Реферат: Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность

Рефераты по краеведению и этнографии » Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность

Содержание:

Введение

Глава I. Научные исследования Терского Казачества в дореволюционной России.

1.1. Научные исследования В.А. Потто, М.А. Караулова и др.

1.2. Управление станичными делами.

1.3. Станичный Атаман

1.4. Станичный сход.

1.5. Станичное правление.

1.6. Станичное судопроизводство.

1.7. Станичные доходы и расходы.

1.8. Грамотность среди казаков. Войсковые стипендии.

Глава II. Исследование политико-правовых основ возрождения казачества в современных условиях.

2.1 Демократические преобразования конца XX века.

2.2 Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность.

2.3 Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации.

2.4 Привлечение казаков к государственной и иной службе.

2.5 Правовые акты государственной Думы и губернатора Ставропольского края по поддержке казачьих обществ.

2.6 Главное управление казачьих войск при Президенте РФ.

2.7 Иммиграционные процессы на Северном Кавказе.

2.8 Финансовая поддержка казачьего движения в Ставропольском крае.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI в. ознаменовалось появлением реальных признаков окончания долговременного глубокого кризиса отечественной политической системы, таких, как укрепление вертикали государственной власти, стабилизация системы партий и общественно-политических объединений, развитие информационно-коммуникативных отношений между агентами политики, адаптация к современным условиям законодательства России и ее субъектов, выстраивание иерархии доминирующих социальных норм, ценностей и т. п.

Выходу из кризиса способствует инновационная социальная деятельность по развитию гражданского общества, созданию новых и восстановлению ранее утраченных социальных институтов и общностей. Среди них выделяется казачество, с которым себя идентифицируют до 10 млн. граждан России. Поэтому «движение за возрождение российского казачества, подвергшегося репрессиям в годы советской власти, приобрело широкий размах в 80-е годы»1 . Для разработки его концептуальной модели необходимо определить историческую природу казачества и его современную сущность, артикулировать и агрегировать интересы граждан, идентифици­рующих себя с казачеством, а также спрогнозировать социальные реакции других групп населения, возникающих при реализации запросов казаков. Кроме того, необходимо учесть реальные государствен­ные и общественные возможности удовлетворения запросов объединений казаков и потребностей государства на возрождение казачества и его использование на государственной и иной общественно-полезной службе2 .

Исходный Материал для решения этих научных и практически значимых социально-политических проблем дают работы родоначальников «казаковедения» П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, Д. И. Ригельмана, М. А. Караулова 2-го, Е.П. Савельева, Е.Д. Фелицина ФА. Щербины и наших современников В.Б. Виноградова, А.В. Венкова, В. Н. Ратушняка, Т. В. Таболиной, Р. Г. Такиджьяна, А. П. Трута, А. Г. Масалова и других3 . За 1987-2000 гг. было защищено около 70 диссертаций по казачьей тематике4 , которые также дают большой материал для вторичного анализа природы и современной сущности казачества. И если в прошлые годы ис­следователи ограничивались описанием отдельных казачьих войск, важных исторических событий и роли в них видных общественных деятелей, то сегодня они чаще обращаются к вопросам казачьего самоуправления и традиций государственной службы казаков. Однако усилия ученых разобщены, вследствие чего еще мало изучены социально-философские и политологические аспекты природы казачества, сущности современного процесса его возрождения и развития, привлечения к государственной службе, обеспечению региональной безопасности и общественного порядка. Редко проводятся сравнительные политологические и социологические исследования процесса возрождения казачества в разных субъектах Российской Федерации и регионах. Отдельные публикации, посвященные казачеству, вызывают недоверие в связи с произвольным толкованием базовых терминов и исторических фактов, документов, якобы по-новому понятых авторами, которые удивляют общество «оригинальными» выводами, не имеющими серьезного теоретического и эмпирического обоснования. В таких работах часто обнаруживается политическая ангажированность, смещение акцентов в оценках исторических фактов как в пользу казаков, так и против них5 . Острые споры порождают работы, связанные с запросами казачества на полную реабилитацию как репрессированного народа, восстановление его попранных прав. Очевидно, для получения адекватного целостного представления о природе и современной сущности казачества, о процессе его возрождения и развития в России требуются консолидированные, комплексные исследования.

Цель проводимого исследования провести сравнительный анализ Терского казачества в дореволюционной России и в период возрождения. С задачами научного осмысления социально-политических и нормативно-правовых факторов процесса возрождения Казачества в Ставропольском крае, обобщение и популяризация положительного опыта сотрудничества казачьих обществ с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.


Глава I . «Научные исследования Терского казачества в дореволюционной России»

Вопрос, кто были первые казаки на Северном Кавказе, откуда и когда они появились, где жили до окончательного водворения своего в низовьях Терека и на гребнях гор - не может считаться и поныне еще окончательно решенным. На это не имеется никаких исторических документов. Их даже напрасно было бы разыскивать, потому что никаких письменных сношений Московского правительства с вольным казачеством быть не могло, а предания самих казаков темны и сбивчивы.

В 1902 году бывший Военный Министр генерал Алексей Николаевич Куропаткин на одном из докладов наложил резолюцию: «Надо поспешить составлением подробных исторических трудов по каждому из казачьих войск…».6

В силу этого распоряжения Наказной атаман Терского войска генерал-лейтенант Толстов обратился к генерал-майору Потто «…К Вам Василий Александрович, к Нестору кавказской Истории», писал генерал Толстов, «обращаемся мы с просьбой взять на себя труд по составлению истории доблестных наших предков».7

В 1903 году Василий Александрович Потто приступил к работе. Но на первых же порах маститому писателю пришлось натолкнуться на трудноразрешимые препятствия. Славные предки Терцев, Гребенцев, Аграховцев и Кизлярцев больше рубили, чем писали. А немногое, занесенное на бумагу, погибло в пламени пожаров и войн. Приходилось собирать материал буквально по листочкам.

К осени 1911года Василий Александрович Потто написал два тома и должен был закончить к весне 1912 года третий.

Но 29 ноября 1911 года на семьдесят шестом году жизни смерть похитила еще совсем бодрого Кавказского историка.

Именно двухтомник В.А. Потто «Два века Терского Казачества (1577-1801) изданный во Владикавказе в 1912 году признается как первая научно-исследовательская работа Терского казачества.

Труд, основанный на материалах Карамзина, Синюхаева, Белокурова, Вейзенбаума, Шара-Ногман, Ткачева, Писарева, Попко, Соловьева раскрывает историю освоения Северного Кавказа, создание оборонительных линий, заложение крепостей, жизнь, быт, жизненный уклад казачества на Северном Кавказе

В это же время молодой и энергичный подъесаул Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска депутат Государственной Думы 3 и 4 созывов Михаил Александрович Караулов собирает материал о настоящем Терского казачества.

В 1905 году Караулов М. А. - 2-ой выходит в запас. Вскоре после этого он получает должность секретаря Терского Областного Статистического комитета, начинает печататься в местных газетах. Но энергичная натура Караулова требовала большего, и он основал свою газету под названием «Казачья неделя», принимал участие в учреждении «Общества любителей казачьей старины», публиковался в изданиях этого общества. В. А. Потто в главе IV своего 1 тома «Два века Терского казачества» ссылается на его публикации.

Будучи председателем надпартийной казачьей фракции, Караулов защищает интересы казаков и кавказских горцев. При этом он не оставляет своей научно-исследовательской деятельности, принимает участие в археологических раскопках, основании Терского войскового музея, войсковой библиотеки.

В 1912 году была издана его книга «Терское казачество в его прошлом и настоящем»

В дни революции 1917 года М. А. Караулов вошел в состав Временного комитета Государственной Думы, а потом был назначен на Терек особо уполномоченным представителем Временного правительства. Но 27 марта (по старому стилю) отказался от этого поста, так как Терский Войсковой Круг избрал его своим атаманом.

Став Терским атаманом, Караулов успешно разрешал конфликты между казаками и горцами, способствовал созданию Терско-Дагестанского правительства. Но все действия, предпринятые им в процессе горско-казачьего примирения, послужили поводом для начала провокационной пропаганды большевиков.8

В декабре 1917 года М.А. Караулов приветствовал в Пятигорском отделе 1-й Волжский казачий полк, прибывший с фронта.

При возвращении во Владикавказ вагон, в котором находился М. А. Караулов с сопровождающими, был расстрелян на станции «Прохладная» 12 декабря 1917 года.9

Книга Караулова М. А. – 2-го «Терское казачество в прошлом и настоящем» была предана забвению, как и все, что было связано с казачеством, в годы Советской власти. До наших дней дошло только два экземпляра книги: в библиотеке г. Владикавказа и в Московской библиотеке. В 2002 году она была переиздана в г. Пятигорске в том виде, в котором вышла в 1912 году.

В многовековой истории российского государства отмечены разно­характерные периоды взаимодействия казаков с российским государст­вом. Свободолюбивые люди, называвшиеся казаками, поселялись на украйнах (на окраинах) государства и отличались стремлением к личной независимости, безграничной отвагой и безудержной удалью. Первона­чально для защиты границ Московского государства привлекались каза­ки, которые имели великое значение как проводники колонизации, про­лагатели путей к новый селищам10 и «… находились в большей или меньшей зависимости от государства, более или менее подчинялись его распоряжениям».11 Постепенно характер отношений казаков с россий­ский государством изменялся. К началу русской колонизации Северного Кавказа, заложения Азово-Моздокской Линии и покорения Кабарды «… первым пионером, первым колонизатором является казак - верней­ший слуга Русского государства, и казачьи станицы, а равно и слободки, образовавшиеся при крепостях, послужили основанием к развитию рус­ского владычества в крае»12 .

По многочисленным свидетельствам историков, казаки играли важную роль в укреплении власти российского государства на Кавказе и в последующие годы.

Все лица войскового сословия, числящиеся в станицах или принадлежащих к ней хуторах, составляют станичное общество. Для управления общественными станичными делами состоят: станичный сбор, станичный атаман, правление и суд. Станичному сбору принадлежит власть распорядительная, станичному правлению и атаману – исполнительная и суду – судебная13 .

Станичный атаман, кроме того, является административно-полицейским лицом, которому подведомственны все проживающие в пределах станичного юрта обыватели как войскового, так и не войскового сословия. Лиц, не пользующихся особыми правами состояния, станичный атаман имеет право за маловажные поступки подвергать своею властью денежному штрафу в пользу общественных сумм, не свыше 3 рублей, или аресту до 3 суток, или назначению на общественные работы до 3-х дней; для неоднократно же подвергавшихся таким наказаниям штраф может быть увеличен до 5 рублей, арест и общественные работы до 5 дней14 . На станичного атамана возлагается обязанность вести неослабное наблюдение за порядком, спокойствием и благочинием в пределах станичного юрта, за соблюдением частными и станичными лицами общественного интереса, за исполнением законов, судебных решений, общественных приговоров и частных договоров, за дорогами, мостами и т. д., за исправностью воинского снаряжения служилого состава, несением им служебных обязанностей и иных повинностей, и т.д. Станичному атаману предоставляется право разрешать отлучки казакам служилого состава до одного месяца, а остальным станичникам до одного года. Как отличие звания станичному атаману присваивается «насека» и особая форма одежды. Не имеющие офицерского звания станичные атаманы, пока состоящие в должности, пользуются лично правами хорунжего15 .

Главным распорядителем всего станичного обихода и хозяином станичных земельных угодий, капиталов, доходов и т. п., является станичный сбор, который составляют: станичный атаман, его помощники (или кандидаты), судьи, казначей, доверенные станичного правления и от 30 до 100 человек выборных казаков – домохозяев, по расчету приблизительно от 10 дворов по одному. Право участвовать на выборах и быть избранными имеют все казаки, достигшие 25 лет, за исключением: 1) состоящих под судом и следствием, 2) находящихся под общественным надзором по судебным решениям, 3) судившихся за кражу, мошенничество и т. п. и по суду не оправданных, 4) подвергшихся по суду тюремному заключению или еще более строгому наказанию и 5) лишенных права участия в сборах.

Ведению станичного сбора подлежат дела, касающиеся избрания на станичные должности, распределения земельного довольствия, распоряжение станичными суммами, оброчными статьями, разверстки земских и станичных (мирских) повинностей, опекунские, наследственные и другие общественные и хозяйственные дела станичного общества и отдельных его членов. Жалобы на решения станичного сбора подаются атаману отдела.

Ближайшее заведование станичными делами и исполнение поручений общественного сбора в каждой станице вверяется станичному правлению, состоящему из атамана, его помощников (или кандидатов), станичного казначея или доверенных, избираемых сходом, в количестве 2-4 человек. Жалобы на постановления станичного правления приносятся станичному сбору. Для ведения письмоводства при станичном правлении имеются станичные писари по строевой и хозяйственной частям, находящиеся под ближайшим надзором станичного атамана.16

Станичные суды, состоящие из двух инстанций: первой – суд станичных судей, и второй (апелляционной) – суд почетных судей, действовали на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Положения 3-го июня 1891 года об общественном управлении станиц казачьих Войск, причем ведомству их подлежат споры и тяжбы, а также маловажные проступки проживающих временно или постоянно на землях станичного юрта (и причисленных к станице землях) лиц войскового и не войскового сословия, не пользующихся особыми правами состояния, если цена иска не превышает 100 рублей. К маловажным поступкам, подведомственным станичным судам, относятся: не сопровождавшиеся увеличивающими вину обстоятельствами: кража, мошенничество, покупка заведомо краденого на сумму не свыше 30 рублей, обиды словами и действием, побои, не имевшие вредных для здоровья обиженного последствий, пьянство и нарушение общественной тишины и спокойствия. Станичный суд властен приговаривать за маловажные поступки к одному из следующих наказаний: к денежному взысканию не свыше 6 рублей, к аресту не свыше 8 дней или же к общественным работам не свыше 8 дней; неоднократно подвергавшихся этим наказаниям, станичный суд может приговаривать к денежному взысканию не свыше 10 рублей или же к аресту (или общественным работам) не свыше 12 дней. Решения станичного суда по искам на сумму до 30 рублей и приговоры с осуждением к аресту (работам) не свыше 4 (6) дней или штрафу не свыше 3 (5) рублей, считаются окончательными, а прочие могут быть обжалованы в двухнедельный срок в суде почетных судей. Кассационной инстанцией для всех решений и приговоров для всех судов является областное правление. Судьям присваивается особый нагрудный знак, надеваемый ими во время заседаний и в других официальных и торжественных случаях. Почетные судьи, не имеющие офицерских чинов, и избранные на второй год станичные судьи, пользуются, на время состояния в должности, лично правами хорунжего17 .

Доходы, получаемые станичными обществами, из разного рода источников, идут на удовлетворение нужд подлежащих общественных учреждений и на различные земские и мирские надобности. Суммы, образуемые от превышения доходов над расходами, накопляясь, составляют станичные общественные капиталы. Распределение станичных доходов и расходов по статьям и состояние станичных капиталов показаны в таблицах №1,2,3,4 в приложениях.

Для развития грамотности среди казаков в каждой станице существовали станичные училища (одноклассные, двухклассные и городские) и так же церковно-приходские школы.

За исключением войсковой учительской семинарии открытой в 1910 году, сельскохозяйственной школы около станицы «Прохладной» и военно-ремесленной школы Терское казачье Войско своих учебных заведений не имело и приходило на помощь молодым людям войскового сословия, облегчая им получение образования путем выдачи единовременных пособий и предоставлением им войсковых стипендий (смотри приложение таблица № 5).

Таким образом, Казачьи станицы в начале двадцатого века имели практически все задатки демократического общества, а их руководители (атаманы) думали не только о собственном благосостоянии (смотри приложения, таблицы № 1,2,3,4,5).


Глава II «Исследование политико-правовых основ возрождения казачества в современных условиях»

Однако в советский период казачество было лишено социально-правового статуса сословия, пережило неоднократные реорганизации административно-территориального устройства региона, разрушившие традиционные формы местного казачьего самоуправления, а также массовые репрессии расказачивания. Вследствие этого оно утратило некоторые существенные признаки социальной организации, политико-правового и административно-территориального оформления.

Демократические преобразования нашего общества, начатые горбачевской перестройкой в 1985 г., создали социально-психологические, политические и правовые предпосылки для реализации запросов населения на укрепление гражданских прав и свобод народов России, их приведение в соответствие с международными стандартами.

В 1989 г Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая соответствует Всеобщей декларации прав человека. Эти документы создали реальные правовые условия для активизации социокультурных и национально-патриотических движений народов, репрессированных в годы сталинизма.

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».18

В 1991 г. общественные организации репрессированных народов добились принятия закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».19 В нем содер­жатся политические оценки депортации некоторых народов России в годы Великой Отечественной войны, признана несправедливость их огульного политического опорочивания и поголовно-массового выселения, декларированы принципиально важные политико-правовые основания восстановления политического равноправия всех народов Российской Федерации.

В законе получило правовое закрепление общественное мнение о том, что казачество также является репрессированным народом. При­чем, как представляется, законодатели сделали это в не очень коррект­ной форме, дав следующее определение категории «народ»: нации, на­родности или этнические группы и иные исторически сложившиеся куль­турно-этнические общности людей, например, казачество.20

Казаки, также подвергавшиеся массовым политическим репресси­ям в советские годы, не получили реальную государственную поддержку для восстановления традиционных административно-территориальных образований,21 инициировали движение за возрождение казачества в России. Под его давлением федеральные органы государственной власти причислили казачество к репрессированным народам, что полу­чило правовое закрепление в указе Президента России от 15.06.1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реа­билитации репрессированных народов» в отношении казачества»22 и Постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1992 г. №3321-1 «О реа­билитации казачества».23 Указанные документы отразили очевидную борьбу между Президентом и Верховным Советом России за общест­венную популярность в традиционных казачьих регионах.

Стремление российского Правительства выработать государственный механизм, обеспечивающий возрождение казачества, проявилось в постановлении Правительства РФ от 22.04.1994 г. №355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». К сожалению, из-за необеспеченности ресурсами концепция так и осталась декларацией.

Для реализации конкретных запросов казачества, дальнейшего совершенствования деятельности казачьих формирований, государственного управления этим процессом, в 1994 г. при Президенте России был образован

Совет по делам казачества24 , который в течение двух лет выполнял функции координатора взаимоотношений казачьих организаций и государственных органов как федерального, так и регионального, местного уровней.25

Указом Президента РФ от 16.04.1996 г. № 563 «О порядке при­влечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» утверждено соответствующее Положение. В его 2-ом разделе «Виды службы», к которой привлекаются члены казачьих об­ществ, и порядок привлечения их к службе» предусмотрено, что члены казачьих обществ могут участвовать в охране общественно­го порядка с пограничной, природоохранительной, и иной служебной деятельности.26

Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации во исполнение этого Указа была разработана Директива № 315 К/3/1502 от 22.04.1999 г. «Об особенностях организации воинского учета членов казачьих обществ и порядок комплектования казаками соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, органов о пограничных войск Федеральной пограничной службы», согласно которой были разработаны методические указания по комплектованию казаками соединений и воинских частей, а также определен перечень соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих комплектованию членами казачьих обществ (смотри приложение таблица № 6).

Дополнительные мотивационные меры для более активного привлечения казаков к государственной и иной общественно-полезной предусматривались в указе Президента РФ от 16.04.1995 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, на обязательства по несению государственной и иной службы».27

Для реализации поручений, изложенных в Указе Президента РФ, принималось специальное постановление правительства России от 18.01.1999 г. № 67 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ, в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации на 1999-2000 годы»28 и ряд краевых правовых актов. К их числу отно­сятся постановление государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. № 370-29 ГДСК «О Положении о порядке предостав­ления земельных участков казачьим обществам в Ставропольском крае»29 и постановление губернатора Ставропольского края от 25.03.1999 г. № 161 «О государственной поддержке казачьих обществ Ставропольского края, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации». В бюджете Ставропольского края были предусмотрены денежные средства для предоставления ссуд на возвратной основе казачьим крестьянско-фермерским хозяйствам (смотри приложение таблица № 7).

В 1996 г. вместо Совета по делам казачества при президенте РФ создано по-военному хорошо организованное Главное управ­ление казачьих войск при Президенте Российской Федерации (ГУКВ).30 Оно состояло из трех отделов со штатной численностью 32 человека.31

ГУКВ проводило большую организационную работу по фор­мированию российского казачества, разрабатывало проекты нор­мативных актов по актуальным проблемам казачьего движения. Только за 1996-1998 гг. ГУКВ подготовило и передало на подпись Президенту РФ проекты 26 указов и распоряжений, касающихся казачества. Для их реализации федеральные министерства и ведомства издали около20 нормативных актов, обеспечивающих механизм привлечения казаков к государственной службе.32

К 1998 г. стало ясно, что для дальнейшего улучшения работы государства с казачеством необходимо значительно повысить статус ГУКВ до уровня федерального органа с правами министерства или государственного комитета. С этой целью 12 февраля 1998 г. РФ подписал указ №162 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации», согласно которому ГУКВ выводилось из состава Администрации Президента РФ и было постановлено считать его государственным органом при Президенте России для осуществления функций федерального органа по выработке единой государственной политики по возрождению российского казачества.33 Эта реоргани­зация могла значительно повысить возможности ГУКВ в решении казачьих проблей. Но указ Президента РФ был исполнен лишь частично. Как свидетельствует Т.В. Таболина, против придания Главному управлению казачьих войск статуса федерального государственного органа выступил С. В. Кириенко, занимавший в то время должность Правительства РФ. Он не подписал документы, необходимые для реорганизации и оно не было включено в указ РФ от 30.04.1998 г. № 384 «О структурах федеральных органов исполнительной власти». Искусственно созданная таким образом ситуация положения ГУКВ в политической подрывала основы энергично начавшегося процесса создания государственных структур, целенаправленно занижающихся организацией государственной службы реестровых казаков.31

Но возрождение казачества к тому времени стало необратимым процессом. Для его продолжения объективно требовался единый федеральный координирующий центр. Мнение об этом уже укрепилось в общественном сознании. Компромиссом стало при­нятое 7 августа 1998 г. решение об образовании нового специали­зированного казачьего федерального органа в форме Управления Президента России по вопросам казачества (УПВК).32 Его начальником назначен потомственный казак, генерал армии, Герой России П. С. Дейнекин, что повышало авторитет нового государственного органа среди казачьей общественности и в государственной аппа­рате. Однако по сравнению с ГУКВ объем полномочий нового управления значительно уменьшился, численность аппарата со­кратилась вдвое. Эти обстоятельства снизили возможности управления в решении казачьих проблем.33

К сожалению, современная нормативно-правовая база федерального законодательства и механизм взаимодействия государства с казачеством не имеют однообразного подхода к правовому регулированию процесса возрождения казачества, обеспечения его хозяйственной и иной государственной деятельности. Для преодоления такого состояния специальный федеральный о который способен устранить противоречия законодательства, создать реальные условия для несения государственной и иной службы, обеспечения надежной и социальной защиты казаков, выполняющих служебные обязанности.

Именно о необходимости такого закона говорил вновь назначенный советник Президента РФ, Герой России, Трошев Геннадий Николаевич.

В связи с несовершенством федерального законодательства и его отставанием от актуальных запросов казачества разработкой нормативно-правовой базы для его возрождения занимаются также республиканские, краевые, областные органы государственной власти, расположенные в местах компактного проживания казаков.

При этом обнаружилась закономерность: казачье движение возрождается активнее там, где получает поддержку со стороны населения и органов государственной власти. Таким критериям со­ответствует Ставропольский край. Он территориально приближен к Чеченской Республике и другим конфликтогенным, «горячим точкам» Северного Кавказа, где имеется реальная угроза жизни рус­скому, казачьему населению.34

На Ставрополье иммигрирует значительная часть вынужденных переселенцев, беженцев из северные и центральных «казачьих» районов Чечни и других национально-государственных образований, расположенных в «горной» зоне Северного Кавказа. Русский народ и его передовой отряд - казаче­ство - всегда выступали стабилизирующим фактором в регионе и вносили огромный вклад в создание материальных и культурных общенациональных ценностей, в современных условиях оказались в бедственной положении вследствие разрушения наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, крупных сель­скохозяйственных товаропроизводителей, где они в основном ранее трудились. Имеются многочисленные факты массовых убийств и истязаний русскоязычного населения в Чеченской Республике исключительно по признаку национальной принадлежности к «нечеченцам». Это указывает на потерю влияния не только русской, нации, но и всего российского государства на социально-политические процессы в некоторых частях Северо-Кавказского региона.35

Беженцы привносят в массовое сознание жителей Ставрополья компонент тревоги, отражающий пережитые ими беды, последствия «парада суверенитетов» и практически не прекращающихся кровопролитных крупномасштабных общевойсковых и специальных операций по восстановлению конституционного порядка и борьбе с терроризмом.

Материальное и психологическое состояние вынужденных переселенцев из горячих точек» учитывается органами государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края. Они пытаются принимать адекватные меры защиты своих сограждан.

Как показывает сравнительный анализ 1993-1998, государственные органы Ставропольского края разрабатывали правовые основы возрождения казачества в более быстром темпе, чем это делал федеральный центр и некоторые другие субъекты Российской Федерации.

При организации нормотворческого процесса Государственная и Губернатор края учитывают не только пожелания избирателей, но и реально наблюдаемые негативные последствия массовой вынужденной иммиграции населения в Ставропольский край. По мнению губернатора Ставропольского края А.Л. Черногорова, неуправляемая миграция в значительной мере влияет на состояние общественной безопасности, резко обостряет межнациональные отношения. Значительный приток вынужденных мигрантов осложняет жилищные проблемы, приводит к росту цен на жилье и продукты питания, перегрузке социально-культурной инфраструктуры, прежде всего, образовательных школ.

При этой правоохранительные органы отмечают рост преступлений, совершенных мигрирующими преступниками и преступными группировками.

Стихийная миграция ведет к сокращению доли русских жителей в структуре населения. За последние 18 лет в крае она уменьшилась с 88 до 83 процентов и сохраняет устойчивую тенденцию к понижению.36

В свою очередь, Ставрополье более 10 лет живет в состоянии необъявленной террористами войны. Сопредельные с Чеченской Республикой южные районы края с конца 80-х годов подвергались неоднократным «набегам» чеченских бандитов, которые не только воровали, скот и имущество, но и убивали мирных граждан, захватывали заложников с целью получения выкупа.

Не получив достойного сопротивления правоохранительных органов, бандиты участили свои нападения, сделали их регулярными. Попытки местной милиции организовывать противодействие бандитам объективно были мало результативными, приводили к новым человеческим жертвам. Только в казачьей роте патрульно-постовой службы станиц Галюгаевской и Стодеревской Курского района за последние годы погибли 9 казаков-милиционеров.37

Казачьи общества признают недостаточность мер федеральных государственных органов, выражают обоснованную тревогу по поводу их неэффективности, настойчиво добиваются принятия краевых и местных нормативных актов; регулирующих миграционные процессы, готовность участвовать в их реализации. Однако до настоящего времени эффективные политико-правовые и социально-экономические механизмы миграционной политики для Северо-Кавказского региона, Ставропольского не разработаны. Это приводит к тому, что в экстремальных ситуациях обострения межнациональных отношений казачество действует стихийно, излишне эмоционально, незаконно проводит проверки соблюдения паспортного режима и другие правоохранительные меры, не предусмотренные законодательством.

В пределах своих полномочий органы государственной власти восполняют «пробелы» федерального законодательства посредством разработки и принятия краевых законов, постановлений главы администрации (Губернатора) края, создающих правовые основы местной самообороны населения и привлечения казачества к охране общественного порядка.

29 апреля 1993 г. малый Совет краевого Совета народных депутатов принял решение о пакете нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и деятельность казачества в Ставропольском крае. Этот пакет включал Типовой устав казачьего общества, положение о наделении казачьих обществ землей, Временное положение о местном референдуме по установлению казачьего местного самоуправления в населенных пунк­тах Ставропольского края, решение об освобождении казачьих обществ от налога в краевой бюджет.38

Постановлением главы администрации края от 11.11.1993 г. «О наименовании органов местного самоуправления в сельских населенных пунктах на территории компактного проживания казачества» предусматривалось, что в населенных пунктах, до 1917 г. являвшихся казачьими станицами и хуторами органы местного самоуправления именуются станичными (хуторскими) кругами, а главы органов местного самоуправления - атаманами.39

Для финансовой поддержки казачьего движения Государственная Дума Ставропольского в сентябре 1994 г. создала краевой внебюджетный фонд «Возрождение казачества».40 (смотри приложение таблица № 8)

С учетом запросов казачьих обществ и предложений краевых министерств и ведомств, Государственная Дума Ставропольского края

разработала и в мае 1996 г. утвердила "Положение о казачестве в Ставропольском крае».41

В первом пункте определено, что «казачество - исторически сложившаяся культурно-этнический общность людей в составе населения Ставропольского края, имеющая самобытные традиции, обычай, культуру, хозяйственный уклад, православную религию и строящая взаимоотношения с органами государственной власти Ставропольского края на основе индивидуального и коллективного выполнения обязательств по несению различных видов государственной службы».42

Предпосылки для более активного привлечения казаков к го­сударственной и иной, в том числе правоохранительной, службе, созданные Положением о казачестве в Ставропольском крае, не были реализованы в полном объеме и из-за слабого их организа­ционного, материального обеспечения краевыми и местными орга­нами государственной власти; а также из-за отсутствия реальной поддержки федерального центра, декларированной в ряде феде­ральных документов. Несмотря на это, Положение создало необходимые нормативно-правовые предпосылки возрождения казачества в крае и его привлечения к государственной службе.

Для создания политико-правовых и экономических условий возрождения казачества на Ставрополье за последние годы были приняты постановление главы администрации Ставропольского от 28.08.1996 г. № 65-р «О мерах по формированию целевого земельного фондам».

Правовые акты, принятые государственными органами края, не обеспечивали потребности движения за возрождения каза­чества. Поэтому на совещании в правительстве Ставропольского края 14 июля 1996 г., посвященном перспективам возрождения казачества, констатировалось: «Опыт практической работы в по­следние годы показал, что в существующееправовое поле, во многом унаследованное от недавнего прошлого, не вписываются. Для дальнейшего продвижения срочно необходим закон о Российском казачестве.

Попытки принять закон о российском казачестве предпринимались неоднократно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. К сожалению, они не увенчались успехом.

Отставание законотворческого процесса от реальных потребностей общества заставляет казачество самостоятельно искать решение актуальных проблем своего возрождения. В связи с этим примечательно замечание начальника управления Президента РФ по вопросам казачества генерала армии П. С. Дейнекина, высказанное им на заседании координационного совета по делам казачества при Полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе (Ставрополь, 24.04.01 г.). Говоря о проблемах законодательного обеспечения процесса возрождения казачества, он заявил: «Там, где атаман и правление не занимаются демагогией, а занимаются делом, им хватает нормативно-правовой базы, которая содержит 120 нормативно-правовых актов… Так что вы сами не робейте и не ждите, когда федералы решат. …там чиновник гораздо сильнее, но он не понимает ситуации, которая сложилась на передовой. Он не ползал здесь вдоль Терека, не хоронил казаков ни в Стародеревской, ни в Галюгаевской, не видел перерезанные горла у мирных жителей…».43

Казаки Терского Казачьего Войска стараются не только использовать имеющуюся нормативно-правовую базу, но и добиваться ее совершенствования, приведения в соответствие с актуальными потребностями потомков казаков и процесса возрождения казачества в России.


Заключение

Проведенное исследование возрождения российского казачества на Северном Кавказе выявило нелинейный характер многоэтапного развития этого социально-политического процесса, направленного на восстановление в структуре российского общества социальной общности, идентифицирующей себя с казачеством. Как народом, репрессированным советским государством. Политические репрессии прервали генезис казачества как субэтноса и социально-политического института, имевшего в дореволюционной России форму военно-земледельческого полупривилегированного сословия, выполнявшего ответственные ответственные государственные функции (смотри приложение таблицы №№ 1-5).

В современных условиях можно подводить только предварительные, промежуточные итоги возрождения российского казачества. Этот долговременный процесс продолжает динамично развиваться и, очевидно, в ближайшее время проявит новые качества, факторы, движущие силы. Для их описания и выявления динамических характеристик, естественно, потребуются дополнительные изыскания.

Основополагающими факторами процесса возрождения казачества в современных условиях являются: организация государственной и иной службы казачьих обществ, развитие традиционной казачьей экономики, построенной на основе коллективного землепользования, а также укрепление и развитие традиций образования и воспитания.

Для формирования и мобилизации выявленных факторов возрождения российского казачества в современных условиях требуется система социально-политических и иных государственных и общественных институтов, способных осуществлять эффективные межэлементные связи – отношения в соответствии с нормативно-правовыми предписаниями.

В современных условиях государственно-общественный механизм возрождения российского казачества имеет неустойчивую структуру, элементы которой создаются и упраздняются, количественно и качественно изменяются, трансформируются в новые формы в соответствии с основными законами диалектики.

Появление в механизме новых социальных элементов или изменение выполняемых функций вызывает необходимость модернизации всей системы или отдельных ее подсистем. В свою очередь, утрата по объективным причинам или насильственное волюнтаристское упразднение какого-либо элемента механизма может привести к всеохватывающему системному кризису, из-за которого процесс возрождения казачества способен изменить динамику, прерваться или реверсировать.

Как показывает анализ, в государственно-общественном механизме возрождения российского казачества отсутствуют или недостаточно представлены организационно-исполнительские структуры, специально занимающиеся взаимодействием государственных органов и ведомств с казачьими обществами и организациями. Но и некоторые ранее созданные элементы механизма в последнее время стали утрачиваться, а принятые нормативные акты – устаревать, вступать в противоречие с новыми федеральными законами.

Недостатки структуры механизма государственного управления процессом возрождение казачества привели к тому, что многие политико-правовые документы не выполняются и запросы казачества не реализуются. Поэтому государство и гражданское общество должны восстанавливать утраченные элементы или перераспределять их функции между другими участниками процесса возрождения российского казачества.

Анализ показывает, что государство пока не смогло реализовать взятые и документально зафиксированные обязательства по реабилитации казачества, как репрессированного народа, во многом из-за того, что государственным органам, их руководителям не хватает не только материально-финансовых ресурсов, но и воли, настойчивости.

Изучение основных этапов возрождения казачества в современных условиях показывает, что этот процесс в последние годы утратил активность, перешел в режим малопродуктивного функционирования. На годы растянулось решение проблем оформления казаков на государственную и иную службу.

Федеральные органы не решили проблемы правового статуса и социальной защиты казаков, добровольно участвующих в деятельности отрядов местной самообороны, правоохранительных казачьих дружин и муниципальных гвардий, пограничной стражи и т. п. Это привело к сокращению численности казаков, на регулярной основе участвующих в обеспечении региональной безопасности и общественного порядка.

Казаки, проживающие в «горячих точках» Северного Кавказа, все настойчивее выражают запросы на вооружение членов казачьих добровольных правоохранительных дружин, отрядов местной самообороны для самозащиты населения в Чечне, граничащих с ней районах Ставрополья и Дагестана, и других территориях, где имеется серьезная угроза жизни населения. Такие запросы казаков, естественно, вызывают осторожную реакцию Государственных органов, которые под предлогом недопущения межэтнических конфликтов фактически оставляют без защиты казачество и другие «нетитульные народы» в республиках Северного Кавказа для сохранения внешне благополучной обстановки «ни мира, ни войны». Результатом такой «политической осторожности» стал массовый исход русскоязычного, казачьего населения из Чечни и других северокавказских республик.

Казачья экономика, призванная консолидировать казаков и привлекать их для решения актуальных социально-экономических проблем, не получает необходимую материально-финансовую поддержку, обещанную руководящими государственными органами. Существенные недостатки обнаруживаются в реализации решений о выделении земельных наделов для казачьих обществ и фермерских хозяйств. Это осложняет развитие казачьей экономика, которая потенциально может служить материальной основой саморазвития казачьего движения.

Сегодня актуализируется социально-политическая потребность в формировании четко определенной структуры единой казачьей общности, которая имеет отдельные неоднородные элементы в форме «самостоятельных» казачьих общественных объединений граждан, идентифицирующих себя с казачеством. Их потенциал, например, в Ставропольском крае недостаточно используется в интересах возрождения казачества и государства.

Практика показывает, что без реальной государственной поддержки казачество не способно самостоятельно решить все проблемы своего возрождения. Поэтому в казачьих обществах и организациях отмечается рост социальной напряженности, обнаруживается из политизация.

Научно обоснованная адекватная оценка места и роли казачества в реализации проблем Северного Кавказа, своевременное выполнение требования населения об организации местной самообороны в районах, граничащих с Чеченской республикой, может радикально изменить тенденции появления в крае и регионе националистических, экстремистских общественно-политических формирований, прекратить попытки вовлечения в них казаков. Поэтому, органы государственной власти и правопорядка должны активизировать сотрудничество с казачеств, использовать его созидательный потенциал для решения актуальных проблем края и региона при одновременном удовлетворении социально значимых запросов как казаков, так и других социальных групп.

Несоответствие механизма возрождения казачества социально-политическим запросам на полную реабилитацию казачества обнаруживает потребность в модернизации этого механизма посредством формирования на всех его уровнях взаимосвязанных и эффективно взаимодействующих государственных и общественных формирований, нацеленных на создание государственно-общественного института российского казачества, организацию его государственной и иной службы, возрождение самобытной казачьей духовной культуры. Очевидно, для этого необходимы конкретные действия по привлечению казачьих обществ к активной государственной общественно-значимой службе.

В свою очередь, казачьим общества предстоит перейти к более активной деятельности по самореализации проблем, связанных с полной реализацией казачества. Для этого нужна долговременная стратегия решения казаками своих интересов с частичным участием органов государственной власти и местного самоуправления. Такую стратегию казачьи общества могут выработать не «методом проб и ошибок», а только на основе материалов комплексного исследования проблем возрождения российского казачества в современных условиях и разработки научно обоснованной модели государственно-общественного механизма его обеспечения. Такой механизм, как показало исследование, пока имеет большое количество недостатков.

Вероятно, дальнейшее возрождение российского казачества возможно при действительно заинтересованном отношении к нему органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и при одновременном повышении активности казачьих обществ в делах, одобряемых государством и обществом, с другой стороны. Именно такое взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и казачьих обществ, как элементов гражданского общества, способно обеспечить дальнейшее возрождение российского казачества. В противном случае, отсутствие фактора государственной и иной, приравненной к ней службы, в ближайшие годы может привести казачество к состоянию социально-культурной общности, отличающейся от других групп населения только общностью субкультуры и горькими воспоминаниями о нереализованных в современных условиях предпосылках полнокровного возрождения казачества в социально-политической структуре общества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: В поисках научной парадигмы. Ставрополь. 2001.

2. Арсеньева М. Казачьи районы Чечни должны оставаться казачьими // Казачий Терек. 2001. №1 (32)

3. Ауский С. Казаки. Особое сословие. Санкт-Петербург, 2002.

4. Белозеров В. С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.

5. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.

6. В тисках проблем. Из доклада губернатора Ставропольского края А. Л. Черногорова на расширенном заседании совета по экономической и общественной безопасности, состоявшегося 30 января 1999 года // Казачий Терек. 1999. №2 (7).

7. Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1974.

8. Караулов М. А. «Терское казачество в прошлом и настоящем». Пятигорск, 2002

9. Лубский А. В. Северный Кавказ – периферия Российской цивилизации // Научная мысль Кавказа.-2000.-№ 2.

10. Масалов А. Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX- начале XXI веков. Ставрополь, 2002

11. Масалов А.Г. Современное казачество на охране региональной безопасности и общественного порядка. Ставрополь, 2001

12. О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации. Указ Президента РФ от 20.01.1996 г. №67 // Собрание законодательства РФ. 1996. №4.

13. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. Указ Президента РФ от 15.06.1992 г. №632 // Росс. газета. 1992. 22 июня.

14. О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 12.02.1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №7.

15. О пакете нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность казачества в Ставропольском крае. Решение малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 29.04.1993 г. № 40

16. О Положении о казачестве в Ставропольском крае. Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. № 370-29 ГДСК // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1996. № 6.

17. О Положении о порядке предоставления земельных участков казачьим и обществам в Ставропольском крае. Постановление государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. №371-29 ГДСК // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1996. № 6.

18. О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе. Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной службе. Указ РФ от 16.04.1996 г. №563 // Росс. газета. 24.04.1996

19. О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав. Декларация Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. №772 -1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. №23.

20. О реабилитации казачества. Постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1992г. №3321-1 // Росс. газета. .1992. 23 июля.

21. О реабилитации репрессированных народов. Закон РФ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. №12.

22. О Совете по делам казачества при президенте Российской Федерации. Указ Президента РФ от 1.07.1994 г. № 1389 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 10.

23. О создании краевого внебюджетного фонда «Возрождение казачества». Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 29.09.1994 г. // ВАПСК

24. О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации на 1999 – 2001 годы. Постановление правительства РФ от 21.07.1999 г. № 839 // Собрание законодательства РФ. 1999. №30.

25. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам казачества. Указ Президента РФ от 7.08.1998 г. №920 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №32.

26. Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. № 564 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17.

27. Повышать удельный вес казачества в охране границы и общественного порядка // Казачий Терек. 2001. №5 (36).

28. Поздняков А. Необратимый характер // Казачий Терек. 1999. №2 (7).

29. Попов С. Национальная политика на Северном Кавказе // Казачий Терек. 1999. №2 (7).

30. Потто В. А. Два века Терского казачества. Ставрополь, 1991.

31. Русских - в жертву… (о возрождении казачества на Северном Кавказе) // Юрид. газета. 1992. № 43.

32. Рязанцев С. В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе // Социологическое исследование.-2002.-№ 1.

33. Таболина Т. В. Государство и казаки: опыт взаимодействия. - Ростов-н/Д., 2001.

34. Щит Отчизны // Казачий вестник. 2001. №1 (51).


ПРИЛОЖЕНИЯ:

Таблица № 1

ВЕДОМОСТЬ ДОХОДОВ

станичных обществ Терского войска за 1910 г.

ОТДЕЛЫ От аренды общественных земель От найма общественных земель От налогов за рыбную ловлю Сбор за выпас скота Кирпичные, черепичные и др. заводы Сборы с базаров и ярмарок Посаженной платы и др. сборов с иногородних Прочие доходы ИТОГО

Р У Б Л Е Й

Пятигорский 177701 370 - 2484 5969 9189 22043 127931 345681
Моздокский 107524 485 4400 2285 5144 12011 3186 60305 191685
Сунженский 110434 1171 186 1014 1450 3450 7632 61516 186933
Кизлярский 300927 290 1722 3950 212 1459 1298 66865 376723
ИТОГО 696586 2316 2348 9733 13113 26149 34159 316618 1101022

Таблица № 2

ВЕДОМОСТЬ РАСХОДОВ

станичных обществ Терского войска за 1910 г.

ОТДЕЛЫ На уплату казенных сборов На содержание должностных лиц На канцелярию и библиотеку На постройку общественных зданий На содержание духовенства и церквей На содержание школ На земские тройки Прочих расходов ИТОГО

Р У Б Л Е Й

Пятигорский - 31406 5525 - 16379 85401 8114 203834 350559
Моздокский 6600 25639 4066 - 5841 39878 11073 116099 209196
Сунженский - 31331 4679 - 3782 33190 8619 102998 184599
Кизлярский 118 41135 5980 - 23422 41427 11264 222663 316009
ИТОГО 6718 29511 20250 - 49324 199896 39070 645594 1090363

Таблица № 3

ВЕДОМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАПИТАЛОВ

станичных обществ Терского войска за 1910 г.

ОТДЕЛЫ К 1 января 1911 г. состояло К 1 января 1911 г.
На лицо В кредитных учреждениях В оборотах и долгах ИТОГО На душу мужского пола приходится
Р У Б Л Е Й Р. К.
Пятигорский 236301 16663 125950 108810 251423 8 14
Моздокский 246763 13396 99255 114601 229252 7 14
Сунженский 200533 11350 117887 73630 202867 7 10
Кизлярский 243334 24114 100246 149688 274048 10 59
ИТОГО 946931 67523 443338 446729 957500 8 33

Таблица № 4

ВЕДОМОСТЬ

мобилизационных, продовольственных и сиротских капиталов

в станицах Терского войска за 1910 г.

ОТДЕЛЫ

К 1 января 1911 г.

состояло

К 1 января 1911 г.
На лицо В кредитных учреждениях В оборотах и долгах ИТОГО
Р У Б Л Е Й
А. Мобилизационный
Пятигорский 166174 2003 118420 49990 170413
Моздокский 90222 2453 64819 26960 94232
Сунженский 89168 8195 61824 23634 93653
Кизлярский 156459 17281 64275 97563 179119
ИТОГО 502023 29932 309338 198147 537417
Б. Продовольственный
Пятигорский 41211 48 44992 11418 56458
Моздокский 29203 - 30570 1468 32138
Сунженский 67088 - 68369 - 68369
Кизлярский 110014 - 85931 31839 118770
ИТОГО 247516 48 230962 44725 275735
В. Сиротский
Пятигорский 26410 41 76380 23982 100403
Моздокский 80679 925 75196 10488 86609
Сунженский 52288 - 49129 4700 53829
Кизлярский 57057 450 35697 23979 60126
ИТОГО 216434 1416 236402 63149 300967
ВСЕГО 965973 31396 776702 306021 1114119

Таблица № 5

СВЕДЕНИЯ

о стипендиях Терского войска и пособиях

учебным заведениям из войскового капитала

Наименование учебных заведений Число стипендий

Размер стипендий,

в руб.

Пособие казне и в специальные средства учебных

заведений

На одну На все
I . Высшие учебные заведения
Мужские
1. ИМПЕРАТОРСКИЙ Московский университет

1

4

350

360

350

1440

2. ИМПЕРАТОРСКОЕ Московское техническое училище 1 450 450
3. Варшавский политехнический институт 1 420 420
4. Екатеринославское высшее горное училище 1 420 420
5. Томский технологический институт 1 420 420
6. С.-Петербургский политехнический институт
7. Харьковский технологический институт 1 420 420
8. Московский сельскохозяйственный институт 1 420 420
9. Московский Константиновский межевой институт 1 420 420
ИТОГО 13 - 5180
Женские
1. С.-Петербургский женский медицинский институт 1 420 420
2. Московские Старо-Екатерининские женские фельдшерские курсы 1 420 420
3. Училище лекарских помощниц и фельдшериц С.-Петербургского дамского лазаретного комитета Российского Общества Красного Креста 4 360 1440
ИТОГО 6 - 2280
II . Средние учебные заведения
Мужские
1. Кадетские корпуса: а) штатных 13 250 - 3250
б) штатных же 20 450 - 9000
в) сверхкомплектных 49 450 - 22030
2. Владикавказское реальное училище

50

2

250

180

12500

360

14284
3. Грозненское реальное училище

1

15

150

250

150

3750

4. Моздокское реальное училище

1

10

150

250

150

2500

5. Ставропольская мужская гимназия 28 - - 6860
6. Тифлисский Александровский учительский институт 18 180 3240
7. Тифлисское землемерное училище 1 300 300
8. Донское среднее сельскохозяйственное училище 12 150 1800 1200
ИТОГО 220 - 24750 56674
Женские
1. Ставропольская женская гимназия Св. Александры 30 30 - 9000
2. Владикавказская Ольгинская женская гимназия 10 240 2100 3000
3. Для дочерей офицеров первоочередных полков 10 150 1500
4. Владикавказская женская прогимназия 10 150 1500
5. Грозненская женская гимназия 15 250 3750
ИТОГО 75 - 9150 12000
III . Профессиональные
1. Кубанская учительская семинария 2 180 360
2. Терская учительская семинария 80 225 18000 С пособием
3. Владикавказское графа Лорис-Меликова ремесленное училище

21

2

160

150

-

-

4560

300

4. Батумское ремесленное училище 3 120 - 360
5. Екатеринодарская военно-фельдшерская школа 15 По действительно произведенным расходам на содержание стипендиатов
6. Воздвиженская низшая лесная школа 4 130 - 520
ИТОГО 127 - 18360 5740
Кроме того, на содержание станичных учителей - - - 120000
ВСЕГО 441 - 59720 194384
Более 254104 руб.

Таблица № 8

Общие направления использования денежных субсидий, направляемых на государственную поддержку казачьих хозяйств Ставропольского края в 2002 году

ПОКАЗАТЕЛИ Фактические данные
1999 г. 2000 г. 2001 г. Прогноз на 2002 г.
1 2 3 4 5

1. Всего казачьих хозяйств

в том числе членов ассоциации

137

34

143

35

143

35

143

35

2. Фактически выделено бюджетных субсидий – всего, тыс. руб.

в том числе:

из федерального бюджета

из бюджета края

820

820

800

800

1000

1000

-

-

3. Фактически средняя обеспеченность бюджетными субсидиями:

1-го хозяйства, тыс. руб.

1-го га, тыс. руб

5,98

0,04

5,60

0,04

7,0

0,07

-

-

4. Минимальная (расчетная) потребность в бюджетных субсидиях, тыс. руб.

в том числе:

не приобретение технических средств

на приобретение племенных животных и малька рыбы

на приобретение удобрений и пестицидов

на оказание помощи при проведении полевых работ

на строительство подводящего газопровода в КФХ «Петровское» ст. Старомарьевской Грачевского района

820

390

10

160

240

20

800

200

100

200

280

40

1000

400

100

200

200

100

1530

500

400

200

330

100

5. Минимальная (расчетная) потребность в бюджетных субсидиях, тыс. руб.:

на 1 хозяйство

на 1 га сельхозугодий

5,60

0,06

8,25

0,08

7,0

0,07

10,7

0,106


Приложение №7

ПЕРЕЧЕНЬСОЕДИНЕНИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОДЛЕЖАЩИХ КОМПЛЕКТОВАНИЮ ЧЛЕНАМИ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ

№ п/п Воинские части Места дислокации

Казачьи общества, комплектующие

соединения и воинские части

Московский военный округ
1 Отдельный кавалерийский казачий полк (в/ч 55605) п. Алабино, Наро-Фоминский р-он, Московская обл. Казачьи общества Российской Федерации
Северо-Кавказский военный округ
2

Паращютно-десантный Кавказский полк

(в/ч 54801) гв. Воздушно-десантной дивизии (в/ч 61756)

г. Ставропопль

Войсковые казачьи общества

«Великое войско Донское»,

Терское, Кубанское

3 Отдельная мотострелковая казачья бригада (в/ч 74814) г. Буденновск

Войсковые казачьи общества

«Великое войско Донское»

4

Отдельный мотострелковый Донской казачий батальон (в/ч 74818) отдельной мотострелковой казачьей бригады

(в/ч 74814)

г. Буденновск

Войсковое казачье общество

«Великое войско Донское»

5

Отдельный мотострелковый Кубанский казачий батальон (в/ч 74819) отдельной мотострелковой казачьей бригады

(в/ч 74814)

г. Буденновск Кубанское войсковое казачье общество
6

Отдельный мотострелковый Терский казачий батальон (в/ч 74821) отдельной мотострелковой казачьей бригады

(в/ч 74814)

г. Буденновск Терское войсковое казачье общество
7

Отдельный танковый Астраханский казачий батальон (в/ч 74823) отдельной мотострелковой казачьей бригады

(в/ч 74814)

г. Буденновск Астраханское окружное казачье общество, казачьи общества Республики Калмыкия, Терское войсковое казачье общество
Приволжский военный округ
8 Гв. мотострелковый Волжский казачий полк (в/ч 65349) гв. мотострелкоовй дивизии (в/ч 12128) г. Самара Волжское войсковое казачье общество
Уральский военный округ
9 Гв. мотострелковый Оренбургский казачий полк (в/ч 89547) гв. мотострелкоовй дивизии (в/ч 61423) г. Чебаркуль, Челябинская обл. Оренбургское войсковое казачье общество
Сибирский военный округ
10 Мотострелковый Сибирский казачий полк (в/ч 91060) мотострелкоовй дивизии (в/ч 22316) г. Новосибирск Сибирское войсковое казачье общество
11 Гвардейская ракетная Енисейская казачья бригада (в/ч 10182) г. Красноярск Енисейское войсковое казачье общество
12 Гв. мотострелковый казачий полк (в/ч 36996) гв. танковой дивизии (в/ч 49539) г. Борзя, Читинская обл. Забайкальское и Иркутское войсковое казачье общество
13 Отдельный паращютно-десантный Забайкальский казачий батальон (в/ч 52873) отдельной паращютно- десантной бригады (в/ч 32364) г. Улан-Уде Забайкальское войсковое казачье общество
Дальневосточный военный округ
14 Пулеметно-артелерийская Амурская казачья дивизия (в/ч 51424) с. Бабстово, Еврейская АО
15 Отдельный мобильный Уссурийский казачий батальон (в/ч 45142) с. Бабстово, Еврейская АО Уссурийское войсковое казачье общество
16 Отдельный мобильный Амурский казачий батальон (в/ч 44178) с. Бабстово, Еврейская АО Амурское войсковое казачье общество
17 Отдельный мобильный казачий батальон (в/ч 28228) с. Биджан, Ленинский р-он, Еврейская АО Казачье общество Хабаровского края

СНОСКИ

_________________________________________________________

1 Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству: Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 №355//Собрание законодательства РФ. -1994. - № 3. - Ст. 210.

2 Масалов А. Г. «Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX – начале XXI века» Ставрополь 2002. – стр. 6.

3 С 20-х до середины 80-х гг. XX в. фундаментальные исследования истории казачества проводились редко.

4 См.: Казачество России: Информационно-справочный материал. – Ростов-на-Дону 2001. – С.13.

5 См., например: Емельяненко В. Аппетиты победителей // Известия. – 2001. – 15 февраля.

6 Чернодубов предисловие к книге В. А. Потто «Два века Терского Казачества (1577 – 1801)

7 Там же.

8 Казачий словарь-справочник т. 2 стр. 56, 57 США Калифорния Сан-Ангельмо 1968 г.

9 Кабардино-Балкарский партийный архив период 1917 – 1922 годов стр. 111

10 Соловьев С. М Сочинение. В 18 кн. Кн. 3. Т.5 и 6. История России с древних вре­мен. / Отв. ред.: И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. - М., 1989. - С.304.

11 Там же. - С.305.

12 Потто В.А. Два века терского казачества /1577 – 1801/. - Ставрополь 1991. - С.289.

13 Караулов М. А. «Терское казачество в прошлом и настоящем» Пятигорск – 2002 год. – стр. 310.

14 Там же

15 Хорунжий казачьих войск (в других родах войск такого звания не было, соответствовал воинскому званию Корнет – Армейской кавалерии и младшему лейтенанту в современной армии.

16 Караулов М. А. «Терское казачество в прошлом и настоящем» Пятигорск – 2002 год. – стр. 312.

17 Караулов М. А. «Терское казачество в прошлом и настоящем» Пятигорск – 2002 год. – стр. 313.

18 См.: О признании незаконными и преступными репрессивных актов против наро­дов, подвергшихся насильственному переселению, н обеспечении их прав. Деклара­ция Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. №772 -1 // Ведомости Съезда народ­ных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. №23. Ст.449.

19 См.: О реабилитации репрессированных народов. Закон РФ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. №12.

20 Там же.

21 В Северо-Кавказском регионе дооктябрьской России имелись специальные каза­чьи административно-территориальные образования - области Донского, Кубанского и Терского казачьих войск.

22 См.: О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации ре­прессированных народов» в отношении казачества. Указ Президента РФ от 15.06.1992 г. №632 // Росс. газета. 1992. 22 июня.

23 См.: О реабилитации казачества. Постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1992г. №3321-1 // Росс. газета. .1992. 23 июля.

24 См.: См.: О Совете по делам казачества при президенте Российской Федерации. Указ Президента РФ от 1.07.1994 г. № 1389 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1118.

25 Работу Совета обеспечивало министерство РФ по делам национальностей и региональной политике.

26 См.: О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе. Положение о привлечении членов казачьих обществ к государст­венной службе. Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. №563 // Росс. газета. 1996 24 апреля.

27 См.: 0б экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим общест­вам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. №564 // Собрание законо­дательства РФ. 1996. №17. Ст. 1955.

28 О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Россий­ской Федерации на 1999 – 2001 годы. Постановление правительства РФ от 21.07.1999 г. № 839 // Собрание законодательства РФ. 1999. №30. Ст. 3788.

29 См.: О Положении о порядке предоставления земельных участков казачьим и обществам в Ставропольском крае. Постановление государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. №371-29 ГДСК // Сборник законов и дру­гих правовых актов Ставропольского края. 1996. №6. - С.20-23.

34 См.: например: Русских - в жертву… // Юрид. газета. 1992. №43; Арсеньева М. Казачьи районы Чечни должны оставаться казачьими // Казачий Терек. 2001. №1 (32) и др.

30 См.: О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Фе­дерации. Указ Президента РФ от 20.01.1996 г. №67 // Собрание законодательст­ва РФ. 1996. №4. Ст.266.

31 См.: Таболина Т. В. Государство и казаки: опыт взаимодействия. - Ростов-н/Д., 2001.-С.7.

32 Щит Отчизны // Казачий вестник. 2001. №1 (51).

33 См.: О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 12.02.1998 г. // Собрание зако­нодательства Российской Федерации. 1998. №7. Ст. 827.

35 Попов С. Национальная политика на Северном Кавказе // Казачий Терек. 1999. №2.

36 См.: В тисках проблем. Из доклада губернатора Ставропольского края А. Л. Черногорова на расширенном заседании совета по экономической и общественной безопасности, состоявшегося 30 января 1999 года // Казачий Терек. 1999. №2 (7).

37 См.: Повышать удельный вес казачества в охране границы и общественного порядка // Казачий Терек. 2001. №5 (36).

38 См.: О пакете нормативных актов, регулирующих организацию и деятель­ность казачества в Ставропольском крае. Решение малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 29.04.1993 г. №40 // ВАПСК, оп. 1, д. 660, л.12.

39 См.: ВАПСК, оп. 1, д.154, л.11.

40 См.: О создании краевого внебюджетного фонда «Возрождение казачества». Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 29.09.1994 г. // ВАПСК, оп.1, д.341, п. 14.

41 См.: О Положении о казачестве в Ставропольском крае. Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. №370-29 ГДСК // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского «рая. 1996. №6. - С. 13-19.

42 См.: О Положении о казачестве в Ставропольском крае. Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. №370-29 ГДСК // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского «рая. 1996. №6. - С. 14.

43 Повышать удельный вес казачествав охране границы и общественного порядка // Казачий Терек. 2001. № 5 (36)