Автомобильная травма

Рефераты по криминалистике » Автомобильная травма

В судебно-медицинской практике довольно часто приходится ис­следовать травматические последствия смертельного и несмертель­ного воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения относятся к тупой травме однако имеют значительные характерные особенности поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы.

Выделяются несколько видов транспортной травмы автомобильная мотоциклетная рельсовая авиационная; от водного транспорта и др. В данной работе будет подробно рассмотрена автомобильная травма.

Автомобильная травма

Наиболее распространена в практике автомобильная травма. На ее примере рассмотрим судебно-медицинские возможности решения во­просов возникающих в ходе расследования такого рода происшествий

Автомобильная травма классифицируется разными исследователя­ми по-разному. Один из наиболее принятых вариантов классификации разработан А.А. Солохиным В упрощенном варианте эта классифи­кация следующая:

1 Травма от наезда автомобиля на человека (основной компонент — удар какими-либо частями автомобиля по телу человека).

2 Переезд колесами автомобиля (основной отличительный ком­понент — перекатывание колеса автомобиля через тело человека полное или неполное)

3 Выпадение человека из движущегося автомобиля.

4 Травма внутри автомобиля

5. Сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами

6. Комбинация перечисленных видов травмы

Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов которые влияют на механизм возникновения этой травмы Отметим лишь основные из них'

1 Скорость движения автомобиля

2 Форма травмирующей поверхности

3 Размеры транспортного средства

4 Положение тела жертвы в момент травмы

5 Наличие элементов смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора (например толстая плотная и мягкая одежда на теле)

6 Рост вес и другие особенности жертвы Влияние перечисленных факторов на характер повреждений воз­никающих в результате травматизации проявляется во взаимодейст­вии их друг с другом

Повреждения возникающие от действия автомобилей можно раз­делить на две большие группы повреждения в той или иной степени характерные для автомобильной травмы определенного вида и по­вреждения встречающиеся при любом виде механического воздей­ствия на тело человека К первой группе относятся например сле­ды-повреждения от действия протектора бампер-перелом и другие им подобные.

Главное событие большинства видов автомобильных травм — это взаимодействие частей транспортного средства и тела жертвы. Уста­новление всех фактических обстоятельств этого события является одной из основных задач следствия.

Контакт травмирующего и травмируемого объектов определяется по характеру взаимоотображений На теле жертвы исследуются по­вреждения и следы-наложения. В частности судебный медик при осмотре трупа на месте происшествия но в большей мере при ис­следовании трупа в морге изучает характер повреждений на одежде и теле жертвы происшествия при вскрытии полостей тела выявляет повреждения органов и тканей тела Большую информационную на­грузку несут следы-наложения на теле и одежде жертвы например наложение частиц лакокрасочного покрытия смазочных материалов и другого позволяет иногда идентифицировать транспортное средство. Исследование следов-наложений на теле жертвы дорожно-транспортных происшествий целесообразно проводить совместными уси­лиями судебных медиков и криминалистов. На предполагаемом или известном транспортном средстве обнаруживаются повреждения которые могли остаться от воздействия тела жертвы и следы-нало­жения состоящие из волокон одежды и тканей биологического харак­тера отделившихся от тела жертвы.

Грамотное сравнительное и сопоставительное изучение повреж­дений на жертве и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно подтвердить факт контакта между указанными объектами и детализировать механизм того как это происходило

Более сложная задача стоит перед следствием в случаях когда транспортное средство совершившее дорожно-транспортное происшествие скрылось с места происшествия В такой ситуации перед судебным медиком должна быть поставлена задача диагностирова­ния обстоятельств происшедшего включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам-наложениям на теле жертвы

Большое значение для решения вопросов связанных с установ­лением механизма дорожно-транспортного происшествия имеет осмотр места происшествия. Конечно при наличии человеческих жертв уча­стие судебного медика в осмотре места происшествия крайне жела­тельно. Однако в условиях значительного транспортного движения со­хранять обстановку места происшествия до прибытия специалистов очень сложно Поэтому задача осмотра места происшествия в силу объективных обстоятельств распадается на несколько составляющих каждая из которых играет очень важную роль в установлении истины

Первое действие — это фиксация обстановки места происшест­вия Как правило она осуществляется без участия судебного медика поэтому главная задача сотрудников правоохранительных органов как можно объективнее и четче зафиксировать обстановку и ее детали От качественности этого действия будет зависеть возможность ретро­спективного воспроизведения картины происшедшего.

Второе важное действие — исследование тела жертвы осущест­вляется судебным медиком в морге при этом очень важно дать медику максимально полную информацию о месте происшествия и иных об­стоятельствах Хорошо вооружить его несколькими версиями о том что произошло такие версии как правило уже имеются у следствия или дознания по окончании осмотра места происшествия Изучая труп и повреждения на нем применительно к конкретным версиям судеб­ный медик может четко исключить или подтвердить следственные вер­сии. При сложных дорожно-транспортных происшествиях версионная постановка задач перед судебным медиком предпочтительнее.

Третья составляющая — осмотр транспортного средства предпо­лагаемого в качестве участника происшествия. Это действие практи­чески всегда может быть проведено с участием судебного медика Целесообразнее будет привлечь к осмотру медика проводившего исследование трупа в морге. Он сможет лучше увязать характер по­вреждений и следов-наложений на трупе с характером повреждений и следов-наложений на транспортном средстве.

Качественное проведение всех трех действий позволит достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодей­ствия транспортного средства и тела жертвы

При различных механизмах транспортной травмы судебными ме­диками могут быть выявлены и исследованы самые разнообразные повреждения. Вот некоторые из них.

При ударе бампером или иными выступающими частями автомо­биля по ногам человека возникают значительные кровоизлияния в мягкие ткани в частности в мышечную ткань и так называемый бам­пер-перелом (рис)



При ударе человека автомоби­лем движущимся со скоростью 50-60 км в час и более тело после удара отбрасывается со значительным ускорением вследствие этого наблюдается даже потеря обуви жертвой Падение на поверхность дороги и скользящее движение по ней вызывает образование множес­твенных следов скольжения на одежде и поверхностных тканях тела Следы скольжения хорошо отображаются и на подошвах обуви по ним можно даже определить в каком положение были ноги в момент удара транспортного средства по телу жертвы Например если в момент удара человек стоял на месте то следы скольжения будут на обеих подошвах почти на всей их поверхности Если же он бежал и в момент удара поднял одну из ног то следы скольжения будут только на опорной ноге.

Удар по голове жертвы движущимся транспортом или удар головой о твердую поверхность при падении вызывают оскольчатые переломы черепа

При неожиданном ударе автомобилем непосредственно по телу жертвы или автомобилем по автомобилю у жертв происшествия воз­никают повреждения шейного отдела позвоночника от резкого его сгибания или разгибания.

При так называемом переезде автотранспорта через тело жертвы возникает комплекс повреждений характерный для этого механизма травмирования. Во-первых образуются кровоизлияния отображаю­щие рисунок протектора колес во-вторых образуются отслоения кожи и иных тканей в виде карманов заполненных кровью в-третьих возникают следы волочения тела в виде обширных ссадин При пере­катывании колеса через грудную или брюшную область имеют место разрывы и раздавливания внутренних органов. При таком же воздей­ствии на голову остаются: значительная ее деформация оскольчатые переломы костей черепа и раздавливание мозга.

Травма водителя внутри салона автомобиля при ударе о преграду характеризуется комплексом повреждений возникающих от действия рулевого колеса панели приборов и лобового стекла в виде ушибов и сдавлений грудной клетки и живота сопровождающихся перело­мами ребер разрывами внутренних органов. От лобового стекла по­вреждения в виде кровоподтеков ран и ссадин локализуются на лице и голове

При различных механизмах автотравмы возникают комплексы повреждений в той или иной степени характерные для конкретного механизма. Лабораторные методы исследования при автотравме в принципе аналогичны тем которые используются при других видах поврежде­ний от тупых орудий. Необходимость тех или иных исследований определяется как следователем при консультации с судебным меди­ком так и судебным медиком в ходе исследования трупа в морге. Решить все вопросы возникающие при расследовании автотравмы без использования лабораторных методов исследования практически невозможно.

Дорожно-транспортное происшествие чаще всего бывает несчаст­ным случаем. Но иногда такого рода происшествия могут быть само­убийствами и убийствами. Разобраться к какому роду относится на­сильственная смерть в каждом конкретном случае обязанность след­ствия. Судебный медик может оказать лишь посильное содействие в этом вопросе. В частности достаточно легко можно отличить авто­травму причиненную мертвому человеку от прижизненной что важно в случаях когда производится сокрытие убийства путем подклады-вания тела жертвы под движущийся транспорт. В каждом конкретном случае когда возникает необходимость дифференцировать несчаст­ный случай от убийства или самоубийства следствию необходимо консультироваться с судебными медиками. Анализ материалов дела с позиций дифференциации рода смерти при участии судебного ме­дика может быть более эффективным нежели без него. Сходные си­туации могут возникнуть и при других видах транспортной травмы возможности судебного медика и в этих случаях будут аналогичны описанным выше.

Постановка вопросов перед судебным медиком при расследова­нии дорожно-транспортных происшествий во многом аналогична то­му как это делается в случаях других видов тупой травмы. Однако имеются и определенные особенности. А именно при дифференци­ровании различных вариантов механизма получения автотравмы лучше ставить перед судебным медиком вопрос таким образом чтобы он выбирал на основе своих познаний один из механизмов травмирования как наиболее вероятный а другие варианты отклонил. Напри­мер традиционный вопрос: «Каков механизм причинения поврежде­ний имеющихся на трупе?» лучше заменить вопросом: «При каком механизме взаимодействия транспортного средства и тела жертвы возникли обнаруженные на трупе повреждения: при ударе передней частью автомобиля с последующим отбрасыванием тела в сторону или при ударе и дальнейшем переезде колесами?» Следователь или дознаватель могут по материалам осмотра места происшествия и по­казаниям свидетелей выдвинуть несколько вариантов версии о меха­низме происшествия а судебный медик поможет дифференцировать их с учетом повреждений на теле и одежде жертвы а также с учетом данных полученных им при осмотре транспортного средства. При до­рожно-транспортных происшествиях часто возникает необходимость комплексного исследования одних и тех же вещественных доказательств специалистами разных экспертных направлений. Поэтому в таких де­лах в случае необходимости целесообразно назначать комплексные экспертизы в частности комплексную медико-автотехническую или медико-криминалистическую.

Как уже говорилось многообразие видов транспортных средств порождает многообразие видов транспортной травмы которая напря­мую зависит от свойств повреждающего фактора. Остановимся на осо­бенностях некоторых других транспортных травм.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самищенко С.С. Судебная медицина. – М. Право и закон 1996

2. Судебная медицина учебник для высших учебных заведений. – М. Юридическая литература 1990