Реферат: Краткий экскурс в историю Еврейской общины - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Краткий экскурс в историю Еврейской общины

Рефераты по краеведению и этнографии » Краткий экскурс в историю Еврейской общины

Содержание

1.1. Краткий экскурс в историю

ГЛАВА2 .ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА

2.1. Структура еврейской общины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Евпатории более 2500 лет и это один из самых древних городов Крыма, бывшей Таврики. Город был образован греками – колонистами в первом тысячелетии до н. э. В Евпатории на данный момент сосредоточено множество религий, историческая часть города-курорта, где расположены центры пяти конфессий, считается излюбленным пестом паломничества отдыхающих на полуострове людей, различных вероисповеданий и национальностей. Евреи, одна из этих наций они обладают богатой культурой, которая всегда вызывала интерес. А в современных условиях, когда национальным вопросам уделяется большое значение, малоизученная история немногочисленных народов приобретает особую актуальность.

В те далекие времена еврейские купцы уже часто посещали города Кавказа и Греции. Многих евреев захватывали во время многочисленных войн.

После Вавилонского пленения и изгнания, евреи появились на берегах Крыма, в те времена Тавриды. Греки и Персы прибывавшие и оседавшие здесь привозили рабов евреев, таким образом, монотеистическая религия евреев – иудаизм, проникла на территорию Украины гораздо раньше, чем христианство и ислам, народы степи, такие как хазары стали перенимать иудаизм и некоторые культурные черты евреев.

Таким образом, евреи впервые попали на территорию Крыма: и как свободные купцы, и как рабы греков, и судьба евреев тесно связана с историей города.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена общественной и научно – исторической значимостью проблемы, образования еврейской общины в городе, сведением в систему материалов работ историков, статистов, краеведов, занимавшихся данной темой.

В данном исследовании автор ставит следующую цель: рассмотреть жизнь евреев Гезлева до второй половины 17 века.

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:

1. Изучение формирования еврейской общины в Евпатории.

2. Рассмотрение структуры общины.

3. Характеристика статистических данных о еврейской общине в Гезлеве - Евпатории.

Методологической основой для данного исследования послужил сравнительный метод и текстологический анализ изучаемого материала.


Историография

Об этой теме писали историк и еврейский историк Иосиф Флавий[1] , и русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки[2] . Сведения о евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина[3] , Филологи Петербурга которые обнаружили еврейские имена в надписях Боспора, поддержали гипотезу М. Ростовцева относительно проживания евреев в Крыму во время правления понтийского царя Митридата VI Евпатора (121—63 гг. до н. э.). Статьи А. Наймана[4] в газете Крымские известия Статья Жданова Ю[5] посвяшенная юбилею города в газете Семь чудес света плюс Труды Кене Б.[6] и книга Тунмана Крымское ханство [7] . Справочник Пьянкова В. Г. Вся Евпатория[8] в которой приводит описание города и уделивший внимание евреям и караимам. Древнее описание Гезлева дано в труде Драчук В.С., Кара Я. Б., Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. По истории евреев статья Обуховской Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в историю опубликованная в газете Крымская правда[9] .

Глава 1. Проблема образования еврейской общины в Евпатории

1.1. Краткий экскурс в историю

Евпатория один из самых древнейших городов в Крыму, ее история насчитывает более 2500 лет, она была основана греческими колонистами из Милета. Но пожалуй нет сейчас в Крыму города чья история до такой степени окутана туманом.

История древней иудейской диаспоры в Крыму динамична, многогранна и увлекательна.

Первые иудой поселились в Крыму на Боспоре Киммерийском конце II в. — I Вв. до н. э. В период существования Понтийской державы Митридата VI Евпатора, объединившего под своей Вла­стью Малую Азию, значительную часть Кавказа и греческие го­сударства северного побережья Понта Евксинского. В это Время евреи проживали Во многих малоазийских городах и на Балка­нах. Так, В 1981 г. болгарские археологи обнаружили синагогу, по­строенную в III в. до н. э.

По-видимому, основным центром еврейской диаспоры на полу­острове стал Пантикапей (Керчь), столица Боспорского государ­ства. Это крупное по причерноморским масштабам государство территориально и политически оформилось, В основном, В IV в. до н. э. н всегда играло заметную роль в политической жизни региона и в международной торговле. Его гражданской основой было население многочисленных греческих городов, располагавших­ся в Восточном Крыму (Европейский Боспор). Боспорским царям были подчинены многие приазовские и прикубанские варварские народы.

«Согласно летописным свидетельствам, евреи появились на территории Крыма свыше двух с половиной тысяч лет назад в колониях, основанных греками. Об этом писали историк и философ Филон Александрийский (I ст. до н. э.), географ Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Их свидетельства подтверждаются археологическими и эпиграфическими находками.

Русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки утверждал, что иудеи жили в Тавриде не меньше чем за два столетия до христианской эры, а также что иудеи самаритянского племени с давних времен жили в Херсонесе. Караимский раввин Иешуа Коен из Феодосии писал, что в III столетии до н. э. около шести тысяч евреев-пленных оказались в районе Тамани. Оттуда они переселились в крымские города Керчь, Феодосию, Мангуп, Старый Крым и Чуфут-Кале. Евреи также обосновались в Мисхоре (близ современной Ялты), Херсонесе (территория нынешнего Севастополя) и других местах.

Это были города-государства, каждое из которых имело правительство и войско, чеканило свою монету. Они вели торговлю с разными странами, принимали и отправляли торговые караваны. Почти в каждом из них существовали еврейские общины. И. Флавий по этому поводу писал, цитируя Страбона: «Иудеи проникли уже во все города, и нелегко найти место на земле, где бы ни обнаружилось это племя[10] ».

Сведения о, евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина. Филологи Петербурга, ко­торые обнаружили еврейские имена в надписях Боспора, поддержали гипотезу от­носительно проживания евреев в Крыму во время правления понтийского царя Митридата VI Евпатора (121—63 гг. до н. э.), который объединил под своею властью Малую Азию, зна­чительную часть Кавказа и гречес­кие города север­ного побережья Понта Эвксинского.

«По данным ономастики, элли­низированные ев­реи пришли в Пантикапей из Малой Азии и Фракии. Известно, что они жили тог­да в восточной ча­сти Крымского по­луострова, в Боспоре, и уже позднее расселились по северному склону южных Крымских гор. Тогда образовались три главные общины — в Солхате, Кырк-Ере и Мангупе. Большинство еврейских па­мятников Крыма, датированы первыми столетия­ми н. э. и найдены на территории, бывшего Боспорского царства.

Двухтысячелетняя история евреев в Крыму богата событиями, связанными с различными режима­ми в здешних местах. Вероятно, именно этот народ убедил руководителей Хазарского каганата принять иудаизм. Немало фактов свидетельствуют о связях крымских евреев и каганата с единоверцами Киевской Руси[11] ».

Наиболее раннее упоминание о евреях на территории Евпатории относится к теории образования названия Керкенитида. Б.Кене, по его мнению название городу дали как производное от еврейского слова КАРКА обозначающее земельный надел, почву занятую под постройку города[12] .

«После 3в. н.э. Когда в Тавриду вторглись готы, а в 4 в. орды кочевников гуннов сметавшим все на своем пути, в том числе и Кекинитиду. Кажется логичным, что с этого времени и на долго жизнь повсюду в крыму замирает, и только в трудно доступных местах она сохранилась[13] ».

Но это не так как показывают, хоть и очень скудные археологические находки жизнь существовала и в северо-западному Крыму.

Греческая Керкенитида, видимо в какой то мере восстановленная в византийские времена, была, надо полагать. Как и все степное побережье присвоено хазарами.

«Но эти места были очень привлекательны для человека, жившего земледелием, скотоводством, рыболовством... Поэтому и не могла прекратиться здесь жизнь. Сегодня имеется мало точных сведений о том, как проходила жизнь Керкинитиды в течение последующих почти десяти веков, вплоть до XV века. Известно, что аппетиты завоевателей не уменьшались. Об этом свидетельствуют следы материальной культуры, оставленные многими племенами и народностями, сменявшими друг друга. На какое-то время здесь закрепились ромеи - византийцы, около 680 года началось вторжение хазар, закончившееся тем, что уже в . VIII веке большая часть Таврики оказалась под властью Хазарского каганата. В конце 1Х-начале XI века в районе Керкинитиды появились переселенцы из Киевской Руси, в X веке - печенеги, затем с середины XI до XIII века здесь хозяйничали половцы. А в первой половине XIII века на Крым обрушивается новая лавина кочевых племен - татаро-монголы. Они покорили местное население - армян, греков, аланов, половцев и славян и обложили их данью.

С конца XIII до последней четверти XV века побережье Крыма от Керчи до Балаклавы колонизировали выходцы из города-республики Генуи. А в юго-западной части Крыма сложилось княжество Феодоро, в котором жили армяне, караимы и другие народности, издавна заселявшие эти места. Предполагают, что Керкинитида входила тогда в сферу влияния этого княжества. Косвенное тому свидетельство - наличие Керкинитиды на итальянских картах XIV-XV веков»[14] .

«На итальянских картах XIV—XV вв. район Евпато­рии отмечен под названием Chrichiniri, или Chrerenichi, в котором можно уловить отзвук более древнего имени «Керкинитида». Следовательно, допустимо говорить о на­личии здесь населенного пункта. Генуэзцы, искажая обычно имена поселений, все же брали в основу искон­ные названия, никогда не переводя их на свой язык[15] ».

П.Джонсон написавший один из монументальных трудов по истории евреев[16] также упоминает о оживленной торговле еврейских купцов с крымом еще 1169 года.

Иудейское население Таврики XI – начало XIIIвека в истории иудейских общин на территории Крымского полуострова с полным основанием можно считать «темными».

Очевидно, это связано с новыми волнами кочевников, вторгавшимися в Крым, ставший свободным от зависимости Хазарского каганата. Это вызвало53изменения в политической истории полуострова. Византийская империя в XI в. начинает терять контроль над ранее подвластными ей крымскими провин­циями. Тюрко-язычные кочевники печенеги, а затем по­ловцы начинают играть все более активную экономическую и политическую роль на полуострове. В XII в. большая часть степей, восточного и горного Крыма была подчинена половцам. Это должно было привести к изменению этнокультурной ситуации в регионах, подверг­шихся наибольшему контакту с завоевателями.

«В 1475 году Крым захватывают турки-османы. Недалеко от Керкинитид&1 они обосновались в хорошо укрепленной крепости, которую назвали Гёзлёвом. Сама крепость не сохранилась. На ее месте позже возникли кварталы старого города. Итак, Керкинитида обрела свое новое имя - Гёзлёв. Русские и украинцы переиначили это название на более созвучное для себя и произносили «Козлов». Не исключено, что при создании этой крепости турки воспользовались прибрежными укреплениями Керкинитиды. А уже в 1478 году после коронации в Стамбуле в Гёзлёв прибывает крымский хан Менгли-Гирей. Наступает период Крымского ханства. Начался новый период и в жизни бывшей Керкинитиды - теперешней Евпатории. Вокруг города турки соорудили (а может быть, укрепили или перестроили ранее имевшуюся) мощную крепостную стену длиной около трех километров. Сделана она была из бута и известнякового ракушечника. Высота стены была 6-8 метров, а ширина - 3-5 метров. Глубокий ров окружал крепостные стены. В город вели пять крепостных ворот. Как и большинство восточных городов, Гёзлёв делился на две части. Восточная часть являлась торгово-ремесленным центром. Здесь находились постоялые дворы, купеческие лавки, кофейни, кузнечные и плотницкие мастерские. А в западной части располагались жилые кварталы, представлявшие лабиринты узких, кривых улочек без единого деревца, с домишками, на глухо отгороженными от мира высокими заборами и с обращенными во двор окнами. В городе в это время жили турки, татары, караимы, армяне, греки, евреи и другие народности. Это был прежде всего торговый порт. Сюда прибывали купцы со всех концов света. В гавани порта одновременно находилось до двухсот судов. Шла бойкая торговля. Турки, например, привозили тонкие ткани, нитки, мыло, табак, медь, керамическую посуду и восточные пряности и обменивали все это на соль, шерсть, войлок, кожи, оружие, полотно и хлеб. Но основным прибыльным товаром были люди - «ясырь». Это были пленные, захваченные турками при систематических набегах на русские, украинские и польские земли. В отдельные годы в турецкую неволю увозили до 50-60 тысяч людей разного возраста, от мала до велика. Торговля значительно пополняла казну султана. Порядок в городе обеспечивал трехтысячный турецкий гарнизон»[17] .

Такое же описание дает и Тунман в своей книге Крымское ханство. Описывая торговлю и бурный торговый порт он также в скользь упоминает и о живущих здесь евреев. «Евреев здесь очень много, даже караимские секты. Они древние местные жители[18] ».

«Евреи в крымском ханстве, кроме традиционной торговли и ремесла занимались и садоводством и виноградарством. Им принадлежали соляные промыслы»[19] . Есть также сведения что евреи занимали видные посты при ханских администрациях. Так Возгрин В.Е. приводит пример о евреях Мусафее и Шалепе, а также о еврее по имени Кокоз который служил при дворе хана в 1515 – 1523[20] .

Возгрин описывает Гезлев того времени как главный порт крымского ханства. В этом он опирается на труд Кондераки[21] . Пьянков в своей книге придерживается мнения что, до 17 века еврейская община была малочисленна, а наиболее полное образование еврейской общины началось лишь в 18 веке, до этого евреи проживали в караимском квартале.

Возгрин описывает положение евреев в крымском ханстве как наиболее приемлемое т.к. крымцы, а до них хазары лояльно относились евреям. Хазары же и вовсе были иудеями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы

1. Евреи поселились в крыму примерно в тоже время, что и основатели Керкенитиды – Гезлева.

2. Гезлев не был центром еврейской диаспоры т.к. о их общине практически отсутствуют прямые документальные сведения.

3. Отношение к евреям в древний период в крыму было наиболее лояльным.

4. Большинство материала относится к более позднему периоду 18 – 19 века. Интересующий нас период в жизни иудеев города освещен довольно таки скудно.


ГЛАВА 2 .ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА

2.1. Структура еврейской общины

Евреи всегда отличались от населения той страны в которой они проживали и своим образом жизни, и религиозными взглядами. По этим причинам они обосабливались и объединялись в общины, структура которых была практически везде одинакова. Так обосновавшись в каком бы то ни было городе где их было более десяти человек – миньян это уже можно назвать малой общиной.

Кагал именно так в древности называлась еврейская община, теперь так в основном говорят про караимскую общину. Кагал в широком смысле слова община, в более употребительном – форма ее самоуправления. Чаще термином кагал обозначаю правление еврейской общины, которая была посредником между нею и властью той страны в которой эта община находилась. В средние века евреи жили довольно обособлено, в отдельных иудейских кварталах.

Раввин

Раввин - это религиозный руководитель общины на которого. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе. Конечно, главная их задача как и в прежние века - служить духовными руководителями и разрешать возникающие галахнческие вопросы. В свободное от религиозных вопросов время они занимался судейством. Кроме того раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так к примеру известны случаи когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.

Количество раввинов на общину не ограничено.

Хазан

Хазан ведетобщественную молитву и представляет всю общину в ее обращении к Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - шлиях цибур, что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана, как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана, как правило, выполняет шамес, или кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен отвечать определенным требованиям: отличное знание религии и обрядов, родного и государственного языка; высокая нравственность и незапятнанная репутация; хороший голос и слух; представительность и др.

• он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;

• хазан должен обладать хорошим голосом, но ни в коем случае нельзя избирать хазаном недостойного человека только потому, что у него прият ный голос;

• хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;

• он должен принимать участие в делах общины. Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха чем невежда с приятным голосом.


Габай или парнас

Габай или парнас - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Обычно синагогой управляет несколько габаев.Они занимаются финансовыми делами синагоги решают, административные вопросы и т.п. Габаи могут составлять совет общины.

Коганим - это священнослужители Израиля, потомки Агарона-первосвященника по отцовской линии (поэтому когеном может быть только сын когена). Во время сорокалетних странствий сынов Израиля по пустыне коганнм приносили жертвы в Скинии Завета, после поселения в Эрец-Исраэль и строительства Храма вели службу в Храме. При распределении земли в Стране Израиля колено Леви,к которому относятся коганнм, не получило доли, но, с другой стороны, Тора обязала остальных евреев поддерживать коганим (и левним), отделяя в их пользу часть урожая. Во времена Храма коганим кроме исполнения своей главной функции - ведения службы в Храме - были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовноеруководство народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганнм была ограничена, в основном, службой в Храме. С разрушением Храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту свою обязанность. В наше время коганим продолжают соблюдать часть запретов, которые налагает наних Тора Так, когену запрещено жениться на разведенной или входить в помещение, где лежит мертвый. Обязанности коганим в наше время тоже весьма ограничены: они совершают выкуп первенцев и благословляют народ[22] .

Шамес

Шамес Синагогальный служка – помощник раввина. В его обязанности входит: замещение хазана, обучение приходящих для этого в синагогу детей; управление хозяйственными делами синагоги; смотрение за имуществом, и подготовка синагоги к службе, перемотка сивтка торы и т.п.

Хазаны и шамесы избирались общиной, испытывались в знании законов и, утверждались в должности советом общины в который входили как правило либо самые старейшие и уважаемые общинники, либо коганим.[23]

Совет общины

Совет общины – орган управления состоящий как правило из наиболее уважаемых общинников, Габая, коганим, и шамеса. Ранее раввин принимал главенствующую роль в совете, но постепенно раввин начинает отвечать в основном за духовную жизнь, а административное, финансовое и прочее «мирское» руководство, кроме судебного, переходит в веденье габаев. Но, тем не менее, слово раввина до сих пор является главным.

Бейт дин

Бейт дин это раввинский суд состоящий, как правило, из трех раввинов. Занимается Бейт дин уголовными и прочими спорами, опираясь на талмуд, галаху и законы ТОРЫ.

Заседает бейт дин в синагоге, или если нет таковой в кенасах. Кенаса от еврейского Кнессет – собрание, применяется в основном для обозначения караимских домов моления. Еврейская синагога это более широкое понятие так как синагога - это, Бейт кнесет на иврите, более широкое понятие.

Синагога

"И они выстроят Мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них[24] " Синагога - это любое помещение, предназначенное для Общественной молитвы, что всегда было и остается ее главным назначением. Однако во всем Талмуде только один раз (Гитан, 396) синагога названа бейт тфила - "домом молитвы". С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется бейт-кнесет, что буквально означает "дом собрания". "Синагога" и есть греческий перевод этого словосочетания. Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.

В начале остановимся на роли синагоги как центра религиозного образования (главным образом, взрослых). Недаром название бейт-мидраш ("дом учения") стало почти синонимом названия бент-кнесет. Синагога и бейт-мидраш могут находиться в одном помещении или в разных, соединенных коридором. Нам заповедано учить Тору всю жизнь,

эта заповедь важней нашей обязанности молиться. Поэтому многие отрывки из Танаха, Мишны, Талмуда входяI в состав молитв. Кроме того, существует обычаи, восходящий к февним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по тем или иным галахнческим проблемам. Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам, после утренней или дневной молитвы, в синагогах собираются обычно группы для изучения Торы.

Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы - начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд – Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный Шулхан арух, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться этими книгами. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку.

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, различных торжеств, как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге не­редко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и прочее.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин - местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.

Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат - "малое святилнще"

Святость синагоги определяется ее назначением: это помещение, где евреи собираются для молитв, изучения Торы и решения вопросов управления общиной. Синагога служит общине, она всего лишь "инструмент" еврейской веры.

Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют» как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.

Постановления раввинов общин по всем гилахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общин. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению. порядок молитв может в определенных деталях отличаться.

Приходить в синагогу надо в скромной одежде. Принято занимать в синагоге одно и то же постоянное место.

Обычно в синагогах собираются на общественную молитву два раза в день - утром и вечером как правило, в будни "Мннху" молятся незадолго до "Маарива", ближе к вечеру. В субботу и праздники "Мннху" могут молиться значительно раньше, днем. Поэтому новичку следует ознакомиться с распорядком служб в местной синагоге.

Многие столетия рассеяния привели к небольшим отклонениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия не противоречат Галахе н придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран.

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская, - различия между которыми касаются также порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку н Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие "Сефардское еврейство" включает в себя все неашкеназскне общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам. Между отдельными сефардскнмн общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов, Причем хасидский вариант (мусах) молитвы много заимствовал из сефардской традиции и даже называется "Нусах Сфарад", г.е. "Испанский вариант" Близок к нему и "Нусах Гаарп", принятый у любавичских хасидов.


ОБОРУДОВАНИЕ СИНАГОГИ

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена. К обязательному оборудованию синагоги относятся:

• арон кодеш - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле - в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет;

• нер-тамид - вечный огонь, лампа, которую помещаю г иытс и немного впереди арон кодеш. Она должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижалями[25] »;

• бима - возвышение, по традиции расползающееся перед арон кодеш. На биме стоит стол, на который кладу г свиток Торы во время чтения недельных глав;

• в ашкеиазских синагогах между, бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан.

Разрешает также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражами, фресками, резьбой по дереву и г.и. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Отделение для женщин (эзрат-нашнм) устраивали в синагогах еще в глубокой древности. Было оно и в Иерусалимском Храме. Иногда для женщин отводится балкон, иногда - боковой или задний придел.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Еврейская община имеет свою древнюю структуру которая осталась неизменной практически до наших дней;

2. Кроме того раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так к примеру известны случаи когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.

3. Количество раввинов на общину не ограничено.

4. Еврейская община, как правило, имеет свое культовое сооружение, синагогу, а по отсутствию таковой, свои обряды евреи справляют в караимских кенассах. К примеру, если община слишком маленькая или слишком бедная чтобы содержать свою синагогу.

5. Из персонала синагоги образовывались органы управления общиной.

6. Евреи во многом пользуются религиозными постановлениями, что видно из того как евреи оформляют свои синагоги опираясь на Тору.

7. Женщины в общине ранее не занимали высокого положения и даже молились отдельно, но это не говорит о том, что положение женщины было низким. Скорее всего, для женщин отводилась роль хозяйки дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Евпатория один из самых древний городов в Крыму и в нем издавна сложился один из старейших центров иудаизма. Но к сожалению в истории города слишком много белых пятен. И история евреев как раз мало описана, да и вообще вся история еврейской общины средневекового Гезлева собой представляет довольно скудные сведения.

Большинство материала относится к более позднему периоду 18 – 19 века. Интересующий нас период в жизни иудеев города освещен довольно таки скудно.

Еврейская община, кагал, имеет свою древнюю структуру, которая осталась неизменной практически до наших дней.

Кагал, в древности так называлась еврейская община, в широком смысле слова кагал – руководство общины, в более употребительном – форма ее самоуправления.

Кроме того, раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так, к примеру, известны случаи, когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.

Количество раввинов на общину не ограничено.

Еврейская община, как правило, имеет свое культовое сооружение, синагогу, а по отсутствию таковой, свои обряды евреи справляют в караимских кенассах. К примеру, если община слишком маленькая или слишком бедная чтобы содержать свою синагогу.

Из персонала синагоги образовывались органы управления общиной.

Евреи во многом пользуются религиозными постановлениями, что видно из того как евреи оформляют свои синагоги опираясь на Тору.

Женщины в общине ранее не занимали высокого положения и даже молились отдельно, но это не говорит о том , что положение женщины было низким. Скорее всего, для женщин отводилась роль хозяйки дома.

Из персонала синагоги образовывались органы управления общиной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ачкинази И.В. Об иудейских памятниках конца IX – начала X вв.из Крыма //Тезисы докладов международной конференции «Византия и народы Причерноморья и средиземноморья в раннее средневековье».-Симферополь, 1994.- 264.С.

2. Вайсенберг С.А. Фамилии караимов и крымчаков // Еврейская старина. - 1913.-Выпуск 3. – 582.С.

3. Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // МАИЭТ. - Симферополь: Таврия, 1993. – Выпуск З. - С. 211-222.

4. Донин X. Быть евреем. - Иерусалим: Шамир, 1991. – 358. С.

5. Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев Евпатория.– Симферополь.: Таврия, 1977–125. С.

6. Дубнов С. Историческая тайна Крыма // Еврейская старина. - 1914.- Вып. 1. - 36.С.

7. Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатория – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.- 68 С..

8. Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типография Германа, 1856.- 216.С.

9. Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .- 381.С.

10. Крым. Путеводитель. Под ред. К. Ю. Бумберга. – Симферополь.: Типография Таврического губернского земства, 1914 – С. 688

11. Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.- 6.С.

12. Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- 8.С.

13. Оверман Э., Макленнан Р., Золотарев М. К изучению иудейских древностей Херсонеса Таврического //Археология. -1997. - № 1. –83. С.

14. Пол Джонсон История евреев.-К.:Альтернатива, 2002.- 683.С.

15. Пьянков В. Г., Гемилан В.А. Вся Евпатория.: Адрес –календарь – справочник. - Евпатория.: городская типография, 1913.- 97. С.

16. Соломоник Э. Евреи в Крыму. – Симферополь.: Таврия, 1991.-148.С.

17. Соломоник Э.И Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму // Евреи Крыма. Очерки истории. - Симферополь, Иерусалим: Мосты, 1997. – 93. С.

18. Тора, Шмот.-Иерусалим.: Шамир,1993.-380.С.

19. Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.- 97.С.

20. Фарфель И. Г. Древняя еврейская синагога, найденная в городе Феодосии. –Феодосия Типография Центральной Станции Гидро – Метеорологической Службы, 1917. -144 с.

21. Флавий И. Иудейские древности. - М .:АСТ ЛАДОМИР, 2003.- 749.С.


[1] Флавий И. Иудейские древности. - М .:АСТ ЛАДОМИР, 2003.- С. 253.

[2] Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .-С.21.

.[3]Соломоник Э. Евреи в Крыму. – Симферополь.: Таврия, 1991.-148.С.

[4] Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.-С.3.

[5] Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатолрия – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.42- 43.

[6] Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типография Германа, 1856.-С.54.

[7] Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.-С.27

[8] Пьянков В. Г., Гемилан В.А. Вся Евпатория: Адрес –календарь – справочник. - Евпатория.: городская типография, 1913.- С. 46.

[9] Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- С.4.

[10] Найман А. К берегам Тавриды: страницы истории// Крымские известия.- 2004.- № 16.-С.3.

[11] Там же.

[12] Кене Б. Музей покойного князя В.В. Кочубея и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России.-СПб.: Типолграфия Германа, 1856.-С.54.

[13] Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. –Симферополь.:Таврия, 1977– С. 34

[14] Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатолрия – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.42- 43.

[15] Драчук В.С. Кара Я. Б. Челышев Ю. В. Керкинитида – Гезлев Евпатория.– Симферополь.: Таврия, 1977.– С. 45

[16] Пол Джонсон История евреев.-К.:Альтернатива, 2002.-С.199.

[17] Жданов Ю. Керкенитида – Гезлев – Евпатолрия – город 25 веков // Семь чудес света плюс.- 2003.-№7-8.-С.43- 45.

[18] Тунман Крымское ханство.- Симферополь.:Таврия,1991.-С.27

[19] Обуховская Л. Помоги и останься в вечности. Взгляд в исторю // Крымская правда.-2002.-22июня.- С.4.

[20] Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар.-М Мысль,1992.- С.137.

[21] Кондераки В. Универсальное описание Крыма. Гезлев или Евпатория .-С.Пб.: Типография Веллига,1873 .-С.21.

[22] Быть еврем стр43

[23] Донин X. Быть евреем. – Иерусалим .: Шамир, 1991. –С. 46.

[24] ТОРА Шмот, 25: 8 Иерусалим.: Шамир,1993.- С.108.

[25] Тора, Шмот, 27:20-21 Иерусалим.: Шамир,1993.- С.147