганского университета, заслуженный профессор политологии Чикагского университета.
Хьюсен, Роберт
Роберт Хьюсен (англ. Robert H. Hewsen) — американский учёный-кавказовед, специалист, главным образом, по изучению истории Армении и Кавказской Албании[1][2].
Армянская община Глендейла Калифорния, США
План Введение 1 Политика 1.1 Армяне — мэры Глендейла 2 Известные армяне Глендейла Список литературы Введение Армянская община города Глендейл (штат Калифорния, США) — одна из крупнейших городских армянских общин за пределами Армении. Согласно переписи населения США (2000), численность армян в Глендейле составляла 53,8 тыс.[1], или 27,6 % населения города, при том что в 1990 году армянская община насчитывала лишь 31,4 тыс.[2]
Анийское царство
План Введение 1 История 1.1 Возникновение 1.2 Расцвет 1.3 Падение Список литературы Введение Ани́йское царство (или Багратидская Армения, Армянское Царство Багратидов)— феодальное государство армян, существовавшее с 860-х годов по 1045 год. С 961 столицей царства был город Ани, ныне находящийся на территории Турции.
Багаберд
Багаберд (арм. Բաղաբերդ) (Капани берд) — крепость в Армении в области Сюник, между городами Капан и Каджаран, недалеко от села Давид Бек и места слияния рек Гехи и Вохчи. Крепость располагалась на высоте 200 метров над уровнем реки.[1]
Анийский собор
Кафедральный собор Святой Девы в Ани , или Анийский собор — армянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 989—1001 годах по проекту архитектора Трдата.
Давид-Бек
Давид-Бек (арм. Դավիթ Բեկ, ? — 1728) — деятель освободительного движения против иранских и турецких завоевателей Армении.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Нахарар
(арм. նախարար, дословно: «первозданный», «первородный») — армянский дворянский титул. 1) Глава потомственной придворной службы-нахарарства при царском дворе в Армении или королевском дворе в Киликийской Армении. Почётная должность нахарара была прерогативой самых влиятельных великокняжеских родов и передавалась по наследству от отца к старшему сыну.
Армения
Армения — государство в Закавказском регионе Западной Азии. Граничит на севере с Грузией, на востоке—с Азербайджаном, на западе и юге — с Турцией.
Армяне
Армяне (самоназвание - хай), народ, основное население Армении. Основные страны расселения: Армения - 3084 тыс. человек.