Криминалистическое почерковедение и автороведение

Рефераты по криминалистике » Криминалистическое почерковедение и автороведение

Институт права БашГУ

РЕФЕРАТ

по криминалистике

на тему: «Криминалистическое почерковедение и автороведение».

Выполнил: Луконина А.В. гр. 3 «Г».

Уфа – 2000г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ДОКУМЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2. СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ

3. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И АВТОРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

6. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. ДОКУМЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В следственной практике лицам ведущим расследование преступ­лений часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие “документ'' значительно расширилось сюда входят фото- фоно- кинодокументы. Объектами криминалистического исследования как правило являются письменные документы т.е. такие документы в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.

В зависимости от целей и задач стоящих перед следствием и специалистами проводящими исследование различают два вида криминалистического исследования документов: криминалистическое исследование письма; судебно-техническое исследование документов.

В свою очередь криминалистическое исследование письма состоит из двух своеобразных подразделов: почерковедческое и автороведческое. Почерковедческие исследования решают задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследо­вания — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего его возрасте некоторых физических и профессиональных особенно­стях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того кто является автором (а не исполнителем) документа.

Задачами технического исследования документов является рас­познавание способа выполнения или наличия подделок.

2. СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ

Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распространенным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория возникшая как и язык из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма непосредственно связанного с языком и устной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования включающий в себя письменную речь и. почерк.

Почеркэто фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — индивидуальностью и относительной устойчивостью которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Умение писать не является прирожденным свойством человека а возникает в результате обучения длительной тренировки и выработки навыков. Ключом к раскрытию сущности письма" и закономерностей его"" развития является учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов к числу которых относится и процесс письма. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической графической и орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего а объективные зависят от внешних условий в которых протекает процесс письма. К субъ­ективным факторам относятся: состояние органов зрения строение костно-мышечного аппарата руки степень его подвижности особен­ности нервной системы прилежность навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения про­должительность тренировки условия в которых приходится писать пишущие средства и т.д.

Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивиду­ального почерка ведет к возникновению индивидуальных признаков не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

Обучаясь письму пишущий вырабатывает навыки которые закрепляясь в процессе письменной практики связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторныхсвязей. Подробная устой­чивая система нервных свя­зей носит название дина­мического стереотипа.

Благодаря возникнове­нию чувства автоматизма пишущий получает возмож­ность все внимание сосредо­точить не на процессе на­чертания форм знаков а на содержании изложении мыслей т. е. возникает устойчивость признаков которые уже трудно изменить не нарушив сложившейся системы не затратив опреде­ленных усилий. Автоматизм навыков письма связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

Относительная устойчивость письма понимается как не сразу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие-либо изменения. Однако следует отметить что изменения в почерке происходят не вдруг и не всей совокупности признаков а постепенно и в отдельных его элементах что "ни в коей мере не препятствует процессу идентификации. Кроме того следует учитывать что в наиболее работоспособный период жизни человека (20 — 60 лет) изменения в почерке незначительны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.

Говоря об относительной устойчивости почерка следует помнить что он может изменяться и под воздействием ряда факторов которые условно могут быть разделены на естественные искусственные и патологические.

Естественные — возрастные непривычные условия необычные пишущие принадлежности состояние пишущего и др. Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишу­щей руки изменения шрифта (печатный чер­тежный) замедления или увеличения ско­рости и др. Имитация — это подражание по­черку другого лица ко­торое может быть со­вершено по памяти на глаз путем срисовы­вания. Па­тологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики потеря руки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются в искривлении прямолинейных элементов букв в угловатости овалов в тупых началах и окончаниях штрихов.

Исследование рукописных текстов проводят эксперты-почерковеды основываясь на данных судебного почерковедения. Судебное почерковедение — это отрасль науки криминалистики которая изучает процесс письма закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей определяющих его сущность. Экспертиза рукописных текстов носит название почерковедческой или графической.

3. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

При исследовании рукописных текстов различают отдельные группы признаков необходимые для получения информации о пишущем. К ним относятся признаки письменной речи пространст­венной ориентации движений (топографические) и почерка.

Письменная речь. Это деятельность человека опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи отобразившейся в тексте содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора о внешних и внутренних факторах воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова словосоче­тания предложения не могут рассматриваться как объекты несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст исполненный на 1 — 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения.

Степень грамотности связывают с наличием в рукописи различных грамматических ошибок и особенностей выражающихся в неправильном написании отдельных слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс. Лексические признаки (словарный запас) — это употреб­ление профессиональных терминов старых вышедших из употреб­ления слов местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.

Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли привы­чку строить предложения которые могут быть простыми ла­коничными или витиеватыми сложными. Стиль может быть литературным разговорным последовательным беспорядочным. В сложных предложениях выявляют их структу­ру наиболее часто встречающиеся оборо­ты употребление срав­нений пословиц афо­ризмов.

Топографические признаки письма или признаки пространст­венной ориентации движений. Это ус­тойчивые привычки размещения текста. При изучении топог­рафии обращают внимание на поля абзацы красные строки строение строк по направлению размеры между ними на величину проме­жутков между словами. Сюда же можно отнести привычки выделять в тексте отдельные слова способ сокращения и переноса слов написание дат нумерацию страниц. Если имеются обращения или подписи исследуют их размещение относительно текста или срезов бумаги.

Почерк. Его признаки обычно делят на общие и частные. К общим относится степень выработанности конструктивная сложность общее направление движения а также размер букв их разгон наклон связность и темп исполнения.

Степень выработанности характеризует уровень овладения техникой письма. В рукописях исполненных скорописью ее обычно подразделяют на три группы: малую среднюю и высокую. Маловы­работанный почерк определяется отсутствием ритмичности в движениях медленным темпом наличием извилистости прямолиней­ных элементов букв и угловатостью овалов. Средневыработанный — содержит ритмичность движений в нем встре­чаются незначительные отклонения от принятой системы при среднем темпе письма. Для высоковыработанного почерка характер­ны сложные коорди­нированные движения при быстром темпе: наблюдается вариационность при исполнении письменных знаков в различном буквосочетании.

Конструктивная сложность почерка делится на сложную простую и упрощенную. Простой почерк характеризуется системой движений при которой написание письменного знака соответствует нормам типовых прописей. Он разборчив четок с выдержанной ритмичностью. Почерк в котором письменные знаки и их элементы проще чем это предусмотрено в прописях относится к упрощенным. В основном это происходит за счет сокращения количества движений при выполнении графических знаков что ведет к неразборчивости из-за утраты букв или их элементов. Усложненный почерк характеризуется увеличением движений и их сложностью.

Общее направление движения при выполнении рукописных текстов может быть округлым или угловатым правоокружным или левоокружным а также смешанным.

Размер букв считается средним если их величина примерно равна 3 — 4 мм. Если буквы равны 2 — 2 5 мм размер считается малым а если более 4 мм — крупным.

Разгон (размер интервалов между основными элементами букв и буквами) может быть большим средним и малым. При среднем — интервал колеблется от 1/2 высоты до высоты букв; при малом —менее 1/2 высоты букв; при большом—равен высоте букв или больше ее.

Связность характеризует степень безотрывности письма при выполнении букв или их сочетаний. Связность может быть большая (непрерывное выполнение б и более знаков) средняя (4 — 5 букв) малая (2 — 3 знака). По связности почерк может быть сплошным и отрывистым. Связность — вариационный признак изменяющийся неодинаково от причин влияющих на почерк — позы материала письма состояния пишущего.

По наклону почерк может быть правонаклонным левонаклонным неустойчивым по наклону (смешанным) и может иметь продольную осевую букв.

Темп исполнения может быть быстрым средним медленным. Медленный следует отличать от замедленного который проявляется при выполнении текста измененным почерком.

Общие признаки почерка (кроме степени выработанности) легко поддаются изменению по воле пишущего а поэтому при идентификации исполнителя рукописи следует отдавать предпочтение частным признакам.

Частный признак — это характеристика движений проявляю­щаяся при выполнении отдельных букв или их отдельных элементов. Частные признаки могут встречаться в одинаковом проявлении у разных лиц; сочетания же их своеобразно для каждого пишущего (неповторимая совокупность признаков).

4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И АВТОРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Потребности следственной практики диктуют необходимость дальнейшего расширения возможностей исследования почерка и письменной речи признаки которых отражаясь в тексте содержат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора которая нередко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет сузить круг лиц подозреваемых в составлении или выполнении текста.

Физиологические антропометрические и психологические особен­ности исполнителя отражаются в почерке а следовательно имеется возможность получить некоторые сведения об авторе. Диаг­ностические исследования позволяют установить факт намеренного искажения почерка и письменной речи необычное психофизиологиче­ское состояние писавшего (опьянение усталость болезнь) непривы­чность внешних условий в момент составления текста родной язык или место формирования языковых навыков образовательный уровень пол возраст и ряд других особенностей личности.

На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием пишущего обращают внимание специалисты разных областей знания. Исследования современных психологов педагогов криминалистов судебных медиков показывают что нарушение деятельности отделов нервной системы приводят к определенным изменениям письма. Это снижение общего уровня грамотности учащающиеся исправления букв неравномерность признаков и вариации размера букв неустойчивость наклона понижение координации. Частные признаки при этом почти не имеют существенных отклонений. Причинами вызывающими указанные изменения являются алкогольное опьянение заболевания централь­ной нервной системы физическая усталость однако для каждого из этих состояний характерны различные уровни влияния на признаки почерка.

На основании диалектологических признаков возможно уста­новить место длительного проживания лица с помощью модификации определить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерности родного языка.

В настоящее время разработаны методики определения половой принадлежности исполнителя. В почерках не содержится признаков которые фигурировали бы только в рукописях исполненных мужчинами или женщинами. Однако целый ряд признаков чаще встречается либо в рукописях мужчин либо женщин что указывает на устойчивую связь ряда признаков почерка с полом. Частота встречаемости этих признаков в рукописях мужчин и женщин не только не одинакова но и относительно устойчива. По ко­эффициентам отражающим частоту встречаемости признаков почерка в рукописях мужчин и женщин можно установить пол исполнителя.

Нередки случаи когда лицо пишет под диктовку или переписы­вает текст с оригинала поэтому в судебной и следственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя но и автора того или иного документа. Важнейшее значение установление автора приобретает при исследовании машинописных текстов.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека определяющих индивидуальность его письменной речи и о методах исследования авторства.

Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты доку­ментов относящиеся к бытовому публицистическому и официаль­но-деловому сталям речи.

К компетенции судебно-автороведческой экспертизы относится решение двух основных задач: 1) установление конкретного автора текста и 2) выяснение фактов неидентификационного характера. При решении первой задачи устанавливается подлинный или исключается предполагаемый автор; констатируется факт создания документов одним или разными авторами; выясняется тот факт что автор или исполнитель не одно и то же лицо. Вторая задача включает установление принадлежности текста к определенному функциональ­ному стилю речи; факта намеренного искажения письменной речи а также иных фактов относящихся к условиям создания текста документа.

Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами однако оно регулируется не нормами языка а в основном социально-психологическими факторами. Отсюда по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде которая окружает автора (социальной этической профессиональной) и в определенной мере о тех знаниях которыми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятельности. Особенности языковой организации (синтаксические морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности.

Ряд вопросов неидентификационного плана (психические расст­ройства необычные писихофизиологические состояния) могут быть решены лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии.

Методика экспертного исследования основывается на анализе лингвистических логико-психологических психологических и иных методик.

Письменная речь есть фиксируемая в рукописи деятельность индивида применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива. Эту деятельность следует рассматривать как сложно организованную систему функционирование которой осуществляется на основе комплекса качественно неоднородных навыков. Выделяется два основных типа навыков — языковые и интеллектуальные имеющие большое зна­чение при исследовании рукописей. Наличие в текстах каких-то жаргонных слов архаизмов характерного стиля изложения откло­нений от общепринятых языковых норм как правило является основанием для выдвижения конкретных следственных версий.

5. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

В постановлении о назначении экспертизы должны содержаться вопросы стоящие перед экспертом сведения об известных обстоя­тельствах имеющих отношение к предмету экспертизы (условия выполнения текста действительно ли существует лицо от имени которого исполнена подпись или она вымышленная состояние писавшего и т.п.) перечень материалов направляемых на исследо­вание.

В вопросах эксперту необходимо указать в каком документе и что исследуется.

Страницы: 1 2