Взаимодействие следователя с органами дознания при производстве предварительного следствия

Рефераты по криминологии » Взаимодействие следователя с органами дознания при производстве предварительного следствия Скачать

Тема : Взаимодействие следователя с органами дозн ания при производстве предварительного следствия.

П ЛАН

Введение.

1. Понятие дознания и предварительного следствия.

а) предварительное следствие.

б) дознание.

2. Взаимодействие: принципы и общие вопросы.

3. Взаимодействие в раследовании и раскрытии преступлений.

4. Взаимодействие следователей с оперативными аппаратами при реализации оперативных материалов и рассмотрении материалов доследственной проверки.

5. Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия осуществляемое на всем протяжении их деятельности.

6. Контроль и оценка результатов взаимодействия.

Заключение

Введение.

В настоящее время органами внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер по улучшению работы по расследованию и раскрытию преступлений. Получают развитие новые формы взаимодействия внедряется специализация сотрудников совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности. Оправдала себя практика организации специализированных подразделений оперативных службах и следствии.

В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел - раскрытие тяжких преступлений. В работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сот рудн ик не в полн ой мере используются криминалистические средства и ме тоды низкой остается организаторская роль руководителей горрайлинорганов.

В связи с создавшимся положении необходимой и важной темой и сследования является проблема взаимодействия орган ов дознания и предварительного расследования. К сожалению рамки курсовой работы не позволяют досконально изучить названную проблему однако автором делается попытка охватить основные вопросы данной темы. Насколько эта попытка удачна - судить вам!


1. Понятие дознания и предварительного следствия.

Перед тем как приступить к рассмотрению проблемы взаимодействия дознания и предварительного следствия необходимо дать основные юридические характеристики данным понятиям. Так например из курса правоохранительных органов нам известно что предварительное расследование делится на 2 формы: дознание и предварительное следствие. Таким образом являясь частью единого механизма дознание и предварительное следствие выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений. Так например они обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления осуществляя свою де ятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства и соблюдая единую процессуальную форму. Различия между ними также составляют объем процессуальных полномочий следователя и лица производящего дознание сроки производства и т.д.

Предварительное следствие.

Как уже упоминалось предварительное следствие является формой предварительного расследования. Оно осуществляется следователями прокуратуры органов внутренних дел и орган ов контрразведки. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры.[1] В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел по которым обязательно проводится предварительное следствие указан во т. 126 УПК. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности.

Следователь самостоятельно принимает все решения вязанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий кроме отдельных действий на которые необходима санкция прокурора. Следователь процессуально независим его полномочия носят властный характер. Это выражается в том что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело по которому обязательно предварительное следствие но которое возбуждено и расследуется органами дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями учреждениями организациями должностными лицами и гражданами.

В органах внутренних дел имеются следователи старшие следователи старшие следователи следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам. Систему следственных подразделений МВД РФ возглавляет Следственный комитет которым руководит один из заместителей мин истра. В системе органов внутренних дел следственный аппарат обладает автономным статусом.

б) Дознание.

Дознание является формой предварительного расследования. Его производство осн овывается на том же законодательстве что и предварительное следствие акты органов дознания принятые в пределах их компетенции имеют такое же юридическое значение как и акты предварительного следствия.

Уголовно-процессуальное законодательство различает две формы дознания: по делам по которым предварительное следствие обязательно [2] и дознан ие по делам по которым предварительное следствие н е обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело проводит по нему неотложные следственн ые действия и в десятидневный срок передает дело следователю который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае когда предварительное следствие по делу не обязательно дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на органы дознан ия возлагается производство необходимой оперативн о-розы скной деятельности в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших. Эта деятельность не является дознанием а относится к самостоятельной функции органов дознания предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания которые располагают оперативными службами.

Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся н апример: милиция орган ы государственн ой безопасности органы государственного пожарного надзора таможен ные органы Российской Федерации и другие.

Как уже упоминалось законодатель различает две формы дознания. Дознание по делам по которым обязательно предварительное следствие начатое органом дознания состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр обыск выемка задержание и допрос подозреваемых освидетельствован ие допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10-дневны м сроком после чего дело немедленно направляется следователю и дальнейшее производство следственных действий по нему органов дознан ия возможно только по поручению следователя. Однако если не обнаружится лицо совершившее преступление орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о его результатах.

По делам по которым производство предварительного следствия не обязательно орган дознания проводит расследование в полном объеме заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановлением о прекращении производства по делу (ст. 120 УПК). Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности в частности срок дознания - 1 месяц а также то что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому а другие участники процесса просто извещаются об окончании дознания.


2. Взаимодействие: принципы и общие вопросы.

Понятие «взаимодействие» многогранно и различные науки определяют его с совершенно различных сторон. Так с точки зрения науки философии взаимодействие - философская категория отражающая п роцессы воздействия объектов друг на друга их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - объективная и универсальная форма движения развития определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.[3]

Переходя на более низкий уровень можно рассматривать конкретно взаимодействие органов внутренних дел так как это делает наука ОРД:

Взаимодействие - деятельность заключающаяся в наиболее целесообразном выборе и реализации организационных и тактических мер направленных на создание оптимальных условий для решения задач борьбы с преступностью путем осуществления упорядоченных и взаимоувязанных действий двух или более субъектов.

Еще более конкретизируя понятие и оставаясь в рамках науки ОРД можно вывести что: Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе согласованная по целям месту и времени деятельность данных субъектов осуществляемая в целях предупреждения раскрытия и расследования преступлений а также розыска преступников. [4] Там же приводятся формы взаимодействия вышеуказанных органов.

Это:

1. Законность

2. Научность

3. Плановость

4. Общность интересов

5. Нормативность

6. Равенство прав субъектов


Основным нормативным актом регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.)

Данный иормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия но определяет его основополагающие принципы как то:

- соблюдение законности констит уционных прав и свобод граждан;

- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;

- персональная ответственность следователя руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розы скны х мероприятий;

- самостоятельн ость следователя в принятии решений за исключением случаев предусмотренных уг оловно-процессуальны м законодательством;

- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розы скн ой деятельности а рамках действующего законодательства;

- согласованность планирования следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий;

непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности расследовании и раскрытии преступлений до принятия решен ия по уголовному делу.

Прежде всего обращает на себя внимание конкретность указанных п ринципов в отличии от приведенных ранее что и не удивительн о поскольку непосредственно закон как регулятор практической деятельности ОВД должен быть более конкретен нежели общетеоретические научные выкладки. Кроме того из списка установленн ого законом исчезают некоторые принципы: принцип научности (Хотя это и не верно но зато наиболее реально: о какой научности может идти речь в современных условиях в которых находятся Райлинорганы внутренних дел!) принцип равноправия субъектов (Действительн о УПК устанавливает некоторое подчинение органов дознания органам предварительного следствия. Так например органы следствия вправе давать поручения органам дознания для проведения теми отдельных следстве нн ых и оперативно-розыскных действий которые орган предварительного следствия сам произвести не в состоянии. В практической деятельности постоянно происходит превышение следователями своих полномочий в виде вынесения поручений выполнение которых возможно и должно производится органами предварительного следствия во взаимодействии с иными службами например привод подозреваемого не явившегося по повестке должен осуществляться следователем совместно с дежурными частями на практике это зачастую не так) и т.д.

Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия:

- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий при совершении преступлений;

- всестороннее и объективное расследование преступлений своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц их совершивших а также розыск скрывшихся преступников;

- осуществление мероприятий направленных на возмещение материального ущерба причинен ного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Хотелось бы отметить что если две первые задачи решаются в настоящее время органами внутренних дел на достаточно высоком уровне то третья задача а конкретнее возмещение материального ущерба в современных условиях является почти недостижимой. Юридическая наука выделяет также формы такого взаимодействия:

1. Обмен информацией

2. Совместное планирован ие

3. Совместный анализ и оценка оперативной обстановки

4. Совместная учеба и разбор реализованн ых дел

5. Совместная работа на месте происшествия Как будет видно из дальнейшего материала данн ые формы выведенные наукой нашли свое отражение в нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений а в завершение общей характеристики взаимодействия дозн ан ия и предварительного расследования хотелось бы привести нормативно-правовую основу данного взаимодействия:

- Конституция Российской Федерации;

- уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;

- законодательство в сфере оп еративно-розы скной деятельности;

- международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

- Инструкция по организации взаимодействия подразделен ий и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений ведомственные и межведомственные нормативные акты.

Взммад©1й[етви1© в расс ле до ва нии и рас крытии ш р©стушл(ш ий

Если классифицировать взаимодействие органов дознания и предварительного следствия по условным стадиям деятельности этих органов то выделяется:

1. Взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений

2.. Взаимодействие при реализации оперативных материалов и рассмотрении материалов доследственной проверки

3. Взаимодействие на протяжении всей деятельности вышеуказанных

органов.

Рассмотрим подробнее первый пункт. Начало производства определенных действий а значит и начало взаимодействия дознания и предварительного следствия связано с поступившим сообщением о преступлении. При поступлении сообщения о преступлении:

1. Дежурн ый по органу внутренних дел:

- Принимает меры с привлечением групп немедленного реагирования нарядов патрульно-постовой и дорожно-пат рульной службы к пресечению преступления обеспечению охраны места происшествия перекрытию возможных путей отхода лиц совершивших преступление блокированию мест их укрытия и задержанию установлению очевидцев.

- Незамедлительно орган изует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы (СОГ) в том числе участкового инспектора обеспечив их средствами связи криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно.

- В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицин ы баллистики взрыво - и пожаро-техники и других а также привлечение дополн ительных сил и средств для раскрытия преступлений по " горячим следам".

- Поддерживает связь с следственно оперативной группой для получения постоянной информации об оперативной обстановки с целью принятия дополнительных мер. Организует инициативно и по запросам руководителей следственно-оперативной группы получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление группе.

- Ориентирует другие органы внутренних дел о совершенном прест уплении приметах преступников похищенных предметах и других обстоятельствах. Принимает меры к установлен ию личности погибших при криминальных обстоятельствах а также пострадавших доставленных в медицинские учреждения.

- О совершении преступления и выезде СОГ незамедлительно докладывает начальнику горрайлиноргана или ответственному от руководства и в дежурную часть вышестоящего органа В последующем информирует их о результатах работы следственно-оп еративной группы.

Получив сообщение о преступлении и прибыв на место происшествия субъекты взаимодействия осуществляют следующие действия:

Следователь:

- Осуществляет руководство следственно-оперативной группой определяет порядок ее работы обеспечивает согласованную деятельность всех ее член ов направленную на установление очевидцев пострадавших и лиц совершивших преступление обнаружение фиксацию и изъятие следов преступления формирование доказательственной базы.

Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия.

Допуск к месту происшествия лиц официально не участвующих в его осмотре производится только с разрешения руководителя СОГ.

- Через дежурного по органу внутренних дел привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля - сотрудников экспертно- криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства;

- Совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

- Дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий.

- Несе т персональную ответственность за качество полноту и результативность осмотра применения криминалистических средств и методов сбор упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств

- По результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уг оловно-проц ессуальны м законодательством.

- При отсутствии достаточных данных указывающих на признаки преступления через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.

Не допускается передача составленного следователем протокола осмотра места происшествия и других собранных материалов при наличии признаков подследственного ему преступления в подразделения выполняющие функции органов дознания.

Оперуполномоченный:

- Осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" по обнаружению и задержанию лиц совершивших преступление установлению очевидцев мест хранения и сбыта похищенного для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделен ий внутренних дел и иных ведомств.

- По поручению следователя производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

- Сообщает в дежурную часть сведения о характере преступления приметах подозреваемых похищенного а также другие данные имеющие значение для поиска и задержания преступников.

- О результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.

Страницы: 1 2 3