Памятники
Великой
Отечественной войны
в Санкт-Петербурге
Петербургу
скоро исполнится триста лет. И, любуясь его великолепием, всякий раз
поражаешься, что этот город-музей, пронизанный историческими ассоциациями, по
существу, еще очень молод.
|
История
здесь воспринимается не как далекое прошлое, а как нечто близкое,
непосредственно связанное с современностью, с собственной судьбой. Почти
зримо представляешь себе, как порывистый, неутомимый Петр впервые решительно
ступил на болотистый невский берег; как по улицам Выборгской стороны
пробирался в Смольный Ульянов-Ленин осенью 1917 года, чтобы начать
вооруженное восстание; как по обледенелым набережным спускались к Неве за
водой истощенные жители блокадного Ленинграда… |
В
этом главное отличие Петербурга от других крупнейших культурных центров мира и
один из секретов его притягательности. История Петербурга не уходит корнями в
древность, как, скажем, история Рима или даже Москвы, ее можно охватить в
памяти целиком, хотя и она богата эпохальными событиями. Неизбежное погружение
в исторические размышления при созерцании красоты города приподнимает над
суетной повседневностью, наполняет душу обилием возвышенных впечатлений и
раздумий.
По
многим странам ближнего и дальнего зарубежья разбросаны памятники героям и
жертвам последней войны, которая у нас называется Великой Отечественной.
Памятники и мемориалы эти разные: от скромных фанерных пирамидок со звездой до
грандиозных монументов в берлинском Трептов-парке или на горе Геллерт в
Будапеште. Мирными ночами они ведут между собой молчаливую перекличку скорби,
памяти и славы.
Мемориальное Пискаревское кладбище
Тяжелым
испытанием, выпавшим на долю Ленинграда, была Великая Отечественная война и
900-дневная блокада. Более миллиона его жителей пожертвовали своей жизнью, но
не сдали город врагу. Девятьсот дней героизма, равного которому не знает
мировая история. В память об этом времени на Пискаревском мемориальном кладбище
установлена статуя скорбящей Матери-Родины. "Никто не забыт и ничто не
забыто..."
Родина-мать
неотрывно смотрит на надгробья павших детей своих в тишине Пискаревского
кладбища в Ленинграде. Местом массовых захоронений стало Пискаревское кладбище:
только за 2,5 месяца здесь было зарыто 20 тысяч покойников.
В
этих торжественных и скорбных монументах выражены боль и трагедия горожан.
Сюда, на Пискаревское и Серафимовское кладбища, приходят и многие гости
Петербурга - отдать дань уважения городу и горожанам - старикам, детям,
женщинам, воинам, погибшим в кольце вражеской блокады, но не сдавшимся.
Истощенная и истерзанная фашизмом страна преклонялась перед подвигом города-героя,
устоявшего в 900-дневную блокаду и не только выжившего, но и сумевшего помочь
фронту оружием.
Парк Победы
Сразу же после войны горожане
заложили два парка Победы - на Московском проспекте и на берегу Финского
залива, там, где еще до войны началось сооружение самого большого в городе
спортивного стадиона. Эти парки стали как бы символом торжества жизни. Сегодня
они манят тенистыми аллеями.
Монумент защитникам города
И спустя много лет не гаснет в сердцах петербуржцев благодарность тем, кто отдал
за них жизнь. В тридцатую годовщину со дня окончания войны недалеко от бывшей
линии фронта, на площади Победы, 9 мая 1975 г. был открыт грандиозный монумент
защитникам города.
Над
небольшой площадкой, входящей в комплекс площади Победы, как бы висит колоссальное
бронзовое кольцо, символизирующее разорванное кольцо блокады. В середине на
постаменте из черного полированного лабрадорита скульптура "Блокада"
работы М.Аникушина. У ее подножия две фигуры -- рабочий-ленинградец и солдат
встали плечом к плечу. Расходящиеся влево и вправо гранитные параллелепипеды
несут на себе бронзовые изваяния тех, кому Ленинград обязан славой и самой
жизнью.
Эта
увековеченная благодарная память, выраженная архитектурными и пластическими
средствами, производит, конечно, колоссальное впечатление.
В 1978 г. был открыт памятный зал, где хранятся
подлинные реликвии блокадного времени и Летопись блокады Ленинграда: 900
бронзовых аистов, на которых день за днем запечатлен ход событий героической
эпопеи.
Государственный мемориальный музей обороны и блокады
Ленинграда
Это
единственный в мире военный музей, созданный в дни Великой Отечественной войны.
Экспозиция музея рассказывает об истории битвы за Ленинград в период с 1941
года по 1944 год, о жизни города в условиях 900-дневной блокады. В экспозиции
представлены личные вещи участников Ленинградской битвы, фронтовые письма и
фотографии бойцов армии и флота, оружие и награды, живопись и графика фронтовых
художников. Значительное место в экспозиции посвящено блокаде города, работе
промышленных предприятий, учреждений культуры, школ, бойцам МПВО и т.д. В зале
представлены продукты питания и воспроизведена типичная ленинградская квартира
блокадных лет. К 50-летию Победы открыта новая экспозиция. На западном берегу
Ладожского озера в пос. Коккорево находится филиал музея обороны и блокады
Ленинграда. В ноябре 1941 г. здесь размещался командный пункт по организации
ледовой дороги, а затем штаб Военно-автомобильной дороги.
Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда”
Музей-заповедник
“Прорыв блокады Ленинграда” создан в Южном Приладожье на местах ожесточенных
боев за Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Его художественной и
идейной доминантой является музей-диорама, посвященная прорыву блокады
Ленинграда в январе 1943 года и размещенная в пандусе Новоладожского моста у
деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области.
Создатели
диорамы – ленинградские художники и ветераны войны и участники ленинградской
эпопеи Ю.Н. Гариков, Л.В. Кабачек, БВ. Котик, Н.М. Кутузов, Г.К. Молтеннинов,
Ф.В. Савостьянов в диорамных образах и сюжетах воскресили события 7 дней
ожесточенных боев (с 12 по 18 января 1943 года) операции “Искра”, ставшей
переломным моментом битвы за Ленинград 1941-1944 годов.
Художественно-документальное
полотно размером 40*8 метров передает накал сражения, развернувшегося на
левобережье Невы под Шлиссельбургом. Единством живописи и объемного
макетирования достигается пространственная глубина и создается “эффект
присутствия”, позволяющий зрителю ощутить себя непосредственным участником
событий. Крупным планом на диораме показаны боевые действия двух советских
фронтов – Волховского и Ленинградского, которые в семидневном сражении
разгромили немецко-фашистскую группировку встречным одновременным ударом и
встретились южнее Ладожского озера, прорвав блокаду Ленинграда. Месяц спустя
Ленинград был воссоединен со страной посредством железнодорожной ветки – Дороги
Победы, которую проложили в освобожденном районе, обеспечивая доставку продовольствия
и военных грузов в Ленинград вплоть до его окончательного освобождения в январе
1944 года.
Предметный
план диорамы представляет композицию из окопов, блиндажей, огневых точек, ходов
сообщения, остатков вооружения и снаряжения. Глубина предметного плана – от 4
до 8 метров.
Музей-диорама,
первый и пока единственный музей такого рода в Санкт-Петербурге, был открыт 7
мая 1985 года.
Пригород
На
центральной площади города Кировска ( в 1,5 км от диорамы) находится
выставочный зал музея-диорамы, где проходят разного рода выставки и
организуются мероприятия, сыскавшие популярность далеко за пределами Кировского
района.
В
трех километрах от д. Марьино, на южной окраине Кировска, находится
мемориальный комплекс “Невский пятачок” Этот небольшой левобережный плацдарм,
захваченный у неприятеля в сентябре 1941 года, стал своеобразным ключом к
Ленинграду. Он приковал к себе вражеские войска почти на два года, не давая им
продвинуться вперед. Именно на этом участке Ленинградского фронта, где
предпринимались неоднократные попытки прорыва блокады, в боях так называемого
местного значения решалась судьба Ленинграда.
Мемориальная
зона занимает площадь 50 га. Ее композиционным центром является Рубежный камень
– на семь метров приподнятые над невским берегом два куба, чугунный и
гранитный, символизирующие единение и непоколебимость доблестны защитников
города. Авторами мемориального комплекса “Невский пятачок” являются архитекторы
М.Л. Хидекель и О.С. Романов, художник Г.Д. Ястребенецкий.
Старинный
русский город Шлиссельбург, находящийся на Ладожском берегу у истока Невы, в
1941-1943 гг. Пережил оккупацию.
Со
дня взятия Шлиссельбурга немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 года
ведет счет дням блокадная летопись Ленинграда. Именно в этот день Ленинград был
отрезан от Большой земли и стал поддерживать связь со страной только по
легендарной Дороге Жизни, проложенной по Ладожскому озеру. В деревне Кобона на
его восточном берегу, которая в блокадную пору была крупным транспортным узлом,
в настоящее время открыт филиал музея-диорамы музей “Дорога Жизни”.
Литература:
1.
Дмитрий Шерих «Петербургская
история»
2.
Ефлов В.Б. «Памятники Карельского
перешейка»
3.
Медведев П.П. «Памятники
архитектуры»
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Петровские ворота Петропавловской крепости
План Введение 1 История Список литературы Введение Петро́вские воро́та — триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко.
Церковь Симеона и Анны
Цйрковь Симео́на и А́нны (официальное название — церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы, памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга.
Смольный монастырь
Смольный монастырь Смольный монастырь (Воскресенский девичий Смольный монастырь) — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой.
Торговая журналистика 1820-30-х годов
В Санкт-Петербурге - две школы журналистики. Первая из них - это торговая, была основана в 1825 году Фаддеем Венедиктовичем Булгариным, скользким человеком с коммерческими интересами.
Ратиев, Иван Давидович
Иван Давидович Ратиев (Ратишвили) (?—1825) — князь, генерал-майор, участник русско-польских войн. Происходил из грузинских князей, сын подполковника Давида Юрьевича Ратиева, родился в Санкт-Петербурге.
Разумовский, Кирилл Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Смерть 3 Адреса в Санкт-Петербурге 4 Адреса в Батурине Введение Кири́лл Григо́рьевич Разумо́вский (при рождении Розум) (1728—1803) — российский государственный деятель, граф с 1744, генерал-фельдмаршал, последний гетман Войска Запорожского с 1750 по 1764 год.
Садовников, Василий Семёнович
Васи́лий Семёнович Садо́вников (16 (28) декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график.
Воронихин, Андрей Никифорович
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Адреса в Санкт-Петербурге Список литературы Введение Андре́й Ники́форович Ворони́хин (17 (28) октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля (5 марта) 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Рункевич, Стефан Григорьевич
Стефан Григорьевич Рункевич (1867(1867) — 1924) — российский писатель, обер-секретарь Священного Синода, приват-доцент Санкт-Петербургского государственного университета и член учебного комитета при Священном Синоде.
Алексеев, Пётр Алексеевич революционер
Введение 1 Биография 2 Адреса в Санкт-Петербурге 3 Память о Петре Алексееве Список литературы Введение Пётр Алексе́евич Алексе́ев (14 (26) января 1849, деревня Новинская Смоленской губернии — 16 (28) августа 1891) — один из первых российских рабочих-революционеров, ткач.
Англо-русское соглашение 1907
года Петербургское соглашение 1907 года — разграничивало сферы влияния России и Британской империи в Азии, положило конец «Большой игре» в Азии и завершило складывание тройственной Антанты. Было подписано в Санкт-Петербурге 18 (31) августа 1907 года министром иностранных дел А. П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном.
Киселевский, Иван Платонович
Иван Платонович Киселевский (1839—1898) — русский артист. Закончил морской кадетский корпус, затем был мировым посредником Петергофского уезда и старшим нотариусом курского окружного суда. В 1873 поступил на сцену, играл в провинции, в 1879—1886 в Санкт-Петербурге, затем в Москве; неоднократно приезжал с частными труппами в Петербург.
Святой Николай ботик
Введение 1 История до Революции 2 История после Революции Введение «Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Известен как «дедушка русского флота».
Райнеггс, Якоб
Якоб Райнеггс (нем. Jacob Reineggs, наст. фамилия Энхлих, 28 января 1744, Айслебен — 1 марта 1793, Санкт-Петербург) — авантюрист и дипломат XVIII в., родом из Саксонии.
Петербургская конвенция 1810
года — политическое соглашение между Россией и Францией, подписаное в Санкт-Петербурге 4 (16) января 1810 года и направленное, в первую очередь, на урегулирование «польского вопроса». Конвенция была подписана со стороны Франции — послом А. Коленкуром, со стороны России — графом Н. П. Румянцевым
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Пётр Петрович царевич
Царевич Пётр Петрович (1715—1719), сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве. Родился в Санкт-Петербурге 29 октября (9 ноября) 1715 года, через 17 дней после своего тёзки и племянника — великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II). В честь царевича говорились «похвальные слова» (Феофан Прокопович), ему посвящались книги (Пётр Шафиров, «Рассуждение» о причинах к началу русско-шведской войны).
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Русско-американская конвенция 1824
Русско-американская конвенция (1824) Русско-американская конвенция 1824 года — конвенция, подписанная 5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге между Россией и США об упорядочении отношений в северо-западной части Северной Америки.
Берхман, Пётр Фёдорович
Берхман, Пётр Фёдорович Пётр Фёдорович Берхман (1749—1803) — генерал-поручик, командир лейб-гренадерского полка, командующий войсками в Санкт-Петербурге.
Алексеев, Фёдор Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Работы 3 Библиография Введение Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
Югов, Арон Абрамович
Арон Абрамович Югов (наст. фамилия Фрумсон ; 1886 ,Ростов-на-Дону — 1954) — российский социал-демократ. Меньшевик с 1903 года. Занимался нелегальной революционной работой в Ростове-на-Дону, Мариуполе, Одессе, Севастополе, Санкт-Петербурге, Москве.
Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург
В 1712 году столица России (до 1918 года)[1] была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Там был основан первый в России город, построенный по европейским канонам. В него была перенесена столица, так как этот город был ближе к Европе и производил лучшее впечатление на иностранцев.
Перенос столицы России из Санкт-Петербурга в Москву
План Введение 1 Предыстория 2 Перенос 2.1 Предпосылки 2.2 Москва как столица в 1728—1730 годах 3 Последствия Список литературы Введение В 1727 году во время правления российского императора Петра II столица России де-факто (до 1730 года) была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, хотя формально столицей остался Санкт-Петербург[1].
Петербургская декларация 1868
План Введение 1 История 2 Замечания Введение Санкт-Петербургская декларация 1868 года «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль» — международное соглашение заключенное 29 ноября (11 декабря) 1868 года в Санкт-Петербурге. Декларация запретила использование в армиях европейских стран снарядов, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом.
Анрикес, Бенуа-Луи
Бенуа-Луи Анрикес (фр. Benoit-Louis Henriquez; 1732 - 1806) — французский гравёр, ученик Дюпюи [1]. Бенуа-Луи Анрикес родился в 1732 году. С 1769 по 1779 год жил в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Императорской академии художеств.
Павел I
Павел Петрович – российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге.
Федор Александрович Эмин
Федор Эмин родился в 1735 году в Польше. В России он прославился как замечательный журналист и автор приключенческих романов.
Земцов М.Г.
Родился в Москве. Учился при Оружейной палате. В Санкт-Петербурге с 1709 г.; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии.
Брюллов А. П.
Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова.
Чевакинский С.И.
Архитектор. Из обедневшего старинного дворянского рода. Определен сначала в Московскую школу навигационных наук, а в 1729 г. в Морскую академию в Санкт-Петербурге. В 1732 г. взят Н. К. Коробовым в ученики.