Вятичи: их происхождение, быт и нравы

Рефераты по краеведению и этнографии » Вятичи: их происхождение, быт и нравы

Содержание

Введение

1. Происхождение вятичей

2. Быт и нравы

3. Религия

4. Курганы вятичей

5. Вятичи в X веке

6. Независимые вятичи (XI век)

7. Вятичи теряют независимость (XII век)

Заключение

Список литературы


Введение

Первые люди в верховьях Дона появились несколько миллионов лет назад в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда но и изумительно выточенные из камня статуэтки прославившие палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий на нашей земле жили различные народы среди которых - аланы давшие название реке Дон что в переводе означает "река"; широкие просторы населяли финские племена оставившие нам в наследство многие географические названия например: реки Ока Протва Москва Сылва.

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться "вятичи".


1. Происхождение вятичей

Откуда же пришли вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех - Радим а другой Вятко - и пришедша Радим на Сежу и прозвавшася радимичи а Вятко седе с родом своим по Отце от него же прозвашася же вятичи”.

Летописное упоминание “от ляхов” вызвало обширную литературу в которой с одной стороны обосновывалась возможность именно польского (“от ляхов”) происхождения вятичей (в основном это польские истоки) а с другой стороны высказывалось мнение что речь идет об общем направлении продвижения вятичей то есть с запада.

Анализ вятичских древностей при раскопках показывает что они ближе всего к материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра а значит скорее всего вятичи пришли оттуда. Пришли без каких-либо особенностей и только изолированная жизнь в верховьях Оки и метисация с “окраинными” балтами - голядью - привели к племенному обособлению вятичей.

С верховьев Днестра на северо-восток ушла с вятичами большая группа славян: будущим радимичи (во главе с Радимом) северяне - юго-западней вятичей и еще одна славянская группа дошедшая до верховьев Дона. Эта группа славян через два века была вытеснена половцами. Название ее не сохранилось. В одном хазарском документе упоминается славянское племя “сльюин”. Возможно это они ушли на север в Рязань и слились с вятичами.


Имя “Вятко” - первого главы племени вятичей - является уменьшительной формой от имени Вячеслав.

“Вяче” - древнерусское слово означающее “больше” “более”. Это слово известно также в западно- и юго-славянских языках. Таким образом Вячеслав Болеслав - “более славный”.

Это подтверждает гипотезу о западном происхождении вятичей и иже с ними: имя Болеслав наиболее широко распространено у чехов словаков и в Польше.

2. Быт и нравы

Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя "яко звери ядуще все нечисто". Вятичи как и все славянские племена жили родовым строем. Они знали только род который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание племени избирало себе вождя который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи жившие среди необозримых лесных массивов строили бревенчатые избы схожие с современными в них прорубались маленькие окошечки которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами обилием зверя птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места где выжигался лес и 5-6 лет земля давала хороший урожай пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот свиней лошадей. Корма для них заготовляли косами длина лезвий которых достигала полуметра а ширина - 4-5 см.

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов кузнецов слесарей ювелиров гончаров камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм найденных в наших местах уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты перстни височные кольца крестики амулеты и т.д.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром они шли по Оке и Волге а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века куда везли меха мед воск изделия оружейников и златокузнецов а взамен получали шелковые ткани стеклянные бусы и сосуды браслеты.

Судя по археологическим источникам вятические городища и селища VIII—Х вв. и тем более XI—XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин сколько территориальных соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры о богатстве одних и бедности других жилищ и могил о развитии ремесел и торгового обмена.

Интересно что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения но и совсем небольшие по площади окруженные мощными земляными укреплениями городища. По-видимому эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна Таптыково Кетри Старая Крапивенка Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края.

О существенных изменениях в жизни местного населения в IX—XI вв. сообщают нам древние летописи. Согласно «Повести временных лет» в IX в. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Его подданными они продолжали оставаться и в Х в. Первоначальная дань взималась видимо пушниной и подворно («от дыма») а в Х в. требовалась уже денежная дань и «от рала» — от пахаря. Так что летопись свидетельствует о развитии в это время у вятичей пашенного земледелия и товарно-денежных отношений. Судя по летописным данным земля вятичей в VIII—XI вв. была целостной восточно-славянской территорией. Длительное время вятичи сохраняли свою самостоятельность и обособленность.

Летописец Нестор нелестно описывал нравы и обычаи вятичей: "Радимичи вятичи северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах как звери ели все нечистое срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них но были игрища между селами. Сходились на игрища на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал сперва творили над ним тризну устраивали великую кладу (костер) и положив мертвеца на кладу поджигали; затем собрав кости клали их в небольшую посудину которую ставили на столбе при дорогах что делают вятичи и теперь". Следующая фраза объясняет столь неприязненно-критический тон летописца-монаха: "Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники не зная закона Божья но сами себе творя закон". Было это писано не позднее 1110 года когда в Киевской Руси уже прочно утвердилось православие и церковники с праведным гневом обличали своих сородичей-язычников погрязших в невежестве. Эмоции никогда не способствуют объективному видению. Археологические изыскания говорят что Нестор мягко говоря был не прав. Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов относящихся к XI - XIII векам. Они представляют собой холмики высотой 1 5-2 метра. В них археологи обнаружили наряду с останками мужчин женщин и детей следы тризны: угли от костра кости животных разбитую посуду: железные ножи металлические пряжки от поясов глиняные горшки конские удила орудия труда - серпы кресала скобели и т.д. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства - льняных и шерстяных так и шелковых привезенных с Востока.

В отличие от прежнего населения - мордвы и коми - занимавшегося охотой и ушедшего в поисках зверя за Волгу вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами ремесленниками купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище а на полянах опушках лесов там где имелись земли пригодные для хлебопашества. Здесь же возле своей пашни славяне и селились. Сначала строилось временное жилище - шалаш из переплетенных веток а после первого урожая - изба с клетью где держали птицу. Эти строения почти не отличались от тех что до сих пор мы видим в деревеньках Верхневолжья; разве что окна были совсем маленькими затянутыми бычьим пузырем да печки без трубы топились по-черному так что стены и потолки постоянно были в саже. Потом появились хлев для крупного скота амбар овин да гумно. Рядом с первой крестьянской усадьбой - "починком" возникали соседские усадьбы. Их хозяевами были как правило повзрослевшие сыновья владельца "починка" и другие близкие родственники. Так образовывалось село (от слова "сесть") Когда свободных пашенных земель не хватало начинали вырубать лесные участки. В этих местах возникали деревни (от слова "дерево") Те вятичи что занимались ремесленничеством и торговлей селились в городах которые возникали как правило на месте старых городищ только вместо прежних длинных бараков возводились усадебные постройки. Впрочем и горожане не прекращали заниматься сельским хозяйством - возделывали огороды и сады содержали скотину. Любовь к загородному ведению хозяйства сохранили и те вятичи что жили большой колонией в столице Хазарского каганата - Итиле расположенного на обоих берегах Волги в самом устье. Вот что писал арабский путешественник Ибн Фадлан побывавший на Волге в первой четверти Х столетия: "В окрестностях Итиля нет селений но несмотря на это земля покрыта на 20 парасангов (персидская мера длины один парасанг - около 4 километров. - Д. Е.) - возделанными полями. Летом итилийские жители отправляются на жатву хлеба который они перевозят в город сухим путем или водою". Ибн Фадлан оставил нам и внешнее описание славян: "Никогда я не видывал таких рослых людей: они высоки как пальмы и всегда румяны". Большое число славян в столице Хазарского каганата дало основание другому арабскому писателю утверждать: "Существуют два племени хазар: одни кара хазары или черные хазары - смуглы и черны почти как индейцы другие - белы имеют красивые черты лица". И далее: "В Итиле находится семь судей. Двое из них магометане и решают дела по своему закону двое хазары и судят по Закону еврейскому двое христиане и судят по Евангелию и наконец седьмой для славян руссов и других язычников - судят по рассудку". Славяне-вятичи жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки занимались не только землепашеством. Главным родом их занятий было речное судоходство. С помощью однодревок управляемых вятичами купцы из Киева достигали верховьев Днепра оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплывали к устью Яузы. Здесь где сегодня возвышается гостиница "Россия" находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ипьмень и реке Ловати. От московской пристани торговый путь проходил по Яузе далее волоком в районе нынешних Мытищ ладьи перетаскивались на Клязьму и далее плыли по ней до впадения Оки в Волгу. Славянские суда доходили не только до Булгарского царства но и до Итиля даже далее - вплоть до южных берегов Каспия. По Москве-реке вниз шел торговый путь на юг к Оке в рязанские земли далее на Дон и еще ниже - к богатым южным городам Причерноморья - Судаку и Сурожу. Через Москву пролегал еще один торговый путь от Чернигова до Ростова. Существовала и сухопутная дорога с юго-востока к Новгороду. Она шла через Москву-реку бродом в районе нынешнего Большого Каменного моста под самым Боровицким холмом. На перекрестке этих торговых путей в районе будущего Кремля возник рынок - подобие того что располагался на берегу Волги в пятнадцати километрах от Булгара. Так что как видим утверждение Нестора о дикости вятичей не соответствует действительности. Тем более вызывает очень сильное сомнение и другое его свидетельство - о том что вятичи - одно из племен отколовшихся от ляхов и пришедших в бассейн реки Москвы с Запада.

3. Религия

В X веке в землю вятичей начинает проникать христианство. Вятичи дольше других славянских племен сопротивлялись принятию христианства. Правда насильственного крещения не было но можно наблюдать постепенное изменение языческого ритуала (сжигание покойников) к христианскому ритуалу (захоронение) конечно с рядом промежуточных ступеней. Этот процесс в северной вятичской земле закончился лишь к середине XIV века.

Вятичи были язычниками. Если в Киевской Руси главным богом был Перун - бог грозового неба то у вятичей - Стрибог ("Старый Бог") который создал вселенную Землю всех богов людей растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи научил выплавлять медь и железо а также установил первые законы. Кроме того они поклонялись Яриле - богу Солнца который ездит по небу на чудесной колеснице запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы - бога земных плодов когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей и кто имеет при себе папоротник тот может понимать язык каждого творения. У молодежи особым почитанием пользовался Лель - бог любви который являлся в мир каждую весну чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав кустов и деревьев для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада - покровительница брака и семьи.

Кроме того вятичи поклонялись силам природы. Так они верили в лешего - хозяина леса существо дикого вида который был выше всякого высокого дерева. Леший старался сбить человека с дороги в лесу завести в непроходимое болото трущобы и погубить его там. На дне реки озера в омутах жил водяной - нагой косматый старик хозяин вод и болот всех их богатств. Он был повелителем русалок. Русалки - души утонувших девушек существа злые. Выходя лунной ночью из воды где они живут они пением и чарами стараются заманить человека в воду и защекотать его до смерти. Большим уважением пользовался домовой - главный хозяин дома. Это маленький старичок похожий на хозяина дома весь заросший волосами вечный хлопотун зачастую ворчливый но в глубине души добрый и заботливый. Неказистым вредным старикашкой в представлении вятичей был Дед Мороз который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Дедом Морозом пугали детей. Но в 19 веке он превратился в доброе существо которое вместе со Снегурочкой приносит на Новый Год подарки.

4. Курганы вятичей

На тульской земле как и в соседних областях — Орловской Калужской Московской Рязанской — известны а в ряде случаев и исследованы группы курганов — остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района у д. Тризново Щекинского района.

При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из расколотых члах. Вход в такую домовину — коллективную усыпальницу — закладывался камнями или досками а следовательно мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах в том числе и рядом расположенных таких сооружений нет.

Страницы: 1 2 3