(
Gisla
saga
Sursonnar
) середина
XIII
в.
Исландская литература
Е. В. Морозова
Основные события, описанные в саге, считаются исторически достоверными, они восходят к 962–978 гг.; висы (стихотворные строфы), приписываемые Гисли, скорей всего сочинены значительно позже.
Торбьёрн женится на Торе, и у них рождаются дети: дочь Тордис, старший сын Торкель и средний Гисли. Неподалеку живет человек по имени Бард, который хочет заполучить дочь Торбьёрна Тордис, а Гисли противится и пронзает его мечом. Торкель отправляется к Скегги Драчуну, родичу Барда, и подстрекает его отомстить за Барда и взять в жены Тордис. Гисли отсекает Скегги ногу, и поединок этот умножает славу Гисли.
Сыновья Скегги ночью подъезжают к дому Торбьёрна и поджигают его. А там, где спали Торбьёрн, и Тордис, и его сыновья, стояли два жбана с кислым молоком. Вот Гисли и те, кто был с ним, хватают козлиные шкуры, макают их в молоко и тушат ими огонь. Потом пробивают стену и убегают в горы. Двенадцать человек сгорают в доме, а те, кто поджег, думают, что сгорели все. А Гисли, Торкель и их люди идут к хутору Скегги и всех там убивают.
Торбьёрн, прозванный Кислым за то, что спасся с помощью кислой сыворотки, умирает, а следом и его жена. Над ними насыпают курган, а сыновья Кислого строят хороший двор в Ястребиной Долине и живут там вместе. Сестру свою Тордис отдают они замуж за Торгрима, и те селятся рядом. Гисли же женится на Ауд, сестре купца-морехода Вестейна.
Вот едут мужчины из Ястребиной Долины на тинг и держатся там вместе. И все гадают, долго ли они так продержатся. Тогда Гисли предлагает Торгриму, Торкелю и Вестейну принять обет побратимства. Но Торгрим отказывается подать руку Вестейну, и Гисли отказывается подать руку Торгриму. И все разъезжаются с тинга.
Торкель ничего не делает по хозяйству, а Гисли работает день и ночь. Однажды Торкель сидит дома и слышит, как болтают его жена Асгер и жена Гисли Ауд. И получается, что Асгерд зналась с Вестейном. Ночью в супружеской постели улаживает Асгерд дело с Торкелем. Только Гисли, которому Ауд об этом рассказывает, мрачнеет и говорит, что от судьбы не уйдешь.
Торкель предлагает брату разделить хозяйство, потому что хочет он хозяйствовать вместе с Торгримом, и Гисли соглашается, ибо ущерба ему от этого нет.
И вот устраивает Гисли у себя пир, и у Торкеля с Торгримом тоже идет пир. Торкель и Торгрим приглашают к себе колдуна Торгрима по прозванью Нос, и тот делает им копье.
Вестейн в это время гостит у Гисли. Как-то ночью идет сильный дождь и начинает течь крыша. Все покидают комнату, Вестейн же спит, потому что на него не капает. Тут кто-то прокрадывается в дом и копьем наносит удар Вестейну прямо в грудь; тот падает у лавки мертвым. Входит Гисли, видит, что произошло, и сам вынимает копье из раны. Вестейна хоронят как подобает, и Гисли произносит горькие висы.
Осенью Торгрим устраивает пир и приглашает много соседей. Все пьют допьяна и ложатся спать. Ночью Гисли берет копье, которым убит Вестейн, идет к Торгриму и убивает его. А так как все гости пьяны, никто ничего не видит, Бёрк, брат Торгрима, извлекает копье. Все справляют тризну по Торгриму. Когда же весть приносят Гисли, он говорит вису.
Бёрк переезжает к Тордис и берет ее в жены. Тордис разгадывает смысл висы Гисли и говорит мужу, что брата его убил Гисли. Торкель предупреждает об этом Гисли, однако в помощи ему отказывает, ибо дорог был ему его зять, сотоварищ и друг Торгрим.
Бёрк на тинге обвиняет Гисли в убийстве Торгрима. Гисли продает свою землю и берет за нее много серебра. Потом он идет к Торкелю и спрашивает, согласен ли тот укрыть его. Торкель отвечает как прежде: он готов дать ему, что требуется, но укрывать не будет.
Гисли объявляют вне закона. Он произносит горестную вису.
Гисли живет вне закона шесть зим, укрываясь в разных местах. Однажды, когда прячется он у жены своей Ауд, видит он сон. Приходят к нему во сне две женщины, одна добрая, другая дурная. А потом входит он в дом, где горят семь огней, и добрая женщина говорит, что огни эти означают, что жить ему осталось семь лет. Проснувшись, Гисли говорит висы.
Бёрк же нанял человека по имени Эйольв и пообещал ему большую награду, если тот выследит и убьет Гисли. Узнав, что Гисли прячется в лесу, Эйольв отправляется на поиски, но не находит его. По возвращении Эйольва ждут одни насмешки.
Гисли идет к Торкелю и снова просит его о помощи, Торкель опять отказывается прятать брата, только дает ему просимое серебро. Гисли отправляется к Торгерд. Женщина эта часто скрывает у себя объявленных вне закона, и у нее есть подземелье с двумя выходами. В нем проводит Гисли зиму.
По весне возвращается Гисли к любимой жене Ауд и говорит ей печальные висы. Осенью приходит он к Торкелю и последний раз просит его помочь ему. Торкель отвечает то же, что и прежде. Гисли берет у него лодку, а потом говорит, что первым из них будет убит Торкель. На том они и расстаются.
Гисли отправляется на остров к своему двоюродному брату Ингьяльду. Возле острова он переворачивает лодку, будто это он утонул, а сам идет к Ингьяльду и живет у него. До Эйольва доходят слухи, что Гисли не утонул, а прячется на острове. Рассказывает он об этом Бёрку, тот снаряжает пятнадцать человек, и плывут они на остров.
Гисли одурачивает людей Бёрка и уходит в скалы. Бёрк гонится за ним. Гисли разрубает мечом одного из преследователей, но Бёрк ранит Гисли копьем в ногу, и тот теряет силы. Поблизости живет человек по имени Рэв. Он и жена его укрывают Гисли от преследователей. Поездка эта позорна для Бёрка и упрочает славу Гисли. «И правду говорят, что не родился еще человек столь умелый, как Гисли, и столь бесстрашный. Но не было ему счастья».
Бёрк едет на тинг, и Торкель, сын Кислого, тоже. Там к Торкелю подходят два мальчика, и старший просит показать ему меч. Получив меч, он отсекает Торкелю голову, а потом они убегают, и их не находят. Люди же говорят, что это были сыновья Вестейна. Гибель Торкеля оборачивается для Бёрка стыдом и позором.
Гисли сидит в подвале у Ауд, а к ней приходит Эйольв и сулит гору серебра за то, что она укажет ему, где Гисли. Ауд с размаху швыряет серебро прямо в нос Эйольву, и тот с позором уходит.
Гисли начинают одолевать дурные сны. Так, снится ему, что пришел к нему Эйольв со множеством других людей, а голова у Эйольва волчья. И дерется Гисли с ними со всеми. И произносит Гисли печальные висы, где речь идет о смерти.
Наступает последняя ночь лета, и к убежищу Гисли приходит Эйольв, а с ним еще четырнадцать человек. Вместе с Ауд Гисли забирается на скалу и призывает к себе Эйольва, ибо у него к Гисли счет больше, нежели у людей его. Но Эйольв держится в стороне, людей же его Ауд побивает дубиной, а Гисли рубит мечом и секирой. Тут бросаются в бой двое родичей Эйольва, они разят Гисли копьями, и у того вываливаются внутренности. Подвязав их, Гисли говорит свою последнюю вису, а потом рубит голову родичу Эйольва, падает на него бездыханным и умирает.
Тордис, узнав о смерти брата, пытается убить Эйольва и разводится с Бёрком. Эйольв, недовольный, возвращается домой. Ауд едет в Данию, там принимает крещение и отправляется паломницей в Рим.
Скрывался Гисли тринадцать лет.
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997.
Другие работы по теме:
Сага
Сага — в широком, не литературоведческом словоупотреблении иногда применяется как синоним сказания . В точном литературоведческом употреблении как обозначение определенного жанра С. — староскандинавские прозаические повествования.
Сказание
Сказание (греч. historia, diegemata) — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова — сказание, легенда, предание, сага.
Семиотика цвета: синий
Мифологическая “палитра” сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а также золото и серебро. Другие цвета обладают знаковой семантикой гораздо реже, причем символика их существенно различается у конкретных народов.
Асы и ваны
В скандинавской мифологии две основные группы богов. Асы живут в небесном городе Асгарде. Этот город построен для них великаном из Утгарда - или Йотунхейма - обители йотунов. Кроме Асгарда и Утгарда, существует еще Мидгард - «срединный мир»,обитель людей
Скальдическая поэзия
Скальдическая поэзия ( Skaldekvad) — разновидность поэзии древней Скандинавии. Поэтическое творчество скандинавов и исландцев принято делить на два кардинально различающихся рода: на эддическую и скальдическую поэзию.
Антихрист
Антихрист, антагонист Христа, узурпирующий его имя или права.
Литературный герой СОМС ФОРСАЙТ
СОМС ФОРСАЙТ (англ. Soms Forsyte) - герой серии романов Д. Голсуорси «Собственник», «В петле», «Сдается внаем», «Белая обезьяна» и других, объединенных общим названием «Сага о Форсайтах» (1906-1928). С. - представитель многочисленной, преуспевающей, респектабельной семьи Форсайтов, этой опоры Англии, в чем они неизменно убеждены и что в сущности правда, так как именно Форсайты (если понимать их как некий обобщенный образ) с их чувством собственности, цепкостью и жизненной стойкостью обеспечили процветание страны времен королевы Виктории.
Маугли
В сказочной повести английского писателя Дж. Р. Киплинга повествуется о мальчике по имени Маугли, приёмном сыне диких зверей, живущих в джунглях. Маугли вырос сильным, бесстрашным, беспощадным к злодеям. Он победил тигра-людоеда Шер-Хана и стал предводителем волчьей стаи, а потом властителем тропических лесов: «…все джунгли были с ним в дружбе, потому что все джунгли его боялись».
Песнь о вещем Олеге Пушкина предание веков
Мне нравится читать стихи Пушкина. Но это становится особенно интересно, если из них узнаешь о событиях российской истории, о "делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой". Прочитав "Песнь о вещем Олеге", я узнала одну из старинных легенд о киевском князе Олеге, сыне князя Игоря и княгини Ольги.
Исландская литература
Независимость острова (до 1264) создавала благоприятные условия для сохранения и дальнейшего развития в Исландии старой норвежской культуры, для превращения ее в богатую и своеобразную исландскую культуру раннего средневековья.
Норвежская литература
Норвежская литература раннего средневековья не всегда может быть точно отделена от исландской, которая вырастает из нее, и язык которой долгое время почти не отличается от норвежского. Древнейшие песни «Эдды» вероятно сложились в Норвегии в IX в.
Графство Оркни
Введение 1 История Список литературы Введение Уркни (англ. Earldom of Orkney) — норвежское графство в Шотландии, образованное викингами, а затем вошедшее в состав королевства Шотландия. Титулом графа Оркни владели норвежские викинги из одной и той же династии.[1]
Енравота
Енравота (Боян, Воин) — старший сын хана Омуртага. После смерти Омуртага новым ханом становится его третий несовершеннолетний сын — Маламир, регентом при котором был боил-кафхан Исбул. Самое подробное упоминание о старшем сыне Омуртага содержится у охридского архиепископа XI века Феофилакта.
Л`Анс-о-Медоуз
(искаж. англ. L'Anse aux Meadows от фр. L'Anse-aux-Mйduses, букв. «грот медуз») — историко-археологический памятник на территории провинции Ньюфаундленд и Лабрадор (Канада), где, по данным раскопок, существовало первое в Северной Америке и Западном полушарии европейское поселение викингов конца XI века.
Палнатоки
(др.-исл. Pбlnatуki или Pбlna-Tуki) — легендарный датский герой X века, хёвдинг с острова Фюн. Согласно «Саге о йомсвикингах», он убедил Свена Вилобородого выступить против своего отца, Харальда Синезубого. «Сага о йомсвикингах» и «Деяния данов» говорят также, что Палнатоки лично убил Харальда. По одной из версий, это была его месть Харальду за убийство деда Палнатоки, гётского ярла Оттара, во время вторжения Харальда на Готланд.
Восстание в Саге
Введение 1 История Восстание в Саге Введение Восста́ние в Са́ге (яп. 佐賀の乱, さがのらん сага но ран?, 1 февраля — 1 марта 1874) — антиправительственное восстание нетитулованного привилегированного сословия (сидзоку) в Японии, которое состоялось в 1874 году на севере острова Кюсю на территории префектуры Сага под руководством Это Симпэя и Симы Ёситакэ.
Сага о фарерцах
Введение 1 Общие сведения 1.1 Манускрипты 1.2 Датировка времени создания саги 1.3 Текст саги 2 Сюжет саги 3 Значение саги 3.1 Упоминания Новгорода в саге
Хёвдинг
Хёвдинг (др.-исл. hцfрingʀ или hofрing, нем. haupting) — племенной вождь у германских и скандинавских народов. Этимология Возможная этимология слова от слов hцf — главный, глава, голова и рing — тинг. Другим вариантом этимологии могло служить слово хоф, означающие святилище. В последнем случае хёвдинг этимологически близок к понятию ховгоди.
Сага об оркнейцах
Введение 1 Написание 2 План Введение Список литературы Сага об оркнейцах Введение Сага об оркнейцах или История оркнейских ярлов (др.-исл. Orkneyinga saga) — история Оркнейских островов, начиная с их захвата в IX веке норвежскими конунгами и приблизительно до 1200 года.
Торфинн Карлсефни
(Thorfinn, Karlsefni) (980—1007 годы), также Карлсэбни, исландский мореплаватель. Родился в 980 в Исландии. Согласно Саге об Эрике Рыжем, Торфинн приплыл из Гренландии в 1004 или 1005 годах на трех судах, имевших на борту 160 человек, и достиг Винланда (Лабрадора), который был открыт несколькими годами раньше Лейфом Эрикссоном.
Битва у Свольдера
Введение 1 Предпосылки 2 События, предшествовавшие битве 3 Битва 3.1 Спорные моменты 3.2 Начало битвы 3.3 Эпизод с Эйнаром Брюхотрясом 3.4 Смерть Олафа Трюггвасона
Сага о потомках Кнута
Сага о потомках Кнута, Жvi Danakonunga, Житие датских конунгов, Сага о кнютлингах Автор(ы) Олаф Тордарсон Дата написания ~ 1260 Язык оригинала древнеисландский
Достояние Уппсалы
(др.-исл. Uppsala auрr или Uppsala шрr) — собирательное название имений шведской короны в период средневековья[1], в чью задачу входило содержать конунга и его свиту и обеспечивать всем необходимым во время его путешествия по стране[2].
Нат И
(др.-ирл. Nath Н, Dathн), сын Фиахры, сына Эохайда Мугмедона (умер около 445) — король Коннахта, верховный король Ирландии. Настоящим его именем было Ферадах (др.-ирл. Feradach), но, как утверждает среднеирландский словарь «Правда имён» (Coir Anmann), он получил прозвище Дати («Ловкий») от друида во время осады башни в Альпах: он ловил все камни и метательные орудия, которые бросали на них осаждающие[1].
Констанция Кастильская королева Франции
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Констанция (Констанс) Кастильская (ок. 1140 — 4 октября 1160, Париж) — инфанта Кастильская и королева Франции, дочь Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона, и Беренгелы, дочери Рамона Беренгера III, графа Барселоны.
Арт Оэнфер
Арт Оэнфер (др.-ирл. Art Уenfer, «Арт Одинокий»)[1], также Арт мак Куинн (др.-ирл. Art mac Cuinn, Арт, сын Конна) (II век) — легендарный Верховный король Ирландии, сын Конна Ста Битв. Согласно саге «Приключение Коннлы», у Конна было двое сыновей — Коннла и Арт. Перед Коннлой явилась женщина из сказочной страны, которая подарила ему волшебное яблоко, а затем увлекла его за собой; Арт остался единственным сыном короля и поэтому был прозван «Одиноким»[2].
Людовик Орлеанский
О сыне регента см. Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский Людовик Орлеанский (Louis d'Orlйans) (13 марта 1372 — 23 ноября 1407, Париж, Франция) — герцог Орлеанский (с 1392), граф де Бомон и де Шато-Тьерри, герцог де Турень (с 1386), герцог де Валуа, граф д'Ангулем (с 1394), граф де Перигор (с 1400), граф де Дре (с 1401), граф де Суассон (с 1404), герцог Люксембурга с 1407.
Август Вильгельм Прусский 1722 1758
Август Вильгельм ПрусскийЭто статья о сыне Фридриха Вильгельма I. О сыне Вильгельма II — см. Август Вильгельм Прусский (1887—1949). Принц Август Вильгельм Прусский
Афанасьев, Валерий Алексеевич
План Введение 1 Краткая биография 2 Избранная фильмография 2.1 Роли в кино 2.2 Роли в сериалах Введение Валерий Алексеевич Афанасьев (20 августа 1949 — российский актёр театра и кино, Народный артист России (2005).
Франц Гиацинт герцог Савойский
Франц Гиацинт (Франциск, Франческо Жасинто) Савойский (итал. Francesco Giacinto di Savoia; 14 сентября 1632, Турин — 4 октября 1638, Турин) — маркграф Салуццо, герцог Савойский, князь Пьемонта и граф д 'Аоста, Мориана и Ниццы в 1637—1638 годах.
Оки Такато
Оки Такато В этом японском имени фамилия (Оки) стоит перед личным именем. О́ки Такато́ (яп. 大木 喬任 о:ки такато:?, 23 апреля 1832 — 26 июня 1899) — японский политический и государственный деятель, педагог периода Мэйдзи. 1-й и 8-й министр культуры (12 сентября 1871 — 19 апреля 1873, 1 июня 1891 — 8 августа 1892), 2-й министр религий (1872—1877), 2-й и 4-й министр юстиции (25 октября 1873 — 28 февраля 1880, 21 октября 1881 — 12 декабря 1883).
Рытхэу Ю.С.
Чукотский советский писатель. Пишет на чукотском и русском языках.