Лонг (Longos) III в. до н. э. ?
Роман-идиллия. Античная литература. Греция.
М. Л. Гаспаров
Действие происходит на хорошо знакомом грекам острове Лесбосе в Эгейском море, и даже не на всем острове, а в одной только деревне на его окраине.
Жили там два пастуха, один козопас, другой овцевод, один раб, другой свободный. Однажды козопас увидел: коза его кормит подкинутого ребенка — мальчика, а при нем пеленка пурпурная, застежка золотая и ножичек с рукояткой из слоновой кости. Он его усыновил и назвал Дафнисом. Прошло немного времени, и овцевод тоже увидел: овца его кормит подкинутого ребенка — девочку, а при ней повязка, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Он ее удочерил и назвал Хлоею. Они выросли, он — красавцем, она — красавицею, ему пятнадцать, ей тринадцать, он пас своих коз, она своих овец, вместе резвились, дружили, «и можно б скорее увидеть, что овцы и козы врозь пасутся, чем встретить порознь Дафниса с Хлоею».
Было лето, и случилась с Дафнисом беда: он оступился, попал в волчью яму и чуть не погиб. Хлоя кликнула соседа, молодого пастуха-волопаса, и вдвоем они вытащили Дафниса из ямы. Он не расшибся, но был весь в земле и грязи. Хлоя повела его к ручью и, пока он купался, увидела, какой он красивый, и почувствовала в себе что-то странное: «Больна я, а чем — не знаю; не ранена, а сердце болит; сижу в тени, а вся пылаю». Слова «любовь» она не знала, но, когда сосед-волопас поспорил с Дафнисом, кто красивей, и они решили, чтобы Хлоя поцеловала того, кто ей больше нравится, то Хлоя сразу поцеловала Дафниса. И после этого поцелуя Дафнис тоже почувствовал в себе что-то странное: «Дух у меня захватило, сердце выскочить хочет, тает душа, и все же опять хочу я ее поцелуя: уж не зелье ли какое было на Хлоиных губах?» Слова «любовь» он тоже не знал.
Пришла осень, настали виноградные праздники, Дафнис и Хлоя веселились вместе со всеми, и тут подошел к ним старик пастух. «Было мне видение, — сказал он, — явился мне Эрот-малютка с колчаном и луком и молвил: «Помнишь ли, как я пас тебя с твоею невестою? а теперь пасу я Дафниса и Хлою». «А кто такой Эрот?» — спрашивают подростки. «Эрот — бог любви, сильнее самого Зевса; царит он над миром, над богами, людьми и скотиною; нет от Эрота лекарства ни в питье, ни в еде, ни в заговорах, одно только средство — целоваться, обниматься и нагими, прижавшись, на земле лежать». Задумались Дафнис и Хлоя и поняли, что странные их томления — от Эрота. Одолевши робость, стали они друг с другом целоваться, а потом и обниматься, а потом и нагими на земле лежать, но томление не проходило, а что делать дальше, они не знали.
Тут случилась беда уже с Хлоею: молодые богатые бездельники из соседнего города, повздорив с поселянами, напали на них, угнали стадо и похитили с ним красавицу пастушку. Дафнис в отчаянии взмолился к сельским богам — нимфам и Пану, и Пан напустил на похитителей свой «панический ужас»: оплел награбленное плющом, велел козам выть по-волчьи, пустил по земле огонь, а по морю шум. Испуганные злодеи тотчас возвратили добычу, воссоединившиеся влюбленные поклялись друг другу в верности — «этим стадом клянусь и козою, что вскормила меня: никогда не покину я Хлою!» — а старый пастух играл им на свирели и рассказывал, как когда-то бог Пан был влюблен в нимфу, а она от него убежала и превратилась в тростник, и тогда он из тростинок сделал вот такую свирель с неравными стволами, потому что неравной была их любовь. Прошла осень, прошла зима, ледяная и снежная, пришла новая весна, а любовь Дафниса и Хлои продолжалась — все такая же невинная и мучительная. Тут подсмотрела за ними жена соседнего помещика, молодая и лукавая. Дафнис ей понравился, увела она его на укромную поляну и сказала ему: «Знаю я, чего не хватает вам с Хлоею; если и ты хочешь это узнать — стань моим учеником и делай все, что я скажу». И когда легли они вместе, то она и сама природа научили Дафниса всему, чему нужно. «Только помни, — сказала она на прощанье, — мне-то это в радость, а Хлое в первый раз будет и стыдно, и страшно, и больно, но ты не бойся, потому что так уж природою положено». И все-таки Дафнис побоялся сделать Хлое больно, и поэтому любовь их тянулась по-прежнему — в поцелуях, ласках, объятиях, нежной болтовне, но и только.
Наступило второе лето, и к Хлое начали свататься женихи. Дафнис в горе: он ведь раб, а они — свободные и зажиточные. Но на помощь ему пришли добрые сельские нимфы: во сне указали юноше, где найти богатый клад. Хлоины приемные родители рады, Дафнисовы тоже. И решили они: когда осенью помещик будет объезжать свое имение, просить его согласиться на свадьбу.
Наступила за летом осень, появился помещик, а при нем развратный и хитрый приживал. Красавец Дафнис ему понравился, и он выпросил его у хозяина: «Красоте покорен всякий: влюбляются даже в дерево, в реку и в дикого зверя! Вот и я люблю тело раба, но красоту — свободного!» Неужели свадьбе не бывать? Тут старик, приемный отец Дафниса, бросился хозяину в ноги и рассказал, как нашел когда-то этого младенца в богатом уборе: может быть, на самом деле он свободнорожденный и нельзя его продавать и дарить? Помещик смотрит: «О боги, не те ли это вещи, что когда-то мы с женой оставили при сыне, которого подбросили, чтобы не дробить наследства? А теперь наши дети умерли, мы горько раскаиваемся, просим у тебя прощения, Дафнис, и зовем вновь в отцовский дом». И он забрал юношу с собою.
Теперь Дафнис богат и знатен, а Хлоя — бедная, как была: не расстроится ли свадьба, не отвергнет ли помещик такую невестку? Выручает все тот же приживал: он боится, чтоб хозяин не разгневался на него из-за Дафниса, и поэтому сам уговорил его не мешать соединению влюбленных. Девушку повели в барский дом, там — пир, на пиру — окрестные богачи, один из них увидел Хлою, увидел у нее в руках ее детскую повязку и узнал в ней свою дочь: когда-то он разорился и бросил ее от бедности, а теперь разбогател и вновь обрел свое дитя. Справляют свадьбу, на ней — все гости, и далее отвергнутые Хлоей женихи, и даже та красавица, что когда-то научила Дафниса любви. Новобрачных ведут в опочивальню, «и тогда-то узнала Хлоя, что все, чем в дубраве они занимались, были только шутки пастушьи».
Они живут долго и счастливо, детей их вскармливают козы и овцы, а нимфы, Эрот и Пан радуются, любуясь на их любовь и согласие.
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
Другие работы по теме:
Специфичность формы романа
По своим целям и особенностям Р. содержит в себе все характерные признаки эпической формы: стремление к адекватности формы изображения жизни жизненному содержанию, универсальность и широту охвата материала, наличие многих планов.
Литературный герой АМУР и ПСИХЕЯ
Амур и психея лат. Amor et Psyche герои новеллы сказки Л. Апулея входящей в его. Метаморфозы II в н э Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях любовниках с философскими понятиями.
Работа на тему: Любовь в творчестве Б. Виана
Борис Виан-писатель, «классик интеллектуального китча», яркий представитель послевоенного французского авангарда. Виан писал пародийные романы, утопические, романы мистификации, но одной из важнейших тем его творчества является тема любви
Морис Равель
Французский композитор. В 1889—1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной).
"Болеро" Равеля
Причина необычайной популярности: гипнотическое воздействие неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения.
Сатурн
Исследования Сатурна. Спутники. Кольца.
Последние страницы греческой литературы
В восточной части империи латинскому языку не удалось вытеснить греческий язык, но греческая литература около двухсот лет была в состоянии агонии. Она возродилась только во II в. н. э. Это был настоящий греческий ренессанс.
Греческий роман
Эпоха эллинизма подарила миру еще один новый жанр — роман. Термин "роман" — не греческий, он появился поздно, в Средние века, когда романами начали называть повествования, написанные на романском языке.
Эпиграмма
В эллинистическое время ясную форму обрел новый литературный жанр — эпиграмма. Этот жанр имел долгую предысторию. Греки издавна очень любили выбивать или выцарапывать надписи на вещах, приносимых в жертву богам.
Бакст ЛС
Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (1866 - 1924) Театральный декоратор, график, живописец. Родился в Гродно. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В эти годы он является постоянным членом юношеского кружка, из которого родилось художественное объединение "Мир искусства".
Литература эпохи эллинизма
Литература эпохи Эллинизма ( Хачатрян: 10 лекций по истории античной литературы, Лосев: Античная литература, М- ЧеРо 543 с. 2005г) Классический период греческой литературы кончается вместе с развалом рабовладельческого полиса, то есть в IV в. до н.э. Далее начинается послеклассический период, который иначе называется эллинизмом.
Хореография как вид искусства
Понятие хореографии как разновидности искусства, его характеристика и отличительные особенности, история становления и развития. Этапы расцвета искусства балета, его ведущие школы и направления. Развитие хореографии и балета в современной Украине.
Культура эпохи эллинизма
Сущность эллинизма, его отличительные признаки и географические рамки распространения в древнем мире. Период подъема материальной и духовной культуры эллинов. Характеристика философии и литературы эпохи эллинизма, ее яркие представители и произведения.
Импрессионизм как направление в искусстве
Зарождение импрессионизма, признаки стиля и его основоположники. Импрессионизм в работах Писсарро, Моне, Дега, Тулуз-Лотрека. Эмоциональный порыв, драматизм замысла и жизненность образов скульптур Родена. Представители постимпрессионизма: Гоген и Ван Гог.
Художник Борисов-Мусатов и группа "Наби"
Описывается биография и творчество В.Э.Борисова-Мусатова - яркого представителя русского искусства 1890-х - начала 1900 гг., а также его взаимоотношения с группой художников "Наби".
Рококо
Рококо (от франц. rocaille — раковина, изделие из ракушек) — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры.
Пространство
Гуманитарное восприятие общей теории относительности показало ХХ веку важность для культуры категории пространства. М. М. Бахтин под влиянием идей Эйнштейна ввел в литературоведческий обиход понятие "хронотоп".
Шагал Марк живописец и график
Выходец из России, с 1922 за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. ("Над городом", 1914-18; витражи, иллюстрации).
История русского балета Сергея Дягилева
История классического русского балета в мировом балетном искусстве. Страсть Дягилева к русскому балету, русские сезоны и современный балет в Париже. Международный Дягилевский фестиваль, праздник искусства, культуры и творческой жизни.
Бернарден де Сен-Пьер, Жак-Анри
План Введение 1 Биография 1.1 Бернарден-путешественник 1.2 Литературное творчество 1.3 «Поль и Виржини» 1.4 «Этюды о природе» 2 Отзыв К. Батюшкова 3 Основные произведения
Культура Древнего Рима
Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между римской и греческой культурами изначально проявилось в различии мифологий.
Гарриет Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома
Действие романа происходит в начале 1850-х гг. в США. Открывается он разговором «доброго» плантатора Шелби с работорговцем Гейли, которому он хочет продать своего лучшего негра дядю Тома в уплату долгов.
Вид, Даг
Введение 1 Ранние годы 2 Международные награды за благотворительность 3 Отношения с семьей Буш 4 Политика в Аризоне 5 Историк прездентских семей 6 Личная жизнь
Бражник олеандровый
Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Гусеницы 4 Куколка 5 Факты Введение Бражник олеандровый, или олеандровый бражник (Daphnis nerii) — бабочка из семейства бражников (Sphingidae).
Lepidoptera в 10-м издании Системы природы
План Введение 1 Papilio (Бабочки) 1.1 Equites Trojani 1.2 Equites Achivi 1.3 Heliconii 1.4 Danai candidi 1.5 Danai festivi 1.6 Nymphales gemmati 1.7 Nymphales phalerati
Оффенбах, Жак
План Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 20 июня 1819(18190620), Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Деятельность С.П. Дягилева
Заслуги Дягилева в области истории русского искусства. Великий русский импресарио Сергей Дягилев вошел в историю как человек, впервые представивший русское искусство просвещенной Европе, организовав прогремевшие на весь мир "Русские сезоны в Париже".
Survey Of Romantic Versus Realism Paintings Essay
, Research Paper A Survey of Romantic and Realistic Paintings Fantasy and reality occupy our worlds everyday. One sees this world around himself and he retreats to what he wishes it was. Why shouldn?t he paint about it? The portrayal of fantastic and realistic notions occupied the activity of painters from the mid 1800?s to the 20th century.
Михаил Николаевич Барышников
Михаил Барышников – величайший танцовщик балета XX века, один из немногих русских артистов, которые оказали влияние на развитие и судьбу мирового балета. При этом блистательная карьера Барышникова складывалась нелегко, и судьба не всегда баловала его.
Юрий Маркович Нагибин
Русский писатель и сценарист. Родился 3 апреля 1920 в Москве. Еще накануне его появления на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвардейского восстания в Курской губернии.
Евгений Светланов
Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры.
Бакст Л.С.
Театральный декоратор, график, живописец. Родился в Гродно. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В эти годы он является постоянным членом юношеского кружка, из которого родилось художественное объединение "Мир искусства".