Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.)
Трагедия (40–50-е ?) Античная литература. Рим.
М. Л. Гаспаров
Герои этой трагедии — два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест. Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троянской войне Агамемнон — тот, которого убила его жена Клитемнестра, а ее за это убил их сын Орест (и Эсхил написал об этом свою «Орестею» ). Когда греки спрашивали, за что были такие ужасы, то на это отвечали: «За грехи предков». Череда этих грехов началась очень давно.
Первым грешником был Тантал, могучий царь Малой Азии. Сами боги сходили с небес пировать в его дворце. Но Тантал оказался нечестивцем: не поверил, что боги всеведущи, и решил испытать их страшным испытанием. Он зарезал своего сына Пелопа, сварил в котле и подал его мясо к столу богов. Боги вознегодовали: Пелопа они воскресили и исцелили, а Тантала низвергли в Аид и казнили «танталовыми муками» — вечным голодом и жаждой. Он стоит в реке под сенью плодовых ветвей, но не может ни есть, ни пить; когда тянется к плодам, они ускользают, когда клонится к воде, она высыхает.
Вторым грешником был тот самый Пелоп, сын Тантала. Из Малой Азии он пришел в Южную Грецию и отбил ее у злого царя, который застаплял пришельцев состязаться с ним в колесничном беге, а побежденных убивал. Пелоп победил его хитростью: подкупил царского возницу, тот вынул втулку, которой держалось колесо на оси, колесница разбилась, и царь погиб. Но Пелоп захотел скрыть свое коварство; вместо награды он столкнул царского возницу в море, и тот, падая, проклял за вероломство и Пелопа и всех его потомков.
В третьем поколении грешниками стали Атрей и фиест, сыновья Пелопа. Они стали спорить за власть над Аргосом. В Пелоповом стаде был золоторунный баран — знак царской власти; его унаследовал Атрей, но Фиест обольстил жену Атрея и похитил барана. Начались раздоры, Фиест был изгнан и жил, бедствуя, в нищете. Царство досталось Атрею, но ему этого было мало: он хотел отомстить брату за обольщение жены. Он вспомнил Танталов людоедский пир: он решил зарезать детей Фиеста и накормить Фиеста их мясом. Так он и сделал; боги ужаснулись, само Солнце свернуло с небесного пути, чтоб не видеть страшной трапезы. Об этом и написал свою кровавую трагедию Сенека.
Предчувствие ужасов начинается с первых же строк. Тень Тантала является из преисподней, ее гонит Эринния (по-латыни — «фурия» ): «Ты зарезал своего сына в пищу богам — внуши теперь, чтоб твой внук зарезал сыновей другого внука в пищу отцу!» — «Отпусти меня — лучше терпеть пытку, чем быть пыткой!» — «Делай свое дело: пусть грешники под землей радуются своим казням, пусть знают, что на земле страшнее, чем в аду!» Безликий хор поет о грехах Тантала — теперь они множатся в его потомстве.
Внушенная мысль приходит в голову Атрея: «Ничтожен царь, медлящий мстить! Почему я еще не преступен? Злодейство ждет меж братом и братом — кто первый протянет к нему руку?» «Убей фиеста», — говорит советник. «Нет: смерть — это милость: я задумал большее». — «Чем же вздумал ты погубить фиеста?» — «Самим фиестом!» — «Чем заманишь его в плен?» — «Посулю полцарства: ради власти сам придет». — «Не боишься божьей кары?» — «Пусть рухнет на меня Пелопов дом — лишь бы рухнул и на брата». Хор, глядя на это, поет: нет, царь не тот, кто богат и могуч! истинный царь — тот, кто чужд страстей и страхов, кто тверд и покоен духом.
Фиест научился этому в изгнании, но не до конца. Он снес беду, но не снес тягот. Он знает: «Нет царства больше, чем без царств довольным быть! Злодейство во дворцах живет — не в хижинах»; но в душе его страх. «Чего боишься?» — спрашивает сын. «Всего», — отвечает фиест и все-таки идет к Атрею. Атрей выходит навстречу. «Я рад видеть брата! — говорит он (и это правда). — Будь царем со мною!» «Оставь меня в ничтожестве», — отвечает Фиест, «Ты отказываешься от счастья?» — «Да, ибо знаю: счастье переменчиво». — «Не лишай меня славы поделиться властью! — говорит Атрей. — Быть у власти — случайность, отдать власть — доблесть». И Фиест уступает. Хор рад миру, но напоминает себе: радость не бывает долгой.
О злодействе, как водится, рассказывает вестник. Есть темная роща, посвященная Пелопу, где стонут стволы и бродят призраки; там у алтаря, как жертвенных животных, зарезал Атрей фиестовых сыновей — одному снес голову, другому перерезал горло, третьему пронзил сердце. Дрогнула земля, пошатнулся дворец, черная звезда скатилась с небес. «О ужас!» — восклицает хор. Нет, ужас впереди: царь рассекает тела, мясо кипит в котле и шипит на вертелах, огонь не хочет гореть под ними, дым черной тучей нависает над домом. Не ведающий беды фиест пирует с братом и дивится, что кусок не идет ему в горло, что дыбом встают умащенные волосы. Хор глядит в небо, где Солнце с полпути повернуло вспять, тьма встает с горизонта — не конец ли это света, не смешается ли мир в новом Хаосе?
Атрей торжествует: «Жаль, что тьма и что боги не видят мое дело, — но мне довольно, что его увидит Фиест! Вот он пьет последнюю чашу, где с вином смешана кровь его сыновей. Пора!» На блюде вносят отрезанные головы Фиестовых детей. «Узнаешь сыновей?» — «Узнаю брата! О, дай мне хотя бы похоронить их тела!» — «Они уже похоронены — в тебе». — «Где мой меч, чтобы я пронзил себя?» — «Пронзи — и пронзишь сыновей у себе». — «Чем сыновья виновны?» — «Тем, что ты — их отец». — «Где мера злодеянью?» — «Есть мера преступлению — нет меры возмездию!» — «Гряньте, боги, молниями: пусть я стану сам погребальным костром сыновьям своим!» — «Ты обольстил мою жену — ты сам первым убил бы моих детей, если бы не думал, что они — твои». — «Боги-мстители, будьте карою Атрею». — «А тебе вечной карою — твои сыновья в тебе!»
Хор безмолвствует.
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997.
Другие работы по теме:
Диоген Синопский и школа киников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦЕПЛИН КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Основы аэронавтики
История возникновения и развития аэронавтики. Сущность и основные условия плавания тел. Общая характеристика и особенности воздухоплавания в военных условиях. Описание эволюции и достижений воздухоплавания. Принципы конструкции аэростатов заграждения.
Мифология античной Греции
Общая характеристика греческой мифологии, ее источники, сущность и связь с философией. Роль мифов об олимпийских богах. Особенности доолимпийского и олимпийского периодов и ранней классики. Место и значение богов Олимпа. Специфика мифов о героях.
Герои
Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, а потому заслуживает религиозного почитания. В эпоху поздней античности особо почитались некоторые из этих героев, в особенности дети богов.
Мифология
Как формируется мифология, каковы ее предпосылки и пути ее исторического развития.
Герои в античной мифологии
Герой • сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее").
Орестея
(Ore steia) Трагедия (458 до н. э.) Эсхил (Aischylos) 525–456 до н. э. Античная литература. Греция М. Л. Гаспаров Самым могучим царем в последнем поколении греческих героев был Агамемнон, правитель Аргоса. Это он начальствовал над всеми греческими войсками в Троянской войне, ссорился и мирился с Ахиллом в «Илиаде», а потом победил и разорил Трою.
Поэтика Аристотеля
Гипотеза аристотелевского катарсиса. Первая систематически развитая концепция трагического в искусстве. Определение трагедии. Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического. Страх и сострадание. Ужасное и жалостное.
Мифологическая концепция мира в культуре древних греков
Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений.
Культура древнего Рима эпохи Октавиана Августа
Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории “вечного Рима” ― государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р.Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.
Атлантида в Тавриде
Столпы Геракла. Катастрофа в Восточной Европе. Севастополь, на снимке из космоса. Проблемы хронологии.
Tragedy In Drama Essay Research Paper Tragedy
Tragedy In Drama Essay, Research Paper Tragedy and Drama A discussion of a variety of dramatic works from Agamemnon to Hamlet demonstrates the range of development of the tragic form, from the earliest Greek to the later Shakespearean tragedies. There are two basic concepts of tragedy: the concept introduced by Aristotle in his Poetics, and the concept developed by Frederick Nietzsche in his The Birth of Tragedy.
Corruption In Greek Works Essay Research Paper
In many works of literature there contains the nature of corruption and what the characters do to redeem themselves. Because these characters are human, they submit to corruption. In the books The Oresteian Trilogy by Aeschylus, “Hecuba”,The Republic ,”Euthyphro”,” Apology” ,and Crito, by Plato and Nicomachean Ethics by Aristotle, the authors show different forms of corruption, and how it relates to the character.
Glorious Sceptre Essay Research Paper The Immortal
Glorious Sceptre Essay, Research Paper The Immortal Sceptre Within the Iliad Homer portrays through association and symbolism the sceptre as a representation of divine power. Agamemnon is the nominal owner of this sceptre, on which much emphasis is placed in the early stages of the poem. This relic, a sceptre once owned by Zeus, has a kingly and divine past and, as a result, is a symbol of authority, power, and recognition within the kingdom of Greece.
Role Of Cassandra In The Oresteia Essay
, Research Paper The Role of Cassandra in the Oresteia Trilogy “Out of timber so crooked as that from which man is made nothing entirely straight can be carved. ” – Immanuel Kant, “Crooked Timber of Humanity”
Oresteia Essay Research Paper VengeanceHumanity
Oresteia Essay, Research Paper Vengeance Humanity’s Bloody Feud (On Aeschylus’s Oresteia) From the beginning of time vengeance or retribution has been part of the human condition. This is especially true in Aeschylus’s trilogy the Oresteia. One of the underlying themes in these works is Oculo pro oculo or an eye for an eye.
Justice In Herodotus And Aeschylus Essay Research
Paper Orestes, the Furies, Croesus, and Cyrus – What do all these disparate characters have in common? The answer is that divine justice decides the course that their lives will take. Divine justice plays a large role in both of the works that these characters are from – the Oresteia of Aeschylus and The Histories of Herodotus.
The Significance Of Animal Symbolism And Its
Effect On Gender Role Essay, Research Paper Throughout many ancient Greek texts, there are aspects of nature playing important roles in the main plot. Sometimes they assist the thesis through a metaphor or simile which better visualizes the author’s true meaning. Lions have many different personality traits which make them extremely diverse creatures.
Agamemnon Essay Research Paper Agamemnon Agamemnon
Agamemnon Essay, Research Paper Agamemnon Agamemnon is the first book in the Orestiean Trilogy written by the famous Greek tragedy writer, Aeschylus. Agamemnon is a story of justice and revenge. The story takes place in a city called Argos. It starts with Agamemnon, the king of Argos, away at the Trojan War.
Aeschylus Agamemnon Essay Research Paper Aeschylus Agamemnon
Aeschylus? Agamemnon Essay, Research Paper Aeschylus? Agamemnon tells the story of what happened to the Greek hero Agamemnon when he returns home to Myceneae. Cassandra, daughter of Priam, king of Troy, plays a powerful figure in the play because she foretells the doom of Agamemnon and of herself through visions of a curse upon his household. ?Agamemnon, you will see him dead?, (p.544, l. 1262) Cassandra tells the reader.
The Oresteia Essay Research Paper The Oresteia
The Oresteia Essay, Research Paper The Oresteia trilogy consists of three closely connected plays. In Agamemnon, the great Greek King of that name comes home after the long war; they are victorious over the Trojans. Unbeknownst to him, his wife Clytaemnestra has been plotting his death with her lover Aegisthus.
Tragic Propaganda Aeschylus Intentions Essay Research Paper
Tragic Propaganda: Aeschylus? Intentions Language is Aeschylus’ juggernaut: he uses striking, innovative words to drive an image into the mind of his audience. Clytaemestra, notorious as a villain or perhaps an anti- heroine, effectively acts as a medium for Aeschylus? brilliant rhetoric in Agamemnon.
Clytemnestra S Role In Agamemnon Essay Research
Paper Clytemnestra s role in Agamemnon. Agamemnon is a great Greek tragedy play. It s a story of the Trojan War, which lasted for ten years and greatly influenced the future. As true for any war, not only the men took part in it. Most of the women were somehow involved but each one from a different aspect of the war.
Agamemnon Review Essay Research Paper The play
Agamemnon Review Essay, Research Paper The play Agamemnon, a Greek playwright written by Aeschylus, starts out after the fall of Troy at the palace of King Agamemnon. A watchman watching for a flare in the distance spots a light in the distance, signaling that the end of the war has finally come after many years.
Women images in Shakespeare's comedies
The Genius, some words on Shakespeare’s biography. The Comedy of Errors. Introducing words to Shakespeare’s Comedy. "The Taming of the Shrew" the first feminine comedy. The Two Gentlemen of Verona based on Feminine Work. A Midsummer Night's Dream.
Микены
Согласно легенде, основателем Микен был Персей. Но как город получил свое название, остается загадкой.
Сенека
Сенека Люций Анней [Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н. э. — 65] — римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям «всадников». В Риме С. получил философское и риторическое образование.
Диоген Синопский
Диоген Синопский и школа киников. Отрицание всего материально-ценного в жизни. Описание Диогена как личности. Примеры и высказывания.