Действие пьесы происходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семенович Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна, возмущенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она работает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее предлагает Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейся от обеда, но Семен Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из комнаты. Мария Лукьяновна и ее мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы выведенный из равновесия Семен Семенович не покончил с собой, ищут его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.
Семена Семеновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагает Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семен Семенович с изумлением узнает, что он собирается стреляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» — недоумевает Подсекальников и получает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный изсебя Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».
К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе предсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку — от имени русской интеллигенции, которая молчит, потому что ее заставляют молчать, а мертвого молчать не заставишь. И тогда выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах и устроят ему грандиозные похороны.
Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает Подсекальникову застрелиться из-за нее, потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. Клеопатра Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич, писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определенного содержания. Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые будут предложены незабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет — неизвестно. Получается, что одного покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина — «замечательный тип, но с какой-то грустнотцой — надо будет заронить в него червячка». Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы — закатят банкет.
В ресторане летнего сада — банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, — время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.
Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит ее осторожно предупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнату входят участники банкета, которые начинают ее утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает с нее мерку для пошива траурного платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете. Через некоторое время с огромными венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затем приносят гроб. Подсекальников пытается застрелиться, но не может — смелости не хватает; услышав приближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает отпевание.
На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает: из-за того, что закрывают церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик) или искусства (писатель Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам — Раиса Филипповна и Клеопатра Максимовна — утверждает, что покойник стрелялся из-за нее. Растроганный их речами Подсекальников неожиданно для всех встает из гроба и объявляет, что очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагает любому занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку: «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит*.
Другие работы по теме:
Слово о Ф.Р. Штильмарке
Феликс Робертович Штильмарк - видный ученый, зоолог, охотовед, талантливый писатель, пропагандист и бескомпромиссный борец за идеалы охраны природы, один из основателей российской заповедной системы.
Николай Кузанский 2
Николай Кузанский Никола́й Куза́нский,(1401- 11 августа 1464) Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс— кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
Алексеев Николай Николаевич
Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми.
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Крыжовник
Автор: Чехов Антон. Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алёхина, который сам трудится на своих полях, несмотря на блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает Буркину и Алёхину о своём младшем брате Николае. Детство оба брата провели в деревне и навсегда полюбили жизнь на природе.
Ночь
Автор: Гаршин Всеволод. Бедный господин, слушая тиканье часов, думает о самоубийстве. В нем борятся несколько голосов; самый ясный «бичевал его определенными, даже красивыми фразами». Так он сидит с 8 часов вечера, перед чем раздобыл орудие самоубийства — стащил револьвер из кабинета своего друга доктора, пока тот отсутствовал (по пути к доктору извозчик рассказал пассажиру о самоубийстве молодого коллеги — мол, господа-то с жиру бесятся, а рабочему человеку когда о самоубийствах думать?).
Встреча
Автор: Гаршин Всеволод. Василий Петрович стоит на пристани — он назначен учителем в местную гимназию. Он весь исполнен мыслями об учительстве и невесте Лизе, которая ждет его с 1000 рублей для «первоначального обзаведения». Случайно Василию Петровичу встречается студенческий приятель Николай.
Петербург Ф. М. Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова Охотники на привале с прямой речью
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова "Охотники на привале " (с прямой речью) Автор: Разное Как-то раз три друга Николай, Федор и Иван собрались на охоту. Долго они ходили по полю в поисках дичи. Подстрелив несколько гусей и уток, решили сделать привал. Как всегда во время обеда друзья, начали рассказывать охотничьи байки.
Макаров Николай Федорович
В 1945 г. объявили конкурс по созданию нового пистолета, который должен быть меньше и легче ТТ, иметь лучшую точность и надежность при том же поражающем действии пули.
Кировоградский областной комитет КП Украины
- орган управления Кировоградской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Кировоградская область образована 10 января 1939 года из частей Киевской, Николаевской, Одесской областей. Центр - г. Кировоград.
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Афанасьев, Николай Леонидович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Николай Леонидович Афанасьев (21 ноября 1915(19151121) — 18 марта 1989) — советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1949).
Шаховской, Николай Леонтьевич
Николай Леонтьевич Шаховской (1757—1836), сенатор, генерал-майор Карьера В 1769 году зачислен рядовым в первый фузилерный полк. Во время русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов участвовал в битве под Силистрией в 1774 году. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. В 1790 году при штурме Измаила командовал двумя батальонами Херсонского гренадерского полка, прикрывавшими батарею, ведущую огонь в поддержку войск, штурмовавших город.
Борисов, Виктор Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Театр 2.2 Кино Введение Виктор Алексеевич Борисов (род. 26 мая 1953 года) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Василенко, Владимир Павлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Владимир Павлович Василенко (26 октября 1951 года) — советский и российский актёр театра и кино.
Инцидент в Оцу
— неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича (впоследствии Николая II), произошедшая в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года во время его визита в Японию.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Бородин, Николай Николаевич
Николай Николаевич Бородин (Российская империя, 1870 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — уральский казак, русский военачальник. Генерал-майор. Участник Русско-японской,Первой мировой и Гражданской войн. Участник Белого движения в Сибири.
Аугшкап, Агрий Робертович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Рижский театр русской драмы 3 Фильмография Введение Агрий Робертович Аугшкап (20 февраля 1925 — 21 апреля 2006) — советский, российский и латвийский театральный актёр. Заслуженный артист Латвийской ССР (1958).
Анкудинов, Андрей Робертович
План Введение 1 Биография 2 Театральный КВН 3 Работы в кино Введение Андрей Робертович Анкудинов (2 октября 1962, Омск) — советский и российский актёр театра и кино.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Белоголовый, Николай Андреевич
Николай Андреевич Белоголовый (1834, Иркутск — 1895, Москва) — врач, общественный деятель, автор мемуаров. Биография Николай Андреевич Белоголовый происходил из купеческой семьи. Начальное образование получил в семье декабриста А. П. Юшневского, позднее его учителем был А. В. Поджио. В 1846 году определён отцом в частный пансион Эннеса в Москве.
Кишка, Николай II
Николай Кишка (1588 — 23 марта 1644) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой из рода Кишек, воевода Мстиславльский, воевода Дерптский, каштелян Трокский, подскарбий великий литовский, один из самых богатых и влиятельных литовских магнатов своего времени.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.
Арсеньев, Николай Дмитриевич
Арсеньев, Николай Дмитриевич Николай Дмитриевич Арсеньев (1739—1796) — генерал-майор, герой штурма Измаила. Биография Николай Дмитриевич Арсеньев родился в 1739 году, а уже в 1760 году стал служить в лейб-гвардии Преображенском полку, из которого в 1769 году перешёл волонтером в армию, действовавшую в русско-турецкой кампании 1768—1774 годов.
Николай Бурлюк
Младший из братьев Бурлюков Николай Давидович принимал участие практически во всех футуристических изданиях и выступлев Санкт-Петербурге и Москве, но персонального поэтического сборника так и не выпустил.