Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)

Рефераты по архитектуре » Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга) Скачать
Летний Сад
Краеведение
Реферат
WinWord
Костюченков Александр sakost@mail
1999 школа № 411. Отлично.
Реферат на выпускной экзамен.


Оглавление

Вступление 1
Глава 1. Историко-художественный очерк 2
Глава 2. Садово-парковый ансамбль 12
Глава 3. Скульптура 14
Глава 4. Архитектурные памятники 17
Глава 5. Дворцовые интерьеры 19
Глава 6. Декоративно-прикладное искусство 22
Глава 7. Живопись 25
Глава 8. Летний сад в стихах 28
Заключение 30
The Summer Garden 31
Список использованной литературы 34



Вступление.


Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Справедливо называют. Сотни зданий набережных мостов - великие творения зодчих. Десятки памятников на его площадях и в скверах - выдающиеся достижения скульптуры. По улицам города и впрямь можно ходить как по музею.

Но и просто музеев в Санкт-Петербурге предостаточно. Больших и маленьких старинных и новых. Если добавить к ним постоянно действующие выставки количество Санкт-Петербургских музеев немного до сотни не дотянет. В них хранится более 14 миллионов ценнейших памятников материальной культуры.

По музеям можно ходить как по эпохам. Загляните они покажут вам как жили фараоны Древнего Египта какие изумительные картины и скульптуры оставила потомкам эпоха Возрождения. В музейных экспозициях можно увидеть далеких предков наших сегодняшних умнейших станков и приборов встретиться с папуасом из Полинезии полюбоваться рукотворными чудесами народных умельцев каких больше нигде и не увидишь.

Нет совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.

А Летний сад-это ведь не только сад но и музей скульптуры. И действительно под открытым небом.

Музей-это собеседник с которым всегда интересно поговорить. Музей-это еще и книга на каждой странице которой можно открыть для себя что-то новое. Музей-кладовая сокровищ и огромная страна которую населяют ушедшие века отгремевшие войны хранятся истоки научных открытий.

В музеях живет красота и щедрость. И есть у них один секрет: покидая музей вы выходите из него богаче чем были когда входили в его двери.

Таким образом целью моего реферата является посещение уникального музея под открытым небом-Летнего сада. Я стремлюсь узнать не только о скульптурном убранстве но и об архитектурных памятниках садово-парковом ансамбле дворцовом интерьере и т.д.. Поэтому тема моего реферата предполагает многогранность и обилие информации. Однако я постаралась чтобы реферат не был лишен логической стройности изложения содержания что чрезвычайно важно для читателя.


Глава 1.

Историко-художественный очерк

Среди замечательных исторических и архитектурных памятников связанных с основанием Санкт-Петербурга одно из первых мест по праву отводится Летнему саду и Летнему дворцу Петра .

Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны Петербург неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под Полтавой в 1709 г. Петр осуществляет свое давнишнее намерение перенести столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись большие архитектурно-строительные работы.

История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые упоминания о нем встречаются в письмах Петра датированных мартом 1704 г. Внимание царя искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые участки сразу привлекло место близ главного русла Невы у истока Безымянного Ерика (река Фонтанка) - там где ранее находилась усадьба шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.

На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром Летний сад хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка сохранил черты русских подмосковных садов Vв. где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории а огород с грядами овощей теплицей плодовыми деревьями оранжереями где хранились в зимнее время южные растения - остальную территорию граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три года - говорил царь - буду иметь сад лучше чем в Версале у французского короля”.

Петр сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции. В создании дворцово- паркового ансамбля принимали участие русские и западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен К. Шредер И. Сурьмин С. Лукьянов И. Яковлев архитекторы Н. Микетти Ж.-Б. Леблон И. Матвеев М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.

Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три этапа.

Неизвестно кем был начерчен первоначальный план Летнего сада. Существует предположение что автором его был сам Петр . Современную территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал палаточный военный лагерь. Существует предположение что здесь была временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711 г. Летний сад ограничивался лишь участком на котором в настоящее время располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными растениями из оранжерей.

В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном Матвеевым по проектам которого сооружались первые фонтаны.

В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный парк с узорными цветниками люстгаузами фонтанами водоемами.

В связи со строительством фонтанов которые располагались на площадках Главной аллеи начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до настоящего времени Лебяжий канал соединяющий Неву с Мойкой представлял собой ”копань” прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной местности.

В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.

Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его строительства. Приглашенный в Россию Петром Леблон считался ранее автором окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План составленный в 1716-1717 гг. объединил Марсово поле Михайловский сад и часть участка Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки где был построен дворец Екатерины .

В последние годы жизни Петра его летняя резиденция на невских берегах- это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра а описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в архивных документах и графических материалах.

Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против первого Летнего дворца. Этот дворец так же как и первый был выстроен в два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было несимметричным а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен но основные работы проводились М. Г. Земцовым который закончил их в 1725 г.

Уже после смерти Петра в  г. на берегу Невы была построена “Зала для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора М. Г. Земцова это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс явилось прообразом дворцов середины Vв. Название сооружения говорит само за себя. Первым “славным торжествованием” устроенным здесь стала свадьба дочери Петра Анны Петровны с герцогом Голштинским.

На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы после его смерти были продолжены И.Маттарнови Н. Микетти Ж.- Б. Леблоном и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа мерцанием раковин мелких вкраплений разноцветных камней толченого стекла и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее пещеру созданную самой природой. К сожалению во второй половине Vв. грот был превращен в обычный павильон а в 1777 г. во время наводнения почти полностью разрушен.

Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны украшавшие сад. К середине Vв. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов. Петр был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа которая была осуществлена в 1720-х гг.

Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра . Например Екатерина в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете” приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В противоположном правом “кабинете” несколько позднее в 1736-1738 гг. был устроен фонтан “Лакоста” названный в честь любимого шута Петра бывшего гамбургского маклера Ла-Косты.

Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным если не проследить как же осваивались другие участки дворцово- паркового комплекса. Третий Летний сад находившийся на месте нынешнего Михайловского предназначался для резиденции Екатерины . Планировка его была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был Летний дворец Екатерины названный во многих документах “Золотые хоромы”. И действительно по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это сооружение архитектура которого типична для первых петербургских зданий строилось одновременно с Летним дворцом Петра  но было разобрано во второй половине Vв.. Здание располагалось на берегу Мойки может быть на месте павильона Росси в Михайловском саду.

Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая коллекция мраморной скульптуры что являлось обязательным для регулярного парка. В первой четверти Vв. собрание насчитывало до двухсот статуй скульптурных групп бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна.

Мраморные бюсты группы статуи заказывались и покупались в мастерских Венеции и Рима.

Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр  Для этой цели специально были посланы в Рим доверенные лица.

Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский Юлий Цезарь Август и др.).

Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра В эпоху когда аллегория была в большой моде уже в названиях многих статуй таких как “Слава” “Архитектура” ”Мореплавание” отразилась история России начала Vв.- победы в Северной войне основание морского флота строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно выделить группу так называемых “добродетелей” вероятно более многочисленную в начале Vв.. Из сохранившихся до настоящего времени наиболее показательны “Истина” с солнечным диском в руке символом света и просвещения и “Искренность” с рукой на голове льва что означало победу добродетели опирающейся на величие души.

Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры мифологического содержания- статуи изображавшие в основном античных богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны а дальше на третьей площадке собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических персонажей: “Флора” “Церера” “Вертумн” ”Помона”.

Сохранилось много описей V-вв. по которым можно судить что количество и местонахождение скульптур постоянно менялось.

Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам. Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и изобилие” “Ништадтский мир”).

С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина” “Искренность” а также изображения муз.

Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра 

Летний дворец Петра - единственное сооружение сохранившееся с начала V в. в Летнем саду. В 1701г. место где расположен Летний дворец называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен в сторону парка.

На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь так как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712 гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец автором проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала в. приписывали авторство другим мастерам в частности Андреасу Шлютеру.

В настоящее время известно что начавшиеся в 1710 г. работы по сооружению самого здания были закончены через два года а отделка его продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные особенности этого сооружения такие как четкость планировки когда небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы простота архитектурных форм подчеркнутая скромность декорировки фасадов были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти V в.. Этот стиль получил название петровского барокко.

В Летнем дворце Петра так же как и во многих других сооружениях скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени. Фасады украшают 29 намазных барельефов расположенных между окнами первого и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют скорее декоративные композиции. Среди авторов по эскизам которых могли быть выполнены барельефы исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона А.Шлютера Г.И. Маттарнови.

В Летнем дворце Петр жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра а второй-комнаты Екатерины и детей. И хотя дворец не был парадным его внутреннему оформлению уделялось огромное внимание.

Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени. Стены были украшены различными тканями декоративной росписью лепкой резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили живописные плафоны а полы были настланы паркетные наборного дерева. Притом декоративное оформление соответствовало назначению той или иной комнаты. Так стены спален были затянуты бархатом поварни облицованы изразцами а танцевальную украсили китайские шелка. В начале V в. дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах развешиваются царские портреты картины западноевропейских мастеров.

Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю. Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы и постепенно царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами английскими столами и стульями уютными голландскими поставцами. Но многие предметы мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.

В Летнем дворце после смерти Петра и Екатерины как предполагают на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование Александра и Николая одно из первых каменных зданий Петербурга сдается внаем на летний период крупным царским сановникам таким как князь Горчаков князь Лобанов-Ростовский министр финансов Канкрин.

С середины в. современники начинают осознавать историческое и архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается и только изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1920-х гг. здание используется как выставочное помещение отдела быта Государственного Русского музея.

С 1934 г. Летний дворец Петра стал историко-бытовым мемориальным музеем. Началась кропотливая работа по подбору коллекции нового музея которая продолжается уже более шестидесяти лет. В настоящее время не во всех комнатах можно увидеть вещи принадлежащие Петру в целом убранство интерьеров здания соответствует стилю начала V в.

Летний сад в первой половине V в. оставался местом проведения иллюминаций и торжеств принимавших все более пышный характер. Поэтому царская резиденция продолжает развиваться и наконец в 30-40-х гг. V в. достигает блестящего расцвета. Этот период в истории самого старого сада города связан с деятельностью выдающегося архитектора В.В. Растрелли. Работа в Летнем саду стала первой пробой сил мастера. По его проекту возводится деревянный летний дворец Анны Иоанновны куда императрица переезжает в 1732 г.. Здание располагалось вдоль Невы на месте “Залы для славных торжествований” по этому случаю разобранной.

Страницы: 1 2 3 4