Повесть начинается описанием Москвы: "мрачных готических башен Си...нова монастыря", рыбачьих лодок и "грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом". По другую сторону реки пасутся стада, а далее - "блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы", а "вдали село Коломенское с высоким дворцом своим". Автор повествует о том, что часто приходит в "опустевший монастырь" и "внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных".
Но чаще всего автора привлекает к стенам Синова монастыря "воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы". Автор любит "те предметы, которые трогают его сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби". Лет тридцать назад неподалеку от монастырской стены в хижине жила девушка Лиза со своей старушкой матерью. Отец ее, работящий, трезвый человек, умер (Лизе тогда было 15 лет), и мать с дочерью обеднели. Они были вынуждены отдать свою землю внаем, кроме того, мать Лизы с каждым днем становилась слабее и не могла работать. Лишь одна Лиза неутомимо работала, чтобы прокормить мать, но иногда и она не могла сдержать слез. Прошло два года со смерти отца Лизы, и однажды Лиза приходит в Москву с ландышами.
На улице ей встречается "молодой, хорошо одетый человек, приятного вида". Услышав, что девушка продает ландыши всего за пять копеек, молодой человек говорит, что это очень дешево, и дает ей рубль, Лиза краснеет и отказывается. Молодой человек дает ей тогда пять копеек, но добавляет, что хотел бы всегда покупать у нее цветы. Напоследок он узнает, где живет Лиза. Придя домой, Лиза обо всем рассказывает матери, и на ее предположение, что это, возможно, был какой-то дурной человек, возражает. Мать добавляет, что все же "лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром" и что она всегда ставит свечу перед образом, когда Лиза уходит в город, так как у нее "сердце не на месте", "у Лизы навернулись на глаза слезы: она поцеловала мать свою".
На другой день Лиза, набрав ландышей, идет в Москву и целый день ждет молодого человека, никому дольше не придавая цветов. Он не появляется, ближе к вечеру Лиза выбрасывает цветы в реку. Однако па следующий день молодой человек объявляется под окнами их дома. Он просит пить, и Лиза дает ему молока. Он производит хорошее впечатление на старушку-мать, которая рассказывает ему о "своем горе и утешении - о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей". Лиза и молодой человек смотрят друг на друга, затем молодой человек договаривается, чтобы старушка никому, кроме него, не продавала рукоделия Лизы (полотно и вязаные чулки). Перед уходом молодой человек сообщает, что его зовут Эраст.
После его ухода старушка вздыхает, что было бы хорошо, если бы и жених Лизы был такой же. "Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою". Лиза с первого взгляда понравилась ему, "ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало". Лиза между тем плохо спит ночью, утром идет на берег Москвы-реки и задумчиво смотрит на воду. Лиза наблюдает за пастухами, затем видит на реке лодку, а в ней Эраста. Он выходит на берег, подходит к ней и говорит, что любит. Лиза отвечает, что и она любит его, они клянутся любить друг друга всегда. Через два часа Лиза вспоминает, что надо идти к матери, говорит, что та обрадуется, узнав, что Эраст любит её, но молодой человек говорит, что матери не нужно ничего рассказывать. Лиза возвращается домой счастливая, мать видит это и благодарит бога за любовь к человеку.
Лиза каждый вечер встречается "под сенью дубов" с Эрастом, они обнимаются, но "чисты и непорочны были их объятия". "Все блестящие забавы большого света" представлялись Эрасту "ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его". с отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. "Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, думал он, - не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!" Эраст часто навещает мать Лизы, разговаривает с ней.
Через несколько недель Лиза приходит к Эрасту на свидание грустная и сообщает, что за нее сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни, и что матушка хочет, чтобы она за него вышла. Эраст возражает, Лиза отвечает, что Эрасту не суждено быть се мужем, так как она крестьянка. Эраст говорит, что это не важно, поскольку "для твоего друга важнее всего душа, чувствительная и невинная душа". Лиза бросается в его объятия - "и в сей час надлежало погибнуть непорочности!"
Начинается гроза, Лиза говорит, что ей страшно, что она боится, чтобы гром не убил ее как преступницу. Свидания Лизы и Эраста продолжаются, но теперь Эраст "не мог уже доволен быть одними невинными ласками". "Он желал больше, больше и наконец, ничего желать не мог", так как "исполнение желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза уже не была для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу.
Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие". Через некоторое время Эраст сообщает Лизе, что его полк отправляется в военный поход, а остаться для него было бы "величайшим бесчестием". Лиза падает в обморок, потом говорит, что умрет, если Эраста убьют. Эраст прощается с Лизиной матерью, все плачут, Эраст дает матери Лизы денег.
Лиза не умеет ни читать, ни писать, поэтому не может писать письма Эрасту. Проходит около двух месяцев. Лиза идет в Москву, чтобы купить розовой воды, на улице .видит карету, в которой сидит Эраст. Лиза бросается к карете, но та проезжает мимо и поворачивает во двор огромного дома. Лиза подбегает, заключает возлюбленного в объятия, но Эраст говорит, что он должен жениться, так как обстоятельства переменились, л росит ее оставить его в покое.
Говорит, что по-прежнему любит ее, дает сто рублей и просит слугу проводить девушку со двора. Оказалось, что Эраст, отправившись в поход, играл в карты и проиграл почти псе свое имение, так что у него остался один выход поправить дела - жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была в него влюблена. Лиза выходит из го{х>да и оказывается на берегу глубокого пруда, под сенью тех дубов, которые всего "за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов".
Мимо проходит дочь ее соседа. Лиза дает ей сто рублей и просит передать матери со словами,, что она любила человека, а он изменил ей. После этого бросается в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно. Лизу погребли возле пруда, и теперь автор часто сидит возле ее могилы. Мать Лизы от горя умерла. Эраст до конца жизни был несчастлив: он не мог утешиться и винил себя в смерти девушки. Автор познакомился с ним за год до его смерти. Эраст рассказал ему всю историю и привел к Лизиной могиле.
Другие работы по теме:
Карамзин н. м. - Карамзин и русский сентиментализм
Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу он преобразовал русский язык совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой естественной разговорной русской речи.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Иван IV собственная оценка,как политического деятеля
Избранной раде Карамзин дает весьма высокую оценку, подчеркивая ее выдающуюся роль в истории Русского государства. Участники Рады — помощники царя, а зачастую и инициаторы реформ. Карамзин называет Избранную раду «священным союзом»
Краткое содержание Бедная Лиза Николай Михайлович Карамзин
В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня становилась слабее и не могла работать. Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом ягоды и продавала их в Москве.
Николай Михайлович Карамзин основатель русского сентиментализма
Принято скрывать свои сентиментальные настроения, относиться к проявлениям сентиментальности с иронией. Есть выражение: смотрит, как бедная Лиза — значит жалобно, униженно смотрит. Между тем, бедная Лиза — это та самая героиня романа Карамзина, любовной историей которой зачитывалась русская молодежь.
Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза
Основные проблемы любви в повести Карамзина 8220 Бедная Лиза 8221 Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста.
Краткое содержание Коварство и любовь Фридрих Шиллер
Миллер Луиза, согласно первоначальному замыслу Шиллера, который относится к лету 1782 г., должна была стать главной героиней его «мещанской драмы». Л.— сильный женский характер, что отличает ее от предшествующих героинь драматургии Шиллера: Амалии («Разбойники»), Леоноры («Заговор Фиеско в Генуе»); важно и то, что пьеса обращена к современности.
С чего начиналась русская поэзия
За восемнадцатое столетие русская литература прошла очень сложный путь развития. В ней отразилось становление русской нации, она сама активно вмешивалась в политические, социальные и нравственные вопросы своего времени и стала мощным стимулом подъема национальной культуры, самосознания.
Образ маленького человека по повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский.
Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза
Автор: Карамзин Н.М. Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления.
Обзор творчества
Автор: Гумилев Н.С. Николай Михайлович Карамзин — замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам “Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии.
Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина
Бедная Лиза” Н.М. Карамзина “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чьей-либо любви, а величайшей ценностью – чувствительность, возведённая в ранг объекта поклонения и преклонения, появлялись и до Карамзина, но именно его “Бедной Лизе” предстояло стать лучшим произведением сентиментализма, а её героям и идеям прочно войти не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей. (Предположительное место гибели Лизы – Лисин пруд около Симонова монастыря стал местом паломничества поклонников Карамзина: “В струях сих бедная скончала Лиза дни.
Карамзин Н. М. - Особенности творчества
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами.
Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)
Характеристика Эраста. Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
Н.М. Карамзин Бедная Лиза
В 18-м веке не поприще литературы трудилось много замечательных людей, среди них – писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Его перу принадлежит такая повесть, как Бедная Лиза. В центре повести два характера: крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Характеры героев проявляются в их отношении к любви.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Н. М. Карамзин и русский сентиментализм
Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие.
Карамзин Н. М.
Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.).
Берег
Автор: Карамзин Н.М. Берег После бури и волненья, Всех опасностей пути, Мореходцам нет сомненья В пристань мирную войти. Пусть она и неизвестна! Пусть её на карте нет!
Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. СКАЛОЗУБ «Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, - Мне все равно, что за него, что в воду» Софья
Прекрасная царевна и счастливый Карла
Автор: Карамзин Николай. Жил-был царь, добрый человек. Была у него дочь, прекрасная царевна. Пора ее замуж отдавать, но ей никто не нравится. Царь задумался, а не занято ли ее сердце? Однажды, проходя мимо комнаты царевны, услышал разговор ее и карлы (карлика), который был ее учителем (царь понял, что это карла, только после того, как вошел в комнату).
Карамзин Николай
(1766 - 1826) Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым.
Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза
Автор: Карамзин Н.М. Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души.
Анализ повести "Бедная Лиза"
Сюжет был перенесен на русскую почву, приобретя при этом особый национальный колорит и став основой для развития русского сентиметнализма, портретной прозы и способствовавший постепенному отходу русской литературы к более современным литературным течениям
Сентиментализм в России
В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов.
Бедная Лиза . Карамзин Н.М.
Бродя среди развалин монастыря, автор представляет себе его прежних обитателей, но чаще привлекают его воспоминания о плачевной судьбе Лизы: Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!”
Богатырёв, Владимир Александрович
Введение 1 Биография 2 Режиссерские работы 3 Москва 4 РАМТ 5 Преподавательская деятельность 6 Премии и награды Введение Владимир Александрович Богатырёв — советский и российский режиссёр, преподаватель.
Сентиментализм 2
План Введение 1 Сентиментализм в английской литературе 2 Сентиментализм во французской литературе 3 Сентиментализм в русской литературе 4 Основные черты литературы сентиментализма