Проблема этногенеза восточных славян

Рефераты по краеведению и этнографии » Проблема этногенеза восточных славян Скачать

Реферат

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности.


Содежание:

1.Введение.

2.Особенности славянского расселения.

3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Список используемой литературы:

1.Введение

Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос­ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации в Древней Руси.

Образование древнерусского государства — одна из наиболее важ­ных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследова­телями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?» постав­ленный древнерусским летописцем Нестором оказался одним из веч­ных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа ее создавшего. Сегодня она оста­ется одной из самых дискуссионных в отечественной историографии (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского украинского белорусского и других народов населяющих пространства Руси—Рос­сии—бывшего СССР.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового един­ства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить что предки славян входили в балто-славянскую языко­вую общность занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина — Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделя­ется праславянская группировка. Во II—IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения возглавляемых на юге го­тами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает что в составе или в контакте с этими обра­зованиями праславяне прошли важный этап этнической консолида­ции: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов'.

Нам представляется уместным остановиться здесь на наименова­нии славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосо­знания без которого невозможно существование этнической общнос­ти. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упо­минали славян под именем венедов готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают что антами славян называли степняки) византийцы — склавинами. По мнению И.М. Дьяконова к IV—V вв. праславяне разделились на три группы: венеды — на западе склавины — на юге анты — на востоке

Великое переселение народов проходившее с IV по VII в. сущест­венно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV—V вв. разгромили державу готов тогда готы гепиды вандалы и др. теснимые степняками двинулись на запад и юго-запад «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).

В образовавшуюся географическую нишу и устремились прасла­вяне в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V—VI вв. они фиксируются (и археологически и письмен­ными источниками) на территории от южного побережья Балтийско­го моря на севере до Дуная на юге от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги до Адриатики проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс. когда славянская общность распадается на три ветви: восточную западную и южную. «Таким образом в отличие от своих арийских собратьев например романцев и германцев славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное за­паздывание способствовало длительному сохранению близости языка духовной и материальной культуры основных черт общественного устройства славянских народов»

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII— IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян древлян волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского пра­вобережья тиверцы и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута Днестра Южного Буга северяне и радимичи — днепровское левобе­режье вятичи — бассейн верхнего течения Оки кривичи — верховья [непра Волги Западной Двины и Псковщину ильменские словене — территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого бе­рета Чудского озера и Ильмень-озера.

2.Особенности славянского расселения:

• освоение громадной территории Восточной Европы;

• удаленность от основных очагов цивилизации;

• соприкосновение с этносами находившимися на более низкой ступени развития;

• сохранение в местах своего обитания местного населения в пер­вую очередь угро-финских племен;

• перманентный характер славянской колонизации;

• ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы за­кладывались предпосылки для формирования древнерусской народ­ности. Особенности расселения влияли на становление государствен­ности характер социально-экономического и политического строя.

Реки Восточной Европы по берегам которых селились восточные славяне стали связующей нитью между "Европой и Азией севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийскоеморе — со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.

А к концу IX в. как волжский так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочев­никами и полукочевниками в первую очередь с Булгарией и Хазар­ским каганатом.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы сарматы саки а принадлежавшие им ранее территории оказывались под влас­тью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай где была ассимилирована жившими там южными славянами взявшими себе имя воинов Аспаруха т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом — Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим об­разованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона­чально был союз алтайских племен принявших название «тюрк» ставшее этнонимом для народов говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат занимавший Нижнее Поволжье степи Северного Кавказа Причерно­морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по­литическое образование каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ Причерноморье и славян­ские земли. Хазары сумели создать яркую культуру вобравшую в себя традиции многих племен и народов населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль Саркел Семендер были важными цент­рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиат­ским миром.

Духовную основу государства составляло язычество но постепен­но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи­анство а под давлением Арабского халифата — мусульманство. Пере­селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам они пришли из Византии по другим — с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата — сложная многозначная не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при­нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают что хазары «разбойни­чали по закону» т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного

дняя спалить разорить уничтожить все созданное и накопленное в течениедесятилетий1 .

Исследователь В.Я. Петрухин отмечает что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2 . Более того новое государственное образование восточных славян по его мнению вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости славяне стали освобождаться от зависимости каганата.

Другой взгляд на проблему сводится к тому что Хазария являлась шитом заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3 . Но скорее можно согласиться с теми авторами которые утверждают что арабской угрозы от которой якобы спасли Восточную Европу хазары небыло. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа славян волжских булгар как поработительница и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

Как жили восточные славяне? Основным их занятием было зем­леделие. Они сеяли рожь овес просо пшеницу. На севере господство­вала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив поэтому большую роль в деревне играла община — «мир» или вервь (сначала родовая а затем территориальная). Занимались славяне также охотой рыбо­ловством бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной дея­тельности стало входить скотоводство.

Общественная структура у восточных славян в VIII—IX вв. стро­илась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвобод­ный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация сопле­менников исключалась. Рабы используемые на самых тяжелых работах формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины во главе племени — князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени реша­лись на народных собраниях — вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди — наиболее смелые и удачливые воины вставав­шие во главе дружин появившихся уже в VII в.

Славяне отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными тем не менее часто становились жертвой аваров болгар ви­зантийцев хазар варягов поскольку те были более сплоченными. Му­сульманский автор Аль-Бекри писал что «славяне — народ столь мо­гущественный и страшный что если бы они не были разделены на множество колен и родов никто в мире не мог бы им противостоять»2 .

Итак первоначально восточные славяне жили родами и племена­ми но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к уста­новлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы имевшие при­знаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись кня­зьями которые помимо военных функций имели права в сфере внеш­ней политики управления суда религии.

Наследование княжения шло по линии рода князь мог избираться или завоевать власть через убийство что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть основным субъектом власти все-таки был народ в целом поскольку в механизме власти «князь — совет старейшин — народное собрание» решающее слово оставалось за последним.

Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен или суперсоюзы которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает что было и третье объединение но центром его одни называютРязань другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.

3.Споры о происхождении Русской княжеской династии

По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещаетвопрос о роли викингов-норманнов (или варягов как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.

Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив рекиВосточно-Европейской равнины они дошли до Хазарии и Византии не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.

Славянские и финские племена занимавшие северо-запад Восточ­но-Европейской равнины в 862 г. согласно летописной легенде при­вали княжить на своих землях трех варяжских князей — братьев Рюрика Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смерти братьев Рюрик (862—879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.

Вторая группа исследователей не признает норманнского проис­хождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их сла­вянском хазарском финском балтском или даже готском происхож­дении.

Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новго­род то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славян­ские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призва­ли варягов? Летописные данные иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники) археологи­ческие антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос — создали ли они российскую государственность?

На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена во-первых с целью поиска данников и объектов грабежа во-вторых для утверждения на торговых путях дабы можно было сбывать на­грабленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда когда есть где княжить) чтобы защитить местных жите­лей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государст­венность отсутствовала.

Относительно происхождения слова «Русь» не вдаваясь в суще­ство споров по этому вопросу отметим следующее. Племена руссов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы - это видимо особое этнообразование шведского или северо­германского происхождения. Мусульманские авторы писали что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапо­ги вооружены копьями и щитами мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане». В то же время «русы одеты в короткие куртки каф­таны с золотыми пуговицами шапки плащи широкие шаровары до колен гетры».

Г.С. Лебедев подчеркивает что русы были вооружены мечами се­кирами и ножами мертвых сжигали в ладье. Русы как и германцы мылись в лохани с водой «потом высморкается и плюет в нее» а сла­вяне мылись льющейся водой. Слово «Русь» он выводит из сканди­навского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».

4.Образование Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г. когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву где правили Аскольд и Дир захватил город и превратил его в центр объединенного государства.

Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега созданное государство было славянским а не варяжским. Успех же варягов объяснялся тем что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство начавшемуся задолгодо варягов и независимо от них.

Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния.

Страницы: 1 2