СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК. БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО. ПРЕСТУПНАЯ МАТЬ, ИЛИ ВТОРОЙ ТАРТЮФ Трилогия Альмавива - граф, ловкий кавалер, затем муж Розины, которого во второй пьесе цикла любовные плутни сделали посмешищем собственных слуг. Пришедший с годами жизненный опыт превращает А. в образец истинной добродетели и мудрости сердца, проявленной старым вельможей, когда в "Преступной матери" оказывается под сомнением честь и репутация Розины, прощавшей супругу былую неверность. Согласно Бомарше (авторское вступление к последней части трилогии), зритель, посмеявшись над бурной молодостью А. с его тогдашней храбростью и лукавством, должен был почерпнуть урок из "ошибок его зрелого возраста... которые так часто допускаем и мы", а наблюдая за героем, достигшим преклонных лет, мог бы удостовериться, что угасание страстей вознаграждается сознанием безупречности моральных принципов. Иллюстративность, которую повлек за собой этот замысел, лишила А. заключительных эпизодов трилогии жизненной убедительности и человеческого обаяния, присущего ему и в сценах завоевания Розины при помощи очень рискованных уловок, и даже в "Безумном дне". Увлечение невестой Фигаро Сюзанной, искушающее графа прибегнуть к феодальному праву сеньора, хотя оно было осуждено им самим, описывается не как похоть, но лишь как слабость, не свидетельствующая о порочности его сердца. Граф, стремившийся "обмануть всех", оказывается обманут сам, постоянно сетует на происки злого гения, который "обращает все против меня" и, под конец удостоверившись, что его уловки оказались направленными к обольщению собственной жены, переживает новую влюбленность в прелестную Розину.
Керубино - паж Альмавивы, влюбленный в графиню, как и во всех женщин на свете, cherubino di amore, как, поддразнивая его, выражается один из персонажей второго плана, хотя К. и вправду херувим любви. Особо оговаривая, что эта роль должна быть отдана молодой исполнительнице, Бомарше ссылался на отсутствие подходящих актеров в тогдашних труппах, но подобная необходимость вызвана и несомненным присутствием женских черт в характере, повадках, даже облике схожего с ангелом подростка, которого обожают и Розина, и Сюзанна, - обстоятельство, спровоцировавшее упреки автору в неблагопристойности всего сюжета, связанного с К. Защищаясь, Бомарше утверждал, что чувство, испытываемое Розиной к "очаровательному ребенку", является вполне невинным, и лишь обида на мужа создает для нее опасность переступить черту. Но в действительности это больше, чем нежность к крестнику, и как раз тонкость психологической нюансировки при изображении ситуации, рискованной по канонам, официально признававшимся в эпоху Бомарше, составляет одно из достоинств пьесы. Приводящие сердце К. в трепет слова "любовь" и "страсть", неистовство, охватывающее его при одном виде женщины, по сути, исчерпывают характер, оправдывающий и прозвище "маленький распутник", каким его удостоил граф, и предсказание Сюзанны о "величайшем плутишке на свете", который по прошествии двух-трех лет станет кружить дамам головы, уже не довольствуясь столь невинными трофеями, как лента графини, и не страшась гнева мужей, даже если они, в отличие от Альмавивы, приведут в исполнение угрозу за проказы отправить его офицером в гарнизон.
Розина - воспитанница сухаря и тайного сладострастника доктора Бартоло, мечтающего о наслаждениях, которых ему не дано изведать из-за вмешательства Альмавивы, покорившего сердце юной севильянки. Впоследствии уже ей самой предстоит вернуть угасшую страсть мужа, прибегнув для этого к дерзкой и хитроумной проделке. "Женщина глубоко несчастная и притом ангельской кротости", Р. в "Преступной матери" должна, разрушая злые планы интригана, втершегося в доверие к графу, защищать свое доброе имя и покой в собственном доме. Рядом с Альмавивой характер Р. еще более статичен и неукоснительно подчинен амплуа героини, у которой очарование влюбленной девушки сочетается с безупречностью высокой души, но и с природным даром невинной хитрости, умением постоять за себя, отвагой, пониманием тайных стимулов, движущих людьми. Недостаток "светскости", который ставит ей в вину опекун, для просветителя Бомарше с его верой в неоспоримую истину велений сердца, всегда обладающих высшим смыслом и для Р., оказывается самоочевидным аргументом в пользу ее добродетельности, пусть выражающейся в формах, способных пробудить негодование у пуристов и педантов. Пребывание в доме Бартоло осознается Р. как "темница", где ее держат "незаконно", т. е. насильственно подавляя чувства и желания пленницы. Осуществление ее желаний равносильно обретению свободы и поэтому не требует для себя этических обоснований, даже если ради такой цели приходится прибегнуть к уловкам и обманывать не в меру доверявшего ей лекаря с его старческими вожделениями. Точно так же полностью моральной, даже нравственно поучительной оказывается интрига, увенчанная возвращением графа в прискучившую ему супружескую спальню, пусть Р. для этого вынуждена лицедействовать, шокируя публику и заставляя автора оправдывать ее тем, что она действует "по доброте, снисходительности и чувствительности" (предисловие к "Женитьбе Фигаро").
Фигаро - по словам автора, "наиболее смышленый человек своей нации", на протяжении действия раз за разом делами доказывающий излюбленную мысль Бомарше, что судьба личности определяется не силой обстоятельств, мешающих ее полноценному осуществлению, а значит, счастью, но силой ее сопротивления скверным обстоятельствам, сословным ограничениям и власти предрассудка. Представитель третьего сословия, к которому Бомарше и на вершине своей карьеры с гордостью причислял себя, Ф. наделен лучшими, в авторском понимании, чертами людей этого круга: неподражаемой находчивостью, юмором и всегдашним оптимизмом, недекларативным, но твердым чувством своего человеческого достоинства и уважением к собственности, но не к привилегиям и правам, даруемым просто принадлежностью к аристократии.
Никогда ему не изменяющая трезвость взгляда вкупе с острословием и безупречным пониманием человеческой природы становятся для Ф. порукой успеха даже в ситуациях, грубо напоминающих о его социальной ущемленности. Одерживая верх над Альмавивой, посягнувшим на честь его невесты, Ф. проявляет больше, чем виртуозную изобретательность: он выигрывает схватку, зная, что ставкой в ней являются права рядового человека. Оттого у Ф. есть основания заявить, что он "лучше своей репутации" слуги, которого волен унизить каждый, кому от рождения принадлежит звучный титул. Едва ли отыщутся вельможи, которые "могут сказать о себе то же самое". Единственный из персонажей трилогии, Ф. претерпевает на протяжении действий не мнимую, а достаточно поучительную эволюцию, под конец уже мало напоминая брадобрея, который демонстрировал чудеса выдумки, когда помогал Альмавиве облапошить подозрительного Бартоло, и действовал с наглостью, извиняемой лишь его веселым нравом. Верный своей идее, что "без острых положений, беспрестанно рождаемых социальною рознью, нельзя достигнуть на сцене ни высокой патетики, ни глубокой нравоучительности" (предисловие к "Женитьбе Фигаро"), Бомарше провел героя через испытания общественными установлениями, представляющими собой, во мнении просветителей, реликт дикого средневекового варварства. Укротив графскую прихоть благодаря своей неунывающей натуре, которая соединяется с отточенным умом, Ф., однако, не может просто предать забвению пережитый им "безумный день" своей свадьбы.
Финальный монолог Ф., являющийся кульминацией всей трилогии, произносит уже не лукавый и беспечный цирюльник, у которого жизнелюбие бьет через край, а своего рода философ, облеченный правом и обязанностью сформулировать главные идеалы людей своего сословия, во многом идентичные идеалам Просвещения.
Другие работы по теме:
Трилогия
Трилогия (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии , объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания.
Физик Кулон Шарль Огюстен
Основные годы жизни Шарля Огюстена Кулона. Краткая характеристика научной деятельности ученого, основные заслуги в области военной инженерии и физики, ученые степени и звания, главные его открытия и понятия. Активное участие в жизни Академии наук.
Святой Исидор Севильский
Южный Федеральный Университет Физический факультет РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ Святой Исидор Севильский Студент 4 к. 3 гр. Кан М. Н. Святой Исидор Севильский (лат. Isidorus Hispalensis, исп. San Isidoro de Sevilla; ок. 560, Картахены, Испания — 4 апреля 636, Севилья, Испания) — архиепископ Севильи в вестготской Испании, один из крупнейших ученых и писателей раннего Средневековья.
Джоаккино Россини
(1792-1868) Россини — один из крупнейших и популярнейших итальянских композиторов XIX в., чьи произведения и в наше время звучат в лучших оперных театрах мира. Музыка Россини, отмеченная необычайным талантом, ярко индивидуальна, жизнерадостна, наполнена красивыми, никогда не повторяющимися мелодиями.
Бомарше Пьер Огюстен
(Псевдоним; настоящее имя Пьер Огюстен Карон – Pierre Augustin Caron) (24.01.1732 - 18.05.1799) Французский драматург Родился 24 января 1732г. в Париже, в семье богатого часовщика.
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности.
Пьер Огюстен Бомарше
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет журналистики Доклад по иностранной литературе студентки II курса 1 гр. Николаенко Татьяны о теме:
Пьер I граф Алансона
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Пьер I Французский (фр. Pierre de France) или Пьер I Алансонский (фр. Pierre I d'Alenзon; 1251(1251), Сирия — 6 апреля 1284, Салерно) — граф Алансона и Перша с 1269, граф Блуа, Шартра и Шатодёна и сеньор де Гиз (по праву жены) с 1280, 5-й сын короля Франции Людовик IX Святого и Маргариты Прованской.
Парамонов, Фёдор Андреевич
Фёдор Андреевич Парамонов (1870(1870) — 12 декабря 1908, Москва) — русский актёр, ученик А. П. Ленского. В 1891 году закончил Драматические курсы Московского театрального училища. В 1891—1892 и 1895—1908 годах — актёр Малого и Нового театров. Крупное природное комическое дарование Фёдора Андреевича Парамонова отмечалось уже на выпускном спектакле.
Лиува II
(Леова, Льюва, Льюга; готск. Liwa, лат. Liuva; 583 — 603) — король вестготов, правил в годах. Сын Реккареда I и королевы Бауды, взошедший на престол в возрасте 18 лет, но уже в 603 году он пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Отрубив Лиуве правую руку, Виттерих убил его на двадцатом году жизни, втором году правления.
Максимов, Алексей Михайлович артист
Алексей Михайлович Максимов (по сцене — Максимов I) (1813—1861) — российский артист. Сын небогатого ремесленника; учился в Санкт-Петербургском театральном училище. Уже учеником училища (класс П. А. Каратыгина) играл в Александринском театре. В 1834 году был зачислен в труппу. Совпадая по амплуа с Н.
Бомарше, Пьер Огюстен Карон де
Введение 1 Биография 1.1 1760—1780 1.2 «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» 1.3 1780—1799 2 Библиография Список литературы Введение Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же) — знаменитый французский драматург и публицист.
Гольдман, Пьер
Введение 1 Биография Список литературы Введение Пьер Гольдман (фр. Pierre Goldman, 22 июня 1944, Лион — 20 сентября 1979, Париж) — французский революционер-интернационалист и левый интеллектуал еврейского происхождения. Брат Жан-Жака Гольдмана.
Шометт, Пьер Гаспар
Пьер Гаспар Шометт (фр. Pierre Gaspard Chaumette, он же Анаксагор Шометт , Anaxagoras Chaumette, 1763, Невер—1794) — французский политический деятель.
Попов, Михаил Иванович писатель
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Библиография 3.1 Переводы Список литературы Введение Михаил Иванович[1] Попов (1742 — ум. ок. 1790, по др. данным 1781) — русский писатель, переводчик.
Коклен-младший
(Coquelin cadet), он же Эрнест Александр Оноре Коклен (Alexandre Honorй Ernest Coquelin) (16 мая 1848, Булонь-сюр-Мер — 8 февраля 1909, Сюрен) — французский драматический актер. Младшим прозванный потому, что являлся младшим братом Коклена-старшего.
Виконтство Минерв
Введение 1 История 2 Список правителей Минерва Введение Виконтство Минерв (фр. Vicomtй de Minerve) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Каркассон.
Виконтство Брюникель
План Введение 1 История 2 Список виконтов Брюникеля Введение Виконтство Брюникель (фр. Vicomtй de Bruniquel) — феодальное владение на юге Франции, располагающееся на территории графства Альби.
Бриссо, Жак-Пьер
Жак-Пьер Бриссо́ (фр. Jacques Pierre Brissot; 14 января 1754(17540114), Шартр — 31 октября 1793) (в некоторых источниках Жан-Пьер), прозванный по деревне, в которой он воспитывался, Варвилльским, — один из известнейших деятелей Французской революции.
Пьер I де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Пьер I де Бурбон (фр. Pierre I de Bourbon; 1311(1311) — 19 сентября 1356, около Мопертюи) — 3-й герцог де Бурбон с 1341, граф де Клермон ан-Бовези с 1341, Л’Иль-Журден, де Божоле, принц де Домб, виконт Карла, Мюра, Шательро, сеньор де Шато-Шинон, французский принц и полководец, старший сын герцога Людовика I Хромого и Марии д’Авен.
Премьер-министр Люксембурга
Премьер-министр Люксембурга — название должности главы правительства Люксембурга с 1989 года. До 1857 года глава правительства официально назывался Председатель Совета министров. Затем, с 1857 по 1989 год, Председатель правительства, за исключением 25-дневного правления Матиаса Монжена, который исполнял обязанности председателя Совета министров.
Бутенко, Эдуард Валентинович
План Введение 1 Биография 2 Режиссёрские постановки 2.1 Львовский театр Советской армии 2.2 Днепропетровский Русский драматический театр им. М. Горького
Англо-испанская война 1727 1729
План Введение 1 Предыстория 2 Осада Гибралтара 3 Севильский мир Англо-испанская война (1727—1729) Введение Англо-испанская война (1727—1729) — война между Великобританией и Испанией, закончившаяся сохранением статуса-кво и Севильским миром.
Кот, Пьер
Пьер Кот (фр. Pierre Cot; 20 ноября 1895(18951120), Гренобль — 21 августа 1977, Куаз-Сен-Жан-Пье-Готье, Савойя) — французский политический деятель. По образованию — юрист. Депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов (1928 — 40). В 1933—1934 и 1936—1938 годах министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 года министр торговли.
Ажье, Пьер Жан
Пьер Жан Ажье (фр. Pierre Jean Agier; 1748-1823) — публицист, видный деятель первой французской революции, отлично образованный юрист, председательствовавший в трибуне «десяти», открытого тогда для окончания нерешенных уголовных дел.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Сен-Пьер и Микелон
Архипелаг из 8 островов (крупнейшие — Сен-Пьер и Микелон) к югу от острова Ньюфаундленд в Атлантическом океане; общая площадь — 242 кв. км.
Биография Бомарше
Французский драматург. Бомарше родился 24 января 1732 года в Париже, в семье часовщика. 7 марта 1721 года отец Бомарше, Андре-Шарль Карон, которому было двадцать три года, официально отказался от протестантской веры, получив возможность оставить армию.
Пьер Бомарше
Бомарше Пьер Огюстен Карон (Pierre Augustin Caron de Beaumarchais, 1732–18/V 1799) — французский писатель. Сын часовщика, обучился часовому делу и в 20 лет сделал усовершенствования в часах.
Бомарше
Жизнь Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799) напоминает приключенческий роман. Истинный сын века, он в труднейших условиях предреволюционной Франции проявил необычайную энергию, предприимчивость и политический ум.
Джованни Паизиелло
Паизиелло, Джованни (Paisiello, Giovanni) (1740–1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист.