В праздник Вознесения, в три часа пополудни, у Черных ворот в Дрездене студент Ансельм по извечному своему невезению опрокидывает огромную корзину с яблоками — и слышит от старухи-торговки жуткие проклятья и угрозы: «Попадешь под стекло, под стекло!» Расплатившись за свою оплошность тощим кошельком, Ансельм, вместо того чтобы выпить пива и кофе с ликером, как прочие добрые горожане, идет на берег Эльбы оплакивать злую судьбу — всю молодость, все рухнувшие надежды, все бутерброды, упавшие маслом вниз… Из ветвей бузины, под которой он сидит, раздаются дивные звуки, как бы звон хрустальных колокольчиков. Подняв голову, Ансельм видит трех прелестных золотисто-зеленых змеек, обвивших ветви, и самая милая из трех с нежностью смотрит на него большими синими глазами. И эти глаза, и шелест листьев, и заходящее солнце — все говорит Ансельму о вечной любви. Видение рассеивается так же внезапно, как оно возникло. Ансельм в тоске обнимает ствол бузины, пугая и видом своим и дикими речами гуляющих в парке горожан. По счастью, неподалеку оказываются его хорошие знакомые: регистратор Геербранд и конректор Паульман с дочерьми, приглашающие Ансельма прокатиться с ними на лодке по реке и завершить праздничный вечер ужином в доме Паульмана.
Молодой человек, по общему суждению, явно не в себе, и виной всему его бедность и невезучесть. Геербранд предлагает ему за приличные деньги наняться писцом к архивариусу Линдгорсту: у Ансельма талант каллиграфа и рисовальщика — как раз такого человека ищет архивариус для копирования манускриптов из своей библиотеки.
Увы: и необычная обстановка в доме архивариуса, и его диковинный сад, где цветы похожи на птиц и насекомые — как цветы, наконец, и сам архивариус, являющийся Ансельму то в виде худого старикашки в сером плаще, то в обличий величественного седобородого царя, — все это еще глубже погружает Ансельма в мир его грез, Дверной молоток прикидывается старухой, чьи яблоки он рассыпал у Черных ворот, вновь произносящей зловещие слова: «Быть тебе уж в стекле, в хрустале!..»; шнурок звонка превращается в змею, обвивающую беднягу до хруста костей. Каждый вечер он ходит к кусту бузины, обнимает его и плачет: «Ах! я люблю тебя, змейка, и погибну от печали, если ты не вернешься!»
День проходит за днем, а Ансельм все никак ни приступит к работе. Архивариус, которому он открывает свою тайну, нимало не удивлен. Эти змейки, сообщает архивариус Ансельму, мои дочери, а сам я — не смертный человек, но дух Саламандр, низвергнутый за непослушание моим повелителем Фосфором, князем страны Атлантиды. Тот, кто женится на одной из дочерей Саламандра-Линдгорста, получит в приданое Золотой горшок. Из горшка в минуту обручения прорастает огненная лилия, юноша поймет её язык, постигнет все, что открыто бесплотным духам, и со своей возлюбленной станет жить в Атлантиде. Вернется туда и получивший наконец прощение Саламандр.
Смелей за работу! Платой за нее будут не только червонцы, но и возможность ежедневно видеть синеглазую змейку Серпентину!
…Давно не видевшая Ансельма дочь конректора Паульмана Вероника, с которой они прежде чуть не ежевечерне музицировали, терзается сомнениями: не забыл ли он ее? Не охладел ли к ней вовсе? А ведь она уже рисовала в мечтах счастливое супружество! Ансельм, глядишь, разбогатеет, станет надворным советником, а она — надворной советницей!
Услышав от подруг, что в Дрездене живет старая гадалка фрау Рауэрин, Вероника обращается к той за советом. «Оставь Ансельма, — слышит девушка от ведуньи. — Он скверный человек. Он потоптал моих деток, мои наливные яблочки. Он связался с моим врагом, злым стариком. Он влюблен в его дочку, зеленую змейку. Он никогда не будет надворным советником». В слезах слушает Вероника гадалку — и вдруг узнает в ней свою няньку Лизу. Добрая нянька утешает воспитанницу: «Постараюсь помочь тебе, исцелить Ансельма от вражьих чар, а тебе — угодить в надворные советницы».
Холодной ненастною ночью гадалка ведет Веронику в поле, где разводит огонь под котлом, в который летят из мешка старухи цветы, металлы, травы и зверюшки, а вслед за ними — локон с головы Вероники и её колечко. Девушка неотрывно глядит в кипящее варево — и оттуда является ей лицо Ансельма. В ту же минуту над её головой раздается громовое: «Эй вы, сволочи! Прочь, скорей!» Старуха с воем падает наземь, Вероника лишается чувств. Придя в себя дома, на своей кушетке, она обнаруживает в кармане насквозь промокшего плаща серебряное зеркальце — то, которое было минувшей ночью отлито гадалкой. Из зеркальца, как давеча из кипящего котла, смотрит на девушку её возлюбленный. «Ах, — сокрушается он, — отчего вам угодно порой извиваться, как змейка!..»
Меж тем работа у Ансельма в доме архивариуса, не ладившаяся поначалу, все более спорится. Ему легко удается не только копировать самые затейливые манускрипты, но и постигать их смысл. В награду архивариус устраивает студенту свидание с Серпентиной. «Ты обладаешь, как теперь выражаются, „наивной поэтической душой“, — слышит Ансельм от дочери чародея. — Ты достоин и моей любви, и вечного блаженства в Атлантиде!» Поцелуй обжигает губы Ансельма. Но странно: во все последующие дни он думает о Веронике. Серпентина — его греза, сказка, а Вероника — самое живое, реальное, что являлось когда-либо его глазам! Вместо того чтобы идти к архивариусу, он отправляется в гости к Паульману, где проводит весь день. Вероника — сама веселость, весь её вид изъявляет любовь к нему. Невинный поцелуй вконец отрезвляет Ансельма. Как на грех, является Геербранд со всем, что требуется для приготовления пунша. С первым глотком странности и чудеса последних недель вновь восстают перед Ансельмом. Он грезит вслух о Серпентине. Вслед за ним неожиданно и хозяин и Геербранд принимаются восклицать: «Да здравствует Саламандр! Да сгинет старуха!» Вероника убеждает их, что старая Лиза непременно одолеет чародея, а сестрица её в слезах выбегает из комнаты. Сумасшедший дом — да и только!..
Наутро Паульман и Геербранд долго удивляются своему буйству. Что касается Ансельма, то он, придя к архивариусу, был жестоко наказан за малодушное отречение от любви. Чародей заточил студента в одну из тех стеклянных банок, что стоят на столе в его кабинете. По соседству, в других банках — еще три школяра и два писца, также работавшие на архивариуса. Они поносят Ансельма («Безумец воображает, будто сидит в склянке, а сам стоит на мосту и смотрит на свое отражение в реке!» ) да заодно и полоумного старика, осыпающего их золотом за то, что они рисуют для него каракули.
От их насмешек Ансельма отвлекает видение смертного боя чародея со старухой, из которого Саламандр выходит победителем. В миг торжества перед Ансельмом является Серпентина, возвещая ему о дарованном прощении. Стекло лопается — он падает в объятья синеглазой змейки…
В день именин Вероники в дом Паульмана приходит новоиспеченный надворный советник Геербранд, предлагая девице руку и сердце. Недолго думая, она соглашается: хоть отчасти, да сбылось предсказание старой гадалки! Ансельм — судя по тому, что из Дрездена он исчез бесследно, — обрел вечное блаженство в Атлантиде. Это подозрение подтверждает полученное автором письмо архивариуса Линдгорста с разрешением предать публичной огласке тайну его чудесного существования в мире духов и с приглашением завершить повесть о Золотом горшке в той самой голубой пальмовой зале его дома, где трудился достославный студент Ансельм.
Список литературы
Другие работы по теме:
Гофман а. - Откуда берутся цахесы
Самым ярким представителем немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Перу этого писателя принадлежит много произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является "Крошка Цахес".
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Вольфганг Амадей Моцарт 3
ольфганг Амадей Моцарт музыка и творчество Моцарт Вольфганг Амадей - австрийский композитор. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне).
Краткое содержание Житейские воззрения Кота Мурра Эрнст Теодор Амадей Гофман
Кот Мурр — образец традиционного использования фигуры животного для сатирической или пародийной обрисовки определенного человеческого склада; кот — наиболее повторяющийся вариант такого использования (сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», комедия Л. Тика под тем же названием). Однако в изображении М. сатирический элемент предполагает не осмеяние личности, переданной посредством этого образа, сколько заключение о том, как она адаптируется в действительной жизни.
Мистическое в повести-сказке Гофмана Крошка Цахес по прозвищу Цинобер
Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
(1776–1822) один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени
Кавалер Глюк
Автор: Гофман Эрнст Теодор Амадей. Главный герой, сидя в кафе и слушая, по его мнению, безобразную музыку местного оркестра, знакомится с загадочным человеком. Тот соглашается выпить с ним, предварительно узнав, не берлинец ли он и не сочиняет ли музыку. Главный герой отрицательно отвечает на первый вопрос, на второй же замечает, что имеет поверхностное музыкальное образование и сам писал когда-то, но считает все свои попытки неудачными.
Анализ произведения Гофмана Крошка Цахес
Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес" Автор: Гофман Э.Т. Образ и характер Цахеса В центре произведении история отвратительного уродца, наделённого волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трём золотым волоскам пользуется всеобщим почётом, вызывая восхищение, и даже становится всесильным министром.
Роль Кёнигсберга в творческом становлении Гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман – замечательный немецкий писатель. Кенигсберг: Город детства и юности. Сын Кенигсберга: Фантастический мир Гофмана. Наследие Э. Т. А. Гофмана. Мистический ужас и фантасмагорические видения, реальность.
Жерико
Жерико, Жан Луи Андре Теодор (Gеricault, Jean Louis Andrе Thеodore) (1791–1824), французский живописец; родился 26 сентября 1791 в Руане.
Амадей I король Испании
Амаде́й I (исп. Amadeo I, известный как Амадей (Амедео) Саво́йский , итал. Amedeo, 30 мая 1845—18 января 1890), король Испании с 1871 по 1873.
1776 год
Введение 1 События 1.1 Европа 1.2 Азия 1.3 Америка и Океания 2 Родились 3 Скончались Введение 1776 год — високосный год, начинающийся в понедельник по григорианскому календарю.
Закидывание петуха
Кидание в петуха (англ. cock throwing) — кровавая забава, практиковавшаяся в Англии до конца XVIII в. Состояла в том, что публика кидала палки в посаженного в горшок петуха до тех пор, пока птица не испускала дух. Обычно это действо происходило в Жирный вторник (время карнавала). В некоторых случаях птицу привязывали к бревну, либо бросающим палки завязывали глаза.
1726 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Список литературы Введение 1726 год — невисокосный год, начинающийся во вторник по григорианскому календарю.
Хейнкель, Эрнст
Введение 1 Биография 2 Фирма «Хейнкель» 2.1 Список самолётов 3 В послевоенные годы 5 Literature Введение Эрнст Хейнкель (нем. Ernst (Heinrich) Heinkel; 24 января 1888(18880124), Грунбах — 30 января 1958, Штутгарт) — немецкий авиаконструктор.
Эрнст Фридрих I Саксен-Гильдбургхаузенский
Введение 1 Биография 2 Семья Введение Эрнст Фридрих I Саксен-Гильдбургхаузеский (нем. Ernst Friedrich I. von Sachsen-Hildburghausen; 21 августа 1681(16810821), Арользен — 9 марта 1724, Хильдбургхаузен) — герцог Саксен-Гильдбургхаузенский, относился к Эрнестинской линии династии Веттинов.
Республиканский шуцбунд
Введение 1 История 2 Интересные факты Введение Республиканский шуцбунд (нем. Republikanische Schutzbund — Союз обороны) — военизированная организация Социал-демократической партии Австрии, созданная в 1923 году и действовавшая до 1936 года.
Поссарт, Эрнст фон
Эрнст фон Поссарт (1841—1921) — немецкий актер, режиссер и театральный деятель. Учился у актера Вильгельма Кайзера. Дебютировал в 1861 г. Городском театре Бреславля. Играл в Берне, Гамбурге.
Президентские выборы в США 1908
Введение 1 Выборы 1.1 Кампания 1.2 Результаты Введение Президентские выборы в США 1908 года проходили 3 ноября. Президент Теодор Рузвельт, выполняя данное обещание не выдвигаться на третий срок, предложил республиканцам своего близкого друга и военного министра Уильяма Говарда Тафта в качестве преемника.
Гофман, Эрнст Теодор Амадей
Введение 1 Биография 2 Хронология жизни и творчества 3 Гофман и романтизм 4 Интересные факты 5 Произведения 6 Балеты 7 Экранизации Список литературы Введение
Список правителей Австрии
Введение 1 Маркграфы Австрийские 1.1 Династия Бабенбергов 2 Герцоги Австрийские 2.1 Династия Бабенбергов 2.2 Династия Пржемысловичей 2.3 Династия Габсбургов
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Левое крыло Золотой Орды
Введение 1 Ханы левого крыла 1.1 Династия Ордуидов 1.2 Династия Тукайтимуридов 1.3 Другие Джучиды Список литературы Введение Левое крыло Золотой Орды — восточная часть Золотой Орды. К Левому крылу относились улусы Орда-Ичена, Тока-Тимура и Шибана, а также первые столицы Золотой Орды в Улытау и Иртыше.
Кёрнер, Теодор
Теодор Кёрнер, эдлер (дворянский титул) фон Зигринген (нем. Theodor Kцrner Edler von Siegringen, 23 апреля 1873 — 4 января 1957) — австрийский политик, президент Австрии в 1951—1957 годах.
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Дети в концлагерях
? Эти слова просто вонзились в мозг. Узнав многое о концлагерях смерти, адских условиях для людей, я уде не думала, что может быть более жестокое и циничное.
Крассов, Эрнст Дитлев фон
Эрнст Дитлев фон Крассов (швед. Ernst Detlof von Krassow; около 1660(1660) — 23 января 1714 — шведский генерал-лейтенант (1714 год), барон (1707), участник Северной войны.
Аккерман, Конрад Эрнст
Аккерман, Конрад Эрнст (1 февраля 1712 г., Шверин — 13 ноября 1771 г., Гамбург) — знаменитый немецкий актёр, творец немецкого драматического искусства.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками. Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник.
Эрнст Геккель
Геккель, Эрнст Генрих (Haeckel, Ernst Heinrich) (1834–1919), немецкий естествоиспытатель и философ.
Теодор Агриппа Д' Обинье
Обинье, Теодор Агриппа Д' (Aubigne Thedore Agrippa d') (1552–1630), французский поэт, писатель, воин.