Вологда.

Муниципальное образовательное учреждение

Среднеобразовательная школа №41

Реферат

по технологии

на тему:

«Город восьми столетий»

Автор:

Иванова Яна

класс 11Г

Руководитель:

Вологда 2007 г.

Содержание:

1. Введение

1.2 Колокольня Софийского Собора – памятник XVII-XIX вв

2. Из глубины веков до наших дней. Панорама города важнейшие исторические событие особенности архитектурных памятников

2.1. Памятник 800-летия Вологды

2.2. Вологда в XV-XVI века история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в

2.3 Историкоархитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник

2.4 Вологда в памятниках архитектуры XVII в. (церковь Константина и Елены Спасо-Всеградский собор легенда о моровой язве)

2.5 Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского

2.6 Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии.

272.7 «Такой город в России один» - деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого – памятник архитектуры XVIII в.).

2.8 Современный город – Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и перспективы развития

3. Заключение. Библиография. Итоги экскурсии


1.Введение.

Вологда – один из древнейших городов России. Благословленная святыми и основателями монастырей зело украшенная разных стилей храмами деревянной архитектуры застройками и зелеными древонасаждениями. Вологда – на протяжении нескольких веков служившая исходным пунктом системы рек открывающих пути в Западную Европу в Зауралье и в Сибирь. Вологда – с признательностью вспоминаемая сотнями тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда и сотнями тысяч солдат четырех фронтов лечившихся здесь в годы Великой Отечественной войны. Вологда – славная именами поэтов и прозаиков иконописцев и художников героев многих войн и ученых прославивших своим трудами Россию.

Варлам Шаламов выделил четыре Вологды. Но она еще более многолика. Своя родная и… Она омыта слезами привезенных и размещенных в Прилуцком монастыре ив иных храмах репрессированных крестьян и «врагов народа» из многих республик и областей для последующей отправки в леса Северного края. Она явилась одним из этапов трагического пути этих несчастных часть из которых здесь и умерла и зарыта в пригороде в болоте…

И вот Вологда в конце ХХ века на грани третьего тысячелетия нашей эры. Пройден путь в восемь с половиной веков…


1.3 Колокольня Софийского

Собора – памятник X VII XIX вв.

При соборе еще в середине XVII в. Была построена колокольня. Однако в XIX ее внешний облик сочли недостаточно внушительным и в 1869 г. архитектор В.Н.Шильдкнехт перестроил ее. Она стала самым высоким сооружением в епархии. Мощным восьмигранный столп углы которого подчеркнуты лопатками а внизу усилены контрфорсами заканчивается ярусом звона прорезанным стрельчатыми арками. Над ними возвышается луковичной формы позолоченный купол на барабане. Колокольня масштабно соотносится с собором и окружающими постройками Архиерейского двора не подавляя своими размерами а как бы являясь своеобразным ориентиром. Декоративное убранство ее выдержано в псевдоготическом стиле распространенном в эту эпоху. На колокольне сохранились колокола XVII-XIX вв. отлитых русских голландскими и немецкими мастерами. У каждого колокола свое назначение: Большой или Праздничный (1687 г.) Водовоз (1643 г.) Часовой (1627 г.) Большая Лебедь (1689 г.) и др.

Сейчас на колокольне устроена смотровая площадка куда можно подняться и осмотреть окрестности. Перед нами в непосредственной близости оказываются могучие главы Софийского собора скромно мерцающие серебром своих куполов. Они словно плывут над городом в холодном и неярком северном небе. Внизу неторопливо течет узкая тихая река с плавными поворотами окаймленная пологими берегами. Соединение городских и сельских пейзажных черт придает Вологде особое очарование. Повсюду сквозь зеленные кроны деревьев виднеются главки церквей и их стройные белые колокольни; прекрасные виды открываются на Заречье и на Верхний и Нижний посады. Вдали на северо-востоке вырисовываются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.


2. Из глубины веков до наших дней.

Панорама города важнейшие исторические события особенности

архитектурных памятников.

2.1. Памятник 800-летия Вологды.

На Ленивой площадке – бывшем центре древнего города – установлен памятник в честь 800–летия города. Авторы его Т.П. и Г.П. Котаревы. В декоративном оформлении использованы детали древнерусского зодчества.

На массивный гранитный постамент водружен четырехгранный обелиск. По углам постамент обработан квадровым рустом а на его гранях помещены бронзовые рельефы в которых отображены события из истории Вологды. Сцены обрамлены мощными архивольтами. Небольшие килевидные арочки украшают обелиск внизу.

«ВОЛОГДА» - что означает это слово?

Вологодский поэт Александр Романов писал так: «Слово Вологда» произносится как глубокий выдох. Протяжные звуки «о» соединенные нежным «а» придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога» «влага» но последний твердый слог придает всему таинственность.

«Вологда» - что же все-таки значит? Говорят на языке одного угро-финского племени это – «светлая река». А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:

«Ты проедешь волок еще

волок да

Еще волок – будет город Вологда».

Итак имеются две версии названия города. По одной – это перевод с угро-финского по-другой – название происходит от русского слова «волок» так как в древности здесь проходил один из путей по которому путешественники волокли свои суда по суши к реке Вологде.

С доисторических времен когда этот край был покрыт дремучими лесами его заселяли древние видимо угро-финские племена жившие по берегам рек и озер. Причудливые каменные бабы которые сегодня можно видеть во дворе Вологодского музея-заповедника относятся вероятно еще к III-II тысячелетию до нашей эры. В последние годы археологи обнаружили на территории области немало «домиков мертвых» - ритуальных погребальных сооружений с предметами культа и быта. С V-VI века на территорию области приходят славяне. Археологические раскопки на территории древнейшей части города свидетельствуют по существу о его доисторическом существовании.

Но впервые летописное упоминание о Вологде относится к 1147 году это и принято считать годом основания города. Таким образом Вологда по летописи является ровесницей Москвы и одним из древнейших городов русского Севера.

Вероятно город основали новгородцы. Во всяком случае по документам XIII века Вологда значится в составе новгородских земель. Но за город шла ожесточенная борьба новгородских ростовских и затем московских князей которые постепенно взяли верх.

В XIV столетии началась активная монастырская колонизация Севера. Многочисленные монастыри возникли и на Вологодчине: Спасо-Прилуцкий Кирилло-Белозерский Ферапонтов и другие. Суровые испытания выпали на долю города в начале XVII в. во время польско-литовской интервенции. В 1608 г. Вологда и некоторые другие северные города принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре испытав на себе все тяготы произвола чинившегося при новом порядке население встало на сторону Москвы.

Штурмы и разграбления города случались в 1434ти 1450 годах. С одним из этих страшных событий исследователи связывают происхождение по-видимому «самой вологодской» легенды повторявшейся в народе в разных вариантах более 400 лет. Мы имеем в виду легенду о белоризцах – людях в белых «ризах» (одежде): «Однажды в зимнее время неожиданно подошло к Вологде большое войско и к ночи окружило крепость. Вел войско князь Дмитрий Шемяка. В городе не оказалось ни воевод ни воинов. Стены города были слабы мало было людей для обороны от врага. Горожане в страхе ожидали наступления утра. Трое жителей города этой ночью видели одинаковый сон – будто осветился весь город когда подошел к нему святой покровитель Вологды Димитрий Прилуцкий. От «убогого дома» (места захоронения неизвестных и погибших насильственной смертью) подошли к нему два белоризца – человека в белых светящихся одеждах. Димитрий и белоризцы помолились о спасении города от гибели и стали укреплять бревнами все четыре городские стены. Когда работа была закончена белоризца стали невидимы. Утром с Божьей помощью горожане отбили нападение неприятеля бросая со стен камни. Войско много дней вокруг Вологды но не нападало больше и затем отошло к городу Галичу где многие воины его погибли. Так Бог наказал их за неправую войну на русской христианской земле.

2.2. Вологда в XV - XVI веках история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в.

Много трагического видела Вологда. Ее брали в 1435 году войска мятежного князя Василия Косого. Потом сюда сослали пленного и ослепленного князя Василия II которому Вологда была отдана в вотчину. Затем город был разорен отрядами «вора» Дмитрия Шемяки. Все же в конце концов Василий Темный утвердился на княжеском престоле и город несколько раз переходивший из рук в руки был отдан младшему сыну великого князя Андрею. Кончились смутные кровавые времена.

Вологда стала столицей удельного княжества. Правда Вологодское княжество при князе Андрее Меньшом (1462-1481) просуществовало недолго. Сам князь часто жил в Москве. И правление его княжества велось с полного согласия Ивана III. Но была все-таки Вологда столицей удела роль ее возрастала. В то время заложили первый и дивный храм на Севере – Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. Прекрасный памятник возвышавшийся среди вод озера в тридцатые годы был варварски взорван уже в советское время в тридцатые года.

После смерти князя Андрея Вологда окончательно отошла к Москве к великокняжеским владением.

К этому времени город играет видную роль в стратегическом и особенно торговом отношении как начальный пункт важных водных путей: Сухона Шексна Двина. В городе хранилась часть «государственной казны». Сюда же Иван III ссылал наиболее для себя опасных и именитых пленников.

Важные страницы в истории города связаны с царем Иванов Грозным. Вологда одной из первых была зачислена в число опричных городов пользовавшихся особыми привилегиями. Иван Грозный часто бывал в Вологде пробыв здесь согласно летописи «три лета и пять месяцев». Существует даже версия что царь собирался сделать наш город столицей государства. Во всяком случае по приказу царя в городе развернулось грандиозное строительство каменного детинца – кремля и собора.

Вологодский кремль (название это не точно оно появилось в XIX в.) – это только часть бывшего грозненского кремля-детинца но лучшая его часть.

Действительно Вологодский кремль очень красив и живописен. Он не принадлежит к широко известным стилистически выдержанным русским ансамблям хотя некоторые их постройки и отделены друг от друга многими веками.

Под названием «Вологодский кремль» подразумевают обычно бывший Архиерейский дом должно быть главным образом благодаря его высоким крепостным стенам и неразрывно связанные с этими стенами меньший (Воскресенский) собор и колокольню.

А стоящий на высоком берегу реки Вологды вне архиерейских стен но рядом с ними Софийский собор – древнейшее здание города – оказывается вне кремля? Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля – привлекает своей суровой величавой красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем настоящем кремле Ивана Грозного он появился намного раньше каменного двора архиереев а теперь бесспорно главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским кремлем.

У московского и вологодского соборов есть общие архитектурные черты в особенности это относится к шестистолпным планам. Однако между этими двумя храмами имеются отличия. Облик вологодской Софии с ее предельно скупым декором ближе к памятникам Новгорода чем Москвы: отсутствуют аркатуры бусины портиков и другие архитектурные элементы столь характерные для фасадов московского Успенского собора. Различны в обоих храмах и формы несущих столбов.

Даже среди богатырски мощных соборов XVI века вологодский храм выделяется монументальностью своих форм почти лишенных декора. План его имеет вид прямоугольника с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Цоколь очень простой формы образован валиком и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами алтаря с обеих сторон поставлены полуколонки с простейшими завершениями. Расположены в два яруса окна четверика сделаны с воронками без всяких профилировок; нижние окна – высокие верхние – небольшие. Все окна – четверика и алтаря – узкие почти одинаковой ширины. С севера и юга в собор ведут ничем не прикрытые перспективные порталы. У западного главного входа перед порталом стоит большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой. Вытянутые пилястры с заменяющими капители импостами поддерживают большие закомарные обрамления. Покрытия шестистолпного Софийского собора может служить классическим примером русской крестовокупольной системы. Над закомарами возвышаются мощные барабаны с огромными маковицами. Аркатуры отсутствуют не только на соборных стенах нет их и на барабанах глав. Маковицы завершаются тонко выполненными крестами оригинальной так называемой «процветшей» формы.

Внутреннее помещение вологодского собора силою своего художественного воздействия на зрителя также превосходит интерьеры многих соборов XVIвека. Такому впечатлению в первую очередь способствует прекрасная живопись украшающая внутренние стены своды столбы. Она выполнена ярославцем Дмитрием Плехановым «с товарищи». Первоначально восточная пара столбов соединялась со стенами каменной алтарной перегородкой. В настоящее время алтарь отделяется от основного храма сооруженным в XVIIIвеке иконостасом расчлененным на пять ярусов с граненым выступом посередине. Этот грандиозный иконостас внес в интерьер собора чуждую ему ноту классицизма XVIII-XIX веков. К средней паре столбов с восточной стороны прислонены деревянные клиросы. С западной стороны каждого из четырех столбов поставлены киоты одинакового с иконостасом стиля.

Имена художников артели – а их было 30 человек – сохранились в летописной надписи охватывающей внизу три стены собора. Каждый член артели был ответственным за определенную часть работы. Композиционные построения основных сцен «знаменил» то есть прорисовывал контуры главный мастер – Дмитрий Плеханов. Ему же порой приходилось самому и определять их колорит.

2.3. Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник.

Спустившись с колокольни перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен между колокольней и Воскресенским собором встроенными непосредственно в ограду. Вся территория условно подразделяется на три части. Главный двор открывающийся сразу при входе обозначен П-образно расположенными служебными корпусами крестовой палатой с церковью Рождества и палатами Иосифа Золотого. В северо-восточном углу находится консисторский дворик названный так по консисторскому корпусу в его западной части. В северо-западном углу – Г-образный в плане хозяйственный двор ограниченный кремлевскими стенами.

Как уже говорилось выше Иван Грозный начал строить на этом месте кремль в середине 60-х гг. XVII в. переведя в него и Архиерейский двор. Но он не сохранился до наших дней. Это объясняется прежде всего тем что до середины XVII в. все постройки двора были деревянными. Они были обнесены деревянной стеной с несколькими воротами. Особенно интересно выглядели парадные восточные Святые ворота. Они имели мощные створы с прорезной решеткой и в завершении три шатра крытые лемехом и были украшены иконами. За стенами размещались многочисленные строения: здесь были всевозможные кельи – архиерейские и для хранения казны «судная» изба и разнообразные хозяйственные помещения.

Отвлечемся теперь на некоторое время от истории и начнем осмотр памятников не в хронологическом порядке а так как они расположены переходя от одного к другому. Первое что поражает нас в комплексе - его мощные стены. Их внушительный вид вводит в заблуждение многих посетителей: они ошибочно принимают ограду Архиерейского двора за кремлевскую (несохранившуюся) стену. И действительно суровые неприступные стены напоминают крепостные сооружения хотя оборонительной роли они не играли. Стены возведены в 1671-1675 гг.

В плане ограда Архиерейского двора образуют неправильный четырехугольник с четырехгранными башнями. По стенам с внутренней стороны была устроена покрытая односкатной крышей на деревянных столбиках галерея по которой можно обойти весь двор. Особенно неприступной выглядит снаружи южная стена с тремя крупными укрепляющими ее контрфорсами. Весьма правдоподобны и прочие элементы фортификационного зодчества например узкие бойницы характерные для всех русских крепостей которые на самом деле являются всего лишь окнами хозяйственных пристроек с внутренней стороны.

Страницы: 1 2