Пересказала Ю. С. Чупринина
Время чтения: ~8 мин
На
постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них
утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его
самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому
как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».
Маркуша,
«незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служит
каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается
изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост
и три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы»
ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой
изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет
слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не
чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая
просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает
ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются.
Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание
посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать
староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает,
что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен
«молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще больше
отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы
таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы,
в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с
ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают
хранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости»
избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.
Между
тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а
вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница.
Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому
Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить
«тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно
отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в
новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется».
«Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при
этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости
перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго
ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько
растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием
отправляется на поиски изографа.
Доходят
они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не
утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а
на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг
перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и
свое художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а
Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание
повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей
церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев
едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в
Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются.
Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой
старичок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает,
что это и есть Памва безгневный.
Памва
выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше
нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает,
что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей
весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва
и говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его».
Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым
возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит
его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о
детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой
англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень
отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.
Яков
Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на
запечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу.
Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала
изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы,
пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доски
сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как
будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы
тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут.
Договор держится на основе «взаимоверья».
«Акция»
проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и
это приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя
переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку
по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии
иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который
отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой
сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и
крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после
встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».
На
удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что
печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось
обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь
человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и
просит прощения Христа ради за себя, невежу.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская
литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. —
832 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly/
Другие работы по теме:
Николай Кузанский 2
Николай Кузанский Никола́й Куза́нский,(1401- 11 августа 1464) Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс— кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
Ангел
Ангел, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.
Литературный герой КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА
КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА - героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864, авторское обозначение жанра - очерк). Никаких сведений о возможных реальных прототипах К.И. не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел.
Запечатлённый ангел
Автор: Лесков Николай. На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».
Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова
Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа.
Язык рассказа Николая Лескова Левша
1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя.
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова Старый гений
Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90 х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.
Образ повествователя в рассказе Николая Лескова Левша
Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития.
Образ Левши в рассказе Лескова Левша
Образ Левши в рассказе Лескова 8220 Левша 8221 Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере появились в одном из самых известных произведений писатель “Левше”. Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся (”на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников.
Русская история в рассказе Николая Лескова Левша
Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников.
Общие точки Ангелочка Л.Андреева и Сусального ангела А. Блока
Общие точки "Ангелочка" Л.Андреева и "Сусального ангела" А. Блока Автор: Блок А.А. Великие авторы иногда пишут свои произведения под впечатлением от прочтения чужих творений. Так Александр Блок под впечатлением от рассказа Леонида Андреева "Ангелочек" написал свое стихотворение "Сусальный ангел".
В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова "Очарованный странник") Автор: Лесков Н.С. Повесть "Очарованный странник" была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в "Очарованном страннике", является тема личности, освобождающейся от сословных уз.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Леди Макбет Мценского уезда
Автор: Лесков Николай. Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное.
Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова Левша
Автор: Лесков Н.С. Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
«Дух отрицания...»
Наиболее резко по духу отрицания и во всей биографии художника развернулось позднее творчество Н. С. Лескова в его произведениях «Импровизаторы», «Полунощники», «Заон», «Зимний день», «Заячий ремиз».
Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора" «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине».
Мир образов Лескова
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова.
Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова Демон
Автор: Лермонтов М.Ю. В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара – это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности.
Левша
Автор: Лесков Николай. После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».
Встреча
Автор: Гаршин Всеволод. Василий Петрович стоит на пристани — он назначен учителем в местную гимназию. Он весь исполнен мыслями об учительстве и невесте Лизе, которая ждет его с 1000 рублей для «первоначального обзаведения». Случайно Василию Петровичу встречается студенческий приятель Николай.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Толстой Архангел Гавриил
Лев Николаевич Толстой Архангел Гавриил Толстой Лев Николаевич Архангел Гавриил Лев Николаевич Толстой Архангел Гавриил Персидское (Аттар) Однажды архангел Гавриил услыхал из рая голос Бога ‑ Бог благословил какого‑то человека. Ангел сказал: "Верно, это важный слуга Всевышнего, верно, какой‑нибудь святой пустынник, мудрец".
В чём драма Ивана Флягина
Автор: Лесков Н.С. Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрёт. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую жизнь.
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Белоголовый, Николай Андреевич
Николай Андреевич Белоголовый (1834, Иркутск — 1895, Москва) — врач, общественный деятель, автор мемуаров. Биография Николай Андреевич Белоголовый происходил из купеческой семьи. Начальное образование получил в семье декабриста А. П. Юшневского, позднее его учителем был А. В. Поджио. В 1846 году определён отцом в частный пансион Эннеса в Москве.
Лесков Н.С.
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.