Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации

Рефераты по краеведению и этнографии » Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации Скачать

Содержание

Введение

Традиционный быт удмуртской семьи

Система отношений в традиционной удмуртской общине

Заключение

Список литературы

Введение

Данная тема показалась мне интересной с точки зрения территориального разграничения нации в современной России. Удмуртия занимает небольшую площадь Российской Федерации. Удмуртская национальность относится к финно-угорской языковой семье являясь ее пермской ветвью куда относятся также коми и пермяки. Проживая на территории Удмуртии не все жители данного региона имеют представление о ее коренных жителях. Мне хотелось посмотреть и изучить некоторые вопросы удмуртской нации.

Предметом нашего исследования будет сама национальность. Объектом исследования – процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание уделено семейному быту конца XIX- начала XX века но чтобы разобраться в этом вопросе необходимо увидеть истоки основу миропонимания удмуртов.

Территориальные рамки. Внимание уделено территории современной Удмуртии.

Цель работы . Исследование семейного быта удмуртов и анализ формирования семейно-общинного мироустройства.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Ознакомиться с бытом удмуртской семьи;

2. Посмотреть на временные и пространственные представления удмуртов и найти влияние этих представлений на семейный быт нации;

3. Дать оценку сознанию и мировоззрению современного удмурта.

Для написания данной работы потребовалось изучение большого количества опубликованных источников отдельно хотелось бы выделить результаты работы следующих авторов: Шкляев Г.К. Владыкин В.Е. Христолюбова Л.С. Никитина Г.А. Гришкина М.В. Внимание этих исследователей этнографии удмуртов их быту семейным отношениям костюму. Вопросы удмуртской этнографии изучены учеными в достаточном объеме о чем говорит количество источников для данной работы.

Моя работа посвящена семье и семейному быту удмуртов в конце XIX - начале XX века. Эта тема мне кажется интересной с точки зрения современного понимания удмуртской национальности. В своей работе я попыталась выявить основные вопросы которые ставят исследователи культуры и сделать выводы по данной теме.

Это исследование может быть интересно для преподавателей краеведения учителей истории а также для людей интересующихся этнографией родного края.

Традиционный быт удмуртской семьи

Жилище. Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVI вв. когда территория их расселения попала под влияние Булгарского государства земледелие заняло главное место в хозяйстве края.

Это неизбежно повлекло и изменения в других сферах жизнедеятельности победа зернового хозяйства привела к изменениям в структуре питания что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. К этому периоду (XIV-XVIвв.) относится появление краеглинобитной печи для выпечки хлеба. Появление ее стало толчком для дальнейшего развития жилища.

С развитием хозяйства стали строится отдельные строения в которых функционировала хлебопекарная печь впоследствии эти постройки приобрели черты жилища типа "изба". Taким образом с XV в. удмуртское жилище состоявшее ранее из комплекса "куа + клеть" приобрело вид "изба + клеть + куа" в котором куа сохранила роль летнего жилья и места отправления семейного культа. Оформился традиционный набор построек на усадьбе сохранившийся до XXв.

С развитием хозяйства и ростом значения избы в жилищном комплексе происходило параллельное ослабление хозяйственной значимости куа - происходило ее функциональное истощение улучшились конструктивные особенности. Регресс куа связан и с тем что религия удмуртов преследовалась властями что затруднял ее дальнейшее конструктивное и архитектурное видоизменение. К избе перешли и некоторые сакральные свойства ранее ей не приписываемые.

Крайне мало материалов характеризующих внутреннее убранство жилищ удмуртов XVII-XVIIIвв. Но несомненно что уровень домостроительства основанный на древних традициях был достаточно высоким. По мнению ученых в этот период для всех финно-угорских народов был характерен потолочный дымоволок круглая дымница печь обращенная устьем к боковой стене избы или к двери и отсутствие окон.

Большинство исследователей говорят о том что практически все избы были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу в своей работе Шкляев Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров дым выходил в помещение и держался выше головы взрослого человека не мешая ему находиться в помещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой отделки. Пол настилался из бревен отесанных наполовину. В противоположном от печи углу стоял стол. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки а также полки. По углам кроме переднего строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего татарского населения нары сооружались вдоль всей передней стены. Подвижной мебели было очень мало: стол стул редко шкаф для посуды. Посуда и инвентарь употребляемые в хозяйстве изготовлялись из липы березы лыка и бересты самими крестьянами. Использовались гончарные изделия. Стеклянная посуда получила распространение после строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода

Крестьянские жилища были очень тесны. Изба служила также и мастерской где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица».

Важную функцию в жилом комплексе выполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался для хранения продуктов второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда и инвентарь связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластными хозяйками. Весьма вероятно что двухэтажные клети удмурты строили уже в IX в; их конструктивные и функциональные особенности очень близки с аналогичными постройками древних финно-угорских народов а также скандинавов. Это дает некоторое основание предполагать определенное скандинавское влияние (через посредство прибалтийско-финских народов) на развитие этих построек у восточных финнов в том числе и удмуртов.

Одежда. С развитием производства изменениям подвергается и одежда. Исследователи народной одежды удмуртов отмечают что в традиционном костюме удмуртов выявляются северный и южный комплекты. Атаманов И.Г. и Лебедева С.Х. пишут о типах одежды удмуртов: «Наиболее древним типом сохранившим черты древнейших типов одежды пермских народов был северный. Основу его составляла рубаха из белого домотканого холста туникообразного покроя богато украшенная вышивкой. Рубаха такого покроя бытовала у всех северных удмуртов. Обычно ее носили в паре с распашным кафтаном кроившимся также как и рубаха но с отложным воротником и рукавами имевшими продольный разрез на плече через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы воротник кафтана богато украшались вышивкой иногда к ним пришивали бусы мелкие монеты раковины каури. Кафтан данного типа имеет большое сходcтвo со свободным кафтаном завятских удмуртов (крайняя южная группа удмуртов); короткие рукава - рудимент длинных ложных рукавов. Родство в одежде южных и северных удмуртов объясняется их единой этнической основой восходящей к ананьинскому населению. Неотъемлемой частью женского наряда были нагрудники сплошь вышитые шелком закрывавшие грудной разрез у замужних женщин а также передники. Большим разнообразием отличались женские головные уборы. Самым распространенным у девушек была холщовая шапочка обшитая кумачом и монетами. Замужние женщины носили так называемые головные полотенца концы которых украшались вышивкой и которые надевались поверх платка. В праздничный наряд женщин входило значительное количество украшений из бус бисера раковин каури; монет и т. д. Наиболее распространенной обувью были лапти».

Южно-удмуртские комплексы сформировались под влиянием степных скотоводческих культур. В этих типах сохранились древние элементы берущие начало с ананьинской эпохи. В более позднее время на них отразилось влияние материальной культуры булгар затем татар и башкир. Как и у северных удмуртов одежда шилась туникообразного покроя из одного цельного куска белого полотна перегнутого в плечах. К бокам пришивались два скошенных клина также из белой домотканины. Поверх рубахи надевали вышитый нагрудник прямоугольной формы в его декоративном оформлении использовался и позумент. Поверх рубахи надевали распашной кафтан. Женские фартуки в отличие от северно-удмуртских шились с высокой грудкой.

Разнообразием отличались головные уборы: они состояли из налобной повязки головного полотенца конусообразного берестяного головного убора (айшон) высотой до 35 см с платком-покрывалом. Девушки обычно носили платки и налобные повязки сочетавшиеся с головным полотенцем. Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий разнообразных жетонов накладок подвесок; широко были распространены шейные украшения и чересплечные повязки браслеты серьги У девушек - накосники.

Мужская рубаха также шилась из белого холста носили ее навыпуск подпоясывая узорным плетеным поясом или кожаным ремнем. Традиционным головным убором был колпак цилиндрической формы сшитый из домашнего сукна. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями.

Одежда удмуртов как северных так и южных различалась по возрасту семейному положению по функциональному назначению.

Пища. Особенности природно-экологической среды хозяйственной деятельности и уровень ее развития межэтническое взаимодействие находили отражение в народной традиционной пище. Основу традиционного питания удмуртов составляли зерновые продукты они входили в большую часть блюд народной кухни. С вхождением в состав Русского государства главную роль среди злаковых заняла озимая рожь. Именно в это время произошел переворот в питании: пресные лепешки заменены квашеным хлебом. Хлебные изделия были очень разнообразны к числу наиболее древних относятся печенье в форме колобков коржей небольших хлебцев лепешки из кислого теста а также хлебцы из овсяной муки. Популярны были пельмени судя по названию имевшие общепермское происхождение.

Среди незерновых преобладала репа бывшая полевой культурой. Широко культивировались горох редька капуста морковь лук. В пищу применяли семена масличных растений (конопля лен). Добавлением к повседневному столу служили и дикорастущие травы грибы ягоды орехи. Картофель получил распространение в Удмуртии лишь на рубеже XIX-XXвв. ранее культивировался эпизодически.

Из животноводческих продуктов использовались в основном говядина баранина и свинина редко конина. Однако в силу невысокой производительности хозяйств мясные продукты занимали незначительное место в рационе. Распространенным способом заготовки мяса впрок была засолка в желудке зарезанного животного а также в длинных холщовых чулочках. Молочные продукты также редко употреблялись в будни из них готовилась праздничная и обрядовая пища. Большинство продуктов подвергалось тепловой обработке однако у удмуртов отсутствовала традиция приготовления блюд посредством жарения.

Сладости в удмуртской кухне занимали незначительное место продукты питания для них изыскивались в собственном хозяйстве: брюква репа конопля. Довольно широко использовался мед ульи практически были в каждом хозяйстве у некоторых их количество достигало более сотни. Продолжало бытовать и бортевое пчеловодство. Довольно большое место в рационе питания занимали продукты охоты и рыболовства. Мясо дичи (в основном белки зайца) заготавливали в большом количестве их запекали целиком добавляли в супы и каши. Мелкую дичь и птицу сушили и размалывали в порошок.

Система отношений в традиционной удмуртской общине

Организующим началом в духовной жизни крестьян стали община и семья так как сами эти институты были полифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственно семейные функции (брак воспитание детей родственная общность единство бюджета и прочее) но являлась первичным и основным производственным коллективом. В общине объединялись функции производственного коллектива соседской и конфессиональной общности административной единицы. В ней происходило удовлетворение не только материальных но и духовных потребностей общинников.

Вполне достоверных документальных сведений по которым можно было бы судить об общине а следовательно и об общинном быте удмуртов в XV-XVIвв. у нас нет. Наиболее ранние типы соседской общины удмуртов известные нам это община – доля у северных удмуртов и сотенная организация - у южных. И сотня и доля решали все наиболее важные в жизни крестьянства вопросы: раскладку податей посылку челобитчиков в различные инстанции выбор сотников старост целовальников сборщиков податей и т. д. 3десь же на мирских советах на основе обычного права решались вопросы связанные с хозяйственной и бытовой жизнью крестьянства совершался суд по делам о мелких кражах ссорах драках взаимоотношениях между супругами. В отличие от мирских сходов северной доли мирские советы на юге Удмуртии строго регламентировали и контролировали все поземельные дела. Община отводила определенный участок каждому крестьянскому хозяйству согласно размерам его тягла и числу мужских душ; покушение на общинные угодья со стороны ее членов без санкции мирских властей строго преследовалось. В деревне существовал выборный аппарат крестьянского управления. Мнение и слово стариков в общественном быту удмуртов были особенно весомыми в силу традиционности всего общественного уклада. Огромную регулирующую роль в соблюдении норм деревенского общежительства играло общественное мнение а также крестьянский суд основывавшийся на обычном праве. Удмуртское крестьянство даже в позднефеодальный период довольно четко сохраняло представления о принадлежности к определенным родовым группам (воршудам) и помнило их названия (Можга Поска Венья и т.д.). О былом родовом единстве свидетельствовали родовые кладбища родовые моления единые бортные пятна тамги которыми помечались лесные делянки прясла полевых изгородей бортные деревья сельскохозяйственный инвентарь.

На всем протяжении феодального периода в удмуртских общинах полновесно и активно функционировал один из традиционных общественных институтов - крестьянская взаимопомощь. С помощью помочей выполнялась жатва сенокос вывозка навоза битье глиняных печей строительство дома и других хозяйственных построек; формой коллективной взаимопомощи являлись "супрядки" весеннее мытье изб мытье пряжи и т. д. Помочи играли существенную хозяйственную и нравственную роль как одна из форм коллективных работ где вырабатывались закреплялись и передавались в межпоколенной трансляции производственные приемы и навыки происходил обмен эмпирическими знаниями и наблюдениями. Общественное мнение на помочах выделяло лиц наиболее успешно овладевших тем или иным приемом осуждало и высмеивало неловкость небрежность или неприемлемые новшества. Здесь складывались этика крестьянского труда формировались и закладывались нормы общежительства. Можно сказать что помочи были формой народного эстетического воспитания и приобщения к разным видам народного творчества (как в процесс е труда так и в пиршестве после него): музыкальному устному хореографическому. В вопросах воспитания молодежи в деревне действовал неписаный моральный кодекс правила которого в общественном быту внушались с раннего возраста. От детей и молодежи требовалось полное послушание вежливость исполнительность. Быть как все не выделяться среди других почитать взрослых проявлять долготерпение и выносливость - вот немногие из заповедей красной нитью проходящие через народную педагогику удмуртов. При встречах на улице со взрослыми молодежь была обязана здороваться первой первыми кланялись и богатому. Крепко сохранялись традиции гостеприимства. Общественное мнение осуждало отступления от установившихся обычаев. Социально-психологическое давление общины на личность проявлялось в полной мере.

Общественный характер носило в деревне и проведение досуга. Население общины делилось на половозрастные группы каждая из которых проводила досуг по-своему. Подчиняясь воле старших в хозяйственных делах в свободное от работы время молодые люди были довольно свободны. Летом - "улица" или хоровод (в широком смысле этого понятия включающего весь комплекс молодежных развлечений под открытым небом) а зимой - посиделки (с работой и праздничные) были для всей молодежи школой приобщения к богатым истокам народной культуры: музыке фольклору хореографическому и театральному и даже изобразительному если учесть что художественная отделка праздничного наряда выполнялась самими девушками и подвергалась оценке на этих встречах. Повседневными домашними делами распоряжалась жена главы семьи. Она ведала продуктами следила за порядком в доме распределяла работы между женщинами обучала младших невесток кухонной работе и т.д. Женщины выполняли все работы по дому: ухаживали за скотом (кроме лошадей уход за которыми было делом мужчин) готовили ткани шили одежду воспитывали детей а также выполняли огородные и полевые работы. "Большуха" была советчицей мужа в его хозяйственных делах а временами и самостоятельно вела хозяйство. В то же время в случае смерти главы семьи его жена не наследовала власть. Права и обязанности старшего как правило переходили мужчине - старшему сыну или брату. Лишена была женщина и права голоса на сельском сходе. Типичным для неразделенной семьи было безусловное подчинение младших членов старшим женщин - мужьям детей - родителям. Родители решали вопрос о браке взрослых детей выбирая им брачных партнеров чаще по своему усмотрению. Женили сыновей и выдавали дочерей строго соблюдая возрастную очередность. Менее скованы патриархальными отношениями были малые семьи. Хотя и здесь жена находилась в определенной зависимости от мужа она все же не испытывала давления со стороны старшего поколения. Взаимоотношения супругов во многом зависели от их характера но в основном определялись теми же традиционными нормами. Как большие неразделенные так и малые семьи составляли самостоятельные хозяйственные единицы каждый член которых имел большую трудовую нагрузку. Трудолюбие очень ценилось удмуртами. При заключении брака смотрели чтобы не только сочетающиеся браком но и их семьи были трудолюбивыми. Ценилась та хозяйка которая отличалась выносливостью физической силой так как от ее здоровья навыков и умения хозяйничать во многом зависело благосостояние семьи. Распорядок дня и характер трудовой деятельности крестьянских семей различался по временам года.

Страницы: 1 2