Личность преступника: понятие, цели изучения, типология

Рефераты по криминалистике » Личность преступника: понятие, цели изучения, типология

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

по дисциплине

КРИМИНАЛОГИЯ

на тему:

“ Личность преступника: понятие цели изучения типология ”

Студента группы К2П1-1

Гурьева В.В.

Москва 2000 год

ПЛАН

Стр.

Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3

1. Преступник и личность преступника…………………………………………...4

2. Изучение социальных позиций ролей и деятельности преступников………...7

3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и

ценностно-нормативных характеристик сознания личности……………………11

4. Классификация преступников…………………………………………………..16

Заключение…………………..……………………….………………....………..…20

Список литературы………………………………...………………….…..……….21

Введение

Криминология — учение о преступлении если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — пре­ступление logos — учение. Однако фактическое содер­жание науки криминологии гораздо сложнее и много­аспектное. Она изучает закономерности не только отдель­ных преступлений но и преступности как массового преступного поведения отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?

Объектом криминологического изучения являют­ся: 1) отдельные лица совершающие преступления (на­пример при монографическом их исследовании); 2) разные контингенты преступников: несовершеннолетние. Рецидивисты т. п. 3) различные криминологические типы преступников.

Одновременно изучаются лица не совершающие преступлений для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях.

Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и требует специальных познаний психофизиологических — медиков и биологов. При анализе ближайших к преступлению причинных цепо­чек и комплексов допустимо ограничение только социологическим социально-психологическим и этико-правовым исследованием.

Личность преступника изучается криминологами одновременно в двух аспектах: с одной стороны как объект социальных связей и влияний с другой — как субъект способный к активной целенаправленной пре­образующей деятельности.

Предметом криминологического изучения являют­ся следующие личностные характеристики: 1) "объек­тивные" или социальные позиции и роли; деятельность личности; 2) "субъективные": потребностно-мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания.

1. Преступник и личность преступника

Ни один криминолог какую бы научную школу он ни представлял не может обойти проблемы связанной с человеком совершающим преступления. Назовем такого человека для краткости "преступником". Понятие "пре­ступник" следует использовать только как формальное т. е. отражающее не наличие у человека каких-то осо­бых криминальных характеристик а тот факт что человек совершил преступление. Это понятие важно от­личать от другого: "преступный человек" используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике.

В понятии "человек" воплощено неразрывное един­ство разных сторон его существа: социальной и биоло­гической. В понятии "личность" фиксируются только спе­цифически социальные признаки. Личность — это "со­циальное лицо человека" то кем он стал развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия "лич­ность преступника" следует иметь в виду именно "со­циальное лицо" человека совершившего преступление. И ничего более.

Существует тройной механизм социальной детер­минации преступности: во-первых путем определенного социального формирования личности; во-вторых путем дачи ей предписаний противоправного либо про­тиворечивого характера; в-третьих путем постановки личности в ситуации вынуждающие и облегчаю­щие выбор преступного варианта поведения.

Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты отличаются ли преступники от не преступников — это уже другие вопросы и при ответе на них используются иные понятия.

Дискуссия о соотношении биологического и социаль­ного в личности преступника имеет непосредственный выход на практику. Авторы отдающие предпочтение био­логическому фактору делают выводы о ведущей роли при изучении преступника психиатра психолога о применении биотехнических приемов и тестов. Сторон­ники решающего влияния социального фактора пишут о социальных программах коррекции поведения. В на­стоящее время ушли в прошлое крайние взгляды отдающие предпочтение исключительно биологическому фактору хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно отнестись к последним дости­жениям генетики не сбрасывать со счетов влияние на поведение людей генетических аномалий.

Но всегда существовал другой подход жестко от­рицающий биологизацию преступного поведения. В на­чале XX века А. А. Пионтковский писал что нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступле­ние постоянными свойствами природы человека в том числе "преступного человека". Человек совершает преступление будучи таким каков он есть. И конечно при формировании личности значимо красив человек или он уродлив от рождения. У него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов разные жизненные пути. Одни люди импуль­сивны. Другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый че­ловек и не удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития.

И биологические и социальные особенности чело­века несомненно участвуют в детерминации преступ­ности. Не случайно в уголовном судопроизводстве про­водятся судебно-психологическая судебно-медицинская судебно-психиатрическая и иные экспертизы при изу­чении преступности ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования.

Наряду с учетом разных характеристик преступ­ников надо разграничивать преступников т. е. вменя­емых лиц достигших определенного возраста и лиц не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии.

Криминологу не стоит оспаривать по существу вы­воды других специалистов о наличии прирожденных про­грамм поведения и совершении под их влиянием обще­ственно опасных деяний. Ему важно знать действи­тельно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руково­дить ими или его поведение было жестко задано био­логическими особенностями. В последнем случае чело­век перестает быть объектом внимания криминологов ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.

Многое еще будет открыто и должно учитываться теми кто занимается человеком — этой самостоятель­ной "вселенной". Но указанный выше подход кримино­лога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на вопрос о причинах преступного поведе­ния деяний вменяемых лиц действовавших в ситуа­циях допускавших помимо криминального иные вари­анты поведения. Вопрос "почему же избран криминальный вариант поведения" требует анализа не детерминации в целом а конкретно причинности. При ответе на него исследу­ются социальные характеристики преступников — лич­ность преступника.

2. Изучение социальных позиций ролей и деятельности преступников

Криминологические исследования фиксируют осо­бенности социальных позиций и ролей личности ее со­циально-ролевого поля.

В криминологии целесообразно исходить из норма­тивного понимания роли. Социальная позиция — это своеобразный "узел отношений" в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он — сын (дочь) отец (мать) брат (сестра) внук (внучка). Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли одновременно составляемый тремя группами субъектов: 1) государством и выраженный в системе официальных предпи­саний (законов подзаконных актов); 2) обществом в фор­ме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения: моральных эстетических религиоз­ных и иных; 3) неофициальными структурами (семьей досуговыми группировками группами сослуживцев и т. п.) в форме неписаных правил поведения их социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Для каждого человека важна значимость социаль­ной позиции значимость субъекта от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Исполнение роли особенно если это продолжает­ся долго накладывает на личность определенный отпе­чаток развивает у нее одни качества и подавляет дру­гие. Например отмечено что формирование несовер­шеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок разви­вает у них качества важные для неофициального меж­личностного общения: они легко устанавливают контак­ты с людьми чутко реагируют наих настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты кото­рые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина про­фессионализм и т. п.

Криминологу важно различать: 1) роль как сово­купность нормативных предписаний соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом того что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фак­тическое исполнение роли в конкретных условиях мес­та и времени. В последнем случае это зависит от соци­альных условий а также уже ранее сформированных личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активнос­ти личности но задает социальные пределы этой ак­тивности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершенно­летних этот выбор практически ограничен у осужден­ных отбывающих лишения свободы также.

Существует объективный конфликт ролей когда их содержание действительно противоречиво и субъективный когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых не умеет их согласовать.

В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей порож­дающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей когда они из противо­речивших только нормам морали в новых условиях пе­рерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруд­нение процесса нормального формирования и нормаль­ной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например исследования показывали что многие лица формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью в своей семье воспроизводят характерные для роди­тельской стандарты поведения: избиение супруги гру­бые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо вы­ливается в преступное поведение в других — влечет распад семьи уход в досуговые группы собутыльников усиление деморализации и участие в пьяных кри­минальных конфликтах либо утрату работы и соверше­ние краж ради приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в боль­шинстве случаев существенно различается применительно к лицам совершающим обще уголовные и эконо­мические преступления. У первых она носит более оче­видный и грубый характер.

При анализе деятельности лиц совершающих пре­ступления учитывается следующее:

1) фактическое поведение лица не идентично со­держанию роли;

2) личность представляет собой определенную це­лостность при всем многообразии ее позиций и ролей в деятельности она проявляет себя именно в этой целост­ности субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;

3) деятельность оказывает на человека обратное воз­действие при этом важно одобрение или неодобрение поведения его закрепление и закрепление его резуль­татов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части пре­ступников баланс их приобретений и потерь в резуль­тате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на дол­гие годы.

Деятельность — это определенная система дей­ствий система поведения. Она охватывает и матери­ально-практические и интеллектуально-духовные опе­рации т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:

1) представляет ли собой преступное деяние изо­лированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков;

2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований соответствующих нор­мальным для человека определенного возраста и поло­жения социальным позициям (преждевременное остав­ление школы несовершеннолетним отказ в материаль­ной поддержке детям и т.п.); б) аморальных но не противоречащих праву поступков (пьянство половая распущенность и т. п);в) противоправных поступков не­преступного характера (дисциплинарно административ­но наказуемых гражданско-правовых деликтов) пре­ступлений;

3) в какой сфере деятельности совершаются пре­ступления.

Криминологические исследования указывают на то что в большинстве случаев совершение тяжких пре­ступлений бывает результатом не "скачка" от нормаль­ного поведения к наиболее общественно опасному пре­ступному а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По дан­ным выборочных исследований более 80% лиц совер­шавших умышленные убийства ранее совершали либо преступления либо неоднократно иные правонаруше­ния.

Анализ сфер деятельности взаимодействий в ко­торых совершались преступления сопровождается вы­яснением того насколько распространены соответству­ющие типы взаимодействий как часто они дают кри­минальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе мо­жет даваться прогноз развития преступности а также формулируются рекомендации по предупреждению пре­ступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности и ее дея­тельности в целом помогает выявить определенные сте­реотипы поведения ставшие для нее привычными спо­собы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет преступное поведение людей в ситуациях не привычных для личности или когда она действует почти импульсивно.

3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности

Потребности — источник мыслительной и пове­денческой активности человека они отражают и его природные свойства (элементарные или естественные потребности: в пище одежде сне определенной тем­пературе существования и др.) хотя при этом бывают "социально окрашены" и чисто социальные характе­ристики сформировавшиеся в обществе. В этой систе­ме потребностей нельзя сбрасывать со счетов такие важные которые часто проявляют себя в преступном поведении как стремление к самоутверждению про­явлению своего "Я" познанию и творческой деятельно­сти. Интересы или эмоционально окрашенные потреб­ности в большей мере зависят от системы ценностных ориентаций личности иных содержательных характе­ристик ее сознания.

Под "мотивационной сферой личности" понимается вся "совокупность ее мотивов которые формируются и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов полага­ют что можно говорить о совокупности мотивов и целей.

Выделяются следующие основные мотивы лежа­щие в основе преступного поведения и преступности:

1) общественно-политические: устройство управле­ния государством и обществом участие в этом управ­лении влияние на него и т. п.;

2) социально-экономические: а) удовлетворение "аб­солютных" т. е. самых необходимых жизненно важ­ных потребностей; б) удовлетворение "относительных" потребностей возникающих в условиях социально-экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; в) достижение своего "идеала" — некоего "материаль­ного стандарта" (сверхбогатство) или "социального стандарта" (проникновение в "высшие слои" общества) на которые ориентировано данное лицо либо другого;

3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в фи­зическом или психологическом планах): а) абсолютиза­ция идеи самоутверждения реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоут­верждение в тех формах которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный нецивилизо­ванный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судеб­ного порядка защиты чести и достоинства ведет к фи­зической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи когда забитый находящийся в "нечеловечес­ких условиях" человек и утверждается "нечеловечес­ким" путем;

4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения зако­ном; б) избирательность такого соотношения (например только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими но не подчиненными и "бе­зответными людьми" и т. п.).

В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечает­ся своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций.

Ценностные ориентации — глубинные личност­ные характеристики которые указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Важное значение имеет также устойчивость ориентации ее интенсивность.

У преступников в системе ценностных ориентаций высшие места занимают индивидуально либо кланово-эгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает "личное материальное благополучие" "неограниченное проявление своего Я" создание для этого наиболее комфортных условий либо узкоклановый групповой "эгоистический" интерес.

Среди ориентаций-средств преступники в сравне­нии с контрольной группой гораздо чаще отдают при­оритет не своим личным позитивным качествам (способностям трудолюбию целеустремленности и т.п.) а материальной поддержке "нужным связям" любым средствам по формуле: "хочешь жить — умей вертеть­ся". Отсюда — их инициатива в подкупе государствен­ных служащих экзаменаторов использование вымо­гательства и т. д.

Криминологическое значение имеют и категории морали нравственности производные от них понятия "добро" и "зло" "порядочность и подлость" "верность и вероломство" "гуманность и жестокость" а также иные.

У преступников фиксируются: а) существенные пробелы в нравственном сознании когда например формировавшийся в криминальной и аморальной среде подросток действительно не знаком с общественно одобряемой системой нравственных норм поведения и искренне полагает что "того кто не прав надо бить и бить жестоко" "сам что-то не урвешь о тебе не поза­ботятся" и т. д.; б) искажения ведущие к нравственно­му конфликту с общепринятыми в обществе нормами морали нормами морали разных групп "двойной мо­рали". Надо помнить о неоднородности морали в обществе разделенном на социальные группы сословия. И криминологически существенно в этом плане выявле­ние взаимосвязей между преступностью и моралью раз­ных социальных групп слоев населения.

Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему личность с искаженными потребностями интересами ценностными ориентациями нравственными представлениями не остановил закон в том числе уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа правосознания человека.

Правосознание многих преступников специфично оно существенно отличается от правосознания лиц из контрольной группы.

Страницы: 1 2