В первой короткой главе две части разделены отточием, в них даны самые выразительные штрихи русского быта: описаны юродство и юродивые, но также русские мастеровые и ремесленники. «Нищие, провидоши, побироши, волочебники, лазари, странницы, убогие, пустосвяты, калики, пророки, дуры, дураки, юродивые — это однозначные имена кренделей быта святой Руси, нищие на святой Руси, калики перехожие, убогие Христа ради, юродивые ради Христа Руси святой — эти крендели украшали быт со дня возникновения Руси, от первых царей Иванов, быт русского тысячелетия. О блаженных макали свои перья все русские историки, этнографы и писатели». «И есть в Петербурге, в иных больших российских городах — иные чудаки. Родословная их имперская, а не царская. С Елизаветы возникло начатое Петром искусство — русской мебели. У этого крепостного искусства нет писаной истории, и имена мастеров уничтожены временем. Это искусство было делом одиночек, подвалов в городах, задних каморок в людской избе в усадьбах. Это искусство существовало в горькой водке и жестокости…»
Итак, на Руси есть чудаки и… чудаки. И тех и других можно увидеть в городе Угличе, называемом автором русским Брюгге или российской Камакурой. Двести верст от Москвы, а железная дорога в пятидесяти верстах. Именно здесь застряли развалины усадеб и красного дерева. Конечно, создан музей старинного быта, но наиболее красивые вещи хранятся в домах у бывших хозяев. В городе немало несчастных, вынужденных существовать продажей за бесценок русской старины. Этим пользуются наведывающиеся в глушь дельцы-оценщики из столицы, чувствующие себя благодетелями, спасителями народного творчества и мировой культуры. По наводке Скудрина Якова Карповича «с паршивой улыбочкой, раболепной и ехидной одновременно», ходят они по домам, навещая то старух, то одиноких матерей, то выживших из ума стариков, убеждая их отдать самое ценное из того, что у них есть. Как правило, это вещи старых мастеров, за которые они если не сейчас, так потом выручат большие деньги. И изразцы, и бисер, и фарфор, и красное дерево, и гобелены — все в ходу. С реестром, созданным услужливым Яковом Карповичем, молчаливо входят в дом некие братья Бездетовы. Глядя вокруг себя как бы слепыми глазами, они беззастенчиво начинают все мять и щупать — прицениваться. Из самой бедности и нищеты эти юроды выуживают для себя сладкие кусочки. Сугубые материалисты, они твердо знают, что почем сегодня при новом режиме и сколько они будут иметь.
Большой местный мыслитель Яков Карпович Скудрин вообще-то уверен, что очень скоро пролетариат должен исчезнуть: «Вся революция ни к чему, ошибка, кхэ, истории. В силу того, да, что еще два-три поколения, и пролетарьят исчезнет, в первую очередь, в Соединенных Штатах, в Англии, в Германии. Маркс написал свою теорию расцвета мышечного труда. Теперь машинный труд заменит мышцы. Вот какая моя мысль. Скоро около машин останутся одни инженеры, а пролетарьят исчезнет, пролетарьят превратится в одних инженеров. Вот, кхэ, какая моя мысль. А инженер не пролетарий, потому что чем человек культурней, тем меньше у него фанаберских потребностей, и ему удобно со всеми материально жить одинаково, уровнять материальные блага, чтобы освободить мысль, да, — вон, англичане, богатые и бедные, одинаково в пиджаках спят и в одинаковых домах живут, а у нас — бывало — сравните купца с мужиком — купец, как поп, выряжается и живет в хоромах. А я могу босиком ходить и от этого хуже не стану. Вы скажете, кхэ, да, эксплуатация останется? — да как останется? — мужика, которого можно эксплуатировать, потому — что он, как зверь, — его к машине не пустишь, он её сломает, а она стоит миллионы. Машина дороже того стоит, чтобы при ней пятак с человека экономить, — человек должен машину знать, к машине знающий человек нужен — и вместо прежней сотни всего один. Человека такого будут холить. Пропадет пролетарьят!»
Если прогноз будущего пролетариата, данный устами несимпатичного, но весьма разумно мыслящего героя, дан как бы с надеждой на торжество мудрости, то прогноз будущего современной женщины мало оптимистичен. С развалом семьи, вызванным крушением социальных устоев, очень много будет одиноких матерей и просто одиноких женщин. Новое государство поддерживает и будет поддерживать матерей-одиночек.
Встретив свою сестру Клавдию, младший сын Скудрина, сбежавший из дома коммунист Аким, выслушивает такой её монолог: «Мне двадцать четыре. Весной я решила, что пора стать женщиной, и стала ей». Брат возмущен: «Но у тебя есть любимый человек?» — «Нет, нету! Их было несколько. Мне было любопытно… Но я забеременела, и я решила не делать аборта». — «И ты не знаешь, кто муж?» — «Я не могу решить кто. Но мне это неважно. Я — мать. Я справлюсь, и государство мне поможет, а мораль… Я не знаю, что такое мораль, меня разучили это понимать. Или у меня есть своя мораль. Я отвечаю только за себя и собою. Почему отдаваться — не морально? Я делаю, что я хочу, и я ни перед кем не обязываюсь. Муж?.. Мне он не нужен в ночных туфлях и чтобы родить. Люди мне помогут, — я верю в людей. Люди любят гордых и тех, кто не отягощает их. И государство поможет…»
Аким-коммунист — хотел знать, что идет новый быт — быт был древен. Но мораль Клавдии для него — и необыкновенна, и нова».
Однако есть ли что-нибудь на земле, что остается неизменным? Без сомнения, это небо, облака, небесные пространства. Но… также «искусство красного дерева, искусство вещей». «Мастера спиваются и умирают, а вещи остаются жить, живут, около них любят, умирают, в них хранят тайны печалей, любовей, дел, радостей. Елизавета, Екатерина — рококо, барокко. Павел — мальтиец. Павел строг, строгий покой, красное дерево, темно-ампир, классика. Эллада. Люди умирают, но вещи живут, и от вещей старины идут «флюиды» старинности, отошедших эпох. В 1928 году — в Москве, Ленинграде, по губернским городам — возникли лавки старинностей, где старинность покупалась и продавалась ломбардами, госторгом, госфондом, музеями: в 1928 году было много людей, которые собирали «флюиды». Люди, покупавшие вещи старины после громов революций, у себя в домах, облюбовывая старину, вдыхали живую жизнь мертвых вещей. И в почете был Павел-мальтиец — прямой и строгий, без бронзы и завитушек».
Другие работы по теме:
Пильняк б. а. - Корень злых дел в дурных мыслях
Известно что. Пильняк ввел повесть. Красное дерево почти целиком в структуру романа. Волга впадает в Каспийское море написанного несколькими месяцами позднее. Будучи включенной в роман с небольшими но существенными исправлениями повесть поте.
Пильняк б. а. - Разрушение россии
Повесть Красное дерево по смелости выражения авторской позиции не уступает. Погашенной луне. Будучи включенной в роман. Волга впадает в Каспийское море с небольшими но существенными исправлениями повесть потеряла свою смысловую остроту.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Жива ватра
Автор: Герасим'юк Василь. Дерево тремо об дерево, доки не народиться вона. Вона помирає тільки раз, тому бережемо її. Ми знову виведем наші отари на наші гори
Ось дерево звелось...
Автор: Рільке Райнер Марія. Ось дерево звелось. О виростання! О спів Орфея! Співу повен слух. І змовкло все, та плине крізь мовчання Новий початок, знак новий і рух.
Творческий путь Б. А. Можаева
Борис Андреевич Можаев родился в 1923 году в селе Пителине Рязанской области в крестьянской семье. В 1940 году окончил среднюю школу и поступил на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта.
Творчество Б. А. Пильняка
Автор: Пильняк Б.А. Мне выпала горькая слава быть человеком, который идет на рожон. Б. Пильняк Один из критиков 20-х годов, не предполагая, насколько его слова окажутся пророческими, подвел итог творческому пути Б. Пильняка: “Знак Пильняка оказался, в известном смысле, знаком эпохи, знаком истории”.
Харчук Борис
(1931 — 1988) Народився Борис Микитович 1931 року в селі Лози Збаразького району. Навчався на філологічному факультеті Кременецького педагогічного інституту. Згодом його було вигнано звідти за складання пародій на керівництво вузу. Продовживши навчання в Полтавському педінституті, Харчук вступає на Вищі московські літературні курси.
Борис Андреевич Пильняк. Повесть непогашенной луны
В предисловии автор подчеркивает, что поводом для написания этого произведения была не смерть М. В. Фрунзе, как многие думают, а просто желание поразмышлять. Читателям не надо искать в повести подлинных фактов и живых лиц.
Аракчеевы
Аракче́евы — графы и дворяне. Происходят от Аракчея Евстафьева, крещёного татарина, перешедшего в середине XV века на русскую службу и ставшего дьяком Василия II. Образовано от казанско — татарского прозвища Аракычы «самогонщик, пропойца».
Александров, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Признание и награды Список литературы Введение Борис Владимирович Александров (1949—2010) — артист Ульяновского областного драматического театра, народный артист России (2002)[1].
Авилов, Борис Васильевич
Борис Васильевич Авилов (родился в 1874 году, партийные клички: «Павел Павлович», «Борис», "Тигров), сын чиновника, по образованию юрист, по профессии адвокат. К революционному движению , примкнул будучи студентом;дважды высылался Москвы за участие в студенческом движении. По окончании университета вел революционную работу в Петербурге, Астрахани, Калуге, Баку, Харькове, где играл руководящую роль в местной организации, выступал на митингах и собраниях как последовательный большевик .
Гайлис, Карл Андреевич
Карл Андреевич Гайлис (латыш. Kārlis Gailis; 19 апреля (1 мая) 1888 года, волость Вецгулбене, Латвия — 4 января 1960, Москва, СССР) — латвийский советский революционер, государственный деятель.
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Голицын, Андрей Андреевич
Введение 1 Биография 2 Брак 3 Дети Список литературы Введение Андрей Андреевич Голицын (ум.22 сентября (2 октября) 1638)—князь, боярин (1638), стольник (1618). Из рода Голицыных. Крупный землевладелец.
Борецкий, Исаак Андреевич
Исаак Андреевич Борецкий — новгородский посадник, муж знаменитой Марфы-посадницы. Своё родовое прозвище (в ряде летописных источников оно не упоминается) Исаак получил от волости Борок (Борецкая волость), которой он вероятно владел и в ней начал свою деятельность. В 1417 году Исаак Борецкий отбил у напавших на волость беглых новгородцев, вятчан и устюжан.
Жерве дворянские роды
Жерве — русские дворянские роды (всего три), при этом два ведут своё происхождение из Франции и один — из Пруссии (Германии). Жерве, Андрей Андреевич (1773—1832), генеральный консул в Молдавии (1802—1804), экспедитор канцелярии М-ва ин. дел, член свиты имп. Александра I в Главной квартире действующей армии (1806—1807), член Комиссии погашения долгов (с 1817 г.).
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Жохов, Александр Андреевич
Жохов, Александр Андреевич Александр Андреевич Жохов (1748 — 1823, Астрахань) — флота генерал-лейтенант; командир Астраханского порта. Родился в 1748 году. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. В 1765 г. произведён в гардемарины.
Ардов, Борис Викторович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр Введение Борис Викторович Ардов (14 февраля 1940 — 23 августа 2004) — советский актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Резанов, Гавриил Андреевич
План Введение 1 Семилетняя война 2 Ладожский канал Список литературы Резанов, Гавриил Андреевич Введение Гавриил Андреевич Резанов (Рязанов) — генерал-поручик русской армии. Находился в должности начальника Ладожского канала, обер-коменданта Кёнигсберга (1758), Главного начальника при Балтийском порте.
Временное рабоче-крестьянское правительство Украины
Временное рабоче-крестьянское правительство Украины - второе советское правительство Украины - провозглашено 28 ноября 1918 г. в Курске. Правительство во главе с Пятаковым создавалось из Всеукраинского центрального военно-революционного комитета с целью политического мотивирования интервенции РСФСР против УНР.
Белоголовый, Николай Андреевич
Николай Андреевич Белоголовый (1834, Иркутск — 1895, Москва) — врач, общественный деятель, автор мемуаров. Биография Николай Андреевич Белоголовый происходил из купеческой семьи. Начальное образование получил в семье декабриста А. П. Юшневского, позднее его учителем был А. В. Поджио. В 1846 году определён отцом в частный пансион Эннеса в Москве.
Рейнсдорп, Иван Андреевич
Введение 1 Биография 2 В литературе Список литературы Рейнсдорп, Иван Андреевич Введение Иван Андреевич Рейнсдорп (1730—1782) — датчанин на русской службе, генерал-поручик, участник Семилетней войны, комендант Кёнигсберга (май 1761 — август 1762), генерал-губернатор Оренбургской губернии во время пугачёвского восстания.
Голицын, Борис Андреевич
Князь Бори́с Андре́евич Голи́цын (1766—1822), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант. Из Владимирской ветви рода князей Голицыных.
Амарантов, Борис Георгиевич
Бори́с Гео́ргиевич Амара́нтов (19 сентября 1940 — 3 марта 1987 Москва) — артист оригинального жанра, режиссёр. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Попов, Александр Андреевич художник
Александр Андреевич Попов (1852—1919) — академик Петербургской академии художеств. Биография Александр Попов родился в селе Георгиевское Ярославской губернии. Учился в Петербургской академии художеств (1872—1879). В 1881 году был отправлен на стажировку за границу на 4 года. Работал в Риме вместе с Игорем Селезнёвым и Степаном Бакаловичем.
Борис Пильняк
Пильняк (Вогау) Борис Андреевич (1894—) — современный писатель. Отец — ветеринарный врач из колонистов немцев Поволжья, мать из купеческой семьи. В 1913 окончил реальное училище в Н.-Новгороде, в 1920 — Московский коммерческий институт.
Ляпунов Алексей Андреевич
Ляпунов Алексей Андреевич (1911-73), российский математик, член-корреспондент АН СССР (1964). Автор трудов по теории множеств, математическим вопросам кибернетики, математической лингвистике.
Можаев Б.А.
Можаев Борис Андреевич (р. 1923), прозаик. Родился 1 июня в селе Пителино Рязанской области. В 1948 окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМС в Ленинграде, служил морским офицером на Дальнем Востоке и в Китае.
Лавренев Б.А.
Прозаик, драматург. Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс.
Пильняк Б.А.
Русский советский писатель. Репрессирован; реабилитирован посмертно. Родился в семье ветеринарного врача в г. Можайске. Окончил Московский коммерческий институт (1920). Печатался с 1915.